Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Эстетика Возрождения




Эстетическое переживание в средние века (текстовый семинар по фрагментам работ

Тема 4. Эстетика в средние века

 

Имплицитный характер средневековой эстетики:разрешение круга эстетических проблем в рамках христианской философии. Решение эстетических проблем античности новыми средствами.

Средневековая эстетика пропорциональности. Августин: красота как "пропорциональность частей в сочетании с приятностью окраски". Перенесение доктрины Августина в сферу практики.

Средневековые эстетические концепции света. Идея Бога как света. Свет как метафора духовных реальностей. Роберт Гроссетесте: свет как величайшая из пропорциональностей.

Средневековая эстетика формы. Фома Аквинский: форма и гармония как характерные признаки красоты. Слияние света с энергией формы. Лучезарность как признак красоты.

Августина и Фомы Аквинского)

 

1. Эволюция эстетических представлений Августина.

2. Августин о прекрасном и соответственном.

3. Августин о красоте и единстве.

4. Августин о красоте геометрических фигур.

5. Красота прямой линии.

6. Красота и число.

7. Понятие ratio у Августина.

8. Красота и соответствие.

9. Контрасты в природе и в искусстве.

10. Благо и красота у Фомы Аквинского.

11. Признаки прекрасного.

12. Понятие прекрасного.

13. Понятие совершенного.

14. Фома о художественной идее.

 

 

Литература

 

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. / редкол.: М. Ф. Овсянников (гл. ред.) [и др.]. – Т. I. – М., 1962. – С. 258–277, 288–291.

Гилберт, К. Э. История эстетики / К. Э. Гилберт, Г. Кун. – 3-е изд. – СПб., 2000. – C. 137–179.

Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике / У. Эко. – СПб.: Алетейя, 2003.

Эко, У. Эволюция средневековой эстетики / У. Эко. – СПб.: Азбука–классика, 2004.

 

 

Роль магико-герметической традиции в культуре Ренессанса. Трансформация эстетических метафор в эпоху Возрождения. Метафора "зеркала". Метафора "завесы".

Трансформация понятия "искусства" и возвышение худо­жника в эпоху Возрождения. Поэзия, живопись и скульптура как "свободные профессии". Художник как философ и кри­тик.

Изменение отношения к природе в эпоху Ренессанса. Природа как "скрытая сущность". Математизация понятия пропорции. Категория перспективы.

Красота. Понятие гармонии и композиции. Идея проекта и проективности. Понятие удовольствия. Понятие подражания. Поэзия как подражание.

 

Тема 6. Эстетика нового времени:
эстетические модели классицизма и Просвещения

 

Рационально-проективный характер эстетических воззрений XVII–XVIII вв. Противостояние идей новой механической науки и магико-герметической традиции. Полемика между сторонниками гармонического проекта Ренессанса и идей универсальной рациональности.

Эстетика классицизма. Декарт: требование строгой систематизации и ориентация на выработку канонов и правил. Теория литературы и искусства: развитие декартовской эстетики и реализация идеала гармоничности. Ориентация на классические образцы. Трактат "Поэтическое искусство" Никола Буало.

Эстетика Просвещения. Принцип универсальной регламентации. Проблема воспитания и самовоспитания человека. Идея воспитательного значения искусства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.