Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы и ответы относительно следования и противопоставления движению каналов цзин-ло 2 страница




В каноне «Сокровенные высказывания о таинственной драгоценности» говорится: "Если входишь в кожу на 3 фэня, это соответствует разделу сердца и легких, где движется ци субстанции ян. Если вводишь иглу на 5 фэней, это будет раздел печени и почек, где находится ци субстанции инь.» Это высказывание требует подробного толкования. В последующем мудрецы в своих сочинениях, отталкиваясь от 1 фэня, доходили до 10 фэней, что привело к усложнению и таинственности методов. Хотя укалывание и отличается по глубине, однако принципы остаются незыблемыми, объясняют друг друга. Это и следует сохранить.

Вопрос: Каковы законы изменения расположения субстанций инь и ян в организме?

Ответ: Здесь надо говорить о взаимном проникновении субстанций инь и ян. Если субстанция ян проникает в раздел субстанции инь, а субстанция инь - в раздел субстанции ян, то это вызывает болезнь. Необходимо продвинуться к источнику возникновения, чтобы произошел упадок жун ци, либо чтобы вэй ци был пораженным. Когда вэй ци приходит в упадок, то жун ци выходит наружу. Тогда кровь и ци перестают оставаться на своих местах, что может вызвать скопление ци. В результате, происходит наполнение. Или же ци может рассеяться, тогда возникает пустота. При наполнении ощущается боль, при пустоте теряется чувствительность. Боли соответствует субстанция инь. Если при ощущениях боли надавить рукой, но ци не достигается, значит, имеет место преобладание субстанции инь. Поэтому колоть надо глубоко. Потере чувствительности соответствует субстанция ян, поэтому и колоть надо мелко. Если болезнь находится в верхней части, это соответствует субстанции ян. Если болезнь находится в нижней части, это соответствует субстанции инь. Если болезнь в самом начале возникла в зоне субстанции инь, значит и лечить ее надо сначала в этой зоне, а потом переходить на зону субстанции ян. Если болезнь возникла в зоне субстанции ян, то ее сначала надо лечить в этой зоне, а переходить в зону субстанции инь надо позже.

Вопрос: Как можно изменить направление следования и противопоставления движению?

Ответ: Если вэй ци прекращает циркуляцию по своему обычному пути, появляется болезнь, называемая недостаточностью. Эта болезнь может выражаться в разных формах, в зависимости от которых методы укалывания также различаются. Поэтому в каноне говорится: "Если укалываешь при горячей недостаточности, оставляя иглу, вызываешь холод. Если укалываешь при холодной недостаточности, оставляя иглу, вызываешь жар.» Другими словами, противопоставление движению ци вызывает жар. Поэтому говорится, что укалывая при горячей недостаточности, нужно колоть зону субстанции инь 3 раза, зону субстанции ян - 1 раз. Если больной страдает уже очень долго, это значит, что ци ложного се у него проникло очень глубоко, поэтому и колоть его надо также глубоко и оставлять иглу на продолжительное время. По истечении 1 дня следует вновь повторить сеанс. Сначала следует урегулировать левую и правую половины и очистить кровеносные сосуды.

Вопрос: Как лечить при синдромах пустоты, наполнения, холода, жара?

Ответ: Предварительно следует исследовать пульс в точке жэнь-ин, чтобы разобраться в состояниях избыточности и недостаточности субстанций инь и ян. Исследуй вверху и внизу состояние системы каналов цзин-ло. Помассируй некоторые части с тем, чтобы разобраться в синдромах холода и жара. Прощупай 9 отделов с тем, чтобы почувствовать изменения. Надави на точки пульса каналов цзин-ло. Исследуй цвет кровеносных сосудов, рассмотри их форму. Если увидишь, что они одинаковы, значит, нарушений нет. Если же они отличаются, значит, имеются нарушения. Если при движении чувствуется боль в сосудах, либо при слабости они увеличиваются, значит, сосуды нуждаются в покое. А мышечные силы еще не иссякли. если наверху ци в избытке, его следует опустить вниз. Если наверху ци в недостатке, его нужно протолкнуть наверх. В каноне говорится: «Если болезнь продолжается уже долго, нужно искать причины ее, двигаться навстречу источнику. Если ци недостаточно, надо его накапливать и управлять им. Если наверху наблюдается сильный жар, ци надо направлять вниз. Если в движении снизу наблюдается остановка, необходимо привлечь ци наверх. Если снаружи чувствуется сильный холод, иглу надо оставлять в точке укола надолго и восполнять. Если болезнь уже вошла внутрь, нужно ей следовать и опорожнять. Если вверху чувствуется холод, а внизу жар, нужно толкать ци наверх. Если вверху жар, а внизу холод, нужно увлекать ци вниз. Если между жаром и холодом идет борьба, то нужно управлять ци и двигать его. Если кровь густеет, надо делать укалывание».

Вопрос: Восполнение состоит в том, чтобы, следуя вэй, управлять ци. Опорожнение состоит в том, чтобы, следуя жун, располагать ци?

Ответ: Вэй ци находится, в основном, на поверхности и управляет поверхностными разделами. Жун ци соответствует ци семени и управляет внутренними разделами. В каноне говорится: «Жун - это основная сущность водной долины. Кровь и ци приводятся в гармонию в 5 органах цзан, а потом направляются в 6 органов фу, после чего входят в сосуды, циркулируют в организме вверх и вниз, пронизывают 5 органов цзан и соединяют 6 органов фу. Вэй - это порождение водной долины, может быть резким и подвижным, скользящим и острым, поэтому не может входить в сосуды. Оно циркулирует в пространстве кожного покрова, между волокнами мышц, в пространстве диафрагмы и рассеивается в грудной и брюшной полостях. Если происходит противопоставление движению ци, появляется болезнь. Если следует естественному движению ци, болезнь уходит. Итак, жун и вэй управляют внутренней и внешней частями человеческого организма. Соответственно им необходимо применять восполнение и опорожнение.

Вопрос: Воздействуя укалыванием на субстанцию ян, необходимо колоть иглой, лежащей горизонтально. Воздействуя на субстанцию инь с целью рассеивания ян, следует вводить иглу вертикально?

Ответ: Укалывай мелко, чтобы воздействовать на субстанцию ян. Это связано с тем, что она принадлежит сердцу и легким. Чтобы воздействовать на субстанцию инь, укалывай глубоко, так как этот отдел соответствует печени и почкам. Если ты хочешь добиться движения субстанции ян, вводи иглу горизонтально и неглубоко. А чтобы ци могло свободно придти в точку, помассируй, надави и отступи, чтобы достигнуть расцвета ци. Затем вращай иглу, этим ты добьешься естественного распространения ци. В разделе ян определяющим будет движение. Если ты хочешь добиться движения субстанции инь, то на место укола надави ногтем, чтобы рассеять ци. А потом, поставив иглу вертикально, погружай ее глубоко. Достигнув ци, вытягивай и приподнимай, этим ты добьешься естественного регулирования ци. В разделе инь определяющим является состояние покоя.

Вопрос: Разбираясь в движении навстречу и следовании движению ци, можно достичь гармонии?

Ответ: Методы движения навстречу и следования определяются внутренним и внешним, верхом и низом, длиной пути, прошедшей болезнью. Зная связь внутреннего и внешнего, жун и вэй, вхождения и выхода, движений вверх и вниз в сосудах и каналах, можно осуществить движение навстречу и следование. Жун и вэй предоставляют собой субстанции ян и инь. Поэтому в каноне говорится: "Субстанция ян получает ци в 4-х конечностях, а субстанция инь - в 5-ти органах цзан. Поэтому выполняя опорожнение, сначала укалывай глубоко, а потом мелко, захватывая внутри и выводя наружу. Восполняя, укалывай мелко, а потом - глубоко, толкаешь его снаружи вовнутрь и вводишь. Следовательно в зависимости от того, где располагается субстанция инь и ян - внутри или наружи - продвигай иглу вперед или отступай. Что касается законов циркуляции крови и ци в каналах цзин и сосудах май, то в 3-х каналах субстанции ян, расположенных на руках, они с рук поднимаются на голову. В 3-х каналах субстанции инь на руках они с грудной клетки переходят на руки. В 3-х каналах субстанции ян на ногах кровь и ци с головы спускаются на ноги. В 3-х каналах субстанции инь на ногах они с ног поднимаются на брюшную полость. Поэтому, опорожняя 3 канала субстанции ян на руках, кончик иглы направляешь наружу, тогда он будет противопоставляться движению канала. Восполняя, кончик иглы ориентируешь внутрь, тогда он будет следовать движению канала. Во всех других случаях действия будут такими же. Итак, следование и противопоставление движению осуществляются в зависимости от прихода и ухода крови и ци в каналах и сосудах. Под большими соответствиями жун и вэй подразумеваются вход и выход ци». Когда в канонах говорится о каналах и сосудах, то имеются в виду приход и уход ци в движении вверх и вниз. В каждом конкретном случае укалывать надо в соответствии с движением навстречу и следованием.

Вопрос: Каковы соответствия открытия и закрытия ци в точках, когда пользуются методами восполнения и опорожнения, укалывая?

Ответ: Эти методы не ограничиваются только точками 10 небесных столбов. Но всегда, когда иглу вводят в пространство кожного покрова и ци субстанции ян свободно выходит из своего раздела, то это будет открытием. Если игла достигает пространства мышц, а ци субстанции инь остается закрытым в своей зоне, это будет закрытием. Поэтому внутри открытия может быть закрытие, и наоборот, внутри закрытия может существовать открытие. Механизм заключается в одном открытии и одном закрытии, совершаемые в пределах одной точки. Поэтому надо останавливать иглу, чтобы следить за движением ци, выполняя опорожнение и восполнение. В каноне «Цянь-цзинь» говорится: "Наружное вэй представляет собой раздел субстанции ян, а внутреннее жун - раздел субстанции инь».

Вопрос: Укалывая, следует ли задержаться в разделе субстанции ян, пока два вэй не соединятся, что должно закрепить дух шэнь и не ухудшит состояния?

Ответ: Задержка в разделе субстанции ян подразумевает, что игла должна ждать ци, находясь в пространстве кожи. 2 вэй обозначают ци при движении навстречу и следовании, вдохе и выдохе. Под закреплением духа шэнь, неухудшением состояния, знанием причин заболевания подразумевается, что левая рука держится наготове для выполнения восполнения и опорожнения. Методы были установлены древними, и в этом тайна их употребления.

Вопрос: Как позволить игле пройти пространство в доу с лишним?

Ответ: Этот метод имеет отношение к движению навстречу и следованию движению каналов. Он состоит в том, чтобы при достижении ци иглой сделать приподнимание и отступление, чтобы создать пустое пространство в доу с небольшим. Когда ци приходит, можно выполнять движение навстречу и следование. В каноне говорится: «Близкое ци не теряется, далекое ци не приходит».

Вопрос: Укалывание может быть большим или малым?

Ответ: Восполнение может быть уравнивающим, опорожнение также может быть уравнивающим. Это заключается в том, что может существовать неравновесие между субстанциями инь и ян. Если субстанция ян опускается вниз, это будет восполнением. Если субстанция инь поднимается вверх, это будет опорожнением. И при достижении гармонии между внутренним и внешним укалывание заканчивается. Восполнение может быть также большим, большим может быть также и опорожнение. Сущность этого состоит в том, что существуют расцвет и упадок субстанций инь и ян. Игла вводится в разделы неба и земли, таким образом, делается восполнение и опорожнение. В результате возникает сообщение между внутренним и внешним ци каналов, связываются между собой верхний и нижний разделы, а избыток ци превращается в упадок. Метод называется урегулированием субстанции инь и возвращением субстанции ян. Существует другое название - «Соединение ци при прохождении каналов». Другое название - «От корней вести к верхушкам». Несмотря на разные названия смысл одни - внимательно изучить путь, медленно приходить и медленно уходить, устраняя болезнь.

Вопрос: Точки располагаются на костях?

Ответ: Сначала иглу вводят, заставляя ее проникать в мельчайшие отверстия кожи. При попадании в точку следует ввести иглу глубже во время вдоха. Если укалывать по другому, это вызовет беспорядочное состояние ци под иглой, что будет препятствовать продвижению иглы вперед. При укалывании полного человека при синдроме пустоты внутри сначала осуществляется восполнение, а затем опустошение. При укалывании худого человека при внутренней полноте сначала выполняется опорожнение, а потом - восполнение.

Вопрос: Как осуществляется восполнение и опорожнение?

Ответ: При заболеваниях внутреннее и внешнее наносят вред друг другу. Следует выполнять восполнение и опорожнение по законам циклических знаков цзы и у. Эти действия заключаются в левом и правом вращениях иглы. Если болезнь находится в 3-х каналах субстанции инь и 3-х каналах субстанции ян, то восполняют и опорожняют в соответствии с законами циркуляции энергии в организме лю-чжу, что выражается в воздействии на точки ин-шу соответственно вдоху и выдоху при выводе иглы и ее удержании. Эти два типа воздействия неодинаковы. А вот надавливание, массирование, воздействие ногтем не отличаются друг от друга. Но для применения необходимо понимать деление на кровь и ци.

Вопрос: О восполнении и опорожнении говорят так: "Двигаясь навстречу, отбираешь, двигаясь вслед, даешь». Каков смысл изречения?

Ответ: Движение навстречу - это движение навстречу приходящему ци. Во время ин ци приходит в легкие, в час мао - в толстый кишечник. В эти часы легкие и толстый кишечник находятся в состоянии расцвета, поэтому у них следует отбирать, опорожняя их. Следование заключается в том, что следуют движению уходящего ци. В час мао ци уходит в толстый кишечник, в час чэнь - в желудок и легкие из толстого кишечника, в это время наступает его истинное опустошение, поэтому следует ему давать, восполняя. В других случаях надо поступать аналогично.

Вопрос: На сколько фэней надо вводить иглу и на какое время оставлять ее в точке укола?

Ответ: Определенного ответа здесь быть не может. Это связано с тем, что мышцы бывают толстыми и тонкими, болезнь может проходить медленно или быстро. Если колешь там, где мышцы толстые, надо иглу вводить глубоко. Если колешь там, где мышцы тонкие, надо иглу вводить мелко. Если заболевание уходит, иглу надо немедленно извлечь. Если заболевание задерживается, игла может оставаться в течение продолжительного времени.

Вопрос: Почему при восполнении и опорожнении не пользуются точками цзин, ин, шу, цзин-меридианами, хэ?

Ответ: Точки цин-мин, тун-цзы-ляо применяются для лечения заболеваний глаз, а точки тин-гун, сы-чжу-кун, тин-хуэй - для лечения глухоты, точка ин-сян - для лечения носа. Точка ди-цан применяется для лечения перекоса рта, точки фэн-чи и тоу-вэй лечат макушку головы. И в древности эти точки не связывались с точками цзин, ин, шу, цзин-каналов, хэ. Эти заболевания располагаются наверху, поэтому и точки берутся, расположенные наверху.

Вопрос: В связи с тем, что существует система циркуляции ци лю-чжу по точкам каналов, необходимо восполнять и опорожнять в соответствии со временем. Но теперь есть болезни, относящиеся к разным меридианам системы цзин-ло. Можно ли их также лечить в соответствии со временем?

Ответ: Если болезнь появляется в меридиане, то канал обладает синдромами пустоты и наполненности. Восполняя или опорожняя полноту, излечиваешь заболевание. Есть болезни, когда достаточно сделать 1 раз укалывание. Есть болезни, требующие многократного укалывания. Кроме того, болезни бывают только появившиеся и хронические, мелкие и глубокие. Если болезнь только появилась, к тому же она мелкая, то для ее излечения достаточно 1 укола, в то время как глубокая и хроническая болезнь требует многократного укалывания. Лекарства дань-си и дунюань нужно принимать 1 дозу, но иногда требуется до 10 доз для излечения. В наши дни повторного укалывания не делают, если болезнь не прошла после первого укалывания. Между прочим, болезни не возникают независимо в одном меридиане цзин или в одном канале ло. Появившись, болезнь передается, все 6 видов ци взаимодействуют между собой, а между корнями и верхушками возникают противоречия. После одного укалывания могут быть вылечены только верхушки, а в корнях заболевание остается. Или наоборот, воздействуют только на корни,. а в верхушках болезнь остается. В таких случаях лучше укалывать многократно, чтобы полностью изолировать заболевание от соседних участков организма.

Вопрос: Игла по своей форме чрезвычайно мала, как можно применять восполнение и опорожнение?

Ответ: Сравним ци с ножным мячом, который при отсутствии в нем воздуха сдувается, и его нельзя подбросить ударом ноги, так как ци вышло через отверстия, но только стоит ци наполнить его, он восстанавливает нормальные размеры и форму. Точно такой смысл восполнения при синдроме пустоты у больного. Если из всех отверстий организма убираются закрывающие их факторы, тогда ци уходит через эти отверстия. Если же они закрыты, то ци копится, и его нужно выпустить, чтобы привести организм в нормальное состояние. Таков смысл опорожнения, выполняемого при синдроме полноты.

Вопрос: В каноне «Нэй-цзин» при описании методов лечения заболеваний очень мало говорится о принятии лекарств, но много пишется об укалывании и прижигании, почему?

Ответ: Трактат «Нэй-цзин» был написан во времена далекой древности, когда люди работали, но не уставали, отдыхали, но не теряли работоспособности, ели, но не объедались, то есть не наносили вреда своему внутреннему. Люди носили такую одежду, которая не удерживала жара, а потому они не портили свое внешнее состояние тела. В жилищах своих они соблюдали умеренность и избегали и холода и жары. Они были равнодушны к славе и выгоде и пребывали в пустоте-необладании, а потому удерживали внутри все свои жизненные силы. Так какие же болезни могли возникнуть у них? Существовали предательские вредные ветра и ложное се пустоты, но они не могли проникнуть вглубь организма, так как они не были способны пройти даже сквозь отверстия кожи, поэтому мог только засориться канал и возникнуть поверхностный беспорядок ци, но не более. Укалыванием заставляли двигаться ци, а прижиганием рассеивали его сгустки. Чтобы болезнь прошла, было достаточно такого воздействия. Поэтому не было и необходимости принимать отвары лекарственных трав. Но в наши дни путь дао и достижение дэ с каждым днем приходят в упадок, вино превратилось в приправу, а заблуждение заменило истину постоянства-чан. Люди удовлетворяют свою похоть, растрачивая на это душевные силы. Люди мысленно выбирают, рассеивают истинное-чжэнь, не знают, как удержать полноту, не размышляют о сохранении духовного начала шэнь, утомляют свое сердце удовольствиями, не знают никакой меры в наслаждениях, в устройстве жилищ не соблюдают меры, не могут избежать холода и жара. Поэтому у современных людей болезни возникают изнутри, легко попадают внутрь внешние ложные се. В каноне говорится: "Иглами можно лечить внешние заболевания, а отварами из лекарственных трав лечат внутренние заболевания. Если заболевание возникает внутри системы организма, то без отваров из лекарственных трав вылечить нельзя. Когда достигается улучшение общего состояния человека, можно употреблять отвары, это даст положительный эффект, но только если сочетать это одновременно с методами иглоукалывания и прижигания. Современность - это не древность, а поэтому и методы иглоукалывания для современного человека не являются единственным способом лечения, тем более, что при передаче через века были утеряны некоторые секреты применения. В древности не так уж часто пользовались и методами иглоукалывания и прижигания, тогда как в наши дни пользуются ими очень много. В наше время уже нельзя обойтись без использования отваров из лекарственных трав, не нужных в древние времена. Ученые должны усердно изучать эти вопросы.

Вопрос: Каковы секреты 8-ми методов циркуляции энергии в системе организма лю-чжу?

Ответ: Есть очень много секретов, но нет возможности описать их все. Здесь же мы расскажем только о самых главных. В далекой древности из уст в уста передавали истинные тайны, а первоначально 8 методов восходили только к использованию 8 точек. Число рождения относится к вдоху, применение его превращает жару в холод. Число становления относится к выдоху, его применение превращает холод в жару. Если сначала делать выдох, а потом вдох, то происходит истинное восполнение. Если сначала делать вдох, а потом выдох, то происходит опорожнение. Если выполняется плавное продвижение вперед и резкое отступление, то это будет опорожнением холода. Если выполняется резкое продвижение вперед и плавное отступление, то это будет восполнением жара. Выполнение напряженного приподнимания и плавного надавливания соответствует льду и холоду. Выполнение плавного приподнимания и напряженного надавливания соответствует огню и жару. Субстанция инь движущаяся внутри каналов май - это кровь жун. Субстанция ян. движущаяся за пределами каналов май - это вэй-ци. Пустоте соответствует плавность и продвижение вперед, а полноте - ­резкость и отступление назад. Если восполнять мать, то надо следовать движению и отдавать. Если опорожнять сына, то надо двигаться навстречу движению и забирать. Но разграничивая движение навстречу и отнятие, следование движению и отдачу, которые соответствуют опорожнению полноты и восполнению пустоты, не надо путать эти внутренние признаки с внутренними различиями полных и худых людей. Чтобы не повредить сухожилия и пленки при проведении сеансов укалывания, надо различать все суставы организма. При движении большого пальца вперед игла вращается влево, значит происходит восполнение пустоты. При отступлении назад большого пальца игла вращается вправо, происходит опорожнение полноты. Прочность и слабость соответствуют приобретению и потере. Они определяют поверхностное и глубинное расположение ци. Прочность соответствует приобретению, слабость - потере. Опорожняя, за образец берешь квадрат, восполняя - круг. В результате, происходит естественное соединение жун и вэй. При выполнении справа опорожнения нужно на вдохе отступить иглой, а потом выдохнуть. При выполнении слева восполнения следует на выдохе извлечь иглу, а потом вдохнуть. Нельзя этим методом пользоваться постоянно. После завершения необходимо осуществить массирование, надавливание, разглаживание. Чтобы ци прошло через все сочленения организма, необходимо разделить сухожилия, проникнуть в промежутки между костями.

Пусть будут прославлены все, кто идет по пути дао. Пусть не истощатся воды в потоках и ветры в лесах. Отдадим дань 3-м августейшим владыкам и 10 тысячам поколений. Тогда мы сможем понять секреты истинных канонов, в которых объясняются тайны иглоукалывания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.