Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Живопись и графика 2 страница




Построение композиции создает живое впечатление тяжелой физической работы. Общим движением объединены все люди, оно передается от фигуры к фигуре, связывая их единым действием, чередованием жестов и силуэтов. Пятна выцветших рубах и платков мелькают в белесоватой дымке жаркого воздуха.

Как и большинство передвижников, Савицкий обращался преимущественно к крестьянской тематике. "Встреча иконы" (1878), "Спор на меже" (1897) и другие картины говорят об его умении находить в жизни значительные по содержанию сюжеты, строить многофигурные композиции, раскрывать психологию русского крестьянина.

К самым известным произведениям Савицкого принадлежит большое полотно "На войну" (1880-1887, ил. 148), говорящее зрителю о тяжелой для народа русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Солдатские семьи оставались без кормильцев, и того, кто был призван в армию, оплакивали как погибшего. Проводы на войну превращались поистине в трагическое событие.


Ил. 148. К. А. Савицкий. На войну. X., м. 207,5X303,5. 1880-1887. ГРМ

Сложная многофигурная сцена построена четко и создает впечатление густой движущейся толпы. Отдельные фигуры и группы свидетельствуют о прекрасном знании народных характеров. Запоминаются крестьянин, стоящий у телеги в спокойной позе сильного, уверенного в себе человека, семья, показанная в левой части картины. Не глядя на родных, застыл призывник, печально склонила голову молодая жена.

Вера в светлое будущее народа, однако, не оставляла Савицкого, она отразилась в таких его произведениях, как "Крючник" (1884). Это настоящий русский богатырь с гордой осанкой человека, уверенного в своих силах, с вольной, широкой душой.

В. Е. Маковский (1846-1920). Видное место среди художников бытовой темы занимал Владимир Егорович Маковский. Обычно он писал небольшие по размерам произведения, посвящая их часто непримечательным сюжетам, в которые вкладывал значительное идейное содержание. В его картинах видны и любовь к бытовым деталям и умение интересно и ясно развить действие, показать психологию героев. Маковский был знатоком русского народного быта, особенно жизни городской бедноты. Переживания "маленького" человека, подробная разработка ситуации всегда были в центре внимания этого художника-бытописателя.

Творчество Маковского широко охватывает жизнь различных слоев городского населения. Художник обращается и к сложным многофигурным композициям, как, например, в картине "Крах банка" (1881). Вдумчивый психолог, он раскрывает отношение к событию различных представителей имущих кругов русского общества. Контрастным сопоставлением поз, жестов, выразительной мимикой Маковский передает целую гамму переживаний разоренных вкладчиков - гнев богатой барыни, растерянность другой, которая никак не может понять, что же случилось, отчаяние купца, радость дельца, прячущего деньги. Обстоятельно, быть может, даже слишком увлекаясь мелочными подробностями, ведет художник этот рассказ, развертывая перед зрителем целую галерею типов и характеров.

Совершенно иным, трогательным чувством проникнуты те произведения Маковского, в которых художник обращался к переживаниям бедных людей, например, в картине "Свидание" (1883). Навсегда остаются в памяти зрителя, вероятно, отданный в обучение, подобно чеховскому Ваньке, мальчик, жадно жующий калач, и пригорюнившаяся мать, полная тревоги за сына.

На ту же тему города и деревни написана наделенная большим социальным смыслом одна из лучших картин Маковского - "На бульваре" (1886-1887, ил. 147). По сравнению с другими его произведениями она более лаконична по композиции, более живописна. Правдиво и поэтично показана старая Москва, которую так прекрасно знал художник.


Ил. 147. В. Е. Маковский. На бульваре. X., м. 53X68. 1886-1887. ГТГ

Семейная сцена, изображенная Маковским, вызывает ассоциации с социальными противоречиями того времени, позволяет почувствовать драму, которую принесло этой семье соприкосновение с жизнью города, - явление, типичное для пореформенной России. В то время как муж, полупьяный мастеровой, недавно еще крестьянин, с напускной беспечностью наигрывает на гармошке, его молодая жена, приехавшая на свидание из деревни, застыла в оцепенении, прижав к себе ребенка. Городской осенний пейзаж - бульвар, серое небо, голые деревья, опавшие желтые листья, мокрые крыши, покосившийся фонарь да равнодушный прохожий - выразительный фон этой социальной и психологической драмы. Тональное единство пейзажа, которому подчинены пятна одежд, способствует передаче общего настроения картины.

Н. А. Ярошенко (1846-1898). Особой глубиной творческих замыслов отличались произведения Николая Александровича Ярошенко. Социальная и политическая заостренность образов присуща всем его лаконичным композициям, полным значительного внутреннего смысла. Часто одной-двумя фигурами, оригинальной композицией художник раскрывал сложное идейное содержание. Он постоянно наблюдал современную жизнь и стремился понять существо новых явлений в русской действительности, показать общественные прогрессивные силы.

Необычное зрелище предстало перед современниками в картине "Кочегар" (1878, ил. 145), где впервые был изображен русский индустриальный рабочий. В образе ярошенковского кочегара простота и естественность сочетаются с какой-то особой значительностью. Игрой света художник вырывает из темноты коренастую неподвижную фигуру, выделяя серьезно и встревожено смотрящие на нас глаза, тяжело упавшие рабочие руки. Красные отблески пламени ложатся на кочегара, на мрачные стены, усиливая напряженность живописной гаммы. Сама жизнь, кажется, властно заявляет о себе в этом полотне, призывая к раздумью.


Ил. 145. Н. А. Ярошенко. Кочегар. X., м. 124X89. 1878. ГТГ

Гневным укором совести прозвучал образ, созданный Ярошенко, напомнив о тех, чьими трудами строится благополучие всего общества. Художник внес значительный вклад в углубление и расширение идейно-познавательного содержания русской живописи. С восхищением писали об этом произведении передовые деятели искусства (например, В. М. Гаршин), которых волновали подобные же проблемы.

В том же году появилась и другая картина - "Заключенный" (своего героя Ярошенко писал с Глеба Успенского). Как раз тогда многие из ходивших в народ были осуждены царским правительством, и поэтому сюжет ярошенковского полотна непосредственно связывался с политическими событиями. Пустая камера-одиночка. Промозглые зеленовато-бурые стены. Свет едва проникает из тусклого зарешеченного оконца. Тщетно пытается узник увидеть из него свободный мир, который манит краешком голубого неба. Картина тревожила зрителя, рождала сочувствие к революционерам-народникам, ненависть к правящим классам.

Ярошенко раскрыл духовный мир передовой русской молодежи, которая активно включалась в общественную жизнь того времени. Его "Студент" (1881) - типичный образ нигилиста, участника политических сходок: настороженный взгляд исподлобья, надвинутая на самые глаза широкополая шляпа, плед, наброшенный на легкое пальто.

Особенной теплотой проникнута небольшая картина "Курсистка" (1883, ил. 146). Художник создал светлый, обаятельный образ девушки, стремящейся к знаниям, к самостоятельной деятельности. Скромно одетая, решительно шагает она по осенним лужам, прижав к себе книжки. Ее милая деловитость передана с искренним чувством. Художник затронул актуальную для России того времени проблему равноправия женщин.


Ил. 146. Н. А. Ярошенко. Курсистка. X., м. 131 X 81. 1883. Калужский областной художественный музей

Ярошенко был также прекрасным портретистом. Ему принадлежат проникновенные портреты-характеристики передовых людей эпохи - Г. И. Успенского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. Н. Крамского и других.

Глубиной психологического анализа наделен портрет знаменитой трагической актрисы П. А. Стрепетовой (1884). На сцене она создавала образы загубленных горькой судьбой русских женщин, лишенных элементарных человеческих прав, и пользовалась исключительной любовью передовой молодежи.

Стрепетова изображена художником ушедшей в свои невеселые переживания. Чуть склоненная голова, сцепленные и бессильно опущенные руки гармонируют с тем сложным состоянием души, которое отражено в ее печальных глазах. Нейтральный темный фон, простое черное платье. Все внимание художник сосредоточил на этом прекрасном бледном лице, оттенив его белым воротничком.

В 1890-е годы Ярошенко писал пейзажи, собирал материал для картины об уральских рабочих, но болезнь и ранняя смерть оборвали творческие замыслы.

И. Е. Репин (1844-1930). Как никто другой из передвижников, драгоценным чувством современности обладал Илья Ефимович Репин, глубоко и многосторонне отразивший в своих произведениях новый период освободительного движения. Произведения Репина находили самый широкий общественный отклик, будили мысль, волновали. Его творческая деятельность была исключительно разнообразна. Крупные полотна на сложные современные и исторические темы перемежались с целой галереей портретов. Множество рисунков и живописных этюдов говорят о постоянном пытливом изучении натуры. Репин был любимым профессором в реорганизованной в конце XIX века Академии художеств, много и талантливо писал об искусстве. Блестящее мастерство рисунка и композиции, свежесть колорита счастливо соединялись у Репина с живым и страстным темпераментом.

Репин родился на Украине в местечке Чугуево. С самых ранних лет проявил склонность к искусству, работал в иконописной артели, рисовал и писал портреты и, главное, внимательно наблюдал жизнь. В 1863 году он поехал учиться в Петербург. Готовясь к поступлению в Академию художеств, посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где сблизился с И. Н. Крамским. Последний и помог Репину примкнуть к передовой молодежи.

Настойчиво, трудолюбиво овладевал юноша профессиональными знаниями. Ученические работы в Академии художеств свидетельствуют о внимательном изучении натуры, в них уже ясно проявляется исключительный дар рисовальщика. В эскизах же и небольшой жанровой картине "Приготовление к экзаменам" видно не только крепкое усвоение строгих академических правил композиции, но и живое наблюдение окружающей художника жизни.

Конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира" (1871) Репин исполнил на евангельский сюжет, но он увлекся мыслью показать старую академическую тему как реальную трагедию. По нескольку раз тщательно рисовал художник каждую фигуру, причем сначала с обнаженного натурщика, тщательно работал над драпировками, композицией и живописным решением.

Картину отличал необыкновенно глубокий замысел. Это - ожидание чуда, но чуда как бы возможного. Коричневато-золотистый общий тон, борьба света с тьмой в колорите, настроение торжественного, проникнутого тайной молчания. Спокойное, полное внутренней силы лицо Христа, прекрасное лицо мертвой девочки, объятые горем родители. Глядя на картину, забываешь о евангельском сюжете, возникают ассоциации с какими-то жизненными драмами.

После окончания Академии молодой Репин весь поглощен желанием посвятить свое творчество народу, его тяжелой доле. В 1873 году появились его "Бурлаки на Волге" - одно из самых популярных произведений русской живописи (ил. 155). Полотно создавалось в течение нескольких лет под непосредственным впечатлением жизни. Репин дважды ездил на Волгу, писал там бурлаков, пейзажные этюды и много работал над вариантами композиции.


Ил. 155. И. Е. Репин. Бурлаки на Волге. X., м. 131,5X281. 1870-1873. ГРМ

Построение картины ново и неожиданно. Бурлацкая артель темным силуэтом выделяется на фоне солнечного простора реки, раскаленного желтого песка, и этот контраст подчеркивает идею произведения: светлый мир природы и тяжкий подневольный труд. Вереница тянущих баржу людей в медленном движении словно надвигается на зрителя.

Впечатляющи и жизненны народные типы и характеры. Здесь и Канин, поп-расстрига, с лицом, полным мудрости и доброты, и спокойный, меланхоличный украинец с вечной трубкой в зубах, и молодой нетерпеливый Ларька, поправляющий тяжелую лямку, как бы освобождаясь от непосильного бремени.

Картина пронизана пафосом социального обличения, страстной мечтой о лучшей доле человека-труженика. "Но не для того, чтобы разжалобить и вырвать гражданские вздохи, писал свою картину Репин: его поразили виденные типы и характеры, в нем была жива потребность нарисовать далекую, безвестную русскую жизнь", - справедливо говорил Стасов.

Во время заграничной пенсионерской поездки во Францию Репин увлеченно изучал старых мастеров и современное ему западноевропейское искусство. Артистично исполнено полотно "Парижское кафе" (1875), где изображена жизнь парижских бульваров. В Париже задумана и написана картина "Садко" (1876) на необычный для русской реалистической живописи 1870-х годов сюжет былины. Но молодого художника тянуло обратно на родину, где так тепло были встречены "Бурлаки".

Возвратившись в Россию, Репин погружается в поиски нового значительного, близкого ему сюжета, ездит по стране, делает многочисленные зарисовки типов. Появляется знаменитый репинский "Протодьякон" (1877, ил. 152) - поразительный по силе живописи и социальной характеристике образ. Вскоре Репин принялся за большое полотно "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883).


Ил. 152. И. Е. Репин. Протодьякон. X., м. 124X96. 1877. ГТГ

Изображено торжественное церковное шествие с "чудотворной" иконой. Место каждого характерного персонажа, каждой группы строго определено художником.

"Крестный ход в Курской губернии" - многоликая пореформенная крестьянская Россия, Россия социальных контрастов.

Композиция картины такова, что представители властей отодвинуты на второй план, а первый занимают простые русские люди: убогие странницы, калека-горбун с необыкновенно одухотворенным лицом. Именно сюда и направляет художник внимание зрителя, заставляя увидеть душевную чистоту народных образов.

Мастерски передано знойное летнее марево, которое окутывает, подчиняет пестроту и красочность одежд единой легкой золотистой тональности. Репин много работал на открытом воздухе.

В 1880-е годы творчество Репина достигает наивысшего расцвета. В обстановке реакции, наступившей после убийства Александра II народовольцами, он смело отдается темам, посвященным освободительному движению в России. Благородные образы русских революционеров запечатлены в цикле картин, объединенных общим идейным замыслом.

"Арест пропагандиста" (1878-1892) рисует один из характерных эпизодов массового похода разночинной интеллигенции в народ. Как известно, народники потерпели крах, ибо не знали этого народа, неверно понимали суть порожденных капитализмом противоречий. Долго работая над картиной, много раз изменяя композицию, Репин дал прозорливую оценку народничеству. Композиция построена на резком социальном противопоставлении основного героя картины, народника-пропагандиста (он выделен красным пятном рубашки и вертикалью столба за его спиной) и зажиточного крестьянина в светлом добротном армяке, на которого с ненавистью смотрит арестованный. Выразительно передано и психологическое состояние всех действующих лиц. Вся обстановка, тусклый свет, льющийся из окна, усиливают драматизм события.

Во второй картине цикла - "Отказ от исповеди" (1879-1885, ил. 153) - изображен народоволец, отвергающий отпущение грехов. Композиция здесь лаконична, еще более заострен социальный контраст, активнее эмоциональная насыщенность колорита.


Ил. 153. И. Е. Репин. Отказ от исповеди. X., м. 48X59. 1879-1885. ГТГ

Построение картины акцентирует бледное, гордое лицо осужденного. Оно выступает из темного зеленовато-серого вибрирующего фона и сразу приковывает внимание выражением непреклонности. Резкое, нервное движение фигуры и приподнятой головы выдает напряженное внутреннее состояние. Рядом с этим образом священник, показанный со спины общим тяжелым силуэтом, кажется незначительным, "ординарным", по меткому слову В. В. Стасова.

Особой тонкости живописно-пластической трактовки сюжета Репин достигает в третьем произведении - "Не ждали" (1884-1888, ил. VI), где талант художника-психолога проявляется с исключительной силой. Удивительно точно и живо раскрыта завязка действия, предваряющая непосредственное общение семьи с вернувшимся из ссылки.


Цв. ил. VI. И. Е. Репин. Не ждали. X., м. 160,5 X 167,5. 1884-1888. ГТГ

Художник изображает его только что переступившим порог этой комнаты, но уже все присутствующие охвачены переживаниями неожиданной встречи.

Душевное состояние каждого - позу, мимику, жест - определяют семейное положение, возраст, характер. Все вовлечены в общее действие, направленное к фигуре входящего. Подчеркнутая светом, строгая по силуэту, она становится пластическим и смысловым центром картины, организующим ее пространство.

Драматичная сцена контрастирует с пейзажем за окном. В комнату льется мягкий солнечный свет омытого дождем летнего дня. Световоздушная среда передана согласованными тонкими нюансами зелено-голубоватых и серо-коричневых тонов, легко и непринужденно. Колористическое мастерство Репина достигло убедительной художественной достоверности.

Репин много работал над головой ссыльного, несколько раз совершенно менял выражение его лица, пользуясь различными этюдами с натуры. Он искал наиболее характерный и правдивый тип русского революционера, и созданный им образ говорит о много пережившем человеке, о больших испытаниях, моральной силе и вере в правоту своего дела. Портреты Н. А. Некрасова и Т. Г. Шевченко, висящие на стене, напоминают о демократических убеждениях семьи.

Картина на бытовой, казалось бы, сюжет превратилась в живописное повествование о целой эпохе. Не случайно подобные произведения Стасов относил к историческому жанру.

В те же годы огромной силы достигает талант Репина - исторического живописца. И здесь сказалось присущее мастеру чувство современности: в прошлом он сумел найти созвучие настоящему. Особенно убедительно это показывает ставшая поистине знаменитой картина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885).

Полотно появилось вскоре после казни народовольцев, и образ царя-сыноубийцы возбуждал негодующее настроение передовых слоев русского общества, возмущенных правительственным террором. Историческая картина обретала политический смысл, волновала, вызывала глубокие ассоциации.

Иван Грозный представлен в момент, когда бешеный гнев царя, ударившего сына тяжелым посохом, сменяется осознанием ужаса совершенного преступления. Это - один из самых потрясающих по экспрессии образов не только в русской, но и в мировой живописи. Надолго остается в памяти безумное лицо Грозного, смертельная бледность и стекленеющие глаза сына, алая струя крови, запятнавшая его розовую одежду. Красное - основная доминанта, увеличивающая драматическую экспрессию картины.

Блестяще мастерство масляной живописной техники. Форма лепится вдохновенно, каждый мазок находит точное место.

Бодростью, богатырской силой веет от другого исторического репинского полотна - "Запорожцы" (1878-1891). Картина создавалась в процессе многолетней работы над каждым отдельным образом. Стремясь быть исторически точным, Репин писал многочисленные этюды. Известны имена целого ряда людей, черты которых увековечены на этом полотне. Старинная одежда, вооружение, предметы быта - казацкая люлька, сабля, бандура - все достоверно.

Репин долго работал над композицией и остановился на круговом построении, что помогло передать впечатление сплоченности и единства казацкой вольницы. Ему близки эти люди - легендарно смелые, могучие, способные к боевому подвигу и к заразительному искреннему веселью. Удаль, жизнерадостность так и искрятся, передаваясь от фигуры к фигуре. Рисуя типические характеры вольной Запорожской Сечи, Репин заражает зрителя непосредственностью настроения. Легендарное письмо запорожцев султану стало поводом для воплощения идеи свободолюбия. Именно к этому прежде всего стремился художник.

Крупный вклад в русское и мировое искусство внес Репин-портретист. Поразительное мастерство, глубина толкования духовного облика человека, жизненность образов - неотъемлемые качества произведений этого жанра, отмеченных высоким артистизмом исполнения, гибкостью применяемых выразительных средств живописи.

Репин создал многочисленные образы своих современников, писал крестьянские портреты (например, "Мужичок из робких" и др.), с любовью отображая национальные черты, и в лучших из таких произведений дал верные социальные характеристики. Он шел тем же путем, что Перов и Крамской.

Глубоко показал художник мир передовых деятелей русской культуры - писателей, музыкантов, артистов, ученых.

Портрет великого русского хирурга Н. И. Пирогова (1881, ил. 144) относится к числу самых блестящих у художника. Выделенное темным фоном одухотворенное лицо ученого-гуманиста, простого и мудрого человека, запечатлено с необычайным творческим прозрением. Глубокий живописный тон, пластичность формы, динамичное письмо - отличительные качества этого шедевра портретной живописи, неповторимого по удивительному чувству жизни, заставляющего вспомнить гениальные творения величайших мастеров прошлого.


Ил. 144. И. Е. Репин. Портрет хирурга Н. И. Пирогова. X., м. 64,5X 53,5. 1881. ГТГ

Смертельно больной М. П. Мусоргский (1881) написан Репиным за несколько дней до кончины композитора в госпитале. И здесь соединились все признаки репинского мастерства: социальная обрисовка образа, эмоциональность и точность рисунка и цвета.

Репин внимательно изучал свои модели и каждый раз по-иному раскрывал портретный образ, пристально вглядываясь в натуру.

Портрет Л. Н. Толстого (1887) - это обобщенный образ писателя, строгий и монументальный по характеристике. Простая четкая композиция, спокойная поза, сдержанная живописная палитра сосредоточивают внимание зрителя на лице и руках. Взгляд всепроникающих глаз Толстого словно испытывает нашу совесть.

Трудно забыть лицо П. А. Стрепетовой в портрете (1882), написанном Репиным с большим творческим подъемом, быстро, за один сеанс. Горячие краски, нервный мазок созвучны трагическому выражению глаз актрисы, ее тревожному, смятенному душевному состоянию.

Целый ряд выдающихся портретов Репин создал в 1890-х - 1900-х годах. В них особенно проявились высокие качества пленэриста. Такие произведения, как полный света и прозрачного воздуха "Осенний букет" (портрет В. И. Репиной, 1892), оригинальны необыкновенной свежестью живописи, слитностью образа природы и человека.

Многочисленные живые и содержательные портретные рисунки созданы Репиным под непосредственным впечатлением от модели. Все они отличаются виртуозностью исполнения, гибкой свободной линией, разнообразием фактуры и технических приемов светотеневого решения.

В 1903 году Репин закончил картину "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения" - последнее крупное произведение художника. Этот огромный групповой портрет был официальным правительственным заказом. В его написании Репину помогали его ученики - Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов.

Великолепно переданная обстановка парадного зала Мариинского дворца, белые колонны, золотое шитье мундиров, красные и голубые орденские ленты придают картине яркую декоративность торжественного зрелища.

В композиции мастерски построено пространство и размещено множество фигур. Но не это было главным для Репина. Когда вглядываешься в лица изображенных, которые отчетливо читаются на этом огромном полотне, начинают все сильнее проступать подлинные черты этих людей, переданные рукой прозорливого реалиста.


Ил. 154. И. Е. Репин. Портрет К. П. Победоносцева. Этюд к картине 'Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 г. в день столетнего юбилея со дня его учреждения'. X., м. 68,5X53. 1903. ГРМ

Особенной остротой характеристик и живописным блеском отличаются великолепные репинские этюды к этой картине. Беспощадно обрисовал Репин самое существо известного душителя свободной мысли обер-прокурора святейшего Синода К. П. Победоносцева (1903, ил. 154). Тонкий сжатый рот, ханжески, с лицемерной скромностью сложенные руки и полуопущенные веки со всей обличающей силой раскрывают образ мракобеса, поистине страшного человека. Другая характеристика - граф Игнатьев: ожиревший, самодовольный.

Много сделал Репин как профессор Академии художеств, передавая ученикам профессиональное мастерство, страстное отношение к жизни и искусству.

Историческая живопись. Главной целью своего искусства передвижники считали отображение современной русской действительности, поэтому историческая живопись вначале сравнительно мало привлекала их внимание.

Однако уже в 1860-е годы под воздействием общественного движения, вызвавшего интерес к отечественной истории, появились первые попытки обновить историческую живопись. Все чаще стали встречаться русские национальные темы. Художники начали больше внимания уделять бытовой документальной стороне исторических сюжетов и пытались глубже передавать душевное состояние своих героев. Несколько показательных примеров этого плана можно найти среди конкурсных академических работ. О том же свидетельствует и картина "Княжна Тараканова" (1864), написанная талантливым К. Д. Флавицким (1830-1866) на полулегендарный сюжет, где сказалось профессиональное мастерство исполнения. Однако характерными признаками исторического жанра оставались по-прежнему незначительность избираемых тем, героизация случайных в истории лиц, перепевы старых академических правил композиции. На таком общем фоне выступили художники, внесшие новую свежую струю в развитие исторической картины.

В. Г. Шварц (1838-1869). Первым из художников, который действительно сказал новое слово в исторической живописи, был высокоодаренный, но рано умерший Вячеслав Григорьевич Шварц. Он создавал свои произведения, глубоко вживаясь в историческое прошлое, стремясь постигнуть его подлинный дух. Он сумел воссоздать много живых сцен из русской истории.

Наиболее значительна картина Шварца "Иоанн Грозный у тела убитого им сына" (1864). Немалый интерес представляет и картон к этому произведению. Художник обнаружил прекрасное знание исторической эпохи. Новизна трактовки сюжета заключается прежде всего в сложности душевного состояния Грозного. Царь у Шварца - это глубоко страдающий человек, осознавший всю тяжесть содеянного им преступления. Он весь ушел в свои переживания, сгорбился, руки застыли на подлокотниках кресла. Высокие погребальные свечи, склонившиеся над мертвым царевичем недвижные монахи, темный мрачный колорит вторят общему гнетущему впечатлению.

Другая известная картина Шварца - "Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче" (1868) - посвящена обыденному историко-бытовому сюжету. И здесь сказалась оригинальность художника. Правдиво, с тонким поэтическим чувством написан зимний пейзаж с бедными избушками в контрасте с пышным царским поездом. Поэтому исторический эпизод наполнился жизнью, ощущением далекой и одновременно близкой русской старины. Так воспринимал зритель это небольшое полотно. Справедливо писал В. В. Стасов: "Исторические картины Шварца непринужденны и вольны, они исходят из-под его руки и пера, словно мгновенная импровизация, но во всеоружии правды, меткости и глубокого знания". Линия, намеченная Шварцем, будет развита художниками конца XIX века.

Н. Н. Ге (1831-1894). Дальнейший шаг в развитии исторической живописи сделал Николай Николаевич Ге, много работавший над проблемой композиции. Уже ранняя его картина "Тайная вечеря" (1863, ил. 149) необычна по построению, хотя и посвящена каноническому евангельскому сюжету. Содержание раскрывается как философское раздумье художника над сущностью жизни, в этом плане он продолжил поиски, начатые Александром Ивановым.


Ил. 149. Н. Н. Ге. Тайная вечеря. X, м. 283X382. 1863. ГРМ

Драматическая сцена погружена в обстановку торжественного молчания. Окруженный учениками Христос (в его образе отражены портретные черты А. И. Герцена) противопоставлен отверженному Иуде как олицетворению зла, измены высоким этическим идеалам. Особое место в композиции принадлежит освещению, в чем видно творческое преломление традиций великих мастеров прошлого. С мягкими полутонами, в которые погружены участники трапезы, контрастирует зловещий темный силуэт Иуды, выделенный сиянием светильника. Это противопоставление гармонически входит в цельное решение колорита, подчеркивая одиночество будущего предателя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.