Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стартерных батарей




ЛЕКЦИЯ 2. ПАРАМЕТРЫ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

 

1. ПАРАМЕТРЫ СТАРТЕРНЫХ БАТАРЕЙ

 

К основным параметрам стартерных батарей относятся ЭДС Еб, напряжение аккумулятора Uа, омическое сопротивление Rо, емкость С, энергозапас W, коэффициенты отдачи по емкости μ и др. Рассмотрим определение этих параметров подробнее.

ЭДС батареи, состоящей из n последовательно соединенных аккумуляторов, определяется произведением

Еб = n·Е,

где Е – ЭДС одного аккумулятора.

ЭДС Е свинцового аккумулятора зависит только от химических и физических свойств веществ, участвующих в процессах образования тока и не зависит от размеров электродов и количества активных материалов. Она определяется как разность равновесных потенциалов положительного и отрицательного электродов при разомкнутой внешней цепи и всегда положительна, т. е.

Е = φ+ - φ.

Для практических целей Е может быть определена по эмпирической формуле, дающей хорошее приближение:

Е = 0,84 + ρ25, (1.1)

ге ρ25 – плотность электролита при температуре 25º С.

Если измерения плотности электролита проводились при другой температуре, то ее необходимо пересчитать (привести к температуре 25º С) по формуле

ρ25 = ρt + 0,00075·(t – 25). (1.2)

На практике пересчетом по (1.2) можно пренебречь, так как при изменении температуры на 100º С ЭДС Е изменится только на 0,04 В.

Напряжение аккумулятора при разряде всегда ниже, а при заряде выше значения ЭДС. Это отличие обусловлено падением напряжения на внутреннем активном сопротивлении аккумулятора R0, а также электродной поляризацией. Поляризацией называется изменение потенциала электрода под действием тока от исходного равновесного φ (при отсутствии тока) до значения φ1. Мерой поляризации служит модуль разности потенциалов электрода:

∆φ = | φ1 – φ|. (1.3)

При разряде аккумулятора разность потенциалов уменьшается, а при заряде увеличивается. С учетом (1.3) напряжения разряда Uр и заряда Uз определяются выражениями:

Uр = Е - ∆φ(+) - ∆φ(-) – R0·Iр; (1.4)

Uз = Е + ∆φ(+) + ∆φ(-) + R0·Iз, (1.5)

где Iр, Iз – токи разряда и заряда соответственно.

Поляризация является одним из основных факторов, вызывающих электрические потери в аккумуляторах. Она зависит от плотности тока на электродах и обусловлена:

– изменением концентрации электролита в непосредственной близости от поверхности электродов (концентрационная поляризация),

– образованием на поверхности электродов слоя сульфата свинца, имеющего большое удельное сопротивление и экранирующего активную поверхность пластин (пассивация электродов),

– затратами энергии на образование кристаллов при восстановлении окисных (положительных) электродов,

– затратами энергии на поддержание электродной реакции при прохождении тока (активационная поляризация).

Потери энергии, обусловленные поляризацией, удобно учитывать с помощью сопротивления поляризации при разряде Rпр и при заряде Rпз, причем,

Rпр = [∆φ(+) + ∆φ(-)]/Iр, (1.6)

Rпз = [∆φ(+) + ∆φ(-)]/Iз. (1.7)

С учетом (1.6) и (1.7) выражения (1.4) и (1.5) принимают вид

Uр = Е – Iр·(R0 + Rпр); (1.8)

Uз = Е + Iз·(R0 + Rпз). (1.9)

Поляризация является переходным процессом. Его длительность зависит от величины тока разряда и температуры электролита. Пока батарея не работает, концентрация электролита во всех точках одинакова. При включении тока нагрузки начинается изменение концентрации в непосредственной близости от поверхности электродов. Распределение концентрации становится неравномерным в течение некоторого интервала времени ∆tп, необходимого для установления стационарного распределения. Интервал ∆tп называют временем поляризации. С увеличением тока разряда время поляризации и сопротивление поляризации уменьшаются.

Омическое сопротивление аккумулятора R0 является суммой сопротивлений электролита Rэл, сепаратора Rс, активной массы Rм, решеток и соединительных элементов Rэ. Под сопротивлением электролита Rэл понимается сопротивление той его части, которая находится между электродами.

Полным внутренним сопротивлением аккумулятора Rа принято называть сумму омического сопротивления и сопротивления поляризации

Rа = R0 + Rп.

Сопротивление поляризации уменьшается с увеличением силы тока и возрастает с понижением температуры (рис. 2.1).

Сопротивление электродов и токоведущих деталей мало изменяется с изменением температуры. Определяющим фактором увеличения омического сопротивления аккумулятора является сопротивление электролита и пропитанных электролитом сепараторов (рис. 2.2). При температурах от -40 до - 10º С сопротивление электролита в 2÷3 раза больше, чем при температуре 25º С. Удельное сопротивление электролита зависит от его концентрации. Минимальное удельное сопротивление 1,33 Ом·см при температуре 20º С наблюдается у раствора с концентрацией 30,6%.

Распределение сопротивления и соответственно потерь напряжения по элементам внутренней цепи аккумулятора характеризуют графики рис. 2.3, причем, 1 – график потерь напряжения от поляризации, 2 – в электролите, 3 – в сепараторах, 4 – в электродах и 5 – в токоведущих деталях. Графики наглядно показывают, что с понижением температуры доля сопротивления поляризации, электролита и сепараторов возрастает.

Сопротивление заряженных стартерных батарей имеет значение от нескольких тысячных до нескольких сотых долей Ома. В процессе разряда на пластинах образуется плохо проводящий слой сульфата свинца. Плотность электролита снижается от 1,22÷1,30 до 1,06÷1,15 г/см3. Поэтому сопротивление разряженной батареи выше.

Количество электричества, отдаваемое аккумуляторной батареей в пределах допустимого разряда, называют разрядной емкостью Ср. В терминологии аккумуляторных батарей емкость (как количество электричества) измеряют в Кл, причем, 1 Кл = 1 А·с. Поэтому емкость батарей можно измерять в Кулонах. На практике используют внесистемную единицу – Ампер-час (1 А·ч = 3600 Кл).

По определению,

Ср = Qр = .

Обычно разрядная емкость определяется при постоянном токе Iр. При этом

Ср = Iр·tкон,

где tкон – время разряда батареи от Uнач до Uкон.

Емкость аккумулятора зависит от количества активной массы и электролита, а также от коэффициента их использования. Полное использование заложенных в батареи активных материалов невозможно, так как обеднение электролита в порах и резкое снижение напряжения происходит раньше, чем израсходуются внутренние слои пористых активных веществ электродов и серная кислота в моноблоке. В связи с этим количество активных веществ в стартерных аккумуляторных батареях в 2÷3 раза превышает теоретически необходимое.

Для работы батареи в заданном диапазоне концентраций необходимо избыточное количество электролита. Уменьшение объема электролита при неизменном количестве активных веществ приводит к резкому снижению концентрации в нем серной кислоты при разряде и быстрому уменьшению напряжения до предельного значения Uкон, т. е. к уменьшению емкости.

Емкость аккумуляторной батареи существенно снижается с увеличением силы разрядного тока (рис. 2.4). Снижение емкости связано с резким уменьшением концентрации серной кислоты в порах пластин из-за большого количества сульфата свинца, который оседает на поверхности пластин и изолирует активную массу от контакта с электролитом, т. е. решающее значение играют поляризационные процессы в аккумуляторе.

Емкость аккумуляторной батареи уменьшается с понижением температуры (рис. 2. 5). При низких температурах увеличивается вязкость электролита и замедляется скорость поступления серной кислоты в поры активной массы. Кроме того, понижается разрядное напряжение из-за ухудшения электролитической диссоциации и увеличения сопротивления электролита.

Чтобы учесть влияние на емкость условий разряда и температуры, пользуются понятием номинальной емкости. Номинальной считается емкость 20 -часового разряда. Разряд проводят непрерывно током силой Iр = 0,05·С20 А до конечного разрядного напряжения на клеммах Uкон = 10,5 В у 12 -вольтовой батареи. Температура электролита при разряде должна находиться в интервале от 18 до 27º С. Емкость вычисляют по формуле:

Сt = 0,05·C20·τр,

где Ct – емкость, отданная батареей в пределах допустимого разряда, А·ч, τр – продолжительность разряда до конечного разрядного напряжения, ч.

Полученное значение Сt приводят к емкости при температуре 25º С:

,

где С25 – емкость, приведенная к температуре 25º С, tср – средняя температура на интервале разряда, 0,01 – температурный коэффициент изменения емкости в интервале температур от 18 до 27º С.

Кроме рассмотренных факторов, на емкость аккумулятора оказывают влияние пористость активной массы и материала сепараторов, толщина электродов, начальная плотность электролита. С увеличением пористости активных масс и материала сепараторов улучшаются процессы диффузии электролита. С уменьшением толщины электродов коэффициент использования активных масс увеличивается.

Величина плотности электролита свинцовых аккумуляторов служит критерием степени их заряженности. При уменьшении заряженности от 100% до нуля плотность линейно уменьшается на 0,16 г/см3. Поэтому при известной начальной плотности ρз степень разряженности можно определить по формуле:

Ср = · 100%,

где ρ25 – измеренная плотность электролита, приведенная к 25º С.

Совершенство конструкции аккумулятора характеризуют коэффициенты отдачи по емкости μС и энергии μW:

, .

В идеальном аккумуляторе зарядная емкость равна разрядной. Однако в реальном аккумуляторе при заряде протекают побочные электрохимические процессы, на которые тратится часть потребляемого зарядного тока. Поэтому μС реального аккумулятора всегда меньше единицы. Кроме того, из выражений (1.8) и (1.9) очевидно, что Uр < Uз. Поэтому отдача по энергии меньше отдачи по емкости и даже для идеального аккумулятора μW < 1.

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАРЯДА И РАЗРЯДА

АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

 

Все характеристики батареи можно разделить на разрядные, зарядные и зарядно-разрядные. Разрядные характеристики снимают в двух режимах – осветительном (ток разряда до 0,5 С20) и стартерном (ток разряда от 1,5 С20 до 7 С20). Их делят на временные, вольт- амперные, емкостные, мощностные и энергетические. Из этого перечня рассмотрим временные разрядные характеристики. Временные характеристики удобно анализировать совместно с эквивалентными схемами замещения аккумулятора (рис. 2.6) на различных этапах процесса разряда.

Схема рис. 2.6, а содержит последовательно соединенные источник ЭДС Е, омическое сопротивление R0, сопротивление поляризации Rп и нагрузки Rн. Для учета инерционности процесса поляризации параллельно Rп включена емкость поляризации Сп. Емкость моделирует переходные процессы при включении и выключении Rн. При включении батареи на разряд конденсатор заряжается, и в установившемся режиме напряжение на его обкладках равно ЭДС поляризации UСп = Еп = Rп·Iр. Поэтому справедливо равенство

Uр = Е – Iр·(R0 + Rп) = Е – Еп – R0·Iр.

Первый этап процесса разряда аккумулятора (рис 2.7) начинается при включении нагрузки Rн (точка 1) и завершается в точке 3, после окончания переходного процесса поляризации. Его длительность составляет несколько десятков секунд. Точка 1 соответствует равновесной ЭДС Е аккумулятора, а участок 1 – 2 кривой Uр(t) – падению напряжения на омическом сопротивлении R0. На участке 2 – 3 происходит нарастание ЭДС поляризации Еп, определяющееся в основном концентрационным сдвигом потенциалов электродов.

На эквивалентной схеме рис. 2.6, а это соответствует заряду конденсатора Сп, который завершается в точке 3. По мере заряда конденсатора ток, протекающий через него, уменьшается, а ток через Rп увеличивается по экспоненциальному закону. Изменение тока приводит к увеличению падения напряжения на Rп и уменьшению Uр.

Рассмотренный переходной процесс приводит к некоторому уменьшению разрядного тока на интервале 2 – 3. После точки 3 постоянство разрядного тока обеспечивается регулировкой сопротивления нагрузки.

В точке 3 переходной процесс завершается, начинается второй этап разряда, длительность которого ограничена точками 3 – 4. Этот этап характеризуется постоянством ЭДС поляризации Еп = Iр·Rп и линейным уменьшением напряжения Uр. Уменьшение Uр обусловлено линейным уменьшением равновесной ЭДС Е из-за линейного же уменьшения плотности электролита ρ в ходе токообразующей реакции. Продолжительность второго этапа наибольшая и составляет при токе Iр = 0,05·С20 (осветительный режим) 80 ÷ 90% общего времени разряда.

Второму этапу разряда соответствует эквивалентная схема рис. 2.6, б. В этой схеме нет конденсатора Сп, так как переходные процессы закончились еще в точке 3. Внутреннее сопротивление аккумулятора имеет чисто активный характер и равно Rа = R0 + Rп.

Процесс разряда переходит в третий этап (точки 4 – 5), когда существенной становится пассивация активной массы пластин. Пассивация приводит к увеличению Rп и Еп, падению плотности электролита и, как следствие, увеличению R0. Химические реакции третьего этапа сопровождаются уменьшением серной кислоты и накоплением сульфата свинца и после точки 5 становятся необратимыми. Батарея выходит из строя. Поэтому при снятии временной характеристики разряд необходимо прекращать при определенном напряжении Uрк . Обычно Uрк ≈ 0,75Uрн , где Uрн – начальное разрядное напряжение после завершения переходного процесса в точке 3.

Четвертый этап на рис. 2.7 представлен интервалом, расположенным между точками 5 – 7. Он начинается после отключения нагрузки (точка 5). Эквивалентная схема аккумулятора принимает вид, представленный на рис. 2.6, в. При отключении нагрузки разрядный ток прекращается, поэтому напряжение Uр резко возрастает на величину падения напряжения на омическом сопротивлении Iр·R0. Начинается переходной процесс, физико-химический смысл которого заключается в выравнивании плотности электролита по толщине электродов. На эквивалентной схеме это соответствует разряду конденсатора Сп через сопротивление Rп. В течение времени переходного процесса распределение плотности электролита ρ становится равномерным и напряжение аккумулятора повышается до значения Е.

Зарядные временные характеристики аналогичны рассмотренным разрядным.

 

3. СПОСОБЫ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

 

Заряд аккумуляторных батарей можно проводить от любого источника постоянного тока при условии, что его напряжение больше, чем напряжение заряжаемой батареи. При подключении батареи на заряд положительный полюс источника тока должен быть соединен с положительным полюсом батареи, а отрицательный – с отрицательным. Для любого момента заряда величина тока определяется выражением

где Uист – напряжение источника тока, Uб – напряжение батареи в данный момент заряда, R – общее сопротивление зарядной цепи.

Из выражения видно, что при равенстве напряжений зарядного устройства и батареи зарядный ток равен нулю. Если напряжение батареи меньше напряжения зарядного устройства, зарядный ток больше нуля. В противном случае ток меняет направление, и батарея разряжается. В большинстве случаев зарядные устройства снабжены системами регулирования одного из параметров – тока или напряжения. В зависимости от того, какой электрический параметр регулируется, различают два основных способа заряда: при постоянном токе и при постоянном напряжении.

Заряд при постоянном токе отличается относительной простотой регулирующих устройств. По силе тока и времени заряда можно легко определить полученное батареей количество электричества. Недостатком метода является большая продолжительность и обильное выделение газа в конце заряда («кипение» электролита). Выделение газа и связанное с ним снижение электролита, увеличение потерь энергии и температуры батареи уменьшаются при заряде ступенчатым током: сначала заряд проводят номинальным током Iз = 0,1·С20 до заданного конечного напряжения (14,4 В для 12 -вольтовой батареи), затем ток снижают в 2 ÷ 3 раза и продолжают заряд опять до достижения заданного напряжения. Общее число последовательно включенных аккумуляторов не должно превышать n = Uз / 2.7, где Uз – напряжение на зажимах зарядного устройства.

Заряд при постоянном напряжении не требует регулирующих устройств. Зарядное напряжение на каждый аккумулятор должно составлять 2,4 ÷ 2,5 В, а для 12 -вольтовой батареи – 14,4÷15,0 В. Для полностью разряженной батареи величина зарядного тока в начальный момент может составлять (1 ÷ 1,5) С20. В процессе заряда напряжение батареи постепенно возрастает и сила тока уменьшается. К концу заряда ток уменьшается почти до нуля, а батарея заряжается до 90 ÷ 95% от номинальной емкости. Средняя величина тока при правильно выбранном значении напряжения приблизительно равна 0,1 С20 А. Недостатком этого метода является перегрев аккумулятора из-за большого начального тока.

На автомобилях заряд происходит при постоянном напряжении. Если это напряжение превышает номинальное Uр ≈ 14,4 В, а батарея разряжена, то в начале заряда может возникнуть ток, превышающий номинальный ток генератора. Для предохранения генератора от перегрузки могут устанавливаться специальные ограничители тока, или ограничение происходит за счет свойств самого генератора (самоограничение).

При необходимости быстро восстановить сильно разряженную аккумуляторную батарею применяют форсированный заряд. Такой заряд производится большими токами (до 70% от номинальной емкости), но в течение короткого времени. Так при токе 0,7·С20 А продолжительность заряда не должна превышать 30 мин, при токе 0,5·С20 А – 45 мин, а при токе 0.3·С20 А – 90 мин. В процессе форсированного заряда необходимо контролировать температуру электролита и прекращать заряд при достижении t = 45ºС. Форсированный заряд заметно сокращает срок службы аккумулятора, поэтому его применяют в исключительных случаях.

На автомобиле заряд происходит от напряжения генератора. Если это напряжение превышает номинальное Uн ≈ 14,4 В, то возникает ток перезаряда, существенно превышающий номинальное значение зарядного тока. В результате возникает обильное выделение газа («кипение»), которое приводит к интенсивному разрушению активной массы электродов и быстрому выходу батареи из строя.

 

4. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТАРТЕРНЫХ БАТАРЕЙ

 

Аккумуляторные батареи размещают под капотом двигателя легковых автомобилей, под кабиной, на расширенной подножке кабины, за кабиной под кузовом, а также под сиденьем в кабине грузовиков возможно ближе к стартеру. «Массовый» провод должен крепиться к двигателю или к жесткой раме, желательно через выключатель «массы». К батарее должен быть предусмотрен свободный доступ для осмотра и обслуживания. В зависимости от типа батареи ее можно крепить рамкой сверху, планкой за верхнее ребро по диагонали батареи или по части периметра, за выступ в нижней части моноблока из пластического материала.

При низких температурах батареи рекомендуется заполнять электролитом большей плотности и содержать в заряженном состоянии. Для этого при переходе на зимнюю эксплуатацию из моноблока отбирают часть электролита и добавляют раствор серной кислоты плотностью 1,4 г/см3. При низких температурах возможно замерзание электролита в батареях во время стоянки машин. При этом возможно разрушение банок элементов и решеток пластин. Аккумулятор выходит из строя. Поэтому в зимнее время, даже в зонах умеренного климата, аккумуляторную батарею необходимо содержать полностью заряженной.

При низких температурах окружающей среды батареи необходимо утеплять или обогревать. Одним из способов решения этой задачи является размещение батареи в утепленном отсеке с двойными стенками, пространство между которыми заполняется теплоизоляционным материалом (войлоком, поролоном, пенопластом и др.). Теплоемкость аккумуляторной батареи достаточно высока, поэтому благодаря утеплению батарея сохранит работоспособность в течение 10 ÷ 12 часов стоянки автомобиля на открытой площадке при температуре окружающего воздуха -50ºС.

Для нормальной работы батареи при наружной установке недостаточно одного утепления с помощью контейнера. Необходим обогрев батареи. Контейнер, в котором размещена батарея, можно обогревать при помощи отработавших газов или жидкостью из системы охлаждения двигателя. Перспективно использование в батареях гибких электронагревателей пленочного типа, которые специальной пастой закрепляют на дне и боковых стенках моноблока.

Уход за батареей на автомобиле предусматривает содержание ее в чистоте, контроль технического состояния и режима заряда.

Внешний осмотр батареи необходимо проводить периодически. Обычно поверхность батареи покрыта электропроводным слоем пыли, смоченной слабым раствором серной кислоты. Электролит, попавший на поверхность батареи, удаляют чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта или в 10% растворе кальцинированной соды.

Особое внимание при осмотре следует уделять состоянию выводов, наконечников проводов и вентиляционных пробок. Их необходимо содержать в чистоте, не допускать коррозии токоведущих деталей. Не менее двух раз в месяц необходимо проверять плотность контакта наконечников проводов с полюсными выводами, периодически смазывать их техническим вазелином.

При визуальном осмотре необходимо выявлять возможные механические неисправности. В батареях обычной конструкции могут появиться трещины в стенках эбонитовых моноблоков, в крышках у заливочных отверстий и выводов, в заливочной мастике. Возможно вспучивание и отслаивание герметизирующей мастики от поверхностей моноблоков и крышек. Эти неисправности устраняются с помощью паяльника. Нельзя присоединять провода к полюсным наконечникам с натяжением. Это может привести к расшатыванию наконечников и повреждению крышек.

Измерение уровня электролита в батареях с непрозрачными моноблоками выполняют с помощью стеклянных трубок диаметром 6 ÷ 8 мм и длиной 100 ÷ 120 мм. Трубку опускают вертикально в заливочное отверстие до упора в предохранительный щиток. Затем верхний конец мерной трубки зажимают пальцем и вынимают ее из аккумулятора. Высота электролита в трубке соответствует уровню электролита в аккумуляторе над предохранительным щитком. Нормальным является уровень в пределах 10 ÷ 15 мм.

Если уровень электролита выше нормы, то избыточную часть нужно удалить. При недостатке электролита в аккумуляторы доливают дистиллированную воду до максимально допустимого уровня. Доливать воду, особенно в зимнее время, рекомендуется непосредственно перед пуском двигателя. Если точно установлено выплескивание электролита из аккумулятора, то в моноблок следует доливать электролит той же плотности.

Один раз в три месяца и при снижении надежности пуска двигателя необходимо проверить степень заряженности батареи по плотности электролита (рис. 2.9). Разряженность батареи по величине измеренной плотности определяют с учетом начальной плотности электролита полностью заряженной батареи в соответствующем климатическом районе (табл. 2.1).

Определение разряженности батареи по величине

измеренной плотности Таблица 2.1

Плотность электролита полностью заряженной батареи, г/см3 Плотность электролита, г/см3, при степени разряженности батареи, %
   
1,30 1,28 1,26 1,24 1,22 1,26 1,24 1,22 1,20 1,18 1,22 1,20 1,18 1,16 1,14

Ориентировочно состояние разряженности можно определить из условия, что при изменении на 0,01 г/см3 плотности электролита происходит изменение степени разряженности на 6,25% (при сроке службы до 75% от установленного для батареи).

Плотность электролита измеряют денсиметром, помещенным в стеклянную пипетку, или плотномером. При измерении плотности полость пипетки или плотномера заполняется электролитом из аккумулятора с помощью груши. Плотность электролита отсчитывают по делению шкалы.

Оценка технического состояния проводится после длительной эксплуатации батареи, в результате которой может проявиться неоднородность состояния отдельных аккумуляторов. Плотность электролита в них может отличаться более чем на 0,01 г/см3, т. е. больше допустимого инструкцией по эксплуатации.

Для быстрой оценки технического состояния аккумуляторов и батареи в целом применяют аккумуляторные пробники Э107 и Э 108.

Пробником Э107 проверяют работоспособность 12- вольтовых батарей с межэлементными перемычками под крышкой. Пробником Э108 проверяют работоспособность батарей с межэлементными перемычками над крышкой. Батарея исправна, если напряжение под нагрузкой в конце пятой секунды будет больше 8,9 В.

Категорически запрещается проверять техническое состояние аккумуляторов и батареи на «искру». Это приводит к быстрому выходу батареи из строя из-за выпадения активной массы и деформации электродов. При сильном искрении может произойти взрыв водородно-кислородной смеси в аккумуляторе.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

2.1. Какими факторами определяется ЭДС свинцово-кислотного аккумулятора?

2.2. В чем заключается физическая сущность электродной поляризации и какими процессами она обусловлена?

2.3. Как зависит сопротивление поляризации от силы тока и от температуры?

2.4. Приведите определение емкости аккумуляторной батареи. Почему емкость аккумуляторной батареи измеряют в ампер-часах?

2.5. Почему количество активных веществ в аккумуляторных батареях в 2 ÷ 3 раза превышает теоретически необходимое?

2.6. Определите степень разряженности аккумулятора, если ρ25 = 1,18 г/см, а ρt = 1,20 г/см.

2.7. Чем определяется длительность первого этапа (рис. 2.7) временной характеристики разряда аккумуляторной батареи?

2.8. Какими физическими процессами обусловлен третий этап временной характеристики разряда аккумуляторной батареи?

2.9. Обоснуйте достоинства и недостатки заряда аккумуляторных батарей постоянным током и постоянным напряжением.

2.10. Можно ли периодически применять форсированный заряд аккумуляторных батарей? Если нет, то почему?

2.11. Какие факторы должны учитываться при размещении аккумуляторных батарей на автомобилях?

2.12. Как часто должен проводиться и в чем заключается внешний осмотр аккумулятора?

2.13. Как часто должна проводиться и в чем заключается оценка технического состояния аккумулятора?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 3000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.