Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Регуляторы напряжения




1. ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АВТОМАТИЧЕСКОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ

 

Зависимость напряжения синхронного генератора от частоты вращения характерна при их использовании на подвижных объектах, в частности, на подъемно – транспортных машинах и механизмах с двигателями внутреннего сгорания, имеющими широкий диапазон изменения частоты вращения. Особенность использования синхронных генераторов на таких объектах заключается в том, что их непосредственной нагрузкой является преобразователь напряжения, а регулировка осуществляется по постоянному току.

Процесс регулирования напряжения генератора сводится к воздействию на значение магнитного потока. Магнитный поток наиболее просто изменять регулированием силы тока возбуждения одним из трех способов: коротким замыканием обмотки возбуждения, прерыванием цепи возбуждения, включением последовательно с обмоткой возбуждения добавочного резистора.

Последний из перечисленных способов реализуется регуляторами напряжения электромагнитного, электронного и смешанного типов. Электронные регуляторы не содержат подвижных частей, подгорающих контактов, не требуют регулировок и потому более надежны. Однако благодаря невысокой стоимости электромагнитные регуляторы еще имеют достаточно широкое применение.

 

2. СХЕМЫ РЕГУЛЯТОРОВ НАПРЯЖЕНИЯ

 

Рассмотрим принцип работы регулятора напряжения по схеме рис. 4.1. В приведенной схеме добавочный резистор Rдоб включен последовательно с обмоткой возбуждения. Величина Rдоб рассчитывается так, чтобы регулировка напряжения обеспечивалась во всем диапазоне частоты вращения ДВС.

Параллельно Rдоб включены выходные нормально замкнутые контакты электромагнитного реле. Когда двигатель не работает, Rдоб выключен из цепи возбуждения. Сопротивление цепи возбуждения в этом состоянии обозначим Rв.

Обмотка электромагнитного реле подключена к выходу преобразователя напряжения, т. е. питается напряжением постоянного тока U. Из курса электротехники известно, что сила притяжения якоря реле может быть определена выражением

. (4.1)

Очевидна зависимость силы притяжения якоря от силы тока обмотки реле Iоб, а значит и от напряжения U, так как Iоб = U/Rоб. Здесь Rоб – сопротивление обмотки реле.

Допустим, что с увеличением частоты вращения напряжение на выходе генератора превысило регулируемое значение Uр. При этом сила притяжения якоря (4.1) превысит силу удерживающей пружины реле, и клапан реле разомкнет контакты. В цепь возбуждения включается сопротивление добавочного резистора, что приводит к уменьшению тока возбуждения Iв = Uр / (Rв + Rдоб) и, как следствие, к уменьшению напряжения U. Снижение напряжения U уменьшает Iоб и F. Контакты реле замыкаются и выключают Rдоб из цепи возбуждения. Далее процесс повторяется.

Большая частота включения и выключения Rдоб приводит к тому, что эквивалентное сопротивление цепи Rэ определяется выражением

Rэ = Rвв∙Rдоб,

а ток возбуждения

Iв = Uр / (Rв + τв∙Rдоб),

где τв = tв/(tо +tв) – относительная продолжительность включения резистора, tо, tв – время отключения и включения Rдоб.

В диапазоне малых частот вращения двигателя, от нуля до некоторого значения n1, напряжение на выходе генератора практически пропорционально n, но меньше регулируемого – Uр (рис. 4.2). Регулятор не работает, τв = 0, а ток возбуждения возрастает от 0 до Iв макс.

При дальнейшем увеличении частоты вращения двигателя регулятор включается в работу. Напряжение на выходе генератора стабилизируется, а относительное время включения добавочного резистора – τв увеличивается от 0 до 1. Ток возбуждения уменьшается от Iв макс до Iв мин = U / (Rв +Rдоб).

Основным недостатком рассмотренного регулятора является искрение, разрушающее контакты реле. Разрывная мощность на контактах

определяется произведением

. (4.2)

Уменьшение разрывной мощности за счет Rдоб приведет к уменьшению максимальной частоты вращения ДВС, что не приемлемо. Уменьшение Iв приведет к увеличению габаритов и массы генератора при прочих равных параметрах. Поэтому рассмотренный регулятор напряжения применим для маломощных генераторов.

С увеличением мощности генератора применяют двухступенчатый регулятор или разделяют обмотки возбуждения на две параллельные ветви. В качестве примера рассмотрим двухступенчатый реле – регулятор РР380, который устанавливается совместно с генератором Г221. Схема реле – регулятора приведена на рис. 4.3.

Контактная группа реле содержит нормально замкнутые 1-2 и нормально разомкнутые 3-4 контакты. При неработающем двигателе якорь реле и контактная группа находятся в исходном состоянии (как показано на рис. 4.3). Первая пара контактов 1-2 шунтирует Rдоб и дроссель L. Дроссель предназначен для сглаживания бросков тока через контакты второй группы. Обмотка реле подключена к выходу преобразователя напряжения через резистор температурной компенсации RТ.

В диапазоне малой частоты вращения двигателя, от 0 до n1, прерыватель не работает, напряжение на выходе генератора и ток возбуждения Iв практически пропорциональны n (рис.4.4).

С увеличением оборотов двигателя до n1 напряжение на выходе генератора достигает порога регулирования Uр. Сила притяжения якоря (4.1) увеличивается и перебрасывает его в положение 1. Контакты 1-2 размыкаются, контакты 2-3 остаются разомкнутыми. Добавочный резистор Rдоб и дроссель L включаются в цепь возбуждения. Первая ступень регулирования начинает работать как в одноступенчатом реле.

Отличительной особенностью схемы двухступенчатых реле является то, что величина добавочного резистора Rдоб значительно меньше, чем у одноступенчатых регуляторов. Это позволяет существенно уменьшить разрывную мощность на контактах (4.2) и продлить срок службы контактов. Однако диапазон регулирования при этом уменьшается. Значение Rдоб и L рассчитывают так, чтобы при частоте вращения 0,5∙nмакс контакты первой ступени перестали замыкаться. Это означает, что регулирование первой ступенью реле прекратилось. Дальнейшее увеличение n приведет к росту напряжения на выходе генератора, причем, U > Uр (рис. 4.4).

С увеличением напряжения U растет сила притяжения якоря к ярму (4.1). Когда выполнится равенство U = Uр1, нажимной клапан реле переходит в положение 2 (рис. 4.4) и замыкает контакты 3-4, шунтируя обмотку возбуждения. Ток возбуждения и напряжение генератора резко падают, при этом контакты 3-4 размыкаются. Начинает работать вторая ступень регулирования.

Основным недостатком реле – регуляторов является низкий срок их службы. Для устранения этого недостатка разработаны и внедрены регуляторы электронного и смешанного типов.

Схема регулятора смешанного типа приведена на рис. 4.5. Схема включает трехфазный синхронный генератор, трехфазный мостовой выпрямитель, транзистор Т1, резисторы Rд, R1 и электромагнитное реле. Управляющим органом являются контакты реле, включенные в цепь базы транзистора, а чувствительным элементом – обмотка реле, включенная на напряжение генератора. Транзистор Т1 работает в ключевом режиме.

Если напряжение генератора меньше регулируемого, контакты реле разомкнуты, а в цепи базы протекает ток, поддерживающий транзистор в открытом и насыщенном состоянии. Ток транзистора является и током обмотки возбуждения. Напряжение на зажимах 11′ является выходным напряжением генератора и определяется частотой вращения ротора.

При увеличении частоты вращения ротора напряжение генератора увеличивается. Когда напряжение становится выше регулируемого, контакты реле замыкаются. Участок цепи база – эмиттер шунтируется, и транзистор закрывается. Теперь ток обмотки возбуждения протекает по добавочному резистору Rд и уменьшается. Уменьшение тока возбуждения приводит к уменьшению напряжения генератора и, как следствие, к размыканию контактов реле. Далее процесс повторяется, а напряжение генератора колеблется около регулируемого значения.

Достоинство схемы – контакты реле нагружены малым током, а поэтому не подгорают и не изнашиваются. Недостаток – нестабильность регулируемого напряжения. Недостаток обусловлен изменением характеристики возвратной пружины при ее старении.

Свободны от этого недостатка электронные регуляторы напряжения. Одна из возможных схем такого регулятора приведена на рис. 4.6. В этой схеме электромагнитное реле заменено транзистором Т2, стабилитроном D1 и делителем напряжения R2, R3. Транзисторы Т1 и Т2 работают в ключевом режиме. Напряжение стабилизации равно напряжению регулирования.

При напряжении генератора ниже регулируемого стабилитрон закрыт. Цепь делителя R2, R3 разорвана большим сопротивлением закрытого стабилитрона. К базе транзистора Т2 через резистор R2 приложен положительный потенциал выпрямителя, которым транзистор надежно закрыт. Такое состояние эквивалентно разомкнутым контактам реле в схеме рис. 4.5. К базе транзистора Т1 через резистор R1 приложен отрицательный потенциал выпрямителя. Под действием этого потенциала транзистор Т1 открыт и насыщен, его сопротивление пренебрежимо мало. В этом состоянии цепь обмотки возбуждения замыкается через транзистор Т1 и имеет минимальное сопротивление.

С увеличением частоты вращения ротора напряжение генератора увеличивается. Когда напряжение становится выше регулируемого, стабилитрон пробивается. Через делитель R2, R3 начинает протекать ток, создавая падение напряжения на резисторах. Отрицательный потенциал падения напряжения на R2 приложен к базе транзистора Т2 и открывает его, при этом база транзистора Т1 подключается к положительному потенциалу источника. Транзистор Т1 закрывается, в цепь обмотки возбуждения включается добавочный резистор Rд, и напряжение генератора падает.

Падение напряжения на зажимах 11′ вызывает запирание стабилитрона. При этом транзистор Т2 закрывается, а транзистор Т1 открывается и шунтирует Rд. Напряжение генератора начинает увеличиваться. Далее процесс периодически повторяется, а напряжение генератора колеблется около регулируемого значения.

 

3. СХЕМНОЕ И КОНСТРУКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

РЕГУЛЯТОРОВ НАПРЯЖЕНИЯ

 

Основные тенденции в развитии конструкции, технологии изготовления и схемного исполнения регуляторов напряжения определяются достижениями в области электроники, стремлением к их микроминиатюризации и к расширению выполняемых функций. Вибрационные и контактно-транзисторные регуляторы в настоящее время полностью заменены транзисторными регуляторами напряжения. По схемному решению современные регуляторы разделяют на две группы. К первой группе относят регуляторы традиционного схемного исполнения. Частота их переключения определяется режимом работы генератора. Регуляторы второй группы имеют стабилизированную частоту переключения и работают по принципу широтно-импульсной модуляции (ШИМ).

Современные регуляторы выпускаются, как правило, встроенными в генератор. Тем не менее, отечественная промышленность выпускает целую серию малогабаритных регуляторов напряжения для размещения вне генератора. Эти регуляторы предназначены для замены ранее выпускавшихся реле-регуляторов, контактно-транзисторных и устаревших транзисторных регуляторов. Они имеют идентичные корпуса и унифицированные подложки, позволяющие устанавливать их на разные модели автомобилей.

На автомобилях «Волга» ГАЗ 31029 и «Газель» ГАЗ-33021 применяется регулятор 13.3702-01, схема которого приведена на рис. 4.7. Измерительным элементом этого регулятора является делитель напряжения на резисторах R1, R2, R3, причем, резистор R1 подбирается при настройке. Элементом сравнения является стабилитрон D1 , включенный в цепь эмиттера транзистора Т1, что увеличивает ток стабилитрона, а, следовательно, точность стабилизации напряжения. Транзисторы Т3, Т4 включены по схеме составного транзистора.

Рассмотрим принцип работы схемы. При открытом транзисторе Т1 открыт и транзистор Т2, так как его ток базы протекает через переход эмиттер-коллектор Т1. Составной транзистор Т3, Т4 закрыт, так как его переход эмиттер-база зашунтирован переходом эмиттер-коллектор открытого транзистора Т2. Если напряжение генератора уменьшится и станет меньше напряжения стабилизации стабилитрона D1, то последний закрывается. Это эквивалентно разрыву цепи эмиттера Т1. Транзисторы Т1 и Т2 закрываются, а составной транзистор Т3, Т4 открывается.

Резистор R2 является элементом жёсткой обратной связи, повышающей частоту переключения регулятора напряжения. Переход составного транзистора Т3, Т4 в открытое состояние подключает резистор R2 параллельно резистору R4, что вызывает уменьшение напряжения на стабилитроне D1 и ускоряет его запирание.

Цепь, состоящая из элементов Т5, R12 и С2, выполняет две функции. В нормальном режиме работы она обеспечивает ускоренное переключение составного транзистора Т3, Т4, а в аварийном режиме – осуществляет защиту этого транзистора от перегрузки.

Диод D3 – гасящий, D4 – защищает регулятор от импульсов напряжения обратной полярности. Конденсатор С1 осуществляет фильтрацию колебаний входного напряжения и исключает их влияние на работу регулятора напряжения.

Аналогичное схемное исполнение имеют регуляторы напряжения 131.3702 автомобилей ГАЗ-3307, 121.3701 и 201.3702. Регулятор 131.3702 имеет дублированный вывод «Ш» и дополнительный вывод «+» для создания второго уровня регулируемого напряжения. Регулятор 121.3701 отличается малогабаритным исполнением и может работать с генератором, имеющим обмотку возбуждения, соединенную с «массой».

Схема регулятора напряжения 4202.3702 автомобиля ЗИЛ-5301 «Бычок» приведена на рис. 4.8. Схема отличается тем, что снабжена автоматической системой изменения уровня напряжения в зависимости от температуры электролита аккумуляторной батареи. Терморезистор, помещённый в электролит, включен параллельно одному из плеч входного делителя напряжения. Изменение сопротивления терморезистора из-за изменения температуры электролита перестраивает регулятор.

На рис. 4.9 приведены схемы интегральных регуляторов Я112А1, Я112В1 и Я120М1. Регуляторы выполнены по гибридной технологии на керамической подложке с нанесением на неё толстоплёночных резисторов, распайкой переходов выходного транзистора, гасящего диода и навеской микросхемы, состоящей из стабилитрона и входного транзистора.

Базовым является регулятор напряжения Я112А1. Регулятор Я112В1 отличается тем, что имеет дополнительный вывод «Б», к которому напряжение подводится через выключатель зажигания. При неработающем двигателе на выходе «Б» нет напряжения, ток в базовой цепи транзистора Т2 не протекает, он закрыт, не пропускает ток от аккумуляторной батареи к обмотке возбуждения.

Регулятор Я120М1 имеет дополнительный вывод «Д», а также – вывод «Р» для подключения переключателя посезонной регулировки.

В настоящее время многие отечественные фирмы выпускают аналоги перечисленных выше регуляторов. Например, аналогом Я112А1 являются регуляторы 41.3702, 44.3702, 4302.3702; аналогом Я112В1 – 411.3702, 4322.3702. Непрерывно расширяется применение регуляторов с ШИМ, например, Я212А11Е, 36.3702, 412.3702, 444.3702.

4. СХЕМЫ ГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК

 

Электрические принципиальные схемы генераторных установок приведены на рис. 4.10. На схемах применяются следующие обозначения выводов:

– плюс силового выпрямителя – «+», В, 30,

– «масса» – М, 31, В-,

– плюс вспомогательного выпрямителя – Д(61), Д+,

– вывод обмотки возбуждения – Ш, 67, DF,

– вывод для соединения с лампой контроля исправности – L, D, D+,

– вывод нулевой точки обмотки статора – 0,

– вывод регулятора напряжения для подключения его в бортовую сеть, обычно к «+» аккумуляторной батареи – Б, 15, S,

– вывод регулятора напряжения для питания его от выключателя зажигания – IG,

– вывод регулятора напряжения для соединения его с бортовым компьютером – FR.

Различают два типа невзаимозаменяемых регулятора напряжения. В первом типе (рис. 4.10, а) выходной коммутирующий элемент регулятора напряжения соединяет вывод обмотки возбуждения генератора с «+» бортовой сети, а во втором (рис. 4.10, б, в) – с «-». Транзисторные регуляторы напряжения второго типа являются более распространенными.

Для контроля работоспособности в схеме рис. 4.10, а введена контрольная лампа 8, которая питается через нормально замкнутые контакты реле 6. Лампа загорается после включения замка зажигания и гаснет после пуска двигателя, так как под действием напряжения генератора реле 6 срабатывает, размыкая контакты. Если лампа 8 после пуска двигателя горит, значит, генераторная установка неисправна.

В некоторых случаях обмотка реле 6 подключается к выводу фазы генератора.

Чтобы исключить разряд аккумуляторной батареи на стоянке, цепь обмотки возбуждения генератора в схемах рис. 4.10, а, б замыкается через выключатель зажигания. При этом контакты выключателя коммутируют ток до , что снижает срок их службы. Поэтому более прогрессивна схема рис. 4.10, в, в которой выключатель зажигания замыкает лишь цепь управления регулятора напряжения. При этом коммутируемый ток составляет доли ампер.

К недостатку рассмотренных схем относят падение напряжения на сопротивлении контактов выключателя зажигания и других коммутирующих или защитных элементах. Это приводит к изменению уровня регулируемого напряжения и, как следствие, к изменению частоты переключения выходного транзистора регулятора, миганию ламп осветительной и светосигнальной аппаратуры, колебанию стрелок приборов.

На автомобилях с дизельными двигателями может применяться генераторная установка на два уровня напряжения – 14/28 В. Второй уровень напряжения – 28 В используется для зарядки аккумуляторной батареи, работающей при пуске ДВС. Для получения второго уровня используется электронный удвоитель напряжения или трансформаторно-выпрямительный блок, как показано на рис. 4.10, г. В такой системе регулятор стабилизирует только первый уровень напряжения – 14 В.

В схеме рис. 4.10, д обмотка возбуждения подключена к выводу «Д» собственного выпрямителя. Для улучшения условий возбуждения генератора на малых частотах вращения ротора предусмотрено питание обмотки возбуждения небольшим током через контрольную лампу 8. Резистор 13 обеспечивает самовозбуждение генератора даже в случае перегорания контрольной лампы.

 

 

Стабилитрон 12 предназначен для подавления возможных всплесков напряжения, опасных для электронной аппаратуры.

К недостатку схемы рис.4.10, д относится разряд аккумуляторной батареи малым током по цепи регулятора напряжения при неработающем двигателе. Поэтому при длительной стоянке рекомендуется снимать наконечник провода с клеммы «+» аккумуляторной батареи.

Схема рис. 4.10, е характерна для генераторных установок с номинальным напряжением 28 В. В этой схеме обмотка возбуждения соединена с нулевой точкой обмотки статора, поэтому напряжение на ней вдвое меньше, чем напряжение генератора. Вдвое меньше и величина пульсаций, что повышает надежность работы полупроводниковых приборов.

В некоторых генераторных установках регулятор поддерживает напряжение не на силовом выходе «+», а на выводе дополнительного выпрямителя, как показано на рис. 4.10, ж. Схема является модификацией схемы рис. 4.10, д, но устраняет недостаток последней – разряд аккумуляторной батареи на длительной стоянке. В схеме рис. 4.10, ж силовой выпрямитель выполнен на стабилитронах. В нормальном режиме стабилитроны работают как обычные диоды, а в аварийном – предотвращают опасные всплески напряжения.

Схема рис. 4.10, з широко применяется американскими и японскими фирмами. Схема более проста, но требует расширения функций и усложнения схемы регулятора. На регулятор переносятся функции предотвращения разряда аккумуляторной батареи при неработающем ДВС и управления лампой контроля работоспособного состояния генераторной установки.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

4.1. Перечислите возможные способы регулирования напряжения автомобильных генераторов.

4.2. Определите разрывную мощность контактов, а также диапазон изменения Rэ и Iв при изменении τв от 0 до 1, если полагать Uр = 14 В, Rв = 2,5 Ом, а Rдоб = 1 Ом.

4.3. Как изменится работа регулятора напряжения по рис 4.1, если последовательно Rдоб включить дроссель L?

4.4. Какие элементы схемы электронного регулятора напряжения, приведенной на рис. 4.6, выполняют роль чувствительных и исполнительных?

4.5. Определите аналогичные элементы в схеме рис. 4.7.

4.6. Какие функции выполняет транзистор Т1 в схеме рис. 4.7?

4.7. Выявите основные отличительные особенности схем интегральных регуляторов напряжения, приведенных на рис. 4.9.

4.8. Проведите сравнительный анализ схем генераторных установок по рис. 4.10, а, б и в. Какая из трех схем более совершенна и почему? В чем заключаются недостатки этих схем?

4.9. Чем определяется особенность схемы генераторной установки, приведенной на рис. 4.10, г?

4.10. Какими преимуществами обладает схема генераторной установки рис. 4.10, ж в сравнении со схемой рис. 4.10, д?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 9837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.