Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткое изложение Бхагавад-гиты как она есть




Арджуна пошатнулся, ибо он видел неминуемую смерть его учителя, родственников и друзей. Он отбросил свой лук и стрелы и решил не сражаться.

В 1 главе и в начале 2 главы Арджунеа представляет свои аргументы, почему он хотел отказаться от битвы. В основном, он боялся греховных реакций за убийство. Но после того, как Арджуна предался Господу Кришне и попросил Кришну наставить его, Господь начал опровергать доводы Арджуны.

Во-первых, Кришна аналитически объяснил, что на самом деле невозможно совершить убийство, поскольку вечная душа никогда не умирает. Затем Кришна объяснил, что сражение, как служение Ему, трансцендентально, и оно не приводит к греховным реакциям. Кришна также объяснил цель Вед как постепенное возвышение души до сознания Кришны. Таким образом Кришна вдохновил Арджуну оставаться твердым в своем служении, сражаться и не придавать значения желаниям ума.

Так как объяснения Кришны, почему Арджуна должен сражаться, были изложены лишь вкратце, и, так как Кришна одобряет оба процесса, то есть буддхи-йогу - использование разума для духовного прогресса в знании (2.45,49,50), а также карму - - деятельность (2.47,48,50), Арджуна пришел в замешательство и захотел воспользоваться наставлениями Кришны, чтобы оправдать свое нежелание сражаться, а вместо этого заниматься буддхи- -йогой и проводить жизнь в размышлениях. Поэтому Арджуна начинает третью главу, спрашивая Кришну, почему Он побуждает его сражаться, если разум лучше, чем плодотворная деятельность.

Затем Кришна объясняет карма-йогу - деятельность в преданном служении, свободную от реакций. Он разъясняет ошибочную идею Арджуны, заключающуюся в том, что вся деятельность плодотворная и ведет к рабству. Кришна объясняет, что Арджуна должен сражаться, так как пытаться избежать греховных реакций через деятельность в преданном служении лучше, чем через отречение от деятельности.

Кришна также наставлял Арджуну сражаться, чтобы показать правильный пример исполнения долга. Поэтому Кришна говорит Арджуне сражаться, но делать это со знанием и непривязанностью, (3.29, 30) не падая жертвой собственных привязанностей и антипатий. Затем, в ответ на вопрос Арджуны о причине того, почему же душа вынуждена совершать неправильные действия и пренебрегать собственным долгом, Кришна называет врага - вожделение. Он рекомендует Арджуне регулировать свои чувства, утвердиться в своей чистой тождественности как слуги Кришны и таким образом избежать воздействия вожделения. После этого духовной силой и разумом он должен победить этого сильного и греховного врага - вожделение.

Так как в третьей главе Кришна советует Арджуне сражаться в полном знании о Нем (3.30), Господь в четвертой главе объясняет различные аспекты трансцендентального знания. Во-первых, Кришна объясняет достижение знания через цепь ученической преемственности. Затем, после последовательного объяснения Своего собственного явления и Своей миссии, Господь объяснил преданное служение Ему как цель всех жертвоприношений. (Кришна уже говорил о важности совершения ягьи - жертвоприношения - в 3.9-16.) Затем Кришна объясняет взаимооотношения души с Ним в качестве Его вечной неотъемлемой частички, и то, что человек должен научиться этому от истинного духовного учителя.

Глава четвертая заканчивается тем, что Кришна прославляет трансцендентальное знание и просит Арджуну вооружиться этим знанием, сжигающим все греховные реакции, и сражаться.

Затем Арджуна признает важность как работы, которая требует деятельности, так и поиска знания, которое требует бездействия. Понимая это, Арджуна приходит в замешательство. Его решимость потеряна, он видит, что сражение и знание - два противоречащих друг другу понятия.

Поэтому Арджуна начинает пятую главу с просьбы к Кришне объяснить определенно, что же выше: отречение от деятельности, спекуляции, санкхйа, гйана, бездействие в знании или же деятельность в преданном служении. Кришна отвечает, что тот, кто отречен от результатов своей деятельности - поистине отрекся. Такая личность знает, что когда тело действует, он, душа, в действительности не делает ничего. Поэтому Арджуна должен исполнять свой долг и действовать стойко ради удовлетворения Кришны. Беспристрастно смотря на внешний мир, он должен находиться в своем теле отстранившись от телесных действий. Утвердившись в своем сознании на Верховном и зная, что Кришна - истинный наслаждающийся, цель жертвоприношений и аскез, что Он есть Господь всех панет, Арджуна, чистая душа, - обретет истинный мир за пределами этого материального мира.

В первых пяти главах Кришна объяснил буддхи-йогу - деятельность в сознании, сфокусированном на Кришне без желания плодов. Господь также объяснил санкхйу, карма-йогу и гйана-йогу как процессы, приводящие к освобождению и как ступени к достижению сознания Кришны.

И теперь, в конце пятой главы (27,28) и в начале шестой главы, где Кришна объясняет практические моменты того, кто занимается практикой йоги, Кришна объясняет дхйана-йогу, приводя к выводу, что дхйана, или медитация на Кришну, есть конечная цель медитации.

Кришна начинает шестую главу, объясняя, что йоги-неофит занимается сидячими позами, тогда как йог, достигший продвижения, является истинным санйаси, действующим без привязанности. Такой йоги освобождается, а не деградирует из-за действий своего ума. Тщательно контролируя свой ум и занимая его, свое тело и самого себя в служении Кришне, йоги строго практикуют дхйана-йогу в уединенном месте. Сосредоточив свой ум на себе и на Кришне, он достигает трансцендентального счастья в царстве Бога.

Затем Арджуна отмечает, что основная трудность практики йоги - контроль ума. И Кришна отвечает на это, объясняя, что беспокойный ум можно преодолеть через постоянную практику и решительность.

В ответ на просьбу Арджуны рассказать о судьбе неудачливого йога, Кришна отвечает, что тот, кто потерпел неудачу в своей практике, тем не менее, рождается в семье мудрых трансценденталистов и автоматически привлекается принципами йоги.

В конце, в последних двух стихах Кришна утверждает, что йог выше, чем аскет, гйани и карми. Но величайший из всех йогов - тот, кто постоянно думает о Кришне и с великой верой поклоняется Ему в любовном служении. Осознавая наставления Кришны, данные в конце шестой главы, человек должен начинать практиковать йогу с концентрацией ума на Кришне.

Глава седьмая начинается с того, как Кришна объясняет знание о Себе и Своих энергиях. Таким образом, Арджуна мог полностью поклоняться Кришне, как это описывалось в конце шестой главы, и с преданностью думать о Нем во время сражения.

Сначала Кришна объясняет, что, поскольку Он является Верховной Истиной, все существующее есть комбинация Его материальной и духовной энергий. Он есть действующий принцип во всем, и Он все пронизывает посредством Своих материальных и духовных энергий. Поскольку все действия в мире управляются тремя гунами природы, исходящими из Него, хотя Кришна независим и выше их, только те, кто предаются Кришне, могут превзойти эти три гуны, зная о Нем.

Четыре вида неправедных душ никогда не предаются Кришне, тогда как четыре вида праведных душ предаются Ему. Кришна также скрывает Себя от имперсоналистов, которые малоразумны, и от тех, кто предаются полубогам. Но те, кто воистину благочестивы, не введены в заблуждение, служат Кришне с решимостью и занимаются преданным служением на уровне Брахмана, который является целью имперсоналистов. Те души, которые знают Кришну как Господина материального проявления, полубогов и всех жертвоприношений, могут сознавать и понимать Кришну даже в момент смерти.

Глава восьмая начинается с того, что Арджуна спрашивает Кришну о Брахмане, карме, полубогах, материальном мире и о том, как сознавать Кришну в момент смерти.

Сначала Кришна отвечает на первые пять вопросов Арджуны и затем начинает объяснять в деталях, как познать Кришну в момент смерти. Человек достигает того, о чем он помнит в момент смерти. Если он помнит о Кришне, он приходит к Нему. Затем Кришна объяснил, каким образом можно постоянно помнить Его как трансцендентальную личность, которая знает все, как старейшего, контролирующего, величайшего, как поддерживающего.

Таким образом, практикуя йогу и помня о Кришне, человек достигает вечного духовного мира и никогда больше не возвращается в этот временный исполненный страданий материальный мир.

Затем, описав различные пути йоги, при помощи которых человек может оставить этот мир, Кришна советует Арджуне не беспокоиться о других путях: изучении Вед, йоге, аскезах, жертвоприношениях, благотворительности, гйане или карме, так как результаты этих процессов достигаются через совершение преданного служения. И в конце такой йог-преданный достигает верховной вечной обители.

После того, как Кришна ответил на вопросы Арджуны в восьмой главе, в девятой главе Он продолжает говорить ему о знании о Себе, которое он начал объяснять в седьмой главе.

Итак, Кришна начинает девятую главу с утверждения о том, что сейчас Он откроет самое сокровенное знание, ибо это знание о Его истинном положении, которое могут понять только независтливые и обладающие верой. Кришна продолжает объяснять, что, хотя Он независим и находится в стороне от этого мира, все же Он пронизывает, создает и уничтожает весь космос через посредство Своей материальной энергии.

Махатмы, знающие Кришну как Верховную Личность Бога принимают прибежище в Нем и служат Ему как единственному Наслаждающемуся и Верховному объекту поклонения.

Затем Кришна объясняет удачливое положение таких преданных. Если человек поклоняется Кришне, Кришна заботится о нем. Он обеспечивает его тем, что ему недостает, и сохраняет то, что человек уже имеет. И за это Кришна просит только лишь с преданностью предложить Ему листок, цветок или немного воды. Таким образом, следуя этому процессу, преданный приходит к Нему. Даже если преданный не намеренно совершает какие-то отвратительные действия, он исправится, так как Кришна обещает, что Его преданный никогда не погибнет.

В седьмой и девятой главах Кришна уже объяснил знание о Своих энергиях.

В главе десятой Кришна объясняет Свои достояния более конкретно и таким образом открывает Себя как Верховную Личность Бога, как источник всего. Кришна также говорит о том, каким образом Его чистый преданный знает, что Он является нерожденным Верховным Господом, источником всех мудрецов, источником материальных и духовных миров и всех качеств и отношений. Так, чистые и мудрые преданные поклоняются Кришне, беседуя о Нем, и с мыслями о Нем, свободными от заблуждений и греха, заняты в служении Ему. Проявляя Свою милость, Кришна изнутри их сердец разрушает все оставшееся невежество.

Выслушав о достоинствах Кришны, Арджуна провозглашает Кришну как Верховного Господа, цитируя авторитетов и объясняя, что только Кришна воистину может знать самого Себя.

Кришна затем говорит о Его божественных проявлениях в этом мире в виде Сверхдуши, океана, Гималаев, что просто указывает на Его безграничные достояния, ибо лишь частичкой Своей энергии Он пронизывает и поддерживают всю эту вселенную. Арджуна, хотя и признает, что Кришна в Своей двурукой форме, которая сейчас стояла перед ним, является Верховным, тем не менее, просит Кришну явить Его всепронизывающую вселенскую форму, поддерживающую вселенную.

Таким образом, в одиннадцатой главе Кришна доказывает, что Он является Верховным Господом, а также устанавливает критерий, исходя из которого любой, заявляющий о себе как о Боге, должен также показать вселенскую форму.

Затем Кришна открывает Арджуне Его удивительную сияющую всеобъемлющую форму, и Арджуна увидел, что все воины с обеих сторон погибают в этой форме. Кришна объяснил Свою форму в качестве времени - разрушителя всего мира и попросил, чтобы Арджуна, зная о грядущей неминуемой смерти всех воинов, стал Его инструментом.

В ответ на молитвы Арджуны, испытывающего страх, Кришна сначала показал Свою четырехрукую форму перед тем, как снова вернуться в Свою изначальную двурукую форму. После этого Кришна сказал, что эту двурукую форму могут видеть только Его чистые преданные, которые действуют ради Кришны и свободны от желания к плодотворным действиям. Такие чистые преданные сделали Кришну верховной целью своих жизней и поэтому они несомненно приходят к Нему.

Арджуна получив видение этой устрашающей вселенской формы, захотел прояснить свое положение как преданного, как высочайшего из тех, кто поклоняется Всевышнемуу. Он спросил Кришну, кто же выше: те, кто поклоняются посредством преданного служения, или те, кто поклоняются имперсональному.

Кришна немедленно ответил, что тот, кто занят в личном служении Ему, является наивысшим. Поэтому необходимо заниматься служением Кришне и сосредоточить свой ум только на Кришне. Если сделать это невозможно, необходимо следовать правилам и регуляциям бхакти-йоги, котоыре очищают до такой степени, что человек позднее будет в состоянии делать это.

Затем Кришна описывает другие процессы, приводящие в конечном счете к чистому преданному служению Ему. Качества, делающие преданного дорогим Кришне, на которые затем Кришна указывает (такие как равное отношение к счастью и страданиям, независимость от обычного течения дел, удовлетворенность и следование пути преданного служения с верой), также являются частью процесса поклонения Кришне в преданном служении.

Арджуна начинает тринадцатую главу, спрашивая о поле деятельности и о знающем это поле. Кришна отвечает, что тело обусловленной души и взаимодействия этого тела с материальным миром есть ограниченное поле деятельности такой души. Понимая различие между телом, душой и Сверхдушой и следуя процессу познания, душа может подняться над понятиями хорошего и плохого, осознать свое вечное подчиненное положение перед Кришной и достичь высшей цели.

Тринадцатая глава проясняет, что смиренно развивая знание, можно освободиться от материальной запутанности, и также эта глава объясняет, что живое существо в этом материальном мире запутывается вследствие его общения с гунами материальной природы (13.20-22).

И теперь, в четырнадцатой главе Верховная Личность детально объясняет три гуны: добродетель, страсть и невежество как силы, которые связывают и контролируют все обусловленные души, находящиеся в этом мире. Однако душа может выйти за пределы этих гун с помощью преданного служения (все остальные процессы осквернены гунами). Таким образом, ограничения, установелнные его полем деятельности, могут быть стерты, и душа может подняться до уровня Брахмана - изначального положения чистоты и счастья, уровня, на котором основывается сознание Кришны.

Так как человек должен быть отречен от гун и их результатов, чтобы привязаться к служению Господу, Кришна описывает в пятнадцатой главе процесс освобождения от покрытия материей. Он начинает сравнивать материальный мир с гигантским растущим вниз деревом баньян, побуждая Арджуну отречься от него через преданность. Таким образом, душа может покончить со своими трансмиграциями и возвратиться к Нему в духовный мир.

Хотя глупцы не могут понять, что душа трансмигрирует, оставляя одно тело и обретая новое тело на основании желаний его ума, трансценденталисты ясно видят это. Глупцы могут обрести правильное видение через понимание того, что Кришна есть сияние солнца, луны и огня, что Он есть Тот, кто держит планеты на их орбитах, и Тот, кто дает питательный сок овощам. Они могут видеть Кришну как огонь пищеварения, как Параматму, присутствующую в сердце каждого, как дающего память, знание и забвение и как цель Вед и составителя Веданты.

Затем Кришна говорит, что знание о Нем как о Верховной Личности Бога и преданное служение Ему являются конечной целью Веданты, и это самая сокровенная часть Вед.

В пятнадцатой главе были описаны благоприятные действия, приводящие к возвышению, в виде частей баньянового дерева.

В шестнадцатой главе, перечислив 26 божественных качеств, Кришна объясняет демоническую природу, которая приводит к деградации души через высокомерие, невежество и неотступную погоню за чувственным наслаждением и силой. Кришна объясняет демонический менталитет следующим образом: мир нереален, и он возникает лишь из плотского желания. Принимая прибежище у вожделения, они думают о чувственном наслаждении как о цели жизни, и они помешаны на незаконном увеличении их богатства. Строя планы, как убить своих соперников, они считают себя могущественными и счастливыми, и окруженные своими родственниками, они используют жертвоприношения и благотворительность только ради увеличения их счастья. Сбитые с толку иллюзорными беспокойствами, введенные в заблуждение самодовольством, дерзостью и богатством и завидуя Сверхдуше, находящейся в их телах и в телах других, демоны оскорбляют истинную религию.

Этих негодяев, низших среди людей, Кришна постоянно помещает в демонические формы жизни, и они постепенно опускаются до самых отвратительных форм существования. Кришна заканчивает главу, объясняя, что, поскольку вожделение, гнев и жадность ведут к демонической жизни, человек должен отбросить их и понять свои обязанности строго следуя писаниям. Подводя итог шестнадцатой главе, Кришна заявляет, что конечная разница между божественными и демоническими натурами заключается в том, что божественные натуры следуют писаниям, тогда как демоны не следуют им.

В начале семнадцатой главы Арджуна подробнее спрашивает о тех, кто не следует писаниям. На вопрос о тех, кто поклоняется в соответствии с их собственными выдумками, Кришна описывает то, как сочетание гун материальной природы, которое контролирует личность, воздействует на веру личности, ее поклонение, на еду, на жертвоприношения, благотворительность и аскезы.

Глава заканчивается тем, что Кришна объясняет слоги ОМ ТАТ САТ, и как эти слоги указывают на то,что любое жертвоприношение, аскезы или благотворительность, совершаемые под влиянием гун, выполняемые без преданного служения, бесполезны в этой жизни и даже в следующей. Поэтому необходимо непосредственно принять служение Кришне в сознании Кришны.

Вся Бхагавад-гиты заключена в семнадцати главах, а в восемнадцатой главе Кришна делает обзор знания, которое уже было представлено. В этой главе Кришна подводит итог всему тому, о чем Он говорил на протяжении всей Бхагавад-гиты, то есть о том, что человек должен практиковать преданное служение в сознании Кришны.

Так как основой желания Арджуны отречься от своих обязанностей(сражения) был страх греховных реакций, Кришна объясняет истинное отречение и то, как быть трансцендентным к греховным реакциям через:

1. отречение от плодов деятельности;

2. подчинение указаниям Сверхдуши;

3. поклоняясь Господу плодами деятельности, действуя как брахмана, кшатрийа, вайшйа или шудра в соответствии с гуной природы. Каждый из этих путей вынуждает Арджуну сражаться. Таким образом, человек может достичь положения самореализации - брахма-бхуты - и с этого положения, отрекаясь от всех материальных вещей, можно начать практиковать преданное служение. Кришну можно познать только через преданность Ему и, следуя этому прямому процессу, свободному от кармы или гйаны, Арджуна не должен бояться никаких греховных реакций. Находясь под защитой Кришны, такой чистый преданный достигнет Кришналоки. Кришна говорит Арджуне, что он должен предаться Верховному Господу, находящемуся в его сердце, и так достичь мира в Его верховной вечной обители.

Затем Кришна объяснил самое сокровенное знание: стань Моим преданным, постоянно думай обо Мне, действуй ради Меня, поклоняйся Мне, предлагай Мне молитвы, предайся Мне одному, не страшись никаких греховных реакций.

Выслушав наставления Шри Кришны, Арджуна сосредоточился и приготовился к битве.

Саньджая, рассказав об этой беседе Дхритараштре, в экстазе думает об удивительной двурукой форме Кришны и предсказывает победу Арджуны - лучшего лучника, ибо тот предался Кришне - Господину всех мистиков.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.