Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ваш ребенок 53 страница




Теперь научите ребенка фразам, которыми он может выражать свои действия, например: "идти на горшок" или более специфическим "делать пи-пи" или "а-а". Избегайте замечаний, которые могут вызвать у ребенка чувство стыда, например: "вонючий" или "уже испачкал штанишки"? Пользуйтесь понятиями, которые малыш может усвоить и легко выговорить. Сложные термины "испражнение" и "мочеиспускание" находятся за пределами его восприятия (не говоря уже о произношении).

Четвертый шаг: научите ребенка связи между тем, что он ощущает и что должно произойти

Помогите малышу установить связь между тем, что он чувствует и что должен делать. Иными словами, приучить его к туалету, - это значит подготовить к выполнению серии взаимосвязанных процедур: почувствовав позыв, отправиться на горшок, посидеть на нем и использовать по назначению. Давайте детальнее обсудим весь этот процесс.

Связь между ощущением и действием

Первая цель тренировки - помочь ребенку установить взаимосвязь между тем, что он чувствует и что ему нужно делать. Когда поведение малыша показывает вам его готовность (например, если он приседает или ищет укромное местечко), вам следует вмешаться со словами: "Пойдем на горшок". Как только эта связь чувствую давление - отправляюсь на горшок укоренится в сознании ребенка, он сможет самостоятельно отправляться на горшок, не нуждаясь в ваших подсказках.

Почувствовать и сказать

Расскажите ребенку, что он должен говорить вам. Как только вы заметите настораживающие сигналы, спросите: "Хочешь пи-пи? Скажи маме!" (или "Скажи папе!"). Таким образом, вы внедряете в сознание ребенка другую связь: когда он захочет в туалет, он должен сказать об этом вам.

Как только малыш усваивает эти две взаимосвязи (ощущение и соответствующее действие, ощущение и просьба к вам о помощи), вы вправе рассчитывать на первые успехи обучения. Обратите внимание на правильное распределение ролей: вы разрабатываете план игры, а остальное - дело малыша, будет ли он играть в нее с вами. Бывает, ребенок никак не реагирует на ваши усилия. Что ж, наберитесь терпения и повторяйте снова и снова.

Подходящие моменты для усаживания на горшок

Следующая связь, которая должна возникнуть в сознании ребенка: его усадили на горшок, теперь дело за ним. Это называется условным рефлексом. Выработать его можно, правильно выбрав соответствующий момент. О готовности малыша, как мы уже писали, говорит его соответствующее поведение. Ваша задача - уследить и быстро среагировать, иначе говоря, успеть, пока не стало поздно, тогда штанишки останутся сухими. Со временем ребенок научится связывать воедино эти два момента: если попросился на горшок, не забывай, что нужно на нем делать.

- БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Преломитесь струн нужно удалять, когда мальчик собирается сесть на горшок; он ни в коем случае не должен за него цепляться.

Чтобы вам не бегать весь день за ребенком по пятам, стараясь не пропустить нужный момент, можно облегчить свою задачу. Лучше определить готовность ребенка помогут записи (в течение 1-2 нед.) времени, когда у него чаще бывает стул. Предположим, вам удалось уловить определенный ритм: чаще это происходит после завтрака. Значит, именно в это время ребенка и нужно усаживать на горшок. Дайте ему возможность посидеть на нем, сколько душе будет угодно, можете дать ему на это время даже книжку с картинками. Важно, чтобы он все-таки сделал свое основное дело. Если вам не удалось выяснить ритм или стул нерегулярный, сажайте малыша на горшок через каждые 2 ч или так часто, как вам позволяет свободное время и в зависимости от собственного терпения.

Определить время, когда ребенок захочет в туалет, поможет знание некоторых физиологических особенностей малыша. Полный желудок стимулирует прямую кишку к опорожнению приблизительно через 20-30 мин после еды. Поэтому усаживайте ребенка на горшок в указанное время и терпеливо ждите. Лучше всего приурочить ежедневный стул ко времени после завтрака. Другой важный момент во всей этой процедуре - это то, что малыш учится прислушиваться к своему собственному организму. Установлено, что подавление позывов к испражнению может приводить к запору.

Если все же вы, ваш ребенок и горшок "не поняли друг друга" и памперсы или подгузники оказались испачканными, возьмите малыша с собой в комнату, где находится его горшок, и вытряхните в него содержимое подгузника. По крайней мере таким образом вы покажете ребенку, где это "произведение" должно находиться. Такой прием вообще весьма характерен для воспитания: сначала вы втягиваете ребенка в тот или иной вид деятельности, а уж потом он начинает выполнять задание самостоятельно.

Подходящая одежда

Одевайте ребенка так, чтобы его можно было быстро переодеть. Одежда должна быть удобной для вашего малыша. Если на нем штанишки, в которых он путается, когда хочет их снять, чтобы сесть на горшок, то малыш наверняка не успеет раздеться. И в результате у вас испачканный малыш и грязные штанишки. В теплую погоду дома ребенку нужны только легкие штанишки на резиночке.

Голоштанная муштра

Подгузники и памперсы, скрывая очевидное, в какой-то мере затягивают обучение пользованию туалетом, поскольку мешают установить взаимозависимость между позывом оправиться и тем, что надо при этом сделать.

Тренировка вне дома. Если у вас есть небольшой двор и на улице стоит теплая погода, снимите памперсы или штанишки - это облегчит тренировку. Пусть он побегает по двору без штанишек или в длинной рубашке (подойдет рубашка кого-нибудь из старших детей). Когда малыш почувствует позыв, он остановится и, возможно, присядет, сообразив, что сейчас произойдет. Завороженный собственным открытием, он может заговорить о том, что делает ("пи-пи" или "а-а"), или оглянуться на вас за разъяснением. Он же может и наступить в собственную лужицу или пробежаться по калу, не чувствуя к нему пока никакого отвращения.

Теперь ваша очередь. Посмотрите, как ребенок воспримет результат своей деятельности. Он может выглядеть гордым или сконфуженным и даже расстроенным, особенно если намочил или испачкал свои ножки. Похвалите его за важную работу и оботрите. Если ребенок будет протестовать против такой голоштанной муштры, подождите немного, а потом попытайтесь вновь.

Не забудьте собрать его кал в стульчик с горшком, показывая, где все это должно было бы быть. В другой раз, заметив, что ребенок приседает, объясните ему, что гораздо удобнее устроиться на горшке. Оставайтесь терпеливым тренером, даже если увидите, что малыш стал играть со своим калом; старайтесь избегать демонстративного отвращения. Ваше необдуманное поведение может закрепить в сознании ребенка неправильную установку: раз из него выходит что-то очень плохое, лучше никогда этого не делать.

Тренировка в доме. После репетиции во дворе можно рискнуть продолжить обучение в доме. В том, что отсутствие штанишек ускоряет выработку навыка, вы уже убедились. Проводите тренировку в комнате, где на полу нет ковра - так легче и заметить, и убрать испражнения малыша. Может понадобиться несколько дней, в течение которых вы будете стараться подловить момент, чтобы успеть напомнить ребенку: "Пойдем на горшок". Ему нужно время, чтобы он смог оценить всю прелесть свободы от подгузников и памперсов,

Пятый шаг: из памперсов в тренировочные штанишки

После того как в течение 1-2 недель ребенок будет оставаться сухим в дневное время, можно считать, что он вырос из памперсов.

Тренировочные штанишки

Тренировочные штанишки, в которых есть специальная прокладка, впитывающая влагу, используются для перехода от памперсов к обычным ("взрослым") штанишкам. Можно вшить такую впитывающую прокладку и в обычные штанишки. Часто дети с энтузиазмом воспринимают предложение перейти в такую же одежду, "как у большого", однако не торопитесь, особенно в случае, когда не уверены в том, что малыш хочет превращаться в "большого". Положение усложняется, если поторопиться вас заставляет ход событий нужно освободить место на специальном столике для пеленания нового младенца. Старшие дети, заметив, что все внимание уделяется переодеваниям новорожденного, могут возражать против превращения в "большого" мальчика или девочку. Поэтому нам кажется, что лучше такие штанишки называть специальными, а не взрослыми. Купите сразу 6 пар и убедитесь, что они достаточно просторны, чтобы их легко было снимать нетерпеливому малышу.

Когда инцидент все-таки произойдет

Не раз еще, бросаясь на сигнал ребенка, вы увидите уже мокрые или испачканные штанишки. Это нормально - ведь малыш еще только осваивает новый навык. Чаще это будет, когда ребенок настолько увлечен игрой, что не чувствует переполненного мочевого пузыря или кишечника. Зачастую малыши вообще так поглощены тем, что происходит в окружающем мире, что совсем не обращают внимания на то, что творится у них внутри. Почаще напоминайте им, чтобы, заигравшись, они не забывали попроситься на горшок.

Шестой шаг: научите ребенка выполнять всю процедуру до конца

Заключительным этапом будет обучение ребенка тому, как надо подтираться, спускать воду, надевать и застегивать штанишки, мыть руки. Маленьких девочек после того, как они помочатся, учите подтираться в направлении спереди назад (удаляя подальше от влагалища бактерии, которые могут вызвать инфекцию). На первых порах вам зачастую придется проверять, смог ли малыш начисто подтереться после стула, и помогать ему в этом.

К такой процедуре, как опускание воды, малыши относятся поразному. Одни пугаются громкого звука воды, низвергающейся из бачка и исчезающей в какой-то страшной воронке. Другие считают этот момент кульминацией всей процедуры и никому не доверяют его выполнение. В этом случае, вполне возможно, ваши счета за воду возрастут, поскольку малыш часто будет просто развлекаться водно-звуковым аттракционом. Специальное устройство (щеколда) позволит контролировать спуск воды только по делу. Поощряйте успехи, не замечайте "неудач" и особенно не форсируйте события.

Хвалите за успех, не обращайте внимания на неудачи

Эту главу я писал под радостные возгласы нашей старшей дочери, которая восторгалась в соседней комнате первыми успехами на горшке младшего, 2-летнего брата. Наказывать малыша, привыкающего пользоваться туалетом, так же нелепо, как упрекать начинающего ходить ребенка за то, что он спотыкается. У детей, на которых сердятся или которых ругают за неудачи в освоении этого навыка, могут возникать серьезные и длительные эмоциональные расстройства. Если вы не можете преодолеть накапливающиеся у вас отрицательные эмоции по этому поводу, обратитесь за помощью к какому-нибудь вызывающему доверие советчику или даже к психиатру. Только в том случае, если, обучая малыша пользоваться туалетом, вы не устраиваете из этого нервотрепки ни себе, ни ребенку, он сможет, будучи уверен в себе самом, перейти к следующей фазе развития - сексуальной идентификации. При неудачах постарайтесь особенно не расстраиваться - ничего страшного, если еще годик он проходит с подгузниками.

Игры, в которые любят играть маленькие мальчики

Вы помните, что возглавило наш список вещей, необходимых для успешных "туалетных" тренировок, - чувство юмора. Дело в том, что маленькие мальчики любят

- "выписывать" (в прямом и переносном смысле) узоры на снегу или в пыли

- играть в пересекающиеся струи с папой или старшим братцем

- топить плавающие кусочки туалетной бумаги

- поражать плавающие цели

Все это может быть использовано как дополнительный стимул в вашей игре по обучению ребенка пользоваться туалетом. Для того чтобы научиться точно и правильно "поражать цель", может понадобиться несколько уроков. Да, маленькие мальчики именно таковы.

ДЕТИ, КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ГОРШКОМ

Некоторые малыши продолжают играть в испачканных штанишках как ни в чем не бывало или сдерживаются и сопротивляются всякой попытке усадить их на горшок. Продолжайте пока пользоваться памперсами или подгузниками. Как некоторые дети позже начинают ходить, так и абсолютно нормальным является позднее привыкание к туалету. Это нужно учитывать родителям во время "туалетных" тренировок. Нервы и мышцы, принимающие участие в процессах выделения, могут оказаться еще недостаточно развитыми. Так бывает чаще у тех детей, у которых замедлялось прохождение и по другим важнейшим вехам развития. Большинство детей способны контролировать работу мочевого пузыря и кишечника в течение дня приблизительно к 3 годам. Если и к этому времени не произойдет существенного прогресса, обратитесь к своему врачу.

Медицинские причины

Ребенок отказывается выполнять какие-либо действия, если они для него болезненны. Очень часто стул становится болезненным при запоре. Так происходит потому, что в этом случае на прямой кишке возникают маленькие трещинки. Они появляются, когда твердый кал проходит через растянутый край заднего прохода. Испытывающий боль ребенок старается задержать испражнения, в результате кал становится еще более твердым и все повторяется. Если малыш приседает на корточки, кряхтит и болезненно морщится, а самого стула нет, возможно, причина именно в этом. (См. с. 687 о причинах и способах лечения запора.)

Другая причина - жжение в результате пищевой аллергии. Проверьте, нет ли у ребенка вокруг анального отверстия аллергического кольца и сыпи. Пища, содержащая много кислоты (соки цитрусовых, молочно-кислые продукты), может привести к такой аллергии. Кроме того, контроль за кишечником может нарушиться в результате приема антибиотиков при поносе после гриппа.

Не слишком ли вы торопитесь?

Попытки приучить ребенка к горшку могут оказаться неудачными, если начнутся неоправданно рано, в какой-то неблагоприятный период или если просто ученик или тренер будут не в духе. Откажитесь на время от своих намерений и постарайтесь в следующий раз выбрать более благоприятный момент. Попробуйте найти причину неудачи.

- Может быть, в данный момент у ребенка такой период, когда он никоим образом не воспринимает ничего нового?

- Может быть, повлияли изменения в семье (появление новорожденного, кто-то заболел или, например, вы вновь вышли на работу)?

- Не сердится ли ваш малыш? Если ребенок злится, упрямится, у него нарушается работа многих функций организма, и в первую очередь все, что связано с испражнениями.

Попробуйте пересмотреть свои отношения с ребенком. Обычно детям хочется доставить удовольствие родителям и поскорее научиться тому, что было бы приятно вам, а значит, и пользоваться горшком. Я предвижу такой защитный ответ: "У нас все нормально, это просто такой период упрямства у малыша". Однако проблема может заключаться не только в подгузниках или памперсах, а быть гораздо глубже.

Может быть, это своеобразное желание ребенка сохранить свою свободу там, где вы просто не в состоянии его контролировать. Если вы слишком туго натягиваете вожжи во всех других областях (сами выбираете, что надеть ребенку, определяете его времяпрепровождение и т.д.), не удивляйтесь, что он решил не подчиняться вам хотя бы в этом деле. А возможно, это просто единственный способ для ребенка еще немного побыть маленьким. Так или иначе вам придется закрыть горшок на несколько недель или даже месяцев, побольше времени уделять ребенку, забавлять его, как-то поднять его самооценку, поддержать. Если малыш эмоционально подавлен и у него заниженная самооценка, будьте особенно осторожны и ни в коем случае не показывайте, что ваше отношение к нему базируется на таких проявлениях. Любые ваши действия прежде всего не должны подавлять вашего ребенка как личность.

УСКОРЕННЫЙ ЦИКЛ ОБУЧЕНИЯ: МЕТОД ТРЕНИРОВКИ ВО ВРЕМЯ ОТПУСКА

Большинство родителей предпочитают постепенно приучить своего малыша к горшку в течение нескольких недель или даже месяцев с подходящей для ребенка скоростью. Но некоторые пытаются внедрить и здесь ускоренный метод, выучив ребенка всем этим навыкам, скажем, за несколько дней отпуска. Такой сокращенный курс подходит только для определенных пар ребенок - родитель, и мы ни в коем случае не советуем применять его ко всем детям. Одни малыши возражают против столь резкого освобождения от подгузников, а другие приветствуют такой самоконтроль. Шаги, которыми пользуются при таком скоростном обучении, те же, что и при обычном, однако более целенаправленные.

Путешествуем и тренируемся

Иногда заниматься "туалетными" тренировками гораздо удобнее во время отпуска. У вас больше времени да и терпения, малыш большую часть дня разгуливает нагишом по пляжу, нет особых проблем с уборкой, если не сразу все получится. Один из наших детей именно таким образом тренировался во время недельного отдыха на побережье. Если же во время отдыха у ребенка "возникнет рецидив" и он вдруг откажется от горшка, оставьте все ваши попытки исправить положение до того, пока не вернетесь в привычную обстановку. Путешествуя на машине, не забудьте прихватить с собой походный горшок. Это очень удобно (по крайней мере гораздо лучше, чем делать из-за этого вынужденные остановки). У нас есть прелестная фотография: один из наших детей восседает на своем троне прямо в семейном фургоне, занятый своими важными делами. Складывающееся пластмассовое приспособление, которое подходит к любому взрослому стульчаку, будет очень полезно, если вы отдыхаете в кемпинге или доме отдыха. Не забывайте и о том, что изменения в диете ребенка во время отпуска, скорее всего, вызовут у него и сбои в работе кишечника (может возникнуть как запор, так и понос), поэтому вполне возможны некоторые спады в овладении новым навыком.

Замечание как для детей, так и для взрослых: не забывайте, что покидать свой собственный дом нужно с пустым мочевым пузырем.

Предварительные условия

Подбор подходящих кандидатов. Для такой скоростной тренировки подходят только малыши, умеющие говорить, пребывающие в хорошем расположении духа и испытывающие желание обрадовать своих тренеров.

Обстановка игры. Подойдите к этому занятию, как к неделе теснейшего общения с собственным ребенком, причем относитесь к этому делу, как к игре. Отложите в сторону прочие дела. Вам придется постоянно находиться при ребенке в течение всего периода его бодрствования, следя за каждым его сигналом, жестом, телодвижением, говорящим, что он испытывает соответствующие позывы.

Правильно выберите сезон. Точно так же, как состязания по бейсболу не планируют на зиму, для ваших тренировок нужны определенные погодные условия. Если погода или настроение испортятся, вы всегда можете приостановиться.

Заранее спланируйте эту игру и объявите о ней. За день до начала тренировки объявите малышу, что завтра у вас будет специальный день. "Мы собираемся поиграть в специальную игру", и повторяйте эти слова на протяжении всего дня. (Мы намеренно используем слово "специальный", которое, по нашему мнению, оказывает особое, можно сказать, специальное, воздействие.) Создайте приятную предыгровую атмосферу. Продолжайте подчеркивать, что это специальный день: "Сегодня мы собираемся поиграть в игру "больше нет подгузничков" и будем пользоваться туалетом, как это делают папа и мама" (или еще и "как братик Джим" - ведь это дополнительный стимул). Дайте ребенку возможность проникнуться вашим предвосхищением события - ведь малыши обычно приходят в восторг от того, что вызвало такое состояние у вас.

Правильная униформа. Самый подходящий костюм - "в чем мама родила" (если, конечно, позволяет погода); можно воспользоваться и длинными просторными штанишками, но, пожалуйста, без подгузников. Продемонстрируйте малышу его специальные тренировочные штанишки. Покажите, как с ними обращаться, как их снимать и вновь натягивать. Чтобы придать действу праздничную обстановку, сделайте фотографии в тот момент, когда он осваивает новинку, и покажите их ребенку. Продемонстрируйте малышу перед зеркалом все его движения по сниманию и надеванию штанишек. Постоянно поддерживайте атмосферу игры. Если ребенок теряет интерес к такой игре или начинает протестовать, подождите некоторое время, дайте ему передохнуть.

Подручные приспособления. Принесите "специальные призы" и торжественно представьте их: горшок (который вы вместе с малышом выбрали в магазине и до этого прятали в коробке), куклы, которые "ходят в туалет", и другие подходящие к этому случаю игрушки (см. с. 585), тренировочные штанишки и награды за успехи в предстоящей игре.

Практическая часть тренировки

Усаживаиие на горшок. Личный пример - прежде всего. Поскольку малыши охотно делают то же, что папа или мама, поставьте детский горшок рядом с собой и сидите вместе, занимая друг друга разговором.

Инструктивные пособия. Пока каждый из вас сидит на своем "глубокоуважаемом горшке", посмотрите вместе книжку о "туалетных" тренировках.

Четко подавайте сигналы. Отработайте с малышом такие значимые фразы, как "иду на горшок", "иду пи-пи", "иду а-а".

Плодотворное сидение. Продемонстрируйте ребенку, как вы сами все это проделываете (можно на самом деле, а можно понарошку); чтобы он лучше ухватил идею происходящего, позаботьтесь о шумовом сопровождении: сначала натуживание, потом звуки, выражающие удовлетворение.

Игрушка как модель. Проделайте всю эту процедуру с куклой, объясняя каждый шаг: снимаем с куклы штанишки, сажаем на горшок, выливаем его содержимое в туалет, надеваем штанишки.

Игра начинается

Очень внимательно наблюдайте за поведением вашей начинающей "кинозвезды". Приседание подскажет вам, что малышу настало время идти на горшок, попытки подергать себя за подгузник (или место, где он должен находиться) или внимательный взгляд вниз - что времени у вас осталось в обрез. Нужно срочно вмешаться: "Пойдем на горшок". Обычно лучше всего хранить горшок на полу в кухне, в ванной комнате или рядом с вашим туалетом. В эти дни поставьте горшок, лучшего друга малыша, на самое заметное место. Постоянная репетиция связи между сигналами ребенка и приглашением его на горшок устанавливает в сознании малыша прочную ассоциацию: "Когда я чувствую позывы, я иду на горшок".

Вознаграждение

Если ребенок в первые же дни справляется с тем, чего вы ждете от него, это можно расценить как большую удачу и поощрить малыша. Но учтите, что могут возникать и многочисленные фальстарты, когда малыш просто присаживается, заметив, что папа и мама моментально бегут к нему при этом. Если же тревога не была "ложной" и вы успели с ребенком на горшок (а еще лучше, если он сам до него добежал, не обмочившись по дороге), вознаградите это великое достижение каким-нибудь сюрпризом. Одна мама, которая использовала этот метод, даже помещала специальные призовые палочки позади горшка, которыми и вознаграждала каждый успех своего малыша.

Переходим к ночным играм

Пользоваться горшком ночью ребенок сможет не ранее, чем через несколько недель после того, как успешно научится прибегать к нему в дневное время. Памперсы или подгузники ночью еще могут понадобится в течение нескольких месяцев или даже лет.

Если так подробно изложенный нами курс у вас не срабатывает, не считайте, что вы плохой учитель или что вам попался неспособный ученик. Может быть, у вас просто совершенно другой ребенок, и к нему требуется особый подход. В любом случае необходимость в подгузниках или памперсах когда-нибудь отомрет.

V

ПОДДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ

За первые два года жизни ребенка вы так обогатите свои знания в области медицины, что впору присуждать вам почетную степень. Настоящий раздел поможет вам наладить собственную систему домашнего медицинского обслуживания. Мы включаем в нее создание безопасной для ребенка окружающей среды, меры профилактики заболеваний, а также пути распознавания ранних признаков болезни. Заболевший маленький человечек любого взрослого превращает во врача или медицинскую сестру. Основная задача данного раздела - установить тесное сотрудничество с детским врачом.

СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ДЛЯ РЕБЕНКА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

Только представьте себе, что вы имеете доступ к лекарству, способному предотвратить третью часть смертности в детском возрасте! И родители действительно обладают таким "лекарством", к тому же бесплатным. Оно называется созданием безопасной для ребенка окружающей обстановки. Один из трех умерших детей погибает вследствие несчастного случая. Однако большинство из них можно предотвратить.

КОМУ ОПАСНОСТЬ УГРОЖАЕТ БОЛЬШЕ

Несчастный случай может произойти с любым ребенком, однако некоторые малыши более других подвержены такой опасности. Разгадка - в схеме развития ребенка. Младенец, который медленно, но последовательно движется по пути своего развития, переходя от ползания к вставанию, а затем к ходьбе, в меньшей степени подвержен несчастным случаям. Такой ребенок не рискует подниматься на новую ступень лестницы развития, пока не закрепится на предыдущей. Полная противоположность этому - действия ребенка импульсивного, который зачастую спешит пройти вехи развития, руководствуясь методом проб и ошибок, а не рассчитанных шагов. Непредусмотрительный торопыга, он очертя голову кидается к желанной игрушке, готовый несколько раз споткнуться на пути к цели. Такой ребенок чаще всего отлично знаком персоналу местного травматологического пункта.

Предрасположены к несчастным случаям и дети, тянущие все в рот. Они не считают, что полностью ознакомились с предметом, пока не пососут его. Наблюдая за играми ребенка, вы можете определить, является ли он таким "сосателем". Чаще малыш берет игрушку, некоторое время изучает ее и лишь затем отправляет в рот для дополнительного анализа, в то время как "сосатель" прежде всего пробует ее на вкус. Такой ребенок больше предрасположен к несчастным случаям, связанным с проглатыванием предметов и асфиксией (удушьем).

Наконец, понаблюдайте за так называемым "живчиком" - ребенком, который то и дело ускользает из-под бдительного родительского ока и вовсе не обнаруживает признаков страха одиночества, будто такой стадии развития для него не существует. Такой малыш подвержен несчастным случаям в большей степени, чем ребенок, который часто не отваживается ступить на незнакомую территорию без одобрения родителей.

ОБСТАНОВКА, ПРЕДРАСПОЛАЮЩАЯ К НЕСЧАСТНЫМ СЛУЧАЯМ

Помимо особой предрасположенности некоторых детей к несчастным случаям, дополнительный фактор риска представляют и определенные жизненные ситуации. Будьте особо внимательны к ребенку, который только научился ходить, если вы:

- опаздываете на деловую встречу

- переезжаете на новую квартиру

- находитесь на отдыхе

- меняете заведение, в котором ребенок находится в дневное время

- меняете воспитателей

- остались без помощи мужа

- находитесь в стрессовом состоянии в связи со свадьбой или разводом

- приносите в дом новорожденного

- больше времени уделяете заболевшему брату или сестре малыша

- БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! Что, по вашему мнению, косвенным образом провоцирует многие травмы у детей в домашних условиях? Ответ: телефон. Множество трагедий возникает, когда при звонке телефона воспитатель оставляет ребенка без внимания "только на минутку". Такое чудесное изобретение, как беспроволочный телефон, позволит вам разговаривать и одновременно наблюдать за ребенком.

ПРОКОНТРОЛИРУЙТЕ, НЕТ ЛИ ОПАСНОСТИ ДЛЯ РЕБЕНКА

Опуститесь на четвереньки и, передвигаясь таким образом из комнаты в комнату, посмотрите на вещи глазами малыша, чтобы определить, какие предметы находятся в пределах его досягаемости. Если в семье есть дети постарше, пусть они сопровождают вас - это научит их следить за безопасностью младших братьев и сестер.

Меры безопасности, связанные с лекарствами

- Держите ли вы аптечку запертой?

- Хорошо ли закрыт пузырек с лекарством, которым вы пользуетесь и держите "под рукой"?

- Держите ли вы лекарства в недосягаемом для ребенка месте?

- Есть ли у вас дома рвотное?

- Избавляетесь ли вы от лекарств с просроченной датой годности?

- Недосягаемы ли для ребенка лекарства, ножницы, бритвенные лезвия, булавки и тому подобные предметы?

Меры безопасности в ванной комнате

- Кладете ли вы на дно ванны коврик, чтобы не поскользнуться?

- Имеются ли в кранах ванной прокладки?

- Есть ли подкладка у коврика на полу ванной комнаты, препятствующая скольжению?

- Удалены ли электрические приспособления от воды?

- Недосягаемы ли для ребенка туалетные принадлежности и косметические средства (особенно лак для ногтей и жидкость для снятия лака)?

- Держите ли вы закрытой дверь в ванную комнату? (Чтобы ребенок не смог запереться в ванной, снимите внутренний дверной замок либо переставьте его повыше, чтобы малыш не мог дотянуться.)

- Низкий ли стульчак и прикрыт ли он запирающейся крышкой? (Дети могут нырнуть вниз головой в унитаз.)

- Пользуетесь ли вы пластиковыми (не стеклянными) стаканами для полоскания и мыльницами?

- Спускаете ли вы воду из ванны сразу по окончании пользования ею?

И, конечно же, никогда не оставляйте без присмотра ребенка в ванне: малыш может захлебнуться, даже если в ней осталось совсем немного воды.

Наиболее распространенные несчастные случаи соответственно стадиям развития ребенка

От рождения до 6 месяцев (верткость и стремление дотянуться)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.