Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология ЭТ. Метод формальной логики




В развитии методологии эко-ого анализа выделяют условно 3 этапа. На каждом из них преимущественно использо­вался определенный метод познания со свойственными ему приема­ми и способами анализа эко-кой действительности.

Методология - это наука о методах эко-ого анализа (о системе принципов, приемов и способов изучения эко-кой действительности).

На различных этапах развития ЭТ исполь­зовались различные методы исследования.

1-ым методом, который использовался в эко-ком познании, был метод формальной логики.

Формальная логика - это изучение мысли с т.з. ее структуры и формы.

Основными категориями формальной логики являются:

а) понятие - это фиксация мысли о предмете;

б) суждение - это положение, мысль, в которой что-либо ут­верждается или отрицается;

в) умозаключение - это мышление, посредством которого из некоторых исходных данных выводится конечное знание (положе­ние)

Метод формальной логики реализуется через систему опреде­ленных приемов познания.

1. Анализ - прием познания, на основе которого целое разла­гается на его составные части с целью их анализа.

2. Синтез - соединение изученных частей в целое, чтобы составить о нем общее знание.

3. Индукция - прием познания, который следует от частного к общему, т. е. на основе изучения конкретных условий делается об­щий вывод о состоянии экономики.

4. Дедукция - прием познания, который следует от общего к частному.

5. Сравнение - прием, при помощи которого определяют сходство или различие каких-либо процессов или явлений.

6. Аналогия - прием познания, при котором свойства, черты и признаки известного явления переносят на неизвестный процесс.

7. Проблема - четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, которые возникли в ходе познания экономической дейст­вительности.

8. Гипотеза - выдвижение научного предположения о воз­можных причинах или связях эко-ких процессов или явле­ний.

9. Доказательство

Основными законами формальной логики являются:

- закон тождества;

- закон противоречия;

- закон исключения третьего (т.е. из двух положений одно ис­тинно, третьего не дано);

- закон достаточного основания (т.е. истинная мысль должна обосновываться другими мыслями, истинность которых была дока­зана ранее).

Первые 3 закона были сформулированы Аристотелем, а чет­вертый - Лейбницем в XVIIв.

Формальная логика формирует механизм доказательств про­цесса познания. Фор­мальная логика более применима к систематизации уже имеющихся знаний, чем к поиску новых.

Формальная логика не сразу стала методом эко-ого познания. В древнем и античном мирах использовался метод описа­ния. Рекомендации опирались на основы уже имеющегося примера.

Применение метода формальной логики началось в средние века, когда устанавливались положения и формулировались доказательст­ва через законы формальной логики. Однако здесь использовался метод дедукции, т.е. от общего к частному.


5). Метод исторического и диалектического материализма: сущность, структура, содержание.

Качественно новый этап в развитии ЭТ на­ступил с использованием методологических принципов материали­стической диалектики. Сущность:

- впервые эко-ая дея-ть людей рассматривается как система;

- эта система рассматривается через систему категорий, зако­нов, закономерностей;

- эко-ая система рассматривается как постоянно раз­вивающаяся, от низших форм к высшим;

-в основе развития эко-их систем лежат постоянно возникающие и разрешающиеся противоречия.

Ведущий метод в системе материалистической диалектики -метод научной абстракции. Он состоит из двух процессов:

1) восхождение от абстрактного к конкретному;

2) восхождение от конкретного к абстрактному. При этом нет жесткой последовательности.

Метод научной абстракции предполагает три ступени анализа:

а) прежде всего, выделяются наиболее общие черты, признаки и свойства данного явления и процесса в целом, т.е. сначала форми­руется общее, абстрактное представление об изучаемом явлении, процессе.

б) затем переходим к конкретно­му, т.е. анализируем это абстрактное уже в реальной конкретной действительности (каковы его черты, признаки, свойства в реальных условиях); изучение конкретных свойств и признаков позволяет нам выяснить суть дан­ного эко-ого процесса;

в) мы на основе конкретного изучения возвращаемся к абстрактному, но теперь уже знаем его содер­жание именно на современном этапе его развития, т.е. это уже не общее, поверхностное, а конкретное, полное знание данного процес­са или явления в целом. Теперь мы можем делать выводы о явлении, формулировать концепции и рекомендации.

Говоря о методе научной абстракции, необходимо иметь в ви­ду два обстоятельства.

1. Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстракт­ного к конкретному - это непрерывный диалектический процесс, позволяющий и предполагающий выяснение нескольких уровней зрелости абстрактного и конкретного. Причем движение от абстрактного общего к абстрактному зрелому осуществляется через конкретное и наоборот.

2. Метод научной абстракции необходимо использовать полно, т.е. его нельзя раскрывать, ограничиваясь лишь определенным эта­пом.

Следующим методом в системе материалистической диалек­тики явл. единство количественного и качественного анализа. Суть - переход от одних явлений к другим не происхо­дит вдруг. Этому предшествует исторический процесс количествен­ных изменений в данных производственных отношениях. Анализ этих количественных изменений позволяет судить о закономерно­стях развития данного способа производства, составить систему признаков, черт и свойств данного способа производства, определить его суть. При изучении количественных изменений широко применяют­ся математические методы: таблицы, гра­фики, диаграммы. На определенной ступени развития количественные изменения при­водят к качественным, появляются новые отношения. Изучение это­го процесса, т.е. перехода в новое качество и само новое качество, позволяет судить о закономерностях смены одной системы развития другой, о недостатках и противоречиях старой системы и преимуще­ствах новой. Причем надо помнить, что изучение количественных изменений и качественных процессов осуществляется во взаимоза­висимости, взаимосвязи. Без анализа количественных изменений нельзя понять качественные и наоборот - без знания нового качества нельзя судить и понять количественные изменения, которые будут происходить в этом новом.

в системе материалистической диалектики выделяют метод единства логического и исторического. Логический подход означает, что в ходе анализа необходимо выделять не всю массу фактов, событий и процессов, а основные причинно-следственные связи и закономерности, которые вскрывают сущность данных про­изводственных отношений, закономерности их развития. Историче­ский подход предполагает, что исследуемые закономерности рас­сматриваются в исторической последовательности, в соответствии с поступательным развитием человеческого общества.
6). Метод эко-ого моделирования. Графики и их роль в ЭТ.

На современ­ном этапе ЭТ в связи с развитием НТР, а также системы новых наук, особенно математического цикла, ши­роко используются методы эко-ого моделирования.

Эко-кая модель - это формализованное описание эко­-ого процесса, структура которого определяется как объек­тивными свойствами, так и субъективным целевым характером ис­следования.

Возникновение моделей связано с потерей или недостатком части информации по данной проблеме. Известные величины, вво­димые в модель, называются экзогенными, а величины, кото­рые мы получаем в рамках модели, - эндогенными.

С одной стороны, они воспроизводят модель реального мира в определенных условиях, а с другой - служат средством его преобра­зования в соответствии с ранее поставленными целями.

Простейшее моделирование - это моделирование в 2-мерном пространстве — при помощи графиков. Здесь два условия — аргумент (независимая переменная величина, от из­менения которой зависит изменение другой величины, которая назы­вается функцией) и функция (зависимая переменная величина, которая изменяется в зависимости от изменения аргумента).

Простейшие линейные зависимости между аргументом и функцией можно изобразить графически.

1. Если с увеличением аргумента значение функции растет, то наклон графика называют положительным.

2.Если с изменением аргумента значение функции не меняется, то она имеет нулевой наклон.

3. Если с увеличением аргумента значение функции уменьшается, то наклон графика отрицательный.

4. Если одному и тому же значению аргумента соответствует бесконечное значение функций, то наклон функции равен бесконечности.

Это линейные зависимости. Однако в жизни эти зависимости

имеют более сложный характер и на графике изображаются кривыми. Для того чтобы определить наклон функции в данной точке,

необходимо провести к ней касательную (рис. 7а, б).

У

 

Рис. 7

Далее. Наклон функции может меняться, переходя с положи­тельного в отрицательный и наоборот (рис. 8а, б).

 

Рис. 8

Таким образом, мир эко-ких моделей многообразен.

Наконец, одним из методов эко-ого познания является эко-кий эксперимент - это искусственное воспроизведение эко-ого явления с целью его изучения в реальных условиях и для практического применения.

ЭТ только тогда имеет реальную ценность, если она проверена и подтверждена практикой. Эксперименты могут проводиться на микро- и макроуровне. Так, на микроуровне это, на­пример, эксперименты Р. Оуэна, Тейлора, Форда, Мена; на макро­уровне - народнохозяйственное планирование в СССР, новый курс Рузвельта, шоковая терапия Бальцеровича и т. д.

Таким образом, мы изучили в общем плане динамику развития и использования методов эко-ого познания.

В заключение следует сказать, что при использовании любого метода, приема, модели необходимо соблюдать общие принципы исследования.

Во-первых, это правило «Прочих равных условий», т. е. на яв­ление воздействуют многие факторы. Для того чтобы определять влияние данного фактора, нужно принять условие, что другие фак­торы явл.неизменными.

Во-вторых, нельзя допускать ошибок типа «вследствие того», т. е. различные факторы, воздействующие на данное явление, могут приводить к одному и тому же результату, но нельзя делать вывод, что этот результат получен вследствие действия одного какого-то фактора, не проверив воздействие остальных.

В-третьих, нужно избегать «ошибок композиций вывода», т. е. то, что характерно для части явлений, процесса, автоматически рас­пространять на целое.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.