Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и основные направления развития НТР




Потребительский выбор. Кривая безразличия и бюджетная линия. Эффект замещения и эффект дохода. Кругооборот благ и доходов (схема).

Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ.

Взаимодополняемость благ - свойство благ удовлетворять потребности людей лишь в комплексе с другими благами. Взаимодо­полняемые блага называют комплиментарными товарами. Взаимодополняемыми явл. не только предметы потреб­ления, но и средства производства, ресурсы.

Эджуорт и Парето дают свое понятие взаимодополняемости благ «Товар у называется дополняющим товар х, если рост предло­жения х ведет к увеличению предельной полезности товара у».

Отношения двух взаимодополняющих товаров носят двусто­ронний характер:

а) если товар у - дополняющий к товару х, то товар х - допол­няющий товара у;

б) падение цены (при неизменности денег) на товар х повыша­ет спрос на него, увеличивая предельную полезность товара у и так­же спрос на него.

Впоследствии определение взаимодополняемости было усо­вершенствовано Хиксом.

Взаимодополняемость бывает:

абсолютной (жесткой), т.е. когда потребление одного блага предполагает потребление того же количества другого блага.

— относительной, т.е. когда при потреблении одного блага потребление другого может меняться.

Взаимозаменяемость благ — свойство благ удовлетворять по­требности людей за счет друг друга. Взаимозаменяемые товары называются субститутами.

Эджуорт и Парето дают следующее определение взаимозаме­няемости благ: «Товар у явл. заменителем товара х, если при­рост товарах ведет к уменьшению предельной полезности товара у».

Здесь также взаимоотношения товаров двусторонние:

а) если товар х заменить товаром у, то товар у - заменитель то­вара х;

б) если предельная полезность денег постоянна, то падение цены на товар х ведет к росту спроса на него и вместе с тем к умень­шению предельной полезности товара у и спроса на него.

Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), т.е. когда одно благо может полностью заменить другое, и относительной, т.е. когда одно благо не может полностью заменить другое.


На рынке потребители делают свой выбор путем сравнения наборов товаров и услуг. Располагая доходом и учиты­вая цены, потребитель может приобрести то или иное количество благ, тот или иной их набор. Сочетание благ и услуг в наборе может меняться.

В связи с этим «график, отображающий все возможные комби­нации двух товаров, дающие потребителю равный объем удовлетво­рения потребности или полезности, называется кривой безразличия».

(одежла,ед.)

1

 

0 1 2 3 4

продукты питания, ед.

 

Кривая показывает, что в т. (А, В, С) есть набор товаров, обеспечивающих одинаковое удовлетворение потребностей покупателя, поэтому ему безразлично, какой набор брать.

Кроме того, кривая безразличия показывает, что потребитель готов отказаться от нескольких единиц одного товара ради увеличе­ния потребления другого товара

Количественно это выражается предельной нормой замеще­ния, представляющей максимальное количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения одной до­полнительной единицы другого товара.

Однако на потребительский выбор влияют бюджетные огра­ничения (т.е. доходы покупателя), которые при помощи цен ставят пределы потреблению.

Возможный выбор потребителя в этих условиях выражает бюджетная линия

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 14

количество продукта В

Бюджетная линия указывает на все сочетания товаров, при ко­торых общая сумма затрат равна доходу.

Таким образом, кривая безразличия показывает, что покупа­тель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель мо­жет купить.

Поэтому потребители делают на рынке оптимальный выбор, который отвечает двум требованиям:

а) выбор из совокупности наборов благ происходит в рамках дохода потребителя;

б) оптимальный выбор должен обеспечить потребителю наи­более предпочтительное сочетание благ.

Воздействие целы и дохода на потребительский выбор выра­жается в эффекте замещения и эффекте дохода.

Эффект замещения - это изменение потребления благ, свя­занное с изменением цен на них при постоянном доходе.

Эффект дохода - это изменение потребления благ, обуслов­ленное изменением дохода при неизменных ценах.

Кругооборот благ и доходов

В связи с разделением труда, специализацией производителей, все многообразие эко-ких и неэко-ких (частных) благ не сразу поступает в потребление, а осущест­вляет кругооборот, в процессе которого достигается соответствие объема и структуры всех созданных в обществе благ объему и структуре общественных потребностей. Этот процесс в условиях рыночной экономики опосредуется рынком ресурсов, где распределяются через куплю-продажу труд, капитал, земля, которые принимают форму машин, станков, оборудования, рабочей силы, сырья, материалов и т.д. Все эти блага составляют объект производительного потребления.

Другая часть благ поступает на потребительский рынок в форме различных продовольственных товаров - пищи, одежды, жи­лища - и составляет объект для личного потребления.

При этом процесс кругооборота представляет собой движения двух потоков - ресурсов и доходов.

При этом в одном потоке собственники ресурсов - домохозяй­ства - поставляют их на рынок фирмам и гос-ву, которые по­купают их и формируют доходы домохозяйств.

Собственники товаров и услуг - фирмы - поставляют их на потребительский рынок, где их приобретают домохозяйства и гос-во,которые таким образом формируют доходы фирм.

Гос-во, в свою очередь, для своей общественной дея­-ти получает доход в виде налогов от фирм и домохозяйств, поставляя взамен свои услуги, льготы, общественные товары, дота­ции, субвенции и другие платежи.


Современный этап НТП хар-тся прежде всего разви­тием НТР. Напомним, что НТР - это коренное, качественное преоб­разование производительных сил на основе научных открытий и но­вых технических разработок, познания фундаментальных свойств природы и овладения ими. Отличительными особенностями НТР явл. масштабность, комплексность и глубина преобразований производительных сил. Основные направления развития НТР:.

1. Качественное преобразование науки. Научные открытия ха­р-тся фундаментальностью; значительно расширились про­цессы дифференциации и интеграции научных направлений, резко возросла роль информации, превратившейся в один из главных ре­сурсов общественного производства.

Наука превратилась в непосредственную производительную силу:

- на первый план вместо экспериментальных знаний вышли теоретические;

- в основных отраслях наука стала начальной стадией (фазой) непосредственно материального производства, поскольку основная часть продукции начинает свою жизнь в лабораториях;

- постепенно «онаучивается» сам процесс производства, наука приобретает материальную базу: экспериментальные цеха, участки, заводы, НИИ аккумулируют основную часть финансовых средств производства;

- наука качественно влияет на конечные результаты производ­ства.

2. Качественные преобразования происходят в технической базе общественного производства. В процессе создания новых средств труда наступил период комплексной автоматизации, харак­теризующийся широким внедрением в производство микроэлектро­ники, роботехники, гибких производственных модулей, предметов труда с заранее заданными свойствами, новых источников энергии. Внедряется новая технология производства, ее особенность в том, что она осуществляется на молекулярном, атомном уровнях и позволяет в процессе обработки изменять не только форму вещества, но и его структуру. Механическое воздействие на предмет труда заменяется химическим, биологическим и т. п.

3. В процессе современной НТР качественно изменяется роль работника в производстве. Центр тяжести и залог успеха переносятся с обычного наемного работника управляющих раз­личных уровней. Именно профессионалы в организации производст­ва, разработке товаров, организации рынка, управлении определяют успех фирмы.

4. Наконец, важнейшим направлением развития НТР явл. формирование наукоемкого сектора. В промышленно развитых странах этот сектор является локомотивом развития экономики. Фор­мирование наукоемкого сектора не означает отсталость других от­раслей. Просто на его основе другие отрасли приобретают новое ка­чество. Производст­венный комплекс, основой которого явл. наукоемкий сектор, постоянно выбрасывает на рынок разнообразный и качественный товар.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.