Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополия. Антимонопольные тенденции и антимонопольное законодательство




Противоположностью конкуренции явл. монополия.

Основной минус монополии - это «отключение» конкуренции, ограничение рынка и снижение эффективности производства.

Именно поэтому говорят об антимонопольной политике, борь­бе с монополизмом.

Следует отметить, что антимонопольные тенденции сущест­вуют в самом рыночном механизме.

1. Монополия выступает как составная часть ры­ночного механизма.

2. Мелкое и среднее предпринима­тельство, которое благодаря мобильности материально-технической базы, коротких коммуникаций, оперативности в НИОКР успешно противостоит и ограничивает монополии.

3. Антимонопольная борьба трудящихся через профсоюзы, потребительские общества и другие организации. Это тоже зачастую заставляет монополии идти на изменение цен, условий труда и т. д.

4. Наконец, антитрестовское законодательство.

Монополия может выходить за рамки рыноч­ного механизма и использовать нерыночные способы борьбы (барье­ры, диктат и др.), исключать конкуренцию, снижать общую эффек­тивность производства.

Следует отметить, что попытки антимонопольного законода­тельства имелись и в России еще в начале XX в.

На современном этапе эко-ого развития большая часть предпринимателей работает в условиях несовершенной конку­ренции. Гос-во, прежде всего в промыш. развитых стра­нах, посредством антимонопольного законодательства стремится поддержать конкуренцию.

Первый антимонопольный закон был принят в 1890 г. в США - закон Шермана. Он объявил недействительными договора, согла­шения, ограничивающие торговлю и формирующие монополию.

Судебная практика стала считать монополией любую фирму, которая продавала на рынке свыше 50 % того или иного товара.

В России в 1992 г. был принят закон «О конкуренции и огра­ничении монополистической дея-ти на товарных рынках».1995 г. - принята новая редакция. Закон определяет органи­зационные и правовые основы предупреждения и пресечения моно­полистической дея-ти и недобросовестной конкуренции, на­правлен на создание эффективных товарных рынков.

В хоз-ой практике очень важно определение о доми­нирующем положении на рынке хоз-его субъекта. По положению, субъект, доля которого на рынке данного товара превышает ежегодно 35 %, считается доминирующим. Эту планку устанавливает Гос-ый комитет по антимонопольной поли­тике и поддержке новых структур (ГКАП).

Для крупного слияния фирмы должны иметь разрешение ГКАП. Крупным считается такое слияние, при котором приобретает­ся контрольный пакет акций или более 35 % акций. ГКАП может принимать решения о принудительном разделении, взыскивать штрафы.
50). Регулирование рыночной экономики.

Классики считали, что рыночная экономика способна саморегулироваться.

Кейсеанство занимало противоположную сторону, считало, что без гос-ва невозможно стабильного развития экономики.

Институтаалисты решающую роль отводят крупным институтам: гос-ву, корпорациям, профсоюзам.

Гос-ое регулирование экономики основано на ряде принципов:

1) должно финансировать те отрасли, которые не привлекательны для частного бизнеса.

2) не должно выступать конкурентом частному бизнесу, а наоборот способствовать.

3) гос-ые меры должны быть направлены на создание единого эко-ого пространства, стабильности и сбалансированности развития экономики.

4) особую роль гос-во необходимо выполнять при спадах, эко-их кризисах.

Гос-ое регулирование преследует 3 цели:

1- создание правовых, материальных и финансовых условий.

2- минимизация отрицательных последствий функционирования рыночного механизма.

3- соц. защита и соц. гарантии для наименее обеспеченной части населения страны.

Основные формы гос-ого регулирования:

1) Правовое регулирование

2) Финансовое регулирование

Гос-ые финансы - это совокупность денежных средств, которые находятся в распоряжение гос-ва.

Основные источники:

-доходы от гос-ых предприятий

-доходы от субъектов через налоговую систему

-сдача объектов гос-ой собственности в аренду

-продажа лицензии-таможенные пошлины

-доходы от продажи гос-ых ценных бумаг

Основные направления расходов гос-ва:

-субсидии, дотации, кредиты частному бизнесу

-расходы на содержание непроизводственных сфер экономики

-инвестиции в производство, социальную сферу, оборону.

3) Гос-ое предпринимательство

Основа - гос-ая собственность

Основные направления:

-производство и коммерческая дея-ть через систему гос-ых предприятий

-дея-ть гос-ва на фондовом рынке.

4) Социальное регулирование

Основные направления:

-гарантия минимальной зарплаты

-обеспечение занятости населения (сокращение безработицы)

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.