Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязанности и ответственность религиозных организаций 1 страница




Типовой Устав местной религиозной организации – прихода Русской Православной Церкви

Библиографические данные

ШАХОВ

Михаил Олегович

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Глава 1. Введение. Основные понятия

Глава 2. Российское государство и религиозные объединения: этапы становления новых взаимоотношений и современная ситуация

Глава 3. Законодательство Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях

Глава 4. Международные документы о свободе совести, о принципах отношений государства и религиозных организаций

Глава 5. Конституция Российской Федерации (1993 г.) о свободе совести и о свободе вероисповедания

Глава 6. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и основные подзаконные акты, обеспечивающие его реализацию. Правовой статус религиозных объединений

Глава 7. Государственная политика в отношении религиозных объединений: механизм формирования и реализации

Глава 8. Принципы взаимоотношений государства и религиозных объединений

Глава 9. Религиозная организация как субъект права. Имущественное положение религиозных организаций

Глава 10. Доходы и налогообложение религиозных организаций

Глава 11. Трудовые правоотношения в религиозных организациях

Глава 12. Благотворительная деятельность и религиозные организации

Глава 13. Образовательная деятельность религиозных организаций

Глава 14. Право на свободу совести в Вооруженных Силах

Глава 15. Уголовное, административное право и деятельность религиозных объединений

Приложения

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»


Предисловие

 

События последних десятилетий российской истории коренным образом изменили характер государственно-конфессиональных отношений. Они стали существенной частью отношений государства с формирующимся гражданским обществом. Религиозные объединения получили возможность широкого участия в общественной жизни. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2010 г. в нашей стране действует 23 494 зарегистрированных религиозных организаций, относящихся почти к 70 конфессиям. Верующие составляют значительную часть населения, религиозные организации обладают значительным авторитетом и принимают активное участие в решении социальных проблем. Следует также отметить, что отношения государства и религиозных объединений являются общественно значимой сферой, которая во многом определяет состояние межконфессиональных и межнациональных отношений, и таким образом влияет на психологический климат в обществе и общественно-политическую ситуацию в стране в целом. Тесно взаимосвязаны такие явления как рост национального самосознания и конфессиональная самоидентификация граждан.

В современной России решается задача построения правового государства. Применительно к нашей теме это означает, что государственно-конфессиональные отношения должны строиться на основе строгого и неукоснительного соблюдения законодательства всеми субъектами отношений. Однако это не исключает возможности работы над совершенствованием законодательства (восполнение пробелов в праве, замена в установленном порядке устаревших норм на более соответствующие реальным общественным потребностям). Несколько раз вносились поправки в действующий закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), в иные нормативные правовые акты, регулирующие государственно-конфессиональные отношения, в стадии подготовки находится ряд новых законопроектов.

Действующее законодательство предоставило религиозным организациям право осуществлять самый широкий спектр видов деятельности – благотворительную, культурно-просветительную, образовательную, издательскую, предпринимательскую. Религиозные организации владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, вступают в договорные отношения. При осуществлении своей деятельности они обязаны соблюдать и исполнять требования законодательства.

В советское время законодательство СССР о религиозных культах было недоступно для всеобщего сведения. Священнослужители и руководители религиозных организаций должны были довольствоваться указаниями и разъяснениями властей о том, что им дозволено, а что запрещено и не могли в полной мере отстаивать свои права. В Российской Федерации законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях доступно для изучения каждому.

Знание установленных законодательством правил, в соответствии с которыми должна жить каждая религиозная организация, необходимо для того чтобы наиболее полно и эффективно реализовать ее права и возможности, уметь защищать ее интересы, избегать правонарушений. Государственным служащим, работникам государственных учреждений и организаций, равно как и сотрудникам негосударственных структур, всем гражданам, вступающим во взаимоотношения с религиозными объединениями, реализующим личное право на свободу совести необходимо хорошо представлять действующие нормы российского законодательства в данной сфере.

Рассматриваемые в предлагаемой читателю книге проблемы имеют интердисциплинарный характер, находятся на стыке правовой и религиоведческой науки. Они не могут разрешаться исключительно в рамках правоведения, в отрыве от изучения специфики религиозных субъектов права, отличающей их от иных участников правоотношений. В то же время религиоведение не может плодотворно изучать проблемы религии и общества, исключив из своего предмета правовые аспекты. Разумное расширение предмета науки отнюдь не «размывает» его, а значительно обогащает и укрепляет.

 

Данная книга подготовлена на основании курса лекций, в течение многих лет читавшихся автором в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в Российском государственном гуманитарном университете, в православной Сретенской духовной семинарии, в Российском государственном торгово-экономическом университете и в других высших учебных заведениях. Она может быть использована в качестве учебного пособия слушателями духовных образовательных учреждений, студентами, обучающимися по специальности «Теология», «Религиоведение». Она также адресована священнослужителям, государственным служащим, ведущим работу с религиозными объединениями, сотрудникам религиозных организаций.


Глава 1. Введение. Основные понятия

В настоящей книге рассматривается правовое регулирование деятельности религиозных объединений в современной России, а также раскрывается основное содержание государственно-конфессиональных отношений и государственной вероисповедной политики. Помимо этого в книге произведен анализ исторического пути, пройденного российским государством в последние десятилетия, освещена современная религиозная ситуация в России, обсуждаются проблемы совершенствования и практического применения действующего законодательства.

Проблематика правового регулирования отношений государства и религиозных объединений в отечественной научной литературе еще недостаточно полно разработана. Однако за последние годы вышел ряд монографий и учебных пособий, посвященных проблемам законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях: Вероисповедная политика Российского государства: Учебное пособие/ Отв. ред. М.О. Шахов. М., 2003; Володина Н.В. Правовые системы государственно-конфессиональных отношений. М., 2009; Залужный А.Г. Право. Религия. Закон. M., 2008; Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М., 2000; Погасий А.К. Религия и право. Учебное пособие. Казань, 2007; Понкин И.В. Светскость государства. М., 2004; Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов / сост. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский, С.В. Чугунов; под общ. ред. А.В. Пчелинцева. 3-е изд., испр. и доп. М., 2009; Шахов М.О. Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации» М., 2005. Большое количество полезной аналитической и практической информации содержится в журнале «Религия и право». В фундаментальной работе протоиерея Владислава Цыпина «Каноническое право» (М., 2009) содержится раздел «Церковь и государство» в рамках которого рассмотрен правовой статус Русской Православной Церкви в современном Российском государстве.

 

Содержание настоящей книги можно условно разделить на три части. В первой части рассматриваются основы теории государственно-конфессиональных отношений, дается характеристика основным этапам становления взаимоотношений российского государства с религиозными объединениями в новейшее время. Вторая часть освещает правовые основы отношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации. Третья, наиболее объемная часть отведена правовому регулированию конкретных видов деятельности религиозных объединений и основным областям их взаимодействия с государственными структурами.

 

С древнейших времен религия и право выступали в качестве важнейших социальных регуляторов. Религиозные нормы, как и нормы законодательства определяли, что люди обязаны делать в тех или иных ситуациях, что запрещается и что разрешается делать в тех или иных обстоятельствах, какое наказание должно постигнуть нарушителей норм.

Можно выделить три аспекта взаимоотношений религии и права: 1) сакрализация норм законодательства; 2) церковное (каноническое) право и 3) правовое регулирование в сфере свободы совести, свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций.

Уже в древнейших государствах устанавливаемые нормы права получали религиозную санкцию: они рассматривались как непосредственно установленные божеством или основанные на религиозных канонах и текстах священных книг. В мифах излагалась история дарования людям законов, которые рассматривались как часть божественного мироустройства. Помимо этого, религия выполняла функцию легитимации политической власти, освящала ее действия и исходившие от нее распоряжения и законы. В Древнем Израиле Ветхий Завет рассматривался как основной источник норм права, регулировавших все аспекты жизни, определявший меру наказания за нарушения.

Во многих религиях конфессиональная жизнь регулируется сводом норм религиозного или церковного (канонического) права. Каноническое право государственной церкви (религии) может быть возведено в ранг общеобязательной нормы для всех граждан. Так, например, в мусульманских странах не имеется четкого разграничения между светским и религиозным правом и шариат (мусульманское право) является основой правовой системы в государстве. В царской России исполнение канонических норм официальной церкви обеспечивалось государством и им же в некоторых случаях налагались санкции за нарушение.

В светских государствах нормы канонического права относятся к числу внутренних установлений религиозных организаций. Государство уважает такие внутренние установления, в случае, если они не противоречат нормам светского законодательства, но не обеспечивает их реализацию и не устанавливает санкций за их нарушение. К числу норм религиозного права относятся, например, правила назначения (возведения в сан) служителей культа и основания для их смещения, правила совершения религиозных таинств и обрядов, различные запреты и ограничения для последователей данной конфессии и т.п.

Светское законодательство регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. В нормах международного права, в международных договорах закрепляется право личности на свободу совести (религиозную свободу) и определяются законные основания для ее ограничения. Право на свободу совести и свободу вероисповедания как правило закреплено в Конституциях государств (в России это ст. 28 Конституции).

Законодательство определяет порядок создания религиозных объединений, получения ими статуса юридического лица, осуществления ими различных видов религиозной и нерелигиозной деятельности. При этом право некоторых стран регламентирует некоторые аспекты религиозной в т.ч. богослужебной деятельности (в Великобритании – назначение архиепископа Кентерберийского, утверждение книги молитв государственной церкви и т.п.). В светских государствах регламентируется порядок осуществления только тех видов религиозной деятельности, которые имеют общественный характер: проведение публичных богослужений и миссионерских мероприятий, создание учреждений профессионального религиозного образования (семинария, медресе и т.п.). Законодательство определяет порядок передачи религиозным организациям имущества культового назначения и земельных участков, строительства культовых зданий, осуществления благотворительной, культурно-просветительской, издательской, предпринимательской и т.д. деятельности.

 

Отношения государства и религиозных объединений представляют собой совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений институтов государства, с одной стороны, и институциональных образований конфессий (религиозных объединений, духовно-административных центров, конфессиональных учреждений), с другой стороны. В основе этих отношений лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и религиозных объединений в жизни общества, их функциях, сферах деятельности и компетенции всех субъектов данных отношений[1].

Отношения государства с религиозными объединениями сегодня обозначаются различными терминами, каждый из которых имеет свои положительные стороны и слабые места. Наиболее употребительными являются термины: государственно-церковные отношения; государственно-религиозные отношения; государственно-конфессиональные отношения; отношения государства и религиозных организаций (объединений).

Государственно-церковные отношения (в православной литературе употребляется также обратная формулировка – церковно-государственные отношения) – наиболее привычное, часто употребляемое, в том числе в официальных документах, устоявшееся понятие. Однако оно недостаточно корректно применительно к объединениям мусульман, буддистов, иудеев, последователей других религий, у которых нет понятия «церковь». Термин «церковь» в данном словосочетании многозначен, расплывчат и может восприниматься разными людьми и представителями разных государственных и конфессиональных структур в различных смыслах: как религиозный институт (в социологическом или правовом смысле), как синоним религиозной организации, объединения, как организованная религия, конфессия, имеющая свою внутреннюю структуру, а также как самоназвание некоторых религиозных организаций и в каноническом смысле – как все сообщество верующих и мистическое тело Христа.

Понятие государственно-религиозные отношения, встречаемое у некоторых авторов, как замена понятия государственно-церковные отношения неудовлетворительно из-за разнородности, разнопорядковости субъектов отношений. Государство – это институт, а религия – мировоззренческое и социальное образование. Государство как институт должно соотноситься, строить свои отношения не с религией как таковой, являющейся, помимо прочего, предметом частного выбора человека, а с институализированной религией, с религиозным институтом.

Понятие государственно-конфессиональные отношения представляется более корректным. Его недостатком можно считать лишь то, что понятие «конфессия» не определено в законодательстве и может трактоваться как «вероучение» или же как совокупность религиозных объединений одного вероучения.

Наиболее адекватно отражающим суть дела представляется понятие отношения государства и религиозных объединений. Это понятие не противоречит никаким каноническим установлениям. Однако для краткости в дальнейшем используется также и термин «государственно-конфессиональные отношения».

Предметом отношений между государством и религиозными объединениями являются:

реализация конституционного права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания;

осуществление гарантированных законом прав религиозных объединений и контроль за соблюдением законов и исполнением ими возложенных на них законодательством обязанностей;

реализация конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства;

обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов власти и религиозных организаций в осуществлении социально значимых программ;

регулирование межконфессиональных отношений в случаях, порождающих общественный конфликт.

Субъектами отношений государства и религиозных объединений выступают:

со стороны государства – органы законодательной, исполнительной и судебной власти, отраслевые ведомства, учреждения, государственные СМИ;

со стороны религиозных объединений – религиозные организации и группы, их руководящие либо координирующие органы, конфессиональные учреждения и организации, обеспечивающие богослужебно-культовую практику, а также осуществляющие различные виды социально-гуманитарной, образовательной, просветительской, информационной и иной законной деятельности. Религиозные группы, не обладающие правами юридического лица и не являющиеся субъектами права, тем не менее, могут быть субъектами государственно-конфессиональных отношений, поддерживать контакты с органами власти.

Особое место занимают органы местного самоуправления, которые, согласно статье 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Действующим законодательством на них возложен ряд функций по взаимодействию с религиозными объединениями. В том числе, религиозные группы, имеющие намерение преобразоваться в религиозную организацию, должны уведомлять органы местного самоуправления о начале своей деятельности.

Уровни отношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации:

общегосударственный (федеральный),

субъекта Федерации,

местный (муниципальный).

На каждом из уровней в качестве субъектов отношений выступают соответствующие органы, учреждения и организации государства и религиозных объединений. Например, централизованная религиозная организация общероссийского масштаба заключает соглашение о сотрудничестве с федеральным министерством или епархия Русской православной церкви – с администрацией субъекта Федерации.

В случаях, когда решение того или иного вопроса жизнедеятельности религиозного объединения находится в компетенции федерального органа или органа власти субъекта Федерации, возникают прямые межуровневые отношения. Например, в случае, если местная религиозная организация желает получить в безвозмездное пользование культовое здание, являющееся памятником истории и культуры общероссийского значения и находящееся в федеральной собственности, оно направляет соответствующее обращение для рассмотрения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Религиозные объединения на законных основаниях осуществляют кроме богослужебной и иной религиозной деятельности самый широкий спектр видов деятельности. Ввиду этого органы государственной власти и религиозные объединения вступают во взаимодействие практически во всех областях жизни общества.

Среди наиболее важных сфер (областей) отношений государства и религиозных объединений: правовая (законотворчество и правоприменение), экономическая, социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, экологии, охраны общественного порядка, а также отношения с Вооруженными Силами и другими силовыми структурами государства, пенитенциарными учреждениями и т.д.

Сотрудничество органов, учреждений и организаций государства и религиозных объединений может осуществляться в формах: диалога, совместных мероприятий, предусмотренных соответствующими соглашениями и договорами.

Отношения государства с религиозными объединениями характеризуются участием в них множества субъектов, обладающих возможностью самостоятельно и независимо определять свою социальную позицию. Например, одни религиозные объединения в соответствии со своими вероучительными установками стремятся проявлять социальную активность, сотрудничать с государством и обществом, другие, напротив, пытаются максимально обособиться от мира, от всех, кто не разделяет их религиозных убеждений. Свобода, которой обладают в рамках закона субъекты государственно-конфессиональных отношений, предопределяет то, что государство не может управлять этими отношениями в одностороннем порядке. Государство как субъект отношений с религиозными объединениями обладает возможностью реализовывать свою вероисповедную политику, оказывая тем самым существенное влияние на эти отношения в целом.

В самом общем виде по типу отношений с религиозными объединениями государства подразделяются на конфессиональные и светские. Отличительной особенностью светских государств является то, что государственно-конфессиональные отношения в них строятся на основе принципа отделения религиозных объединений от государства. Положения о светском характере государства, об отделении от него религиозных объединений, как правило, закрепляются в соответствующих нормах конституции страны. (Для Российской Федерации это нормы статьи 14 Конституции).

Отделение религиозных объединений от государства означает:

- в политическом плане: отсутствие государственной или обязательной для всех граждан религии, неучастие религиозных объединений в деятельности органов государственной власти и управления;

- в экономическом плане: отсутствие государственного финансирования деятельности религиозных объединений, служители культов не получают заработную плату от государства[2];

- в правоохранительном плане: государство не устанавливает ответственности за нарушение норм религиозного законодательства[3], не обеспечивает их соблюдение своей принуждающей силой, не допускает создания в религиозных организациях собственного аппарата силового принуждения к соблюдению норм религиозного законодательства;

- в управленческом плане: государство не вмешивается в организацию религиозной жизни в соответствии с религиозными нормами, в назначение и смещение служителей культов, руководителей и персонала религиозных организации.

В конфессиональном государстве одна из церквей (конфессий) либо сама руководит страной (теократия), либо включена в систему органов власти и управления (государственная религия). К теократическим государствам можно отнести Ватикан, в котором государство возглавляет Папа Римский, некоторые мусульманские страны, где верховная власть формально или фактически находится в руках исламских религиозных лидеров. К теократическому типу относился ветхозаветный Израиль в эпоху судей. В отличие от теократии в странах с государственной религией «соотношение сил» между государством и религиозной организацией обратное. Государственная религия является частью государственного аппарата, управляется и контролируется государством. Классическим примером такого типа отношений можно считать Синодальную Церковь в императорский период истории России. Государственной церковью является Англиканская церковь в Великобритании. В современном мире в ряде стран происходит постепенный переход от государства конфессионального типа с привилегированной государственной церковью к светскому государству. В таких странах государственная религия не является обязательной для граждан, а принадлежность к иным вероисповеданиям не служит причиной для дискриминации. Поэтому наличие в стране государственной религии не обязательно сопровождается ограничением свободы совести.

Особое место занимают в этой классификации страны с существенной долей католического населения, в которых церковь и государство были тесно связаны (Италия, Испания, Ирландия, Польша и т.д.). Однако, их нельзя было ни относить к теократиям, ни уподоблять странам с национальными государственными церквями, ввиду того что высший руководящий центр католицизма не был подчинен властям этих государств. Во второй половине ХХ века условия взаимоотношений Католической церкви с этими государствами подверглись пересмотру, в том числе путем заключения новых конкордатов, существенно уменьшивших привилегии церкви. В результате складывающийся тип отношений приближается к светскому типу социального партнерства.

Отличительной особенностью конкордатных государственно-конфессиональных отношений является то, что Ватикан является самостоятельным государством, полноправным субъектом международных отношений. Поэтому конкордат (договор) о статусе Католической церкви, заключаемый между Ватиканом и конкретным государством – это международный договор двух государств. Сходный договор государства и религиозной организации другого вероисповедания, например Православной церковью, мусульманской религиозной организацией и др. будет иметь внутригосударственный характер, или представлять собой договор между государством и иностранной религиозной организацией. Такие договора не являются межгосударственными.

В Православной Церкви идеальным вариантом отношений между государством и Церковью считается «симфония». В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» указывается, что суть симфонии составляет обоюдное сотрудничество Церкви и государства, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для проповеди и духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражданами государства.

Известный современный специалист по каноническому праву протоиерей В. Цыпин полагает, что «симфония могла возникнуть лишь в государстве православном. Причем, если в государстве, где Православная Церковь имеет официальный статус, связанный с особыми привилегиями, существуют такие религиозные меньшинства, права которых вследствие этой привилегии ущемлены, то трудно говорить о том, что церковно-государственные отношения урегулированы идеальным образом. Поэтому, очевидно, лишь монорелигиозное, моноконфессиональное православное государство может без ущерба для справедливости и общего блага своих граждан строить отношения с Церковью на основании симфонии».[4]

В Византийской империи и в России допетровского времени идеальная модель симфонии получила далеко не совершенное воплощение. А императорская Россия с ее синодальной системой уже явно не соответствовала принципу симфонических государственно-церковных отношений.

В светском государстве религиозные объединения отделены от него. Среди вариантов государственно-конфессиональных отношений в светском государстве можно выделить типы:

- сегрегационный. Этот тип характерен для атеистического государства. Принцип отделения религиозных объединений от государства может, как это имело место в СССР, сопровождаться формальным декларированием свободы совести. Однако при сегрегационном варианте отношений государство рассматривает религию как отрицательное социальное явление и стремится максимально ограничить роль религии в жизни общества;

- сепарационный тип предполагает нейтральность государства в отношении религии, взаимное невмешательство государства и религиозных объединений в деятельность друг друга (при условии соблюдения последними норм законодательства). В качестве примеров сепарационного типа можно привести государственно-конфессиональные отношения во Франции, а также в США. (В последнем случае, несмотря на присутствие элементов христианской символики в деятельности государства, в США никогда не было государственной религии и государство не поддерживает какую-либо религию);

- кооперационный тип (социальное партнерство), при котором государство решает социальные проблемы совместно с религиозными объединениями. Примером такого типа отношений можно считать государственно-конфессиональные отношения в Германии, где, при отсутствии государственной религии, Римско-католическая и Евангелическо-лютеранская церковь имеют статус «корпораций публичного права» и осуществляют различные формы социального служения во взаимодействии с государством[5]. В современной России, являющейся согласно Конституции светским государством, идет поиск оптимального варианта взаимоотношений с религиозными объединениями. Отношения Российской Федерации с Русской Православной Церковью развиваются в направлении кооперационного типа.

Отметим также, что в одном и том же светском государстве отношения с различными конфессиями могут складываться по различному типу. Например, кооперационный тип отношений между государством и традиционными для данного общества конфессиями может сочетаться с формированием между государством и некоторыми новыми религиозными движениями отношений, близких к сепарационному и даже сегрегационному типу. Сосуществование в светском государстве разных типов государственно-конфессиональных отношений зависит от ряда факторов – от «социального поведения» различных конфессий, от меры применения принципа «конфессиональной нейтральности» государства, от степени согласованности в проведении вероисповедной политики различными органами власти, от уровня политической культуры власти и общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.