Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязанности и ответственность религиозных организаций




XII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

12.1 Приход принимает и увольняет работников по трудовым договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации. На лиц, работающих в Приходе по трудовым договорам, распространяется законодательство о труде. Работники, а также священнослужители Прихода, на общих основаниях подлежат пенсионному и социальному обеспечению, социальному и медицинскому страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приход вправе привлекать добровольцев в целях осуществления ими безвозмездного труда в интересах Прихода.

Документы на священнослужителей хранятся Епархией. Документы по личному составу работников Прихода по трудовым договорам хранятся Приходом в соответствии законодательством Российской Федерации.

 

12.2 Работники Прихода обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка, учитывающие особенности условий труда в Приходе как религиозной организации Русской Православной Церкви.

 

12.3 Приход может быть ликвидирован по решению Епархиального архиерея, а также по решению суда в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством.

В случае принятия Приходским собранием решения о выходе Прихода из структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, Приход лишается подтверждения принадлежности Епархии Русской Православной Церкви, что влечет ликвидацию Прихода и лишает его права использовать в наименовании словосочетания и религиозную символику, указывающие на принадлежность Русской Православной Церкви.

 

Настоятель:

(подпись)


 

(материал официального сайта Министерства юстиции РФ www.minjust.ru/ru/activity/nko/religorg/)

 

Содержание обязанностей религиозной организации

 

В соответствии с положениями пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация обязана:

1.1. ежегодно информировать Министерство юстиции Российской Федерации о продолжении своей деятельности;

1.2. информировать Министерство юстиции Российской Федерации об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

2. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» религиозная организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме и в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (форма ОР0001).

В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации религиозная организация обязана представлять отчет о своей деятельности до 15 апреля года, следующего за отчетным.

3. Исполнять в установленный срок предупреждения, вынесенные Министерством юстиции Российской Федерации;

4. Оказывать содействие должностным лицам Министерства юстиции Российской Федерации при осуществлении ими контрольных полномочий;

5. Нести иные обязанности, установленные действующим законодательством.

 

Ответственность за невыполнение обязанностей

 

В соответствии с положениями подпункта пятого пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации или совершения религиозной организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, Министерство юстиции Российской Федерации имеет право вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения.

В соответствии с положениями пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения Министерства юстиции Российской Федерации в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с положениями пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей (в том числе отчета о расходовании денежных средств и использовании иного имущества по форме ОР0001), является основанием для обращения Министерства юстиции Российской Федерации в суд с заявлением о ликвидации данной религиозной организации.

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» религиозной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в ее деятельности признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений.

Предупреждение выносится Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом. Предупреждение может быть вынесено также Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором.

В случае, если в установленный в предупреждении срок религиозной организацией не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в ее деятельности, религиозная организация подлежит ликвидации.

В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» в случае осуществления религиозной организацией экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, Министерство юстиции Российской Федерации с момента его обращения в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации вправе своим решением приостановить деятельность религиозной организации до рассмотрения судом указанного заявления.

Перечень религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, подлежит размещению в международной компьютерной сети «Интернет» на сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление в государственный орган таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде является административным правонарушением, за совершение которого предусмотрено наложение штрафа на юридическое лицо в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с положениями части первой статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предупреждения Министерства юстиции Российской Федерации об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Согласно положениям статьи 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.


[1] См. Вероисповедная политика Российского государства/ Отв. ред. М.О. Шахов. М., 2003. С. 9 и сл.

[2] В светских государствах может иметь место финансирование содержания и реставрации культовых зданий, признанных памятниками истории и культуры, предоставление религиозным организациям налоговых льгот, выплата государством заработной платы военному и тюремному духовенству (капелланам). В то же время государственная Англиканская церковь не финансируется государством.

[3] Государственное вмешательство возможно в целях защиты религиозных чувств граждан от оскорбления.

[4] Цыпин В. Каноническое право. М., 2009. С. 771

[5] См.: Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. М., 2007.

[6] См.: Причина и следствие// Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т.3. С. 353.

[7] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2003, с. 58-59.

[8] Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М., 1996. С. 60

[9] Цыпин В. История Русской Церкви. 1917-1997 //История Русской Церкви. Книга 9. М., 1997 — С. 456.

[10] Там же, - С. 461, 471.

[11] См.: Дегтярев Ю.М. История «религиозного вопроса». // Религия и право - № 2 (11), - 1999. — С. 13.

[12] Статистические данные приведены в: Вероисповедная политика Российского государства. С. 50.

[13] Одинцов М.И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. Материалы международной конференции. — М., 2000. — С. 45.

[14] Хааршер Ги. Терроризм, секуляризация и религиозная свобода: размышления об аль-каидистском дискурсе // Религия, политика и права человека. Материалы конференции. – М., 2002. – С. 99.

[15] Одинцов М.И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. Материалы международной конференции. М., 2000. С. 46.

[16] Итоговая цифра включает не только суммарную численность религиозных организаций, отраженных в таблице, но также число религиозных организаций всех остальных конфессий, зарегистрированных в России.

[17] Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2003. С. 157-158.

[18] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. M., 2002. С. 449, 450.

[19] Цит. по: Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов / Сост. и общ. ред. А.В. Пчелинцева, В.В. Ряховского. М., 2006. С. 637.

[20] Нами применяется здесь в несколько переработанном виде классификация, разработанная А.И. Кудрявцевым. (См., напр.: Вероисповедная политика Российского государства: Учебное пособие / Отв. ред. М.О. Шахов. М., 2003. С. 86-90.

[21] Все цитируемые в книге нормативные правовые акты приводятся с учетом последующих изменений и дополнений по состоянию на 01 сентября 2010 г.

[22] См.: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2003. С. 192.

[23] Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2002. – С. 544.

[24] Международное право/ Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1994. С. 128-129.

[25] См.: Проблемы теории государства и права: Учеб. пособ. С. 158.

[26] Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. С. 449.

[27] Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996. С. 109.

[28] См.: Российская правовая политика / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Мальцева. М., 2003. С. 109

[29] См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. M,2002. С. 88.

[30] См.: Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2004. С. 592.

[31] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. С. 335

[32]См.: Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2003. С.75-90.

[33] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. С. 336-337.

[34] Пчелинцев А.В. Свобода совести и вероисповедания как правовой институт // Религия, политика и права человека. Мат-лы конференции. М., 2002. С. 251, 252.

[35] См.: Залужный А.Г. Правовые проблемы государственно-конфессиональных отношений в современной России. M., 2004. С. 68–69.

[36] Лупарев Г.П. Свобода совести: «священная корова» или конституционно-правовой анахронизм? // Религия и право. 2002. № 2. С. 4.

[37] См.: Дурэм К. Свобода религии или убеждений. Варшава, 1999. С.8.

[38] Дурэм К. Перспективы религиозной свободы: сравнительный анализ. М., 1999. С. 19.

[39] См.: Дурэм К. Свобода религии или убеждений. С. 13–14.

[40] Лобье де. П. Три града. Социальное учение христианства. СПб.,2001. С. 16–17.

[41] Там же. С. 331.

[42] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 26.

[43] Там же. С. 38.

[44] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. С. 125.

[45] Основные положения социальной программы российских мусульман. М., 2001. С.9.

[46] Дурэм К. Права человека и правительственная политика по отношению к религиозному экстремизму и терроризму // Религия, политика и права человека. Мат-лы конференции. С. 36.

[47] Тексты многих важных решений, в том числе ниженазванных, опубликованы в: Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов / сост. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский, С.В. Чугунов; под общ. ред. А.В. Пчелинцева. 3-е изд., испр. и доп. М., 2009, а также в журнале «Религия и право».

[48] См.: Правоведение: Учебник / Под общ.ред. Г.В. Мальцева. М., 2003. С. 316–319.

[49] Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2004. С. 591.

[50] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.,1999. С.154—155.

[51] Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. С. 449.

[52] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2001. С. 82.

[53] Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000. С.128–129.

[54] Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003. С. 129.

[55] См. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/ Отв.ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 96–97.

[56] См.: Там же.

[57] См.:Там же. С.181–182.

[58] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. C. 110.

[59] См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/Отв. ред. В.А. Четвернин. С. 180–181.

[60] См.: Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий/ Под. ред. В.Н. Топорнина. М., 1996. С.232–233.

[61] Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/Отв. ред. В.А. Четвернин. С. 198–199.

[62] Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/Отв. ред. В.А. Четвернин. С. 30.

[63] Себенцов А.Е. Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник. М., 1997. С. 5.

[64] Цит. по: Религия и право. 1997. № 2—3. С. 17.

[65] Выражение «право на свободу» представляется нам не вполне корректным, в том числе ввиду сказанного ранее о свободе как о «негативном праве». Однако, это выражение использовано в тексте рассматриваемого закона и в некоторых других нормативных актах.

[66] Малолетними, согласно гражданскому законодательству, являются дети до 14 лет.

[67] Подробнее принципы государственно-конфессиональных отношений рассмотрены в главе 8.

[68]Правом создания учреждений профессионального религиозного образования обладают только централизованные религиозные организации, местные же могут создавать только общеобразовательные учреждения (см. ст. 8 п. 6 и ст. 19 рассматриваемого закона).

[69] Залужный А.Г. Правовые проблемы государственно-конфессиональных отношений в современной России. M., 2004. С. 87–88.

[70] Себенцов А.Е. Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». С. 35.

[71]Европарламент в своем Постановлении о сектах в Европе от 29.02.96 (п. 4) «призывает правительства государств стран-членов не предоставлять статус религиозной организации автоматически».

[72] См.: Себенцов А.Е. Комментарий к Федеральному Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». С. 56.

[73]Не лишена определенного теоретического и практического интереса проблема: как следует расценивать попытку регистрируемой религиозной организации идентифицировать свое вероучение с уже известным, если фактически оно разнится с изложением этого вероучения уже действующими религиозными организациями. Следует считать это недостоверными сведениями или реализацией права на свободу совести? Поясним на примере: старообрядцы считают, что их вероучение православное и в то же время, что оно отличается от вероучения Русской православной церкви. Более того — представим, что новое религиозное движение настаивает, что именно его вероучение — истинно православное. Может ли некий эксперт определять, верна ли вероисповедная самоидентификация и можно ли такому экспертному заключению придавать обязательную силу? Вопрос пока остается открытым.

[74] См.: Себенцов А.Е. Комментарий к Федеральному Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». С. 83.

[75] Данное положение попыталась оспорить местная религиозная организация РПЦ – православный приход храма пророка Илии в Москве, полагая, что отказ в передаче имущества религиозного назначения незаконен. Верховный Суд Российской Федерации в решении от 05.10.2004 № ГКПИ04—1253 констатировал, что «из… положений Федерального закона… не следует, что имущество религиозного назначения подлежит безусловной передаче религиозным организациям на основании их обращений».

[76] Загайнова С.К., Горбунова Н.В. Религиозные организации: организационно-правовые основы деятельности, бухгалтерский учет, налогообложение. СПб, 2004. С. 157.

[77] Себенцов А.Е. Комментарий к Федеральному Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». С. 94.

[78] Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. N 16-П // Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов / Сост. и общ. ред. А.В. Пчелинцева, В.В. Ряховского. М., 2009. С. 518-527.

[79] С 2006 г. данная отсрочка от призыва на военную службу отменена и соответствующая норма исключена из текста закона.

[80] См.: Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов / Сост. и общ. ред. А.В. Пчелинцева, В.В. Ряховского. М., 2009. С. 531-536.

[81] См.: Там же. С. 536-541

[82] Например, умышленное неприменение компетентным должностным лицом санкций к религиозному объединению, нарушающему законодательство.

[83] См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/Отв. ред. В.А.Четвернин. М., 1997. С.30

[84] См.: Сырых В.М. Теория государства и права. М.: 2004. С 161-162.

[85] Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. С. 521-522.

[86] Речь здесь идет не о прямом бюджетном финансировании, а о косвенном субсидировании в виде уменьшения или отмены отдельных видов налогов.

[87] Демин А.В. Налоговое право. М., 2008. С. 107.

[88] Налоговым периодом в отношении НДФЛ признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

[89] Никишина Е.А., Макальская М.Л. Финансовое обеспечение деятельности православных религиозных организаций. М., 2008. С. 52.

[90] Загайнова С.К., Горбунова Н.В. Религиозные организации: организационно-правовые основы деятельности, бухгалтерский учет, налогообложение. СПб., 2004. С. 287.

[91] С.Ю. Головина указывает на норму п. 5 ст. 4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которой «религиозное объединение… выбирает и назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям». Она полагает, что это означает отступление от общего принципа ст. 3 ТК РФ о недопустимости ограничений прав и установления преимуществ в зависимости от отношения к религии. Поэтому при приеме на работу в религиозные организации религиозность человека будет считаться «деловым качеством», которое дает преимущество в трудоустройстве. (См.: Ora et labora. Правовое регулирование труда работников религиозных организаций по новому Трудовому Кодексу РФ// Религия и право, № 3, 2002. С. 32). Мы, однако, полагаем, что ст. 4 ФЗ «О свободе совести…» защищает только от вмешательства государства во внутреннюю жизнь религиозных объединений. Во избежание недоразумений было бы целесообразно модифицировать ст. 3 ТК РФ, чтобы религиозные организации могли нанимать работников с учетом их вероисповедания.

[92] Например, во Франции в порядке применения антидискриминационного законодательства подвергаются судебному преследованию работодатели, дающие объявление о найме лиц определенного вероисповедания.

[93] Отметим, что в соответствии со ст. 86 ТК РФ, «работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со статьей 24 Конституции Российской Федерации работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия». Поэтому, чтобы религиозная организация имела возможность контролировать вероисповедание и благочестивый образ жизни работника, соответствующее условие должно быть включено в трудовой договор.

[94] Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе, в интересах благотворительной организации.

[95] Термин «духовные образовательные учреждения» введен как синоним учреждения профессионального религиозного образования.

[96] Для православных приходов достаточно типична ситуация, когда человек, фактически являющийся постоянным прихожанином, активно участвующим в жизни прихода, не состоит формально членом религиозной организации. Таким образом, военнослужащие могут быть прихожанами с точки зрения церковных канонов: посещать церковные службы, иметь духовного отца, исповедоваться и причащаться, но при этом не числиться в списках членов прихода. Впрочем, ст. 9 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» устанавливает, что «военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы».

[97] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 57, 60-61.

[98] Основные положения социальной программы российских мусульман. М., 2001. С. 39-40.

[99] Социальная позиция протестантских Церквей России. М., 2009. С. 57-58.

[100] См. Погасий А.К. Религия и право. Учебное пособие. Казань, 2007. С. 64

[101] Применительно к религиозным объединениям речь может идти о религиозных организациях (местных, централизованных, религиозных учреждениях), входящих в состав централизованной религиозной организации.

[102] Решение Останкинского межмуниципального народного суда г. Москвы от 18 апреля 1995 г.

[103] Здесь речь идет о всех религиозных объединениях, включая как религиозные организации, так и незарегистрированные религиозные группы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.