Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наследники древнего образа




Необходимо отметить, что многие архаичные представления о матери-сырой земле перешли на образ Богородицы 73.В Полесье говорили: «Это роднэйшой матэры нэма, як земля. Земля свята... Это земля — маты, Божья Маты, Господь это...»74 В народе известно также представление, что у каждого человека три матери — «коя скорбь приняла», мать-сыра земля и Пресвятая Богородица75. Проступает близость культа Богоматери по средневековым церковным поучениям и «рожаницких трапез», которые устраивали, «мня Богородицю человекородицю», а на празднике повитух в конце декабря поклонялись богородичным иконам «Блаженное чрево» и «Помощь в родах»76. В апокрифическом образе Богоматери просматриваются порой древние черты «всеобщей роженицы»:

«Аще Пресвятая Богородица

Помощи своей не подаст,

Не может ничто на земле в живе родиться,

И ни скот, и ни птица,

Ни человеком бысть!» 77

Близостью образов Богородицы и матери-земли можно объяснить и тот факт, что одним из самых известных апокрифических духовных стихов является «Сон Пресвятой Богородицы» (где ей снится рождение будущего сына, часто — в виде вырастающего из ее чрева древа, и последующие мучения его), и спит она либо на престоле, либо в других сакрально отмеченных местах, соотносимых со священным «центром мира»: «Спала Мати Мария, спала-почивала в городе Иерусалиме, на горе на Сионе, под шатром, древом кипарисом...» (из старинной молитвы, близкой духовному стиху78; ср. о Иерусалиме: «Стоит тои град поздреде земли, /И в нем пуп земли...»79).

Мотив сна божественного персонажа нередко встречается в мифах о творении как в Евразии, так и в других частях света, являясь характерной чертой божества «в начале времен»80. В восточнославянских апокрифических рассказах Бог порой принимается за творение мира, «пробудившись ото сна», или, наоборот, засыпает на только что созданной земле, и Сатана, пытаясь сбросить его в воду, растягивает землю81. Архаичный образ спящего божества-земли просматривается, например, в «Калевале»: древний богатырь Випунен, «под землей лежащий праздно, в сон глубокий погруженный», разбужен Вяйнямейненом (проникающим в его чрево, плавающим там в челноке по его кишкам и разжигающим кузню — близкий сюжет известен и в чисто фольклорных текстах карел и ижор)82. Аналогичные черты можно видеть в латышском Юмисе, который порой рисуется спящим под дерном 83, и в образах великанов, спящих под долиной, известных у народностей Северного Кафиристана, причем в их языках, относящихся к особой группе индоиранских, понятия долина и мир практически идентичны84, что отражает древнее представление о мире прежде всего как о своей родовой или освоенной территории. Поиски же мифологических «родственников» этих архаичных образов заставляют нас обратить внимание на этимологический ряд слов с корнем *vel -, так как варианты наименований великанов у восточных славян — велеты, волоты, велитни — подводят к словам со значением «дерн» (veléna — лит., vęlęna — лтш.) и именам балтийских и славянских божеств, связанных с миром мертвых (Vels, Vielona, рус. — Велес и др.; лтш. — Велю мате — «мать мертвых»)85, представления же о божествах подземного мира фактически вырастают из культа земли и тесно связанного с ним культа предков86. Образ упомянутого выше восточнославянского Велеса далеко не исчерпывается известным определением «скотий бог» — прослеживается тесная связь его как с подземным миром, местообитанием мертвых (чехи об умершем говорили: «залетел за море к Велесу»), так и с культом «матери-земли»; реконструируется также и его возможная женская ипостась (характерно, что «скотьим богом» называли в Дмитровском р-не подвешенное ведро без дна — символ женского плодородия) через соотнесенность с такими образами, как Мокошь, Параскева Пятница (которую, кстати, могли называть «водяной и земляной матушкой»), Богородица (с последней — особенно по апокрифическим рассказам, где она с младенцем прячется от преследователя Ирода под дерево, в которое бьет гром — сюжет, известный в мифологиях древнего мира, сопоставимый с преследованием Исиды с Гором)87. Близким именем — Вела — назван женский полевой дух в одном из списков «Слова св. Иоанна Златоуста», а македонская самовила Вела — владычица земных вод (которые освобождает от нее «положительный герой»); пара Велес-Вила реконструируется для сербской мифологии88.

Среди образов великанов в славянской мифологии наибольшей архаикой отличается былинный Святогор, который, кстати, тоже характеризуется устойчивым мотивом дремоты, сна перед встречей с Ильей Муромцем: «Да сидит на кони да засыпать-сидит», или «А богатырь едет на кони да дремлет он»89. Его отличают и некие особые отношения с землей — это и его попытка поднять переметную суму с тягой земной, и желание перевернуть землю, соединив ее вновь с небом90. (Интересно, что последний мотив близок сюжету о китайском Паньгу, который, «перевернув небо и опрокинув землю, утвердил их»91.) Судя по отдельным эпизодам, в прототипе образа Святогора просматриваются и женские черты, чем объясняется, вероятно, его перекличка с образом огромной богатырши — Семигорки, Златыгорки или Латыгорки (ср. с Латырь-камень), которой присущи очень архаичные черты — власть над животными, владение волшебной влагой, хтоничность; порой она именуется бабушкой92. Эта былинная богатырша близка сказочной Царь-девице, чей образ, характеризующийся также мотивом сна, реконструируется как образ владычицы «иного мира», локализуемого в сакральном «центре» (это «дивье царство» — остров, населенный девицами и змеями, чудо-сад с молодильными яблоками и живой водой и т. д.), причем в ней просматриваются космические черты и, по мнению Е. Л. Мадлевской, «Царь-девица олицетворяет не что иное, как саму землю», а «царство героини связывается с «жизнью», т. е. в нем сосредоточивается ее начало, источник»93. По карело-финскому эпосу также известен девичий остров и образ чудо-девы, спящей на утесистом острове, откуда добывается мед для пива94.

Показательна и связь имен былинных богатырши и Святогора с горами — в некоторых вариантах былин встреченный Ильею исполинский богатырь лежит на горах «сам как другая гора» или достигает головой до облаков95. Олицетворение гор, их культ является фактически одной из ипостасей культа земли. Он ярко выражен, например, у народов Южной Сибири, где родовая гора могла считаться матерью-прародительницей («Великая гора — мать наша!» — обращались к ней шорцы в своих молениях); в фольклоре хакасов рождение многих героев происходит внутри такой горы, а по более ранним воззрениям «в нутре горы зарождался каждый новый член рода», здесь мыслилось местонахождение «некоего плодоносящего центра»96. Пещеры же воспринимались архаичным сознанием как вход в утробу горы, земли, т. е. как ее vulva — у бурят, например, «прямая связь богини Умай с рождающей Землей сохранилась в архаичном обозначении пещеры как «материнское чрево» (эхыын умай). К таким пещерам женщины обращались с просьбой дарования потомства»97. Существование подобного представления А. Леруа-Гуран предполагает уже для верхнего палеолита в связи с пещерной живописью Западной Европы98. В «Ригведе» об Индре говорится, что «он рассек чресла гор»(1.32.1)99. У древних славян культ камней, возвышенностей и пещер также был связан с идеями зарождения жизни, продолжения рода, культом предков100, и корни образа Святогора уходят, несомненно, в этот пласт представлений. Интересно, что хакасская гора-прародительница «с развитием патриархальных воззрений... превратилась в каменного отца всей общины, свекра молодых жен каждой семьи» — такую гору женщины даже называли «свекром» и соблюдали по отношению к ней обычай избегания. В то же время она именовалась в фольклоре и «Шестиногая Гора Лось»101, что подводит нас еще к одному аспекту рассматриваемой проблемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.