Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воды-коровы




В связи с этим хочется обратить внимание на очень распространенную мифологему, хотя и довольно странную на первый взгляд, — в ней явственно просматривается отождествление крупных копытных животных с водами, причем как с земными (морем, озером, рекой), так и с дождевыми. Наиболее ярко она выражена в «Ригведе» (I.32) в описании победы Индры над Вритрой и освобождении космических Вод: «...Как мычащие коровы, вырвались воды на волю и напрямик поспешили к морю...» (по другим вариантам, освобождаются именно коровы из пещер Валы; коров в Индии также считали «матерями человечества»)257. Образ «великой коровы в воде» Метуэр был зафиксирован в Древнем Египте уже в III тыс. до н. э.; ее двойником считают некую корову, вставшую из воды и превратившуюся в небо, на которой по одному мифу бог Ра поднимается из первичного океана (эта корова отождествляется иногда с Нут, и само имя Нут, по мнению некоторых исследователей, связано с именем океана Нун)258. В европейских сказках бык-помощник выпивает целое море, а потом изрыгает его обратно259 (в китайской и австралийской мифологии имеется аналогичный сюжет о лягушке, производящей этим потоп260). «Водяной бык», изрыгающий потоки воды, известен также в наскальной живописи и мифологии бушменов (изобразительно ему близки мотивы на армянских вишапах)261. По мифу африканского племени шиллук первые люди появились из тыквы, которую вынесла вышедшая из воды белая (либо светло-серая) корова262. У индейцев като (Северная Калифорния) Вселенная представлялась огромным рогатым животным, плывущим в мировом океане263.

Широта распространения мифологических сюжетов о водяных крупных рогатых животных просто удивительна, причем нередко эти сюжеты связаны с мифическим началом мира, временами предков и становления человеческого коллектива. Так, в Северной Африке пастухи фульбе считали, что коровы пришли к людям из болотистого водоема во времена предков, в честь чего ежегодно устраивался большой праздник, а у борора четыре рода связывались с четырьмя мастями быков, которых их предок разделил между своими четырьмя сыновьями264. У бантуязычных народов известны легенды о появлении первых коров из озера или из раскрывающейся скалы265 (обратим внимание на это тождество, малопонятное на первый взгляд, но вполне объяснимое в свете рассматриваемой концепции). По легенде народности кати в Северной Кафиристане человек, у которого ежедневно исчезало в озере по корове, нырнув в это озеро, наткнулся там на стену, где был разложен навоз (!); в озере он встретил много людей и божественного судью, а вернулся оттуда с дарами через водопад266.

У сибирских народов «водяными» животными оказываются те же, в образе которых представлялась земля или мир. Так, в эпосе саяно-алтайских тюрков Сивый (Синий) Бык называется «хозяином Синего моря», он выходит из моря или из озера, а Черный Бык — из пучины великой реки267 (как указывалось выше, они являются также хозяевами земли или Алтая). У урмийских эвенков имеется вариант мифа о небесной охоте, по которому чудесная лосиха убежала от охотника в море (ср. близкий вариант мифа об Орионе) и осталась там, превратившись в мамонта268 (интересно, что ханты считали, будто мамонт образуется из старого оленя, залегающего в болото, потом он проваливается под землю и ходит по нижнему миру; кроме названия «земляной бык», он имел наименование и «водяной зверь»)269.Олень-лось Калир, который, по представлению эвенков, был «велик, как сама земля» и являлся стражем родовой реки, объединяющей все три мира и уходящей в нижний, имел также признаки и водного животного — рыбий хвост270 (мифические олень-рыба и кони с рыбьими хвостами известны и в нартском эпосе271). Трансформация такого образа, как Калир, представляется более или менее очевидной — животное-мир со временем превращается либо в стража одной из частей мира с гиперболизацией характерных для этой функции черт, либо в поддержку мира или земли272. Соответственно, такое животное сохраняет лишь какое-то отношение к подземным живительным водам (выходит из них, ныряет или плавает в них, сторожит и т. п.), в то время как раньше они, видимо, мыслились внутри него (так, например, у одного из племен полуострова Малакка существовала уверенность, что земля под ногами людей не прочна, так как она «не более чем кожа, протянутая над бездной вод» 273.Близка семантика и русской загадки о небе, земле, лесе и лешем: «Поле водочное, огород кожаный, овцы аржанские, пастух уховский»274.

У русских была очень распространена легенда о коровах водяного либо лешего, живущих в озере или реке — часто это четыре бурых, иногда — черных коровы, они периодически выходят на остров или берег, а человеку, поймавшему хоть одну из них, такая корова приносит богатство. Подобные легенды бытовали в основном на Русском Севере, где их порою помнят до сих пор (так, в 1994 г. в ходе экспедиции в Вохомском р-не Костромской обл. нами был записан вариант этой легенды275). По верованиям германцев, водяной в виде дикого быка выходит из болота или моря, чтобы оплодотворять коров276. В Кирилловском уезде Новгородской губ. встречались предания и о быках «особой породы», выходивших из Вещозера ежегодно 8 сентября (Рождество Богородицы) для жертвоприношения одного из них, и о коровах, появлявшихся из озер Святое, Березина или даже из-под земли277. Эти предания являются вариантами распространенных на Русском Севере легенд о выходящих из леса с той же целью оленях или ланях, и характерно, что во многих местностях они связаны с днями, посвященными Богоматери — ее Успением или Рождеством278. Сопоставимы с ними и античные легенды, по которым жертвенная корова порой добровольно вплавь добирается до места своего жертвоприношения, и предания адыгских народов о «самоидущей корове», которая также сама приходила на заклание каждый год279. При анализе близких легенд у балканских славян о водяном быке (морском, озерном) Л. Раденкович приходит к выводу, что первоначально в нем представлялся образ родоначальника племени, его защитник и покровитель280.

Черты предка, соотнесенность с изначальной землей-островом просматриваются и в образе златорогой чудо-турицы из зачина былины о Василии Игнатьевиче, а ее туры-сыновья также «водяные»:

«Да уж как плыли туры черес окиан-море,

Выплывали туры да на Буян остроф,

Они шли по Буяну, славну острову.

Им настрецю турица златорогая,

Златорогая им турица одношорсная,

Уж как та ихна матушка родимая» 281.

Былинная чародейка Марина посылает туров к морю, или «к турецкому морю», а порою тур в былинах прямо назван «морским», что вызывало удивление исследователей фольклора282. Малопонятным представлялся и образ плавающего по морю оленя, встречающийся в русском, польском, сербском и болгарском фольклоре, а также отождествление в старинной песне оленя с Дунаем283.

Эта странная связь копытных животных с водой может быть обусловлена двумя основными факторами, если исходить из концепции зооморфной модели земли и мира. С одной стороны, изначальная земля представлялась лежащей на водах океана — отсюда достаточно логичен и образ земли-животного среди вод (ср. с болгарским наименованием племенного быка буяк 284 название о-ва Буяна); с другой — подземные воды мыслились как бы внутренней жидкостью животного-земли, а для образа животного-вселенной такая ассоциация вполне органична и в отношении наземных, и даже небесных вод. Контаминация понятий «внутреннее-внешнее», по-видимому, во многом способствовала рождению мифологических образов морских или водяных крупных копытных, а также появлению представлений о некоем мифическом море, не то подземном, не то очень далеком. Остаточная символика подобного комплекса обнаруживается, к примеру, в образе властителя моря Посейдона, который в прототипе был связан с землей, земной влагой и плодородием, но также и с образом быка285. Сравнительно-этимологический анализ слов в индоевропейских языках выявляет связь понятий моря, бездны, пустоты с образом коровы, причем бездна соотносится также с творением, гармонией, вселенским порядком286. Первозданный океан, или «воды» в древнеиндийской литературе неоднократно именуются матерями (ср. выше о коровах как «матерях человечества»), женами, «потому что от этих вод рождается вселенная», они зачали ее (или землю) «как своего первого зародыша», и этот зародыш, изначальный холм рисуется покоящимся на них (иногда — в виде белого лепестка лотоса)287. Хотя здесь просматривается некоторое противоречие, в том числе отмечаемое Кейпером («С другой стороны, землю представляли себе как вместилище, заключающее в себе подземные воды»288), оно, по-видимому, как-то снималось мифологическим сознанием (ср. возникшее в кон. XIX в. представление русских крестьян о плавающей по воде земле как шаре, также наполненном водой289).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.