Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Софийский Собор в Киеве. Мозаики конхи и подкупольного пространства. 1040-е




Живопись домонгольской Руси Киев, Новгород

Древнерусская живопись

Древнерусская живопись

Как известно из истории, раннефеодальное государство Киевская Русь образовалось в IX веке, достигнув своего могущества в X - XI столетиях при князе Владимире. Именно при нем, в конце X века Русь приняла Христианскую религию от Византии. Это обстоятельство определило дальнейшее развитие древнерусского государства во всех аспектах: в политическом, социальном, культурном. Культурные связи с Византией определили направление развития древнерусского искусства. Позднее, в период правления преемников Ярослава Мудрого, начинается постепенное дробление Киевского государства на отдельным княжества. Земли Новгорода, Ростова, Владимира, Полоцка, Смоленска, Галича приобретают политическую, экономическую самостоятельность, в искусстве идет процесс кристаллизации местных художественных форм, в которых тем не менее находят отражение общерусские идеалы.

Среди сохранившихся памятников живописи Киевской Руси следует отметить мозаики и фрески Собора Святой Софии в Киеве. Живописное оформление храма в соответствует византийским канонам, что не удивительно: авторами мозаик и росписей были византийские мастера. Живописные композиции храма символизируют «церковь небесную» и «церковь земную». Одной из функций мозаик и росписей было просвещение: прихожанам зрительно представлялась евангельская легенда, показывалась небесная и земная иерархия.

Одна из центральных композиций в храме - мозаичное изображение Богоматери в алтаре в виде оранты - фигуры с воздетыми руками. Этот величавый и торжественный образ символизирует «церковь небесную», одновременно выступая устроительницей Киева - столицы государства. Вместе с этим ей принадлежит роль защитницы города: ее жест оранты является не только жестом моления, но также и жестом воительницы. Что касается живописного оформления, то монументальная фигура кажется очень весомой благодаря темным одеждам. Мерцание мозаичной смальты и золотой фон придают образу возвышенный, мистический характер.

Вообще в образах мозаик и фресок Софийского Собора отчетливо выступает высокий духовный идеал, являвшийся примером для людей того периода. Бросается в глаза душевная твердость, возвышенность мыслей, безупречность убеждений и стремлений, благородство, душевная чистота и ясность персонажей росписи. На стенах лестничной башни Храма сохранились композиции светского характера, среди которых изображения скоморохов, музыкантов, а также игр на константинопольском ипподроме. В западной части центрального нефа Собора сохранился групповой портрет семьи Ярослава, к сожалению, в очень плохом состоянии. Все это говорит о том, что уже в то время художники создавали композиции на бытовые темы.

Как один из последующих этапов развития древнерусской живописи необходимо отметить мозаики церкви Михаила Архангела Михайловского монастыря, которые относятся к 1111-1112 годам. Так, если сравнивать композицию «Евхаристия» - причащение Христом апостолов с аналогичной композицией в Храме Святой Софии, то заметны гораздо большая свобода в расположении фигур, более сложный и изысканный линейный ритм. Особенно впечатляет среди Михайловских мозаик образ святого воина Дмитрия Солунского (ГТГ), который является идеалом мужественного рыцаря того времени.

Как отдельный вид изобразительного искусства, пришедший на Русь из Византии, можно выделить миниатюру. По немногочисленным несохранившимся образцам миниатюры того времени можно сделать вывод о наличии культурно-художественных связях с Болгарией (Остромирово евангелие, 1056-1057; «Изборник Святослава», 1073) и романским Западом (Трирская псалтирь, 1078-1087).

В XI веке, с началом дробления Киевской Руси, на севере и северо-западе наметилось формирование местных художественных школ. Раньше, чем в других городах Киевского государства этот процесс начался в Новгороде. Особенно интересна монументальная живопись Новгорода XII - начала XIII веков. Анализируя сохранившиеся образцы, можно сделать вывод об упорных творческих исканиях местных мастеров и о широких культурных связях. Так, если в росписи Новгородского Собора Святой Софии (1051-1052, 1108-1112, 1144) еще заметна тесная связь с живописью византийско-киевского круга, то фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125) свидетельствуют о самостоятельности и взаимодействии с романской живописью Западной Европы. О наличии культурных связей с Западной Европой можно сделать вывод и по другим памятникам, например по знаменитым «Корсунским вратам» (1152-1156), предположительно, попавшим в Новгород из Магдебурга и дополненными в начале XIV века рельефным автопортретом новгородского скульптора Авраама.

Появление романского направления в новгородской живописи обогатило ее, придав большую экспрессию, эмоциональную выразительность. Примером могут служить миниатюры XII века, прежде всего изображения евангелистов в так называемом Мстиславовом евангелии (1103-1117 гг.), являющемся вольной копией Остромирова евангелия. Окончательно, как самостоятельная школа, новгородская живопись сформировалась во второй половине XII века. Ее отличительными особенностями являлись демократичность. Религиозные идеи облекаются в ней в образы, исполненные непосредственности и прямоты чувств. Это заметно во фресках Аркажской церкви 1179 года и в росписях храма Георгия в Старой Ладоге, относящихся к 60-м годам XII века. Здесь проявляются характерные особенности уже сформировавшейся новгородской школы живописи - конкретность трактовки религиозных событий, предельная выразительность образов святых. Живописные эффекты достигаются скупыми средствами (например, композиция «Чудо Георгия о змие» в церкви Георгия в Старой Ладоге). Невосполнимой потерей для древнерусской живописи стала гибель росписей церкви Спаса Преображения на Нередице (1199) в годы Отечественной войны.

Эти росписи являлись примером украшения древнерусской церкви до нашествия монголо-татар, образцом состава, композиционного строя, характера украшений. Фрески покрывали стены нередицкого храма с самого сверха до пола непрерывными лентами, не считаясь с архитектурными членениями. В местонахождении большинства живописных композиций отсутствовала система и последовательность. Среди всех композиций выделялось изображение Страшного суда, которое находилось в западной части церкви. Его сюжету присуща детализация, многочисленные подробности. В целом, отличительной чертой фресок церкви Спаса Преображения на Нередице является «непреклонная суровость», ей присущ мужественный дух той эпохи, персонажи исполнены душевной твердости, отражают идеал человека того времени - смелого и воинственного.

Важное значение в древнерусской живописи занимает иконопись. Из литературных источников известно о существовании в Киеве конца XI-начала XII века иконописца Алимпия. К сожалению, икон XI - начала XIII веков сохранилось очень мало, основной причиной чему является уничтожение художественных центров Руси во время нашествия Батыя. Более остальных русских городов повезло Новгороду, который находится севернее, и не был взят Батыем. Именно здесь и сохранилась большая часть русских икон, относящихся к домонгольскому периоду. Известно, что в Новгороде в XII - начале XIII веков трудились мастера иконописи, создававшие великолепные образы, исполненные необыкновенной глубины и подлинного величия. Из сохранившихся икон следует отметить «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный», «Успение» (все в ГТГ), «Голова архангела» (ГРМ), «Св. Георгий» (Гос. Оружейная палата).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.