Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование представлений о критериях здоровья 8 страница





требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (гуманистиче­ских, экзистенциальных, когнитивных и др., а также различных форм групповой психотерапии).

Астенический акцентуированный радикал характеризуется пониженной пере­носимостью психических и физических нагрузок, общей утомляемостью. Такие лица отличаются высокой чувствительностью к сенсорным стимулам различной модальности (световым, звуковым, обонятельным, вестибулярным и др.), а также эмоциональной впечатлительностью, застенчивостью, нетерпеливостью, низкой выносливостью. У них наблюдается склонность к недомоганиям, спонтанным ухуд­шениям физического самочувствия, что может повлечь ипохондрическую фик­цию, различные виды самолечения и самооздоровления. Стрессовые ситуации воз­никают на почве тягот и лишений повседневной жизни: интенсивная физическая работа, вредные экологические факторы, длительное ожидание, конфликты при­водят к психическим срывам. Психологические проблемы астеников связаны с нехваткой сил и резервов для реализации собственных потребностей. Психологи­ческая помощь должна быть направлена на формирование навыков четкой регла­ментации образа жизни и деятельности, самодиагностики всех форм утомления и своевременной релаксации, устойчивости к критике, повышение уверенности в себе и способности к разумному риску, преодоление чувства неполноценности. Интенсивная психотравма может повлечь астенические и астено-ипохондричс-ские невротические реакции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (бихевиоральных, суггестивных и др.).

Для истероидной формы акцентуации характерны преувеличенная эмоцио­нальная экспрессия, стремление производить впечатление, привлекать и нахо­диться в центре внимания окружающих. Это достигается демонстративным, теат­ральным, аффектированным поведением, исполнением соцальной роли значитель­ной, оригинальной, иногда загадочной личности. Люди с этой формой акцентуации склонны к преувеличению своих заслуг, приукрашиванию реальности, а зачастую и к прямой лжи. Наблюдается диссоциация между внешне демонстрируемыми и истинными чувствами. Деятельность ориентирована главным образом на внешний эффект, а не на конечный результат. Отсюда возникает поверхностное понимание проблем и небрежное исполнение поставленных задач. Стрессовые ситуации воз­никают в случаях психологических ударов, давления и конфликтов. В таких случа­ях характерны разнообразные формы инфантильно-регрессивного поведения, до-нозологические конверсионные проявления и демонстративно-ипохондрические реакции. Жизненные перемены в целом переносят хорошо. Психологические про­блемы недостаточно осознаются. Они, как правило, связаны с завышенными притя­заниями и эгоизмом. Психологическая помощь должна быть направлена на форми­рование навыков ассертивного (прямого и открытого) поведения, усиление рефлек­сии и самокритики, наверстывание темпа психического развития и созревания. Интенсивная психотравма может повлечь невротические и психопатические ис­терические реакции и даже психозы, что требует соответствующих психотерапев­тических вмешательств (психодинамических, бихевиоральных, суггестивных и др., а также групповой гештальт-терапии).


Как уже говорилось, в своем большинстве истинные акцентуанты являются «мозаичными» личностями, имеющими два и более дисгармоничных паттерна, радикала. У таких людей возникают смешанные формы дезадаптации в стрессо-геиных ситуациях.

В заключение — несколько слов об индивидуально-типологических особенно­стях и психологической практике.

А. П. Чехов писал: «В каждом из нас слишком много винтов, колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или двум-трем внеш­ним признакам». К настоящему времени, хотя механическая метафора сменилась компьютерной, мы все же должны признать правоту великого писателя. Любая психологическая оценка, и тем более типологическая, требует глубокого и мно­гостороннего изучения личности. Однако и при соблюдении этого требования мы вправе вынести лишь вероятностный психологический диагноз и сформулировать предположительные психогигиенические и психопрофилактические рекомен­дации. Диагностика психологического типа и акцентуаций в ходе психологическо­го консультирования, конечно же, не является обязательной. Однако во многих слу­чаях она помогает построить психологический портрет клиента и выбрать коррек-ционные техники, хотя бы для первоначального этапа работы с ним. Добавим, что знание сильных и слабых сторон собственной личности необходимо практическо­му психологу для успешной консультативной и коррекционной работы.

 

Контрольные вопросы

1. В чем состоит значение индивидуально-типологического подхода для пси­хологии здоровья?

2. Какой вклад вносит психологический тип, с одной стороны, и акцептуа­ции — с другой, в общее психическое здоровье индивида?

3. Назовите сильные стороны одного из психологических типов и покажите их адаптивное значение.

4. Сформулируйте рекомендации по здоровому образу жизни для представи­телей сенсорно-планирующего типа.

5. Опишите поведение и физиологические реакции людей интуитивно-чув­ственного типа в острых (кратковременных) стрессовых ситуациях.

6. Перечислите основные психологические проблемы людей интуитивно-чув­ственного типа и наметьте пути их решения.

7. Дайте определение акцентуации личности.

8. Назовите основные направления психологической коррекции при выра­женной психастенической акцентуации.

9. Раскройте сущность психологических проблем при истероидной акцентуа­ции личности и определите пути их психокоррекции.

10. Попытайтесь самостоятельно проанализировать влияние возможных взаи­мосвязей между типом и акцентуациями личности на гипотетическом при­мере.


Литература

1. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков, 1994.

2. Крегер О., ТъюсонДж. Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем, любим / Пер. с англ. — М.: Персей, 1995.

3. Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. — Киев, Выща шко­ла, 1989.

4. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. — Л.: Медицина, 1985.

5. Овчинников Б. Павлов К. В., Владимирова И. М. Ваш психологический тип. — СПб., Андреев и сыновья, 1994.

6. Психологическая типология: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. — Минск: Харвест; М.: ACT, 2000.

7. Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. с нем. — М.: Университетская кни­га, 1996.


Глава 7

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

 

 

Здоровье как социальный феномен

Социологический подход к здоровью основывается на негативном его определе­нии. «Здоровое общество» — это то общество, где минимален уровень «соци­альных болезней». Болезнь по сути своей — биологический феномен, и понятие «социального здоровья» имеет, таким образом, во многом фигуральное (образное) значение.

Говоря о «социальном здоровье», обычно подразумевают:

♦ социальную значимость тех или иных заболеваний в силу их распростра­ненности, вызываемых ими экономических потерь, тяжести (т. е. угрозы для существования популяции или страха перед такой угрозой);

♦ влияние общественного устройства на причины возникновения болез­ней, характер их течения и исходы (т. е. возможности выздоровления или смерти);

♦ оценку биологического состояния определенной части или всей человече­ской популяции на основе интегрированных (агрегированных) статистиче­ских показателей, составляющих так называемую социальную статистику.

Популяция и общество

Популяиия— это биологическое понятие, обозначающее совокупность представителей одного биологического вида, занимающих определенную территорию и имеющих беспрепятственную возможность скрещивания.

Болезнь как биологический феномен соотносится прежде всего с человеческой популяцией. Однако реальной формой совместного существования людей, по­рожденной таким видовым свойством человека, как сознание, является обще­ство. Поэтому проявления биологических свойств человека модифицируются обще­ством, приобретая социальное качество. В свою очередь, сколько-нибудь длительные объединения людей никогда не бывают механическими, а формируют новый со­циальный субстрат, как утверждал один из основателей социологии Э. Дюркгейм.

Структурными элементами такого социального субстрата выступают большие (общности) и малые социальные группы, а также создаваемые обществом для ре­ализации своих основных функций социальные институты (государство, армия, церковь, системы образования, здравоохранения и пр.). Характеристики функцио­


нирования социальных институтов отражают сложившиеся на уровне общества в целом представления о «правильном» (нормативном) осуществлении обществом этих основных функций. Такие представления имеют некое рациональное (идео­логия) или иррациональное (религия) обоснование, но также и чувственно пережи­ваемый аспект (общественная психология). Сама система норм, положенная в ос­нову общественных представлений о «правильном» функционировании соци­альных институтов, может быть кодифицированной (право) или нет (мораль).

Вся совокупность подобных общественных представлений составляет обще­ственное сознание. Оно имеет свою собственную динамику, определяемую объек­тивными тенденциями в функционировании структурных элементов общества и проявляющуюся в политических процессах.

Понятие общества связано с государством как исторически сложившимся ви­дом максимально широкой территориально-географической общности. Однако в истории неоднократно происходили события, приводившие к универсализации структурных элементов географически близких обществ и протекающих в них социальных процессов, т. е. к формированию общностей, выходящих за пределы границ отдельных государств. Примерами здесь могут служить ассиро-вавилон­ская, эллинистская, римская, кельтская, германская и славянская цивилизации. В конце XX в. благодаря развитию транспорта и массовых коммуникаций, эти процессы универсализации приобрели исторически уникальный масштаб и полу­чили название глобализации.

Конечная идеальная цель (миссия) всех социально-структурных элементов общества и происходящих в обществе процессов — благополучие популяции. Под благополучием здесь понимаются максимально благоприятные при имеющемся технологическом и экономическом уровне развития общества предпосылки жиз­недеятельности, способствующие достижению и поддержанию оптимальной для данной территории численности популяции.

Наличие подобных предпосылок выражается в максимально возможном удов­летворении биологических потребностей людей на данном историческом этапе развития общества. Отсюда следует, что благополучие популяции обусловлено эффективным функционированием всех сторон общества|В этом суть социаль­ной обусловленности здоровья. Поэтому и оценивать эффективность функциони­рования общества можно по показателям биологического состояния популяции.

Таким образом, «здоровое общество»— это эффективное, согласно конечным критериям опенки его жизнедеятельности, общество.

Здоровье общества и девиантное поведение. Более широкий подход к здоро­вью общества заключается в оценке его состояния по уровню социальных деви* ций. Социальная девиация (отклонение), или девиантное поведение, — это по­ведение, нарушающее кодифицированные или некодифицированные социальные нормы.

Девиантное поведение существует только в отношении социальной нормы как регулятора социального поведения. Нормы-регуляторы могут быть условно раз­делены на абсолютные и относительные. Абсолютные нормы существуют или су­ществовали во всех или почти всех известных обществах. Это, например, запреты на убийство, воровство, инцест и т. п. Относительные нормы специфичны для


отдельных обществ (нормы добрачных сексуальных отношений, этикета, автор­ского права).

Следовательно, поведение, нарушающее нормы какого-то общества, будет де-виантным для этого общества, но может не быть таковым для другого общества. Примером может служить запрет женщинам мусульманских стран находиться в комнате, где принимают пищу мужчины.

Институты, имеющиеся в любом обществе для предотвращения проявлений девиатного поведения, включая в качестве одного из способов такого предотвра­щения наказание за уже совершенный девиантный акт, получили название инсти­тутов социального контроля. Функции социального контроля для одних видов девиатного поведения, как правило, наиболее социально значимых, возлагаются на специально созданные институты контроля — институционализируются. Это правоохранительные органы, пенитенциарная система, система здравоохранения. Функции контроля для других видов социальных девиаций осуществляются неспе­циализированными социальными институтами. Так, контроль добрачного сексу­ального поведения осуществляется родительской семьей и соседской общиной, контроль трудовой дисциплины — индустриальными организациями.

Оценка здоровья общества может даваться по любому из видов девиантного для данного общества поведения, однако, как правило, используются те его виды, которые непосредственно угрожают биологическому состоянию популяции. Осо­бо тяжкие и тяжкие преступления — это те, которые угрожают жизни и здоровью людей либо приводят (или могут приводить) к снижению репродуктивного по­тенциала индивида (например, изнасилования). Экономическая преступность снижает объем жизненно необходимых ресурсов, имеющихся у членов общества.

Гомосексуализм исключает репродуктивную функцию брака и формирует один из путей передачи ВИЧ/СПИДа. Проституция негативно влияет на мораль­ную основу брака и формирует путь передачи венерических заболеваний. Алко­голизм и наркомания сами являются нервно-психическими заболеваниями с вы­раженным повреждением психической сферы и биологической основы личности. Самоубийства прямо воздействуют на численность популяции.

Нередко о здоровье общества судят на основе оценки состояния институтов социального контроля. При этом подразумевается, что состояние институтов кон­троля непосредственно влияет на уровень девиантных проявлений в обществе. Показателями «общественного здоровья» становятся религиозность, отношение к нормам традиционной морали, коррумпированность институтов власти и т. п. Следует помнить, что функционирование институтов контроля — только один из факторов, влияющих на уровень девиантности, и связь между их деятельностью и уровнем девиантности различна как в разных обществах, так и в одном и том же обществе в разные исторические периоды. Агрегированные статистические по­казатели уровня девиантных проявлений составляют особый раздел социальной статистики — так называемую моральную статистику.

В середине 50-х гг. XX в. выдающийся американский социолог Т. Парсонс предложил рассматривать и психическую и соматическую болезнь как одну из форм девиантного поведения по отношению к существующей в обществе системе норм. Таким образом, девиантологический подход сегодня интегрирует медико­


биологическое понимание здоровья и является наиболее адекватной основой ана­лиза, описания и объяснения «социального здоровья».

Место психологической науки в изучении здоровья общества. Болезнь как био­логический феномен, безусловно, соотносится с отдельной человеческой особью, т. е. индивидом. В популяционном плане «социальность» болезни заключается:

♦ в уровне распространенности конкретной болезни («нозоса») в популяции или каких-либо ее частях;

♦ во влиянии частоты контактов между составляющими популяцию особями на распространение в популяции контагиозных (инфекционных) заболеваний;

♦ в воздействии характеристик природного ареала (территории, занимаемой популяцией) на подверженность популяции тем или иным заболеваниям.

Однако человек обладает высокоорганизованной психикой, позволяющей осоз­нать болезнь как угрозу своему существованию. Поэтому любая болезнь на всех или на отдельных этапах ее возникновения, течения и исхода имеет у человека психологическую и поведенческую составляющую. Поскольку содержание пси­хики социально, а поведение реализуется в социальном окружении, социальны и связанные с психикой составляющие болезни.

«Обрамляющие» болезнь когнитивные конструкты и модели поведения фор­мируются в процессе социализации и корректируются по мере накопления и ус­воения индивидуального опыта.

Социальная среда действует на психическое и поведенческое «обрамление» болезни, поскольку она:

♦ формирует представления о том, какие виды поведения полезны, а какие — вредны для здоровья, на основе чего конструируется как саморазрушающее, так и самосохранительное поведение индивида;

♦ предоставляет знания о технологических достижениях, которые могут быть использованы как для сохранения и укрепления здоровья, так и для лече­ния уже возникшего заболевания;

♦ транслирует когнитивные схемы, на основе которых субъективные прояв­ления соматического и психического дискомфорта, боль осознаются как симптомы болезни;

♦ содержит социальные «сети», т. е. каналы неформальной коммуникации, по которым человек может получить советы относительно своего болезненно­го состояния;

♦ предъявляет экспектации (ожидания), выполняющие функцию регулятив­ных норм при принятии социальной роли больного;

♦ имеет доступные для индивида специализированные институты, миссия которых заключается в сохранении и укреплении здоровья, легитимизации статуса больного, оказании профессиональной помощи.

Конечно, все те структурные и динамические характеристики общества, которые влияют на здоровье его членов, сами формируются как результирующая переменная социально детерминированного поведения людей. Вместе с тем на уровне общества в целом (социетальном) могут формироваться цели, задающие мотивацию индиви-


дуальной активности части членов этого общества. На основе таких социетальных це­лей формируются профессиональные группы, структурируемые соответствующими социальными институтами, и занятые проблемами здоровья. Таковы медицинские работники, психологи-консультанты, исследователи, а также парапрофессионалы, например активисты групп анонимных алкоголиков или целители.

Следовательно, если описание (дескриптивный уровень анализа) социально­го здоровья выступает предметом социологии, то объяснение его вариации и меж­ду обществами, и между структурными элементами одного и того же общества, и в процессе развития как всего общества, так и отдельных его элементов, требует социально-психологического уровня анализа.

Развитие теоретических представлений о здоровье общества. Научное разви­тие проблематики социального здоровья в современном понимании неразрывно связано с достижениями медицины, с одной стороны, и социологии — с другой.

На протяжении всей истории человечества основным видом патологии, обус­ловливающим уровень Смертности и продолжительности жизни, были инфекцион­ные болезни. Открытие микробной природы этих болезней Л. Пастером и последу­ющее выявление путей передачи микробных агентов при различных заболеваниях перевело задачи их предупреждения и лечения в разряд сугубо технологических. Закономерности распространения инфекционных заболеваний в обществе стали предметом науки эпидемиологии, а технологии предупреждения такого распрост­ранения — гигиены.

Первая половина XIX в. в странах Западной Европы характеризовалась мас­совыми перемещениями людей как в результате войн, так и вследствие начавших­ся процессов урбанизации, т. е. увеличения численности населения городов при снижении относительной численности сельского населения.

Эти процессы привели к интенсификации контактов в человеческой популя­ции, что создавало особо благоприятные условия для возникновения эпидемий. Поэтому впервые задачи в сфере общественного здоровья стали решаться в круп­ных городах путем санитарного благоустройства и реализации противоэпидеми­ческих мероприятий. В крупных городах Германии первой половины XIX в. вы­полнение этих задач стало функцией «медицинской полиции», на которую возла­гался также контроль за проституцией и судебно-медицинская экспертиза.

По мере успехов в борьбе с инфекционными заболеваниями внимание специ­алистов в этой области стали привлекать другие факторы, влияющие на здоровье населения, — генетический фон, питание, алкоголизация и пр. Сформировавшая­ся на этих основаниях наука получила название социальной (общественной) ги­гиены, и именно в таком объеме развивалась в России на рубеже XIX и XX вв. Пер­вая в России кафедра социальной гигиены была основана в петербургском Пси­хоневрологическом институте в 1913 г. 3. Г. Френкелем.

1 Парадигма — это непротиворечивая система научных категорий и основанных на них теоретических представлений, в рамках которых изучается определенная научная проблематика.

Следует подчеркнуть, что социальная гигиена как наука всегда основывалась на биомедицинской модели болезни, присущей клинической медицине. Именно в рамках социальной гигиены для изучения общественного здоровья была вы­двинута парадигма1 социальной патологии.


Само содержание понятия социальной патологии менялось в социальной ги­гиене по мере трансформации паттерна заболеваний в обществе. В разные перио­ды это были острые инфекционные заболевания, туберкулез, профессиональные заболевания, проституция и пр., вплоть до сердечно-сосудистых заболеваний.

Немецкая социально-гигиеническая традиция уже в 30-х гг. XX в. оказалась полностью дискредитированной евгеникой — учением об «облагораживании» человеческой популяции путем элиминирования (устранения) носителей «генов болезней».

В России конца XIX — начала XX в. социально-гигиенические исследования алкоголизма, наркомании, психических заболеваний, преступности были выпол­нены преимущественно психиатрами, а проституции — дерматовенерологами. Особенный размах подобные исследования приобрели в первое десятилетие со­ветского периода. Однако к 1930 г. исследования социальной патологии были прекращены, занимавшиеся ими научные центры закрыт*], а сами исследователи впоследствии репрессированы.

Этот запрет на социально-гигиенические исследования был снят, как и запрет на «конкретно-социологические» исследования, в I960 г. Однако социальная ги­гиена позднего советского периода стала тотально идеологизированной наукой, а проводимые в ее рамках эмпирические исследования были полностью атеоретич-ными, подчиненными по своим задачам нуждам практического здравоохранения.

Развитие науки о здоровье общества в англоязычных странах сразу же приоб­рело несколько иное направление. Уже первые социально-статистические иссле­дования в США, посвященные влиянию безработицы на психиатрическую заболе­ваемость и выполненные в первое десятилетие XX в., были направлены не столько на феноменологическое описание негативных социальных явлений, сколько на выявление социальных процессов, их обусловливающих. Поэтому исследования общественного здоровья с самого начала оказались ориентированными на теоре­тические модели социальных наук. Основоположником этого направления счи­тается британский исследователь Т. Сигерист, опубликовавший в 1923 г. первое руководство по медицинской социологии. В своем развитии медицинская социо­логия испытала сильное влияние психоанализа, в рамках которого возникло по­нятие о «болезнях цивилизации». Первоначально под ними подразумевались не­врозы, а затем и все психосоматические заболевания, как они представлялись с позиций учения о «неврозах органов».

Вторым существенным компонентом медицинской социологии стало пред­ставление о социальном стрессе, возникшее на основе концепции общего адап­тационного синдрома Г. Селье. Возникновение концепции Селье пришлось на пе­риод резкого изменения паттерна заболеваемости в индустриально развитых стра­нах мира во второй половине XX в.

На смену инфекционным заболеваниям пришли неинфекционные, для кото­рых нельзя было установить какую-то одну специфическую причину. Эти забо­левания характеризуются хроническим течением, необходимостью длительного поддерживающего лечения и ограничительного образа жизни.

Кроме того, связь между «обрамляющим» болезнь индивидуальным поведени­ем и характеристиками патологического процесса для хронических неинфекци­


онных заболеваний оказалась значительно жестче, чем для острых инфекционных заболеваний. Выяснилось, что теоретический конструкт стресса высокопродукти­вен как для объяснения социальных причин возникновения хронических неин­фекционных заболеваний, так и для объяснения индивидуального поведения, оп­ределяющего их течение и исход. Поэтому сегодня парадигма социального стресса в изучении проблематики общественного здоровья пришла на смену парадигме социальной патологии.

Конкретно-методологические подходы к изучению общественного здоро­вья. Конкретно-методологические подходы к изучению социального здоровья могут быть сгруппированы по нескольким основаниям:

♦ По акценту на структурных или динамических характеристиках изучаемой общности. Акцент на структурных характеристиках предполагает достаточ­но большой объем показателей (индикаторов), описывающих состояние общности на определенный момент времени. Акцент на динамических ха­рактеристиках предполагает фиксацию значений ограниченного числа по­казателей (индикаторов) через определенные интервалы времени.

♦ По характеру первичной (базисной) информации. Это могут быть социаль­но-статистические исследования, основанные на агрегации данных первич­ного статистического учета, осуществляемого на данной территории либо специально (государственный статистический учет), либо в процессе осу­ществления своих функций социальными институтами (ведомственный статистический учет). Другой тип базисной информации формируется на основе непосредственного изучения членов общности, сплошного либо вы­борочного. При этом выборка может представлять (репрезентировать) либо всю общность, либо определенную девиантную группу.

♦ По ведущему методу сбора первичной информации. Это могут быть иссле­дования по типу переписей, где фиксируется некий ограниченный ряд па­раметров всех членов общности; исследования, выполненные методами визуального наблюдения (например, для изучения массовидных явлений); исследования с применением клинико-анамнестического метода; обследо­вания с применением инструментального оснащения (например, для ус­тановления показателей физического развития); опросы; исследованрш, выполненные по экспериментальному или (чаще) квазиэксперименталь­ному планам.

♦ По цели последующего анализа полученной информации. По данному основа­нию все исследования социального здоровья можно разделить на дескрип­тивные (описательные), кросс-секционные (аналитические) и выполненные с применением многомерных статистических методов. Дескриптивные иссле­дования имеют своей основной целью описание уровня (распространенно­сти) того или иного явления в общности. Аналитические исследования на­правлены на оценку вариации того или иного явления в отдельных больших группах общности (территориальных, демографических, экономических и пр.). Многомерные статистические методы применяются для вскрытия глу­бинных закономерностей формирования того или иного явления или про­


цесса в общности. В организационном аспекте эти виды исследования не­редко выступают в качестве стадий анализа первичных данных одного и того же исследования.

Центральная методологическая проблема исследования социального здоро­вья — проблема причинности. Любой социальный факт в сфере здоровья может быть понят и как причина, и как следствие состояния социальной среды. Так, на­пример, преступное поведение может интерпретироваться и как следствие процес­сов социальной дезорганизации, и как причина социальной дезорганизации, если приобретает массовый характер. Нарушения в субъективном психологическом благополучии индивида по психосоматическому механизму могут привести к со­матической (физической) болезни, но и симптоматика соматической болезни при­ведет к нарушению субъективного психологического благополучия индивида.

В литературе эта проблема получила образное обозначение — «проблема ку­рицы и яйца». В кросс-секционных исследованиях, т. е. в таких, в которых данные о потенциальной социальной причине нарушения здоровья и фиксация самого нарушения происходит одномоментно, данная проблема методологически нераз­решима. Высказываемое иногда предположение о возможности так называемой циркулярной (круговой) причинности не выдерживает критики, так как проти­воречит монистическому взгляду на социальную реальность в целом.

Существует два вида социальных исследований здоровья, позволяющие делать более обоснованные выводы о причинности.

1. Ретроспективные исследования (план «ex-post-facto»). В этом виде иссле­дований выбирается событие в прошлом, влияние которого на здоровье тре­буется изучить, и формируется статистическая группа, подвергавшаяся воз­действию этого события. Например, это могут быть дети, госпитализиро­вавшиеся в возрасте 11—13 лет два десятилетия назад в психиатрическую больницу. Затем из их сверстников формируется контрольная группа, мак­симально близкая к изучаемой по основным социально-демографическим параметрам. Проводится оценка показателей здоровья представителей этих групп, и по их сравнительному отличию делается вывод о влиянии психи­атрической госпитализации в детстве на здоровье во взрослом возрасте.

2. Проспективные исследования (когортные, лонгитюдинальные). В этом виде исследований первоначально проводится оценка здоровья по максимально широкому кругу показателей в группе детей, подростков или молодых взрос­лых с последующим повторением замеров через фиксированные промежут­ки времени, с одновременной фиксацией воздействия потенциально повреж­дающих здоровье социальных факторов на протяжении всего их жизненного пути. Наличие статистических связей между воздействием зафиксированных ранее факторов с актуальным состоянием здоровья служит доказательством их причинного влияния на здоровье.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.