КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 7 страница
Матери четвертого типа отличались непоследовательностью, плохо понимали потребности своего ребенка, их требования к ребенку были противоречивы, часто не соответствовали возрасту ребенка и его возможностям. По мнению автора, наиболее неблагоприятным для здоровья ребенка оказался четвертый тип материнского отношения. У детей развивалось ощущение нестабильности, повышенная тревожность, что становилось важной предпосылкой возникновения психического или физического дискомфорта. При третьем типе материнства у детей часто возникало чувство опасности, нередко в дальнейшем наблюдались апатия, депрессия, слабые поисковая активность, любознательность и инициатива. Нами был проведен специальный анализ особенностей влияния ранних эмоциональных контактов матери с ребенком на развитие его самооценки, в том числе самооценки здоровья. Проводился опрос матерей на предмет их контактов с ребенком в первые три года его жизни. По интенсивности эмоционального контакта с ребенком были выделены три группы матерей: ♦ Группа 1 — высокая степень эмоциональных контактов с ребенком. Для этой группы матерей ребенок был желанным, «запланированным». Мать воспитывала ребенка первые три года, постоянно находилась с ним. Свое эмоциональное состояние матери этой группы оценивали положительно. ♦ Группа 2 — умеренная степень эмоциональных контактов. Дети в этой группе, как и в предыдущей, были желанными, но матери в силу сложившихся обстоятельств не ухаживали за детьми до трехлетнего возраста: они вынуждены были выйти на работу до окончания декретного отпуска, а дети вое питывались бабушкой, няней или посещали ясли. Несмотря на ограниченность общения с ребенком, матери были эмоционально привязаны к ребенку, в свободное время общались с ним, проявляли интерес к его физическому и психическому развитию. ♦ Группа 3 — эмоциональное отвержение. Для матерей этой группы ребенок, как правило, был нежеланным. Некоторые матери испытывали эмоциональный стресс в связи с уходом мужа, безразличием родственников к судьбе ребенка. Многие матери свое психическое состояние в первые три года после рождения ребенка оценивали как негативное, обращали внимание на высокую загруженность, переживания, дискомфорт.
Внутри 3-й группы нами были выделены две подгруппы матерей: матери с открытым и скрытым эмоциональным отвержением ребенка. При открытом эмоциональном отвержении матери утверждали, что не испытывали любви и радости при общении с ребенком, что ребенок мешал им в реализации их жизненных планов. Скрытое эмоциональное отвержение внешне проявлялось в заботе о здоровье ребенка. Такие матери часто предъявляли претензии медсестрам яслей, няням, бабушкам, что они плохо следят за ребенком. Самооценка здоровья детей оценивалась по методике Дембо—Рубинштейн, адаптированной Прихожан, а также в процессе направленных бесед с ребенком. Ребенку предлагалось оценить свое здоровье, свой ум, свой характер и счастье в настоящем и будущем на бланке, разделенном четырьмя вертикальными линиями размером 10 см. В обследовании участвовали дети в возрасте от 6 до 8 лет. Результаты показали, что наиболее низкий уровень самооценки по всем показателям, в том числе и здоровья, наблюдался у детей матерей 3-й группы (эмоциональное отвержение ребенка). У детей матерей 1-й группы отмечался более высокий уровень самооценок, в отличие от детей 3-й группы, но наблюдалась тенденция к уменьшению самооценок здоровья в отличие от других самооценочных характеристик (ум, счастье, характер). Эти данные указывают на неудовлетворенность детей своим здоровьем и повышенную заботу о нем. У детей матерей с умеренными эмоциональными контактами (2-я группа) наблюдался гармоничный уровень самооценок по всем четырем показателям: (здоровье, характер, ум, счастье), что отражает гармоничную структуру их личности. Полученные нами данные убедительно показали позитивное влияние ранних эмоциональных контактов на оценку и отношение ребенка к своему здоровью [9].
Примерно в полтора года дети начинают осознавать себя, свои внешние качества, свое внутреннее состояние. О формировании самосознания ребенка на втором году его жизни свидетельствует тот факт, что малыши уже узнают себя в зеркале. Льюис и Брукс-Ганс провели интересный эксперимент. Малышей в возрасте от 9 до 24 месяцев подводили к зеркалу и показывали им самих себя. Затем матери незаметно пачкали детям носы красной краской, после чего их снова подводили к зеркалу. Дети младше 21 месяца, увидев себя в зеркале, никак не реагировали на испачканный нос, а большинство детей 22-24 месяцев дотрагивались до носа. Эти данные указывают на то, что уже в этом возрасте дети реагируют на свой внешний облик и осознают явное различие между собой и другими людьми. В этот возрастной период активно формируются гигиенические навыки у детей. Развитие гигиенических навыков в значительной степени определяет дальнейшее отношение ребенка к своему физическому состоянию. Опрятный ребенок не ощущает эмоционального дискомфорта, он спокоен, активен. Осознание необходимости личной гигиены формируется у ребенка постепенно и в значительной степени способствует развитию содержательной стороны образа «Я», развитию его личностной и социальной идентичности. Формирование навыков, в том числе и гигиенических, в этот возрастной период основано на подражании взрослому. Способность подражать лежит в основе интеллектуального и психомоторного развития ребенка и является эффективным способом усвоения нового. Наблюдения психологов показывают, что дети более склонны подражать тем формам поведения, которыми они еще только овладевают, чем действиям, которыми они полностью овладели. Очень важна в процессе такого подражания позитивная реакция взрослого. Такая реакция подкрепляет подражательное поведение ребенка, формирует у него положительные установки к усвоению нового, положительно влияет на выбор ребенком новых форм поведения. Например, если ребенок ежедневно наблюдает, что его родители моют руки перед едой, он обязательно станет подражать им, и если родители подкрепляют подражательное поведение ребенка, то у него возникнет устойчивая потребность в осуществлении этих действий.
На третьем году жизни ребенок начинает подражать уже не столько определенным действиям, сколько определенным людям. С двухлетнего возраста ребенок уже способен отождествлять себя с другими людьми по половому признаку. Например, мальчики начинают отождествлять себя с отцом или другими мужчинами, относят себя к этой категории и охотно подражают им. Это очень важно при формировании у ребенка навыков опрятности. Наши наблюдения показали, что у детей с поздним развитием этих навыков в дошкольном детстве наблюдалось своеобразное отношение к своему здоровью. Это проявлялось в неадекватной оценке ребенком своих физических и психических ресурсов, в аффективном реагировании на физическое неблагополучие и недостаточном прогнозировании своего поведения [9]. У детей дошкольного возраста существенное значение в процессе освоения собственного «Я» играет развитие речи и мышления. Речь существенно расширяет познавательные горизонты ребенка, с помощью ее он может заново пережить прошлое, предвосхитить будущее и сообщить о каких-либо событиях другим людям. Кроме развития речи важное значение в формировании мышления ребенка имеет развитие продуктивных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка и пр. В дошкольном возрасте дети отличаются повышенной чувствительностью к мнениям и оценкам окружающих; они эгоцентричны, что проявляется в желании быть в центре внимания; испытывают высокую потребность в эмоциональных контактах. В связи с этим очень важно в формировании ВКЗ у дошкольника отношение родителей к его здоровью. Адекватная оценка родителями здоровья ребенка в значительной степени отражается на особенностях его поведения и самочувствии. Формирующийся в процессе общения с родителями и другими взрослыми уровень знаний и представлений ребенка-дошкольника об окружающем мире отражается на особенности его представлений о собственном теле, внеш
нем облике, самочувствии. Например, детям в возрасте от 5 до 7 лет мы задавали следующие вопросы: «Что такое здоровье?», «Ты считаешь себя здоровым?», «Почему ты считаешь себя здоровым?» Ответы детей носили конкретно-ситуативный характер, и в них отражалось отношение родителей к здоровью ребенка. Например, на первый вопрос дети отвечали: «Здоровье — это когда кушаешь хорошо», «Моешь руки перед едой», «Хорошо себя ведешь» и пр. Отвечая на второй вопрос, дети утверждали, что они здоровые, и связывали это с оценкой родителей, например: «Я здоровый, так мама говорит. Если я больной, мама меня в детский сад не пускает». Только к концу дошкольного возраста у детей наблюдались собственные суждения о своем здоровье, например: «Я здоровый, потому что не болел». Таким образом, реальное отражение своего здоровья в дошкольном возрасте в значительной степени обусловлено оценкой и отношением родителей к здоровью ребенка. Кроме реального отражения своего «Я» дошкольникам свойственно его аффективное отражение, которое может проявляться в многочисленных фантазиях ребенка. Содержание фантазий зависит не только от опыта, интересов ребенка, но и от особенностей отношений ребенка с окружающими. Фантазии в дошкольном возрасте нередко носят защитный характер. Например, ребенок, который чувствует недостаток внимания к себе, может придумать какую-нибудь фантастическую, невероятную историю, чтобы обратить на себя внимание, угодить взрослому, вызвать у него интерес и симпатию к себе. Чрезмерно аффективные переживания родителей о здоровье ребенка могут спровоцировать у него фантазии о его физическом или психическом неблагополучии. Фантазии ребенка могут возникнуть из-за недостатка знаний о своем теле, своих физических возможностей. Дефицит знаний может пополняться фантастическими представлениями, верой в сновидения, в сказки или фантастические истории. У ребенка может возникнуть искаженная оценка собственного облика и физического состояния, которая в дальнейшем может негативно отразиться на его психофизическом развитии. У детей младшего школьного возраста, так же как и у дошкольников, преобладает непосредственно-чувственное отношение к своему здоровью. Например, на вопрос психолога «Что такое быть здоровым?» дети отвечали: «не быть больным», «быть сильным, ловким», «быть красивым» и пр. Чем старше ребенок, тем чаще на первый план выступают эмоциональные оценки здоровья: «быть в хорошем состоянии», «быть веселым», «красивым», «иметь много друзей» и пр. В младшем школьном возрасте отношение к здоровью еще не анализируется, т. е. оно (отношение) не включается в смысловую структуру. Преобладание эмоциональных суждений о здоровье обусловлено конкретно-ситуативным характером мыслительных операций у детей младшего школьного возраста. Например, хорошее здоровье дети этого возраста связывают с хорошим питанием, соблюдением режима, с подчинением требованиям взрослых и т. д. Углубленный анализ окружающей действительности и познание ее сущности формируется у ребенка к концу младшего школьного возраста. С формированием логического мышления повышается осознание ребенком своих физических и психических возможностей. В этот период у ребенка появляется повышенный интерес к своему телу. Осознанная забота ребенка о своем здоровье может проявляться уже в выработке им определенной стратегии поведения по сохранению и укреплению своего здоровья. Это систематическое соблюдение гигиенических норм и правил, умеренное и избирательное питание, знакомство со специальной литературой и т. п. На отношение к здоровью к концу младшего школьного возраста существенное влияние оказывают средства массовой информации, социальное окружение в школе, во дворе, а влияние семьи в этот возрастной период значительно уменьшается. Кардинальные изменения в развитии Я-концепции наступают в подростковом возрасте. В исследованиях различных авторов, посвященных психологии подростка, подчеркивается, что этот возрастной период является переломным, критическим. Критический характер подросткового возраста проявляется в противоречивом, неустойчивом поведении, обострении отдельных черт характера. Среди особенностей подросткового возраста, имеющих первостепенное значение для развития Я-концепции, необходимо выделить следующие. ♦ Особое место в формировании Я-концепции подростка занимает активное половое развитие. Психофизические изменения, связанные с половым созреванием, разрушают уже сформировавшийся образ «Я» и требуют построения нового телесного «Я». ♦ Происходит когнитивная перестройка, которая проявляется в качественных изменениях в развитии мышления. У подростка отмечается склонность к предварительному мысленному решению, а также новое отношение к интеллектуальным задачам. Подросток начинает анализ задачи с попыток выяснить все возможные отношения, создает различные предположения об их связях, затем проверяет свои гипотезы. ♦ В формировании качественно иных отношений в системе «я и общество» проявляется новый уровень овладения социальным опытом. Эти отношения направлены на усвоение норм человеческих взаимоотношений. ♦ Способность подростков моделировать свою деятельность и предвосхищать ее результаты отражается на их поведении, которое становится более упорядоченным, целенаправленным и волевым. Описанные новообразования, наблюдаемые в подростковом возрасте, в значительной степени отражаются на содержательной характеристике внутренней картины их здоровья. Метаморфозы тела, которые начинаются в период полового созревания, негативно влияют на эмоциональное самочувствие подростков. Возникает тревожность, озабоченность, неудовлетворенность своим внешним обликом. Беспокойство по этому поводу продолжает нарастать в течение всего подросткового периода. Сначала подросток переживает диспропорции, затрагивающие отдельные части образа тела (ступни, ноги, руки), затем — общий образ тела (рост, масса) и позже — диспропорции таких социально значимых частей тела, как лицо, конечности [5]. Большую озабоченность испытывают мальчики в связи с развитием половых органов, а девочки — с ростом молочных желез. Высокая чувствительность к телесному образу «Я» у подростков, неудовлетворенность им нередко приводит к аффективным реакциям, таким как депрессивный фон настроения, ипохондрии, фобии, эмоциональная изоляция, фрустрированность, агрессивность. Совокупность ощущений, представлений и переживаний подростка по поводу своего физического облика может искажать образ «Я». Искажение образа «Я» проявляется в подростковом возрасте по-разному. У некоторых подростков определяющим фактором, искажающим его Я-концепцию, является слабая рефлексия, что обнаруживается в недостаточном осознании своих личностных качеств и неадекватных самооценках. У них наблюдается слабость самоконтроля поведения, импульсивность, низкий уровень познавательной активности. Все это негативно отражается на внутренней картине здоровья. Такие подростки не проявляют интереса к проблеме здоровья, физического развития, но они могут быть чувствительны к своему телу и внешности. Неодинаковое соотношение «телесных» и «морально-психологических» компонентов Я-концепции в значительной степени искажает ее. У некоторых подростков наблюдается ригидность Я-концепции: неадекватно завышенная или заниженная самооценка. При завышенной самооценке у подростка отмечается завышенный уровень притязаний по отношению к своим возможностям. Такие подростки излишне самоуверенны, их отношение к здоровью проявляется в отрицании его значимости, излишнем экспериментировании над своим телом (спать на гвоздях, ходить по раскаленным камням). В наших исследованиях было выявлено, что такие подростки склонны к травматизму. У подростков с заниженной самооценкой наблюдается повышенная фиксация на проблемах здоровья, тенденция к самообвинению, зависимость от родителей. Самооценка имеет разные функции. С одной стороны, самооценка — это когнитивный (познавательный) процесс. Подросток заинтересован в объективном знании себя и своих качеств. С другой стороны, самооценка часто служит средством психологической защиты личности. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает подростка преувеличивать свои достоинства или преуменьшать свои недостатки. Чтобы сохранить положительное отношение, личность вынуждена прибегать к различным защитным механизмам. Подростки с адекватной Я-концепцией проявляют адекватное отношение к своему здоровью не только на когнитивном и эмоциональном уровне, но и на поведенческом. Они посещают спортивные секции, у них наблюдается познавательная активность, направленная на оценку здоровья вообще и своего в частности. Итак, ВКЗ ребенка — важная составная часть его Я-концепции, представляющая собой совокупность установок, направленных им на свое здоровье. Формирование ВКЗ в процессе развития ребенка проходит несколько этапов. Для каждого этапа характерны основные психологические системообразующие факторы, влияющие на адекватное отношение ребенка к своему здоровью. Первый этап охватывает период младенчества. Условно его можно назвать этапом эмоциональной привязанности ребенка к матери. Эмоциональная привязанность — основа здорового эмоционального и социального развития ребенка в последующие годы. Второй этап — этап формирования идентичности и подражания — охватывает период раннего детства. Примерно с полутора до двух лет ребенок начинает осознавать свои качества, возможности и свое состояние. Формирование ВКЗ осуществляется на модели родительского отношения к здоровью, в процессе подражания им. Третий этап — этап конкретно-ситуативного представления о здоровье и эмоционального отношения к нему — наблюдается у детей дошкольного возраста. Четвертый этап — этап осознания и эмоционально-оценочного отношения к своему здоровью (младший школьный возраст). Пятый этап — социальная установка личности подростка на свое здоровье, включающая в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты.
Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка Внутренняя картина здоровья в значительной степени зависит от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Отрицательное влияние на формирование ВКЗ оказывает эмоциональное неблагополучие ребенка. В психологической литературе эмоциональное неблагополучие детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др. В зависимости от направленности конфликта выделяются три группы детей с эмоциональными нарушениями: 1. Дети, эмоциональные проблемы которых связаны в основном с межличностными отношениями. Они отличаются повышенной возбудимостью, что проявляется в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные аффективные реакции у них могут возникнуть по любому, даже малозначительному поводу. 2. Дети с выраженными внутриличностными конфликтами отличаются повышенной тормозимостью нервных процессов, слабо выраженной общительностью. Они глубоко переживают обиду, у большинства из них наблюдаются необоснованные страхи. 3. Дети, эмоциональные проблемы которых проявляются как во внутрилич-ностном, так и в межличностном конфликтах. В поведении детей этой группы преобладают агрессивность, импульсивность и пр. [10]. Выраженное искажение Я-концепции наблюдается у детей, страдающих неврозами, которые рассматриваются как болезни личности, как особая форма личностного развития [11]. Наиболее часто причиной неврозов становится психическая травма, которая рассматривается как внешний раздражитель, оказывающий патогенное, болезненное влияние на личность ребенка. Психические травмы могут быть двух видов — ситуационные и пролонгированные. К ситуационным относятся неожиданный испуг ребенка или острый межличностный конфликт. Наибольшее патогенное влияние на формирование Я-концепции ребенка оказывают не острые психические травмы, а пролонгированные (хронические) травмы. Они могут непосредственно проявляться в семье ребенка, в отношениях между родителями и ребенком или в школе. В структуре личности у таких детей отмечается высокий уровень тревожности. Наши исследования показали, что у детей с повышенной личностной тревожностью наблюдается выраженное искажение внутренней картины здоровья и болезни. Отмечается искажение ВКЗ в сторону повышенного внимания к своему здоровью, что проявляется в излишней мнительности. У них также отмечается существенное нарушение адаптивного поведения в период заболевания и лечения, что нередко приводит к вторичным личностным реакциям на болезнь, таким как «уход в болезнь» [9]. Существенную роль в искажении ВКЗ играет уровень фрустрационной напряженности у ребенка. У таких детей отмечается тревожно-депрессивный фон настроения, апатия, инактивность. При высокой фрустрационной напряженности ВКЗ может искажаться как в сторону повышенной фиксации на здоровье, так и пренебрежения здоровьем. На поведенческом уровне фрустрационная напряженность может проявляться в агрессивных и аутоагрессивных тенденциях, что впоследствии может способствовать формированию деструктивного (разрушительного) поведения. Одна из разновидностей деструктивного поведения — аддиктивное (зависимое) поведение. Понятие аддиктивного поведения охватывает различные типы поведения: наркотическую зависимость и алкоголизм, курение, компьютерную зависимость, пристрастие к азартным играм и обильной еде, а также гиперсексуальность. Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром нарушения поведения — от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости. К аддиктивному поведению предрасположены дети с общей эмоционально-волевой неустойчивостью, которая может быть обусловлена как биологическими, так и социальными факторами. Эмоционально-волевая неустойчивость проявляется в детском возрасте в повышенной аффективное™, раздражительной слабости, капризности на фоне трудноразрешимых конфликтов. В результате нашего исследования дети младшего школьного возраста были разделены на три группы: ♦ группа 1 — адекватное отношение к здоровью; ♦ группа 2 — повышенное внимание к своему здоровью; ♦ группа 3 — пренебрежительное отношение к своему здоровью. В первой группе детей не наблюдалось значимых расхождений в реальной и идеальной самооценке здоровья. Уровень психической адаптации детей был достаточно высоким. Это проявлялось в низком уровне тревожности и фрустрационной напряженности, в высоких показателях самоконтроля поведения, в общей эмоциональной устойчивости. По наблюдениям педагогов, дети этой группы внимательно относились к своему здоровью, самостоятельно (и постоянно) соблюдали гигиенические нормы и правила, отличались аккуратностью, собранностью. То есть отношение к здоровью у них проявлялось не только на эмоциональном, но и поведенческом уровне. Дети второй группы отличались повышенной тревожностью, мнительностью, у них отмечалось выраженное расхождение между реальными самооценками здоровья и актуальными за счет заниженных реальных самооценок. По заключению врачей, все дети этой группы были практически здоровы, регулярно посещали школу, редко болели, не страдали хроническими заболеваниями. Дети: третьей группы высоко оценивали свое здоровье. У них не наблюдалось достоверных расхождений между реальными и идеальными самооценками здоровья, они были вполне удовлетворены своим здоровьем. В структуре личности у детей этой группы наблюдалась выраженная дисгармония: на фоне высокой общительности, социальной смелости отмечался низкий уровень самоконтроля поведения. В ситуациях конфликта преобладали импунитивные (уход от конфликта) реакции, тенденции к эмоциональному замыканию и разрешению конфликта за счет других. Педагоги отмечали дезадаптивное поведение у большинства детей этой группы. У некоторых из них наблюдались склонности к аддиктивному поведению. Они нюхали клей «Момент», курили. Искажение образа «Я» у ребенка, проявляемое в неадекватных самооценках, негативно отражается на самоуважении — обобщенном отношении личности к себе. Высокое самоуважение означает, что подросток «принимает» себя, уважает, положительно относится к себе; низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности. Дети с высоким самоуважением более самостоятельны, меньше поддаются внушению, их поведение более интегрированно. Пониженное самоуважение заметно в таких поведенческих особенностях, как конформность, зависимость, чувствительностью ко всему, что затрагивает личность подростка. Они болезненно реагируют на критику, порицание, их беспокоит плохое мнение о них окружающих. Как отмечалось выше, в основе самоуважения подростка лежит самооценка личности вообще и самооценка здоровья в частности. Однако самооценка имеет двоякие функции. С одной стороны, она выступает как когнитивный процесс: подросток активно интересуется проблемой здоровья, саморегуляцией, читает литературу, рефлексирует с целью улучшения своих физических и психических возможностей. С другой стороны, в подростковом возрасте самооценка нередко служит средством психологической защиты личности. Психологическая защита — это способ эмоционально-личностного реагирования на те противоречивые ситуации, которые предстают перед индивидуумом в качестве объективно или субъективно неразрешимых. С помощью психологической защиты регулируется поведение личности в тех ситуациях, когда интенсивность потребности возрастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют. Так, Роджерс отмечал, что защитные механизмы нужны человеку, когда его непосредственный опыт расходится с его представлениями о себе. В этот момент бессознательно включаются механизмы, искажающие этот опыт в сознании. Механизмы психологической защиты направлены на сохранение стабильности самооценки личности, образа «Я» и образа мира. Это может достигаться разными путями, например устранением из сознания источников конфликтных переживаний, трансформацией конфликтных переживаний таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта. Ф. Б. Бассин подчеркивал, что психологическая защита является механизмом функционирования нормальной психики и предупреждает возникновение у индивида разного рода расстройств. Это особая форма психологической активности, реализуемая в виде отдельных приемов переработки информации для сохранения целостности эго. Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психологического здоровья и целостности личности. Они формируются первоначально в межличностном отношении, затем становятся внутренними характеристиками человека, т. е. теми или иными защитными формами поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не одну защитную стратегию для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а несколько. Сегодня известно более 20 видов защитных механизмов. Это регрессия, отрицание, рационализация, проекция, ретрофлексия, идентификация, изоляция, сублимация, подавление и др. Несмотря на различия между конкретными видами защит, их функции сходны: они направлены на обеспечение устойчивости и неизменности представлений личности о себе. В подростковом возрасте выделяются следующие виды психологической защиты. Отрицание — защита себя от неприятной действительности путем отказа адекватно воспринимать ее. Отрицание как защитный механизм состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания. Например, многие люди боятся серьезных заболеваний и скорее будут отрицать наличие даже самых первых явных симптомов, чем обратятся к врачу. Этот вид защиты формируется еще в детском возрасте, в значительной степени тормозит развитие Я-концепцйи и вызывает различные нарушения поведения, вплоть до аддиктивного. Например, у подростка-наркомана погиб приятель от передозировки наркотиков. В процессе беседы с психологом подросток утверждал, что приятель умер от воспаления легких, заболевания сердца и пр. Принятие истинной причины гибели приятеля означало бы для подростка-наркомана осознание серьезной опасности наркотиков для собственного здоровья. Подростки с данным видом защитного механизма не принимают источник тревоги как реальное событие. В структуре личности у них прослеживается неадекватно завышенная самооценка, они не терпят критики, самолюбивы, активно отрицают трудности, сложности в своей жизни. Вытеснение — это подавление, исключение из сознания мыслей, желаний, воспоминаний, которые вызывают тревогу и угрожают внутренней целостности человека. Например, подросток должен принять какое-то трудное решение, связанное для него с длительным волнением и переживанием, и может внезапно «забыть» об этом деле. При вытеснении неразрешимый конфликт может проявляться в тревожности, в эмоциональном дискомфорте, а также в астенических реакциях — усталости, апатии. Одним из ярких примеров вытеснения можно считать анорекрию (отказ от приема пищи), которая часто встречается в подростковом возрасте. Как правило, «анорексивное» вытеснение — следствие страха подростка пополнеть и, следовательно, дурно выглядеть. Он начинает активно бороться с «полнотой». Некоторые подростки не могут открыто отказываться от еды, настойчиво предлагаемой им родителями. Как только прием пищи окончен, они тут же
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |