Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 12 страница




Крупный вклад в изучение проблемы стресса был внесен канадским врачом и биологом Гансом Селье. Он открыл феномен неспецифической реакции организ­ма в ответ на разнообразные специфические повреждающие воздействия. Автор назвал этот феномен общим (генерализованным) адаптационным синдромом, под которым понимал усиление приспосабливаемости организма к изменившимся


условиям. Селье считал, что на воздействия разного рода (температурные, инфек­ционные, механические, потеря крови, усталость и др.) организм отвечает неким общим, однотипным физиологическим процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. С помощью этого про­цесса организм мобилизует себя на самозащиту, на адаптацию к новой ситуации. В его основе лежит гормональная реакция: выделение в кровь с определенной закономерностью гормонов гипофиза и коры надпочечников прежде всего. Под воздействием гормонов усиливается иммунитет. Селье не отрицал ведущего зна­чения высших отделов нервной системы при стрессе (психики), однако сам непо­средственно не изучал эту проблему.

Начало интенсивной разработки проблемы стресса относится ко второй поло­вине XX в. В зависимости от характера внешних воздействий в настоящее время принято различать физиологический и психологический стресс. О физиологическом стрессе можно говорить, когда имеет место негативное воздействие на органы и ткани организма. Характерной особенностью его является боль. Субъективное чув­ство боли — это основная форма участия центральной нервной системы в этом виде стресса. Физиологический стресс особенно обстоятельно изучается в медицине. Он был и остается основным предметом внимания в научной школе Г. Селье.

Психологический (эмоциональный, второсигнальный) стресс — это та разно­видность континуума стрессовых состояний, которые в значительной части сле­дует отнести к области отрицательных и положительных чувств и эмоций. Видов и форм проявления психологического стресса бесконечно много, так как они обус­ловлены личностными качествами человека, его прошлым опытом, особенностя­ми воспитания и образования и т. д. Можно сказать, что это самая обширная и трудная область исследования стрессовых состояний. До настоящего времени нет общепринятого понимания термина «психологический стресс». Обычно его свя­зывают с таким видом психической напряженности, который возникает у челове­ка под влиянием эмоциональных, мотивационных и интеллектуальных стрессоров (причин, приводящих к состоянию стресса); иначе говоря, в условиях деятельнос­ти, связанных с большими умственными перегрузками, с необходимостью быстро­го отыскания решений, помехами, неудачами, реальной опасностью, повышенной ответственностью за выполняемую работу и т. д. В более общей форме можно ска­зать, что психологический стресс создается факторами, носящими характер угро­зы или помехи.

В настоящее время существует немало профессий, для которых стресс если и не хроническое явление, то, во всяком случае, вероятность его возникновения весь­ма велика. В этом смысле не требуют особого пояснения профессии космонавта, летчика, авиадиспетчера, оператора атомных электростанций и др. Любопытны данные социологических исследований, проведенных во Франции. В этой стране в число наиболее стрессогенных попали профессии авиадиспетчера, машиниста поезда, преподавателя в школе, продавца в супермаркете, официанта. Среди мест службы, наибе;ее опасных для жизни, на первое место вышла финансовая биржа. Оказалось, что инфаркты и инсульты здесь во много раз превышают аналогичные заболевания в других профессиях. А вот по оценкам психологов и социологов США, рейтинг профессий, тесно связанных с ситуациями стресса, выглядит еле­


дующим образом: президент страны, водитель такси, пожарный, менеджер, авто­гонщик и т. д.

Ученые приходят к выводу, что из всех видов стресса наиболее опжен соци­альный, вызванный теми или иными жизненными обстоятельствами. Известны попытки выстроить шкалу социальных стрессоров, расположив их в порядке силы воздействия. Между этими шкалами существуют определенные расхождения, но объединяет их то, что на первое место в качестве самого мощного потрясения вы­ходит смерть супруга (воздействие этого стрессора оценивается в 100 баллов). Потеря спутника жизни в 10 раз повышает опасность заболевания раком. Ниже мы приводим с некоторыми сокращениями шкалу стрессоров (авторы — амери­канские исследователи Т. Холмс и Р. Рей1).

 

Таблица 22.1 Шкала оценки стрессовых ситуаций
Событие Его значимость (в баллах)
Смерть супруга  
Развод  
Раздел имущества  
Тюремное заключение  
Смерть кого-то из близких  
Травма или болезнь  
Брак  
Выход на пенсию  
Сексуальные затруднения  
Пополнение семьи  
Семейные ссоры  
Уход детей из семьи  
Изменение условий жизни  
Смена школы  
Смена религии  
Изменение привычек в еде  
Незначительные нарушения закона  

Одна из характерных примет настоящего времени — необходимость выполнять профессиональные обязанности в экстремальных условиях, в состоянии повы­шенной психической напряженности. Некоторым профессиям фактор стресса просто сопутствует, например работе авиадиспетчера, связанной с переживанием психической напряженности в силу высочайшей ответственности за принимае­мые решения. Работа в условиях стресса представляет собой серьезное испытание физического и психического здоровья специалиста, критической проверкой сте­пени его профессиональной надежности.

1 Стресс, депрессия: 250 способов самозащиты без таблеток дома, в пути, на работе. — Мм 1998.

Профессиональная деятельность человека может осложняться воздействием стрессоров разной природы. Опираясь на доступные литературные источники,


попробуем классифицировать по разным основаниям наиболее типичные, распро­страненные в профессиональной деятельности стрессоры. Организация и содержание трудовой деятельности:

♦ условия труда;

♦ чрезмерная перегрузка, напряженная психическая деятельность или явная недогрузка в объеме выполняемой работы;

♦ однообразие выполняемой работы;

♦ изменение продолжительности или условий труда;

♦ неудобные часы работы;

♦ неблагоприятное воздействие факторов физической среды (температура, шум, вибрация, влажность, кислородная недостаточность, голод, жажда, воздействие перегрузок и т. д.);

♦ внезапное или систематическое отвлечение внимания (неожиданный раз­дражитель или постоянное воздействие помех и, как следствие, развитие преждевременного утомления);

♦ трудность выполняемой деятельности, в том числе дефицит или неполнота информации, дефицит времени, повышенные требования к безошибочнос­ти и скорости действий и др.;

♦ сменная работа;

♦ качество оборудования;

♦ опасность для жизни и здоровья, риск;

♦ новизна, реорганизация на работе;

♦ повышенная ответственность;

♦ обеспокоенность последствиями ошибочных действий, страх совершить ошибку;

♦ неблагоприятное функциональное состояние организма в процессе выпол­нения деятельности;

♦ нарушение биологических ритмов (в том числе нарушение сна);

♦ необходимость принимать слишком много решений;

 

♦ отсутствие или малое участие в процессе принятия решений. Профессиональная карьера:

♦ проблема статуса;

♦ неудовлетворительные перспективы продвижения по службе;

♦ неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих данной должности;

♦ изменение служебных обязанностей;

 

♦ перспектива сокращения (увольнения, безработицы) или преждевременно­го ухода на пенсию;

♦ фрустрация из-за достижения предела своей карьеры;

♦ чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»): ничего лучшего не найти;


♦ недостаток необходимых профессиональных знаний и умений;

♦ несбывшиеся надежды;

♦ переход на другую работу. Оплата труда:

♦ отсутствие ясности в оплате труда;

♦ переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую рабо­ту и ее оплатой;

♦ неравная оплата труда. Взаимоотношения на работе:

♦ конфликт (неприятности) с руководством;

♦ плохое руководство;

♦ взаимоотношения с коллегами по работе;

♦ ограничения свободы поведения;

♦ интриги;

♦ изоляция в рабочей группе. Внеорганизационные источники стресса:

♦ проблемы в семье;

♦ жизненные кризисы;

♦ финансовые проблемы;

♦ конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми органи­зацией.

Практический опыт профессиональной деятельности убедительно свидетель­ствует, что самое существенное влияние на характер развития стресса, глубину и последствия его переживания оказывают индивидуальные особенности человека. Некоторые из них, как было установлено, обеспечивают стрессоустойчивость ра­ботника, усиливая его возможности в противодействии стрессогенным факторам. Среди главных психологических свойств, способствующих приспособлению к стрессу, его преодолению, можно назвать оптимизм, чувство юмора, волевые ка­чества, доброжелательность, самоуважение.

Особо следует отметить самообладание. Это очень важная черта характера, которая помогает человеку управлять самим собой, собственным поведением, со­хранять способность к выполнению деятельности в самых неблагоприятных ус­ловиях. Человек с развитым самообладанием умеет при любых, даже чрезвычай­ных обстоятельствах не поддаваться панике, сохранять ясность ума, подчинять свои эмоции голосу рассудка, не позволяя нарушить организованный строй его психической жизни. Для некоторых видов профессиональной деятельности, пред­полагающих работу специалистов в экстремальных условиях, самообладание ста­новится одним из определяющих условий обеспечения надежности их деятель­ности. Основное содержание этой черты характера составляет функционирование двух психологических механизмов: самоконтроля и коррекции (воздействия).


С помощью самоконтроля субъект следит за своим эмоциональным состоянием, выявляя возможные отклонения (по сравнению с фоновым, обычным состоянием) в характере его протекания. С этой целью он задает себе контрольные вопросы, на­пример: «Не выгляжу ли я сейчас взволнованным?»; «Не слишком ли я жестику­лирую?»; «Не говорю ли я излишне тихо (или, наоборот, громко)?» и т. п. Если са­моконтроль фиксирует рассогласование, то этот факт служит толчком к запуску механизма коррекции, направленного на подавление, сдерживание эмоционально­го «взрыва», на возвращение эмоционального реагирования в нормативное русло. Воздействия на собственные эмоции могут носить и упреждающий (в некотором смысле профилактический) характер. Это значит, что еще до появления явных при­знаков нарушения эмоционального равновесия, но предвидя вполне реальную воз­можность такого события (ситуация опасности, риска, повышенной ответственно­сти и др.), человек с помощью специальных приемов самовоздействия (самоубеж­дения, самоприказа и т. д.) стремится предотвратить его наступление. Таким образом, можно заключить, что практическая реализация самообладания как свой­ства личности осуществляется по гомеостатическому принципу (Никифоров, 1989).

Выявление признаков стрессового состояния человека, осуществляющего про­фессиональную деятельность, и их регистрация представляют задачу особой важ­ности. Отличительная черта состояния стресса — общее возбуждение, которое ох­ватывает различные уровни функционирования организма. На уровне поведенче­ских реакций состояние стресса может проявиться в виде:

♦ характерных особенностей мимики и пантомимики;

♦ скованности (непроизвольное напряжение мышц, закрепощенность позы, пассивное поведение);

♦ особой подвижности, иногда немотивированной, нехарактерной для изуча­емого субъекта;

♦ непроизвольных движений глаз;

♦ изменения цвета кожи лица (покраснение, побледнение);

♦ выраженных изменений в артикуляции, в интонациях голоса;

♦ неадекватных поступков и ответов на вопросы;

♦ нарушения критичности мышления, четкости выражения мыслей;

♦ резкой смены настроения и др.

Изменения в сфере познавательных процессов и психомоторике человека в ус­ловиях стресса могут быть зафиксированы при измерении целого ряда показате­лей, к которым относятся, например:

♦ время и ошибки сенсомоторных реакций, в частности реакций на движу­щийся объект;

♦ острота зрения, абсолютные и дифференциальные пороги световой и цве­товой чувствительности;

♦ критическая частота слияния мелькания;

♦ показатели долговременной и кратковременной памяти на звуковые и зри­тельные стимулы;


♦ точность усилий;

♦ характеристики внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем);

♦ координация и точность движений;

♦ данные глазомера;

♦ показатели тремометрии и др.

Физиологические реакции организма в условиях стресса обычно регистрируют­ся путем измерения следующих показателей:

♦ частота и ритм сердечных сокращений;

♦ величина артериального давления;

♦ показатели дыхания (с оценкой его частоты и соотношений фаз вдоха и выдоха);

♦ показатели температуры тела;

♦ зрачковый рефлекс;

♦ кожно-гальваническая реакция;

♦ величина потоотделения;

♦ показатели электроэнцефалограммы, электроокулограммы, электромио-граммы.

Наконец, в качестве биохимических показателей состояния стресса могут ис­пользоваться, например, показатели общего анализа крови, выделения гормонов (прежде всего коры надпочечников), содержания сахара в крови и др.

В исследовательском и практическом плане вызывает интерес изучение осо­бенностей психологического реагирования субъектов профессиональной деятель­ности в зависимости от специфики воздействующего на них стрессора. Проиллю­стрируем сказанное на примере сенсорной изоляции, которая предполагает на­хождение человека (и осуществление им профессиональной деятельности) в социально обедненной среде. В таких условиях работают экспедиции полярников, геологические партии, дальняя авиация, космонавты, участники автономного пла­вания и др.

Под воздействием сенсорной изоляции у человека могут возникнуть необыч­ные психические состояния. Сначала они носят функциональный, обратимый характер, но при значительном увеличении сроков изоляции переходят в патоло­гические и проявляются в виде нервно-психических заболеваний (неврозы, пси­хозы). Нарушения в сфере перцептивных процессов, находящие выражение в виде обманов чувств (иллюзии, галлюцинации), наиболее типичны для сенсорной изо­ляции. Изменения в эмоциональной сфере могут быть связаны с переживаниями апатии, тоски, тревоги, страха, скуки.

Характерные изменения отмечаются в сфере самосознания: они могут выра­жаться в утрате единства «Я», в чувстве его раздвоения [3]. Этот феномен разви­вается как результат саморегулирования отношений с самим собой в условиях одиночества, при отсутствии или существенном ограничении межличностного* контакта. Он может проявляться в виде спонтанной речевой активности: моноло­


гах (деятельность комментируется вслух); диалогах (разговор, спор с самим со­бой и т. п.); ведении дневников и др. В условиях изоляции привычные для чело­века формы общения нарушены, и он вынужден приспосабливаться к новым для него условиям существования, обращаясь к новым (нетипичным) механизмам регу­лирования своего поведения (речь из внутренней становится внешней). Установлен ряд индивидуально-психологических особенностей, которые способствуют сниже­нию адаптационных возможностей человека в условиях сенсорной изоляции. К ним относятся:

♦ преобладание первой сигнальной системы, предполагающей доминирова­ние чувственного отражения (тип «художников» по И. П. Павлову);

♦ эгоцентрическая направленность личности;

♦ склонность к поспешному, недостаточно обоснованному принятию решений;

♦ высокая потребность в обратной связи (в подкреплении своих действий извне);

♦ повышенные тревожность, внушаемость, мнительность, впечатлительность;

♦ недостаточный жизненный опыт приспособления к новым условиям.

С другой стороны, выявлены и такие индивидуально-психологические особен­ности, которые помогают усилить противодействие негативному влиянию данно­го стрессора. Это:

♦ хорошая координация (баланс) первой и второй сигнальных систем при ведущей роли последней;

♦ исследовательские способности (анализ, синтез при встрече с незнакомы­ми явлениями);

♦ целенаправленность;

♦ уверенность в своих силах;

♦ умение подавлять неприятные ощущения;

♦ умение занять себя и освоить незнакомую ситуацию;

♦ самоуправление (самоконтроль, самообладание); чувство юмора.

Понятно, что наряду с систематизацией возможных видов стрессоров профес­сиональной деятельности, выявления специфики их воздействия на физическое и психическое здоровье человека предметом особой заботы исследователей и тех, кто наделен функциями управления организациями, должен быть поиск соответ­ствующих решений по обеспечению защищенности работников от появления и негативного влияния экстремальных факторов в их деятельности. В общий комп­лекс мероприятий по укреплению стрессоустойчивости работников обычно вхо­дят вопросы эффективного психологического подбора персонала, его должной профессиональной подготовки, научной организации условий труда и отдыха. Однако все большее признание находит точка зрения, в соответствии с которой борьба со стрессом должна осуществляться не только на групповом, но и на инди­видуальном уровне. В связи с этим сравнительно недавно за рубежом стали уде­лять внимание разработке различных видов программ, семинаров, тренингов по управлению стрессом. Акцент в них делается на формирование у работников со­


ответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения раз­вития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряже­ния. Наряду с программами по повышению степени физической тренированно­сти стрессоустойчивость все чаще развивают с помощью различных методов пси­хической саморегуляции, в том числе аутогенной тренировки, биологической обратной связи, медитации и др.

 

Безопасность труда

Самое непосредственное отношение к проблеме профессионального здоровья и долголетия имеет обеспечение безопасности труда. Согласно данным Междуна­родного бюро труда, основная причина смертности среди лиц до 41 года приходится на травматизм и несчастные случаи. Установлено также, что примерно в 80 % не­счастных случаев и травм повинен сам человек. Несчастный случай принято по­нимать как внезапное непреднамеренное повреждение организма человека (препят­ствующее нормальному осуществлению деятельности), происшедшее в результа­те воздействия на него опасного производственного фактора или собственного опасного поведения. Изучение психологических причин несчастных случаев, воз­никающих в процессе труда, и путей использования психологических знаний для повышения безопасности деятельности человека составляет главную задачу пси­хологии безопасности как одного из направлений исследования.

Причинами несчастных случаев могут быть как объективные, так и субъектив­ные факторы. В первом случае немалое их число кроется в самой организации деятельности. Это могут быть:

♦ дефекты или неудовлетворительное состояние оборудования;

♦ отсутствие или недостатки средств защиты и безопасности;

♦ плохая организация рабочего места;

♦ неблагоприятное воздействие факторов физической среды (шум, недоста­точная освещенность, воздействие токсических веществ и т. д.);

♦ чрезмерная интенсивность или монотонность труда, его тяжесть, дефицит двигательной активности и т. д.;

♦ недостаточная четкость и полнота инструкций по охране труда;

♦ отсутствие климата «безопасности» в коллективе;

♦ плохие производственные отношения (психологический климат) и др.

Что же касается причин несчастных случаев по вине самого субъекта профес­сиональной деятельности, то достаточно условно их можно классифицировать по основным формам проявления психики: процессы, состояния, свойства.

Процессы:

♦ недостатки в сфере внимания: концентрация, распределение, переключение;

♦ различные изъяны органов чувств (например, частичная потеря зрения, глухота и др.);

♦ нарушения связи между сенсорными и двигательными центрами высших отделов нервной системы (по мнению большинства специалистов, изучав­


ших причины несчастных случаев, такие функциональные нарушения иг­рают главную роль в возникновении большинства из них);

♦ дефекты, возникающие в согласованности, координации движений;

♦ недостаточная способность различения слабых сигналов (предвестников опасности);

♦ недостаток наблюдательности (осмотрительности);

♦ слабо выраженная критичность мышления;

♦ недостаточная способность к прогнозированию развития событий;

♦ трудности в оценке ситуации и выборе способов поведения в ней.

Состояния:

♦ агрессивность, враждебность;

♦ импульсивность: действия опережают анализ, оценку ситуации;

♦ эмоциональная неуравновешенность;

♦ депрессия;

♦ низкая выносливость;

♦ переутомление;

♦ тревожность (беспокойство, страхи, нарушенное душевное равновесие);

♦ неудовлетворенность повседневной жизнью (не знает чего хочет, не видит путей достижения своих расплывчатых желаний);

♦ состояние стресса;

♦ алкоголизм;

♦ наркомания.

Свойства:

♦ эгоцентризм (не склонен считаться с мнением, интересами, настроениями других людей; невнимателен и нечувствителен к заботам и чувствам дру­гих; неуважение к окружающим);

♦ склонность к риску (чрезмерно высокая или низкая, неадекватная ситуа­ции);

♦ беспечность, халатность, небрежность;

♦ фатализм;

♦ асоциальные установки;

♦ некомпетентность;

♦ нетерпимость к замечаниям;

♦ неадекватная самооценка;

♦ дефицит самоконтроля;

♦ чрезмерная самоуверенность;

♦ конфликтность;

♦ избегание ответственности;


♦ низкая мотивация к работе (неудовлетворенность работой, отсутствие ин­тереса к ней оказывает сильное отрицательное влияние на удовлетворен­ность жизнью в целом, физическое и психическое здоровье);

♦ пренебрежение правилами безопасности.

На последнем факторе остановимся подробнее в силу его особой важности. В связи с ним уместно вспомнить одно из высказываний Сократа:

Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает «что хорошо», а делает «что плохо».

Что касается безопасности труда, то сегодня специалисты уже имеют опреде­ленные ответы на этот вопрос. Во всяком случае, можно говорить о некоторых причинах сознательного нарушения правил безопасной работы [5]. В их число входят:

♦ экономия сил (сохранение энергетических ресурсов);

♦ экономия времени (за счет увеличения темпа работы; сокращения объема или пропуска отдельных операций, необходимых для безопасности);

♦ адаптация к опасности (или недооценка опасности и ее последствий);

♦ самоутверждение в глазах коллег (рискованное поведение, «хождение по лезвию ножа»);

♦ стремление следовать групповым нормам («план любой ценой»);

♦ ориентация на авторитеты (подражание «авторитетным нарушителям»);

♦ самоутверждение в собственных глазах (неуверенность в себе или упреки со стороны);

♦ переоценка собственного опыта;

♦ привычка работать, нарушая правила безопасности;

♦ ситуационный риск (в присутствии зрителей, аудитории, референтных лиц: женщина, приятель и т. д.).

Соответственно практический опыт, накопленный в исследованиях проблемы безопасности труда, позволяет нарисовать обобщенный психологический портрет человека, которому не свойственно наносить ущерб собственному здоровью и допускать несчастные случаи в своей профессиональной деятельности. В этом портрете «нетравматика» мы не найдем пессимизма, недоверчивости, тревожнос­ти, эгоцентризма, агрессивности, максимализма, экспрессивности. С другой сто­роны, не составит труда разглядеть в нем такие характерные признаки, как целе­устремленность; настойчивость; преобладание волевой сферы над эмоциональ­ной; общительность; интерес к работе; ясное представление о целях и способах их достижения; уважение к правам других и самоуважение; надлежащий самоконт­роль; наличие одного или нескольких друзей.

К настоящему времени проясняются и некоторые тендерные аспекты безопас­ности труда. Можно утверждать, что женщины реже создают опасные ситуации и с ними реже происходят несчастные случаи. Правда, эта тенденция справедлива преимущественно для нормальных условий работы. А вот в экстремальных, не­предвиденных обстоятельствах, существенном усложнении работы безопасность


труда женщин резко снижается по сравнению с мужчинами. В этих условиях жен­щины совершают и большее число действий, приводящих к травмам, несчастным случаям. В целом на безопасность трудового поведения женщин значительно сильнее влияют социальные конфликты (на работе), семейные неприятности, настроение, тревожность, страх.

Забота о безопасности и здоровье работников входит в число первостепенных задач руководства организации. Она требует к себе постоянного внимания. Толь­ко при комплексном подходе к влиянию и роли различных факторов можно наде­яться на эффективное решение этой задачи. Сегодня психологическое обеспече­ние безопасности труда предполагает осуществление на практике следующих мер:

♦ профессиональный подбор (отбор) персонала;

♦ выявление лиц (групп) риска;

♦ профессиональное обучение: формирование индивидуального безопасного стиля деятельности, мотивации к безопасной работе;

♦ выявление и устранение неблагоприятных условий труда, в случае необхо­димости — обеспечение работников соответствующим защитным оборудо­ванием; наглядная агитация за безопасный труд;

♦ оптимальная организация режимов труда и отдыха;

♦ обеспечение должной мотивации труда;

♦ индивидуальная и групповая профилактика безопасного поведения (обуче­ние технике, тренинги безопасности).

 

Контрольные вопросы

1. Проанализируйте работы зарубежных и отечественных авторов, относя­щиеся к проблеме профессионального здоровья.

2. Раскройте концепцию психологического обеспечения профессиональной деятельности применительно к вопросу профессионального здоровья.

3. Покажите, в чем заключается обеспечение надежности профессиональной деятельности и его влияние на профессиональное здоровье.

4. Рассмотрите природу возможных стрессоров в профессиональной деятель­ности и признаки вызываемых ими стрессовых состояний.

5. Проанализируйте объективные и субъективные факторы обеспечения бе­зопасности труда.

 

Литература

1. Гуфеланд X. Искусство продлевать человеческую жизнь (макробиотика) // Время жить. — СПб., 1996.

2. Колбанов В. В. Валеология. Основные понятия, термины, определения. — СПб., 1998.


3. Котова Л. А. Психологическая адаптация к пенсионному статусу и психи­ческая декомпенсация в позднем возрасте // Лечение и реабилитация пси­хически больных позднего возраста / Под ред. М. М. Колбанова. — Л., 1990.

4. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. — М, 1989.

5. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. докт. психол. наук. — СПб., 1996.

6. Мариненко Я. В. Уроки безопасности. — М., 1991.

7. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.

8. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. — Л., 1989.

9. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. — СПб., 1996.

 

10. Пономаренко В. А. Психология жизни и труда летчика. — М., 1992.

11. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 1991.

12. Судаков К. В. Диагноз здоровья. — М., 1993.

13. Якокка Л. Карьера менеджера. — М., 1991.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.