Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Система судебной защиты прав человека




Международные документы о защите прав

Коренных народов: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г; Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г.; Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г.

Женщин: Конвенция о политических правах женщин 1952 г.; Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

Детей: Декларация прав ребенка 1959 г.; Конвенция о правах ребенка 1989 г.

Статья 17 Конституции РФ говорит о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

 

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. К международным документам, защищающим права человека, не относится

1) Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод

2) Конвенция ООН о правах ребенка

3) Всеобщая декларация прав человека

4) Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г.

Ответ: 4.

 

 

Судебная защита – один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Правосудие – это деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

Только наличие в правовой системе государства института судебной защиты прав и свобод человека, основанного на принципе «всякое нарушенное право подлежит судебной защите», является необходимым условием признания такой системы подлинно демократической.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину России, иностранному гражданину и лицу без гражданства в соответствии с положением статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом».

Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается:

– в установлении системы судов в России[18];

– в четком определении компетенции судов по защите прав и свобод граждан и других лиц;

– в установлении гарантий самостоятельности, независимости судов;

– в определении видов судопроизводства (конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного) и его принципов: рав енство всех перед законом и судом; недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина; презумпция невиновности; освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины; истолкование сомнений в пользу обвиняемого и др.;

– в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений и т. д.

В судебном порядке могут быть обжалованы решения и действия любых лиц в случаях нарушения ими прав и свобод человека и гражданина.

Конституция РФ закрепляет право каждого на рассмотрение его дела только тем судом и судьей, которым оно по закону подсудно. Тем самым обеспечивается реальный доступ лица к правосудию. А это, в свою очередь, является одной из предпосылок реализации другого конституционного права – на судебную защиту.

Гарантией права на судебную защиту выступает право на получение каждым квалифицированной юридической помощи.

Организации, оказывающие квалифицированную юридическую помощь: суд; прокуратура; адвокатура; нотариат; частные детективные службы; общественные объединения потребителей, федеральные и территориальные антимонопольные органы и др.; юридические службы в учреждениях, организациях, на предприятиях.

Наиболее широкие и многообразные возможности в оказании квалифицированной юридической помощи имеет адвокатура (позднелат. advokatura – добровольная самоуправляющаяся организация адвокатов, от нем. Advokat;, лат. advocatus – призывать на помощь).

Адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты, их прав, свобод, интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокат является независимым советником по правовым проблемам, осуществляющим юридическую помощь путем:

– дачи консультаций и справок по правовым вопросам;

– составления жалоб, заявлений, ходатайств и других документов;

– представления интересов доверителя в конституционном, гражданском, административном судопроизводстве, третейском суде и иных органах;

– участия в качестве представителя или защитника в уголовном судопроизводстве и по делам об административных правонарушениях и т. п.

В соответствии с Конституцией РФ при исчерпании внутригосударственных способов защиты своих прав каждый может, следуя международным договорам Российской Федерации, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека[19].

 

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения об адвокатуре?

А. Адвокатура оказывает юридическую помощь гражданам и организациям в судебном разбирательстве.

Б. Адвокатура оказывает юридическую помощь гражданам и организациям, когда они вступают в какие‑либо правоотношения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3.

 

Тема 14. Основы конституционного строя Российской Федерации

 

Конституционный строй – это система экономических, социальных и политико‑правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно‑правовыми актами государства.

Конституция РФ 1993 г. впервые применяет понятие «основы конституционного строя». Оно заменило понятие «общественное устройство», содержащееся в Конституции РСФСР 1937 г., и понятие «основа общественного строя и политики» – в Конституции РСФСР 1978 г.

Конституция как Основной закон Российской Федерации определяет основу политического и общественного устройства государства, его конституционный строй.

Наличие в стране конституции еще не означает, что в этом государстве уже установлен конституционный строй. При конституционном строе прежде всего должно обеспечиваться подчинение государства праву.

Первая глава Конституции РФ носит название «Основы конституционного строя» и закрепляет базовые начала современной российской государственности.

Согласно ст. 16 Конституции РФ никакие другие положения Основного закона не могут противоречить основам конституционного строя.

В Конституции РФ (преамбула и гл. I) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.

 

 

Согласно основным принципам конституционного строя, закрепленным в Конституции РФ, Россия по форме правления является республикой, а по форме государственно‑территориального устройства – федерацией.

 

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Принцип конституционного устройства России, реализующийся через признание народа единственным источником власти

1) суверенитет народа

2) признание человека и его прав высшей ценностью

3) республиканская форма правления

4) ни один из вышеперечисленных

Ответ: 1.

 

Тема 15. Федерация, ее субъекты

 

В области государственно‑территориального устройства Россия является федеративным государством.

Федеративное государство, или федерация (лат. foederatio – союз, объединение) – это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определенных сферах государственной самостоятельностью. Иными словами, при федеративном устройстве в государстве осуществлен раздел полномочий между общегосударственными (федеральными) органами власти и органами власти отдельных территорий – субъектов федерации.

 

 

Российская Федерация построена на сочетании национально‑территориальных с территориальными началами добровольного объединения ее субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ.

Основы конституционного строя включают принципы федерализма, определяющие государственно‑территориальное устройство Российской Федерации.

 

 

Данные принципы, обеспечивая целостность и неделимость Российского государства, верховенство федерального права, предоставляют значительные права субъектам РФ в области организации власти, экономики, культуры и в социальной сфере.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов – один из принципов федеративного устройства России.

Под предметом ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли экономики и социалъно‑культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти – федеральной или субъекта РФ.

 

 

В России существует несколько видов субъектов Федерации, что составляет ее особенность.

 

[20]

 

Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

 

Пути изменения состава Российской Федерации

• Добровольное вхождение в РФ иностранного государства.

• Образование на территории РФ нового субъекта, которое может быть осуществлено:

– путем объединения двух или более субъектов в один;

– путем разделения одного субъекта с образованием новых;

– путем выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой;

– путем вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта РФ.

 

 

В соответствии с указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. созданы семь федеральных округов, охватывающих группы субъектов Федерации: Северо‑Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный.

В каждый из этих федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей.

Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно‑территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

 

Образец задания

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «субъект РФ».

Край; область; федеральный округ; автономный округ; город федерального значения.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «субъект РФ».

Ответ: Федеральный округ.

 

Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

 

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно‑распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно‑властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

 

 

Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собраниеэто избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.

 

 

Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально‑культурной жизни, административно‑политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.