Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская баня




Хаммам

 

Служили в хаммаме обычно пять человек:

✓ «хаммами» – банщик, специалист по массажу, мытью посетителей, он тщательно разминал тело, мыл горячей водой и провожал посетителя в кейфу для отдыха;

✓ «кайим» – служитель, который принимал гостя, помогал ему раздеться, укладывал на тюфяк отдыхать, накрывал одеялом, во время отдыха предоставлял кальян, кофе, сладости;

✓ «заббал» – приготавливающий кизяк для топки, собирал его, сушил и доставлял к топке, являлся низовым служителем арабской бани;

✓ «ваккас» – истопник, в обязанности которого входило постоянно топить печь кизяком;

✓ «сакка» – разносчик холодной питьевой воды, который сам привозил ее в специальных кувшинах.

 

Необходимо отметить, что в мусульманских банях для мытья посетителей используется кюттюк‑торба. Это специальный двухслойный холщовый мешок, который наполняется пеной, выходящей из него в виде «бизе». Грубый материал кюттюк‑торбы усиливает механическое воздействие на распаренное и намыленное тело, возбуждает кожный покров и подкожные мышцы, усиливает циркуляцию крови, снимает ороговевший слой кожи.

Неспешное пребывание в хаммаме, чередование омовения, массажа, неторопливые разговоры, сопровождающиеся питьем кофе или чая, развлечения игрой в шахматы или нарды давали очищение от «недугов и злого духа», настраивали на познание своего места в мире. Стены хаммам украшали изречения из Корана, что давало определенный настрой и душе, и телу.

В арабских странах женщины и мужчины посещают хаммам раздельно.

Женщины идут в хаммам со своими служанками, детьми, родственниками. Служанки приносят личные, украшенные узорами тазы, ларцы с украшениями, косметикой, туалетными принадлежностями, едой, нарядной одеждой. В хаммаме затворницы развлекались – настоящий женский клуб или салон красоты. Отправляясь в бани, наряжались в самые лучшие одежды, встречали там своих подруг, толковали, рассказывали новости.

 

 

 

Известна у россиян поговорка: «Баня – мать вторая. Кости распарит, все тело поправит». Считается, что самой первой баней было дупло дерева. Предки русичей имели обыкновение бросать раскаленные камни в дупло с водой, скопившейся после дождей, и забираться в эту воду. Вместо мыла использовали золу. Впоследствии в стволах деревьев стали специально выдалбливать или выжигать дупла для бань.

На Руси специальные постройки для бани[1]появились задолго до крещения народа. В глубокой древности у славян существовали мыльни, влазни. До сих пор сохранился особый, не похожий ни на какой другой ритуал мытья славян: баня по‑белому и баня по‑черному. Конечно, не все русские могли позволить иметь дом‑баню. Они парились и мылись в печах. Растопив печь, они хорошо разогревали ее, удаляли угли и выметали золу, ставили чугунок с водой и устилали пространство печи соломой. Лежа на соломе, человек время от времени сбрызгивал свод печи водой из чугунка и таким образом парился. Голова у него при этом торчала из печи.

О том, что из себя представляла баня в северных регионах России, мы можем прочитать у известного русского писателя Василия Белова:

«Редкая семья в деревне не имела своей бани. Правда, на Севере встречались такие волости, где бань не рубили совсем, например, на реке Монзе, где всю жизнь мылись в печах. Но таких мест немного.

Верхние ряды срубов и потолок бани рубили и стлали особенно тщательно, поскольку от этого зависели жар и вкус. В хорошей бане хорошо даже тогда, когда нижние венцы совсем сгнили, а пол промерзает. Помимо каменки и двух‑, трехступенчатого полка, в бане стояли одна‑две лавочки. Предбанники строили без потолка, холодные».

Кроме обычных бань для мытья со временем появились и другие виды бань, особенно с возникновением больших поселений и городов. Например, в XVIII веке в России возникли врачебные, так называемые «бадерские» («бадерные») бани. Хозяева этих бань назывались бадерами. Так иной раз называли и работников этих заведений. Без разрешения правительства открытие подобных бань не допускалось. Это были своего рода лечебные учреждения, которые содержались обычно иностранцами. В подобных общественных современных банях, кроме предбанника, зала для мытья и парилки, могут быть еще кабинеты для принятия ванн и душа, плавательный бассейн, массажные кабинеты, тренажерные залы, а также – кафетерии, комнаты отдыха и т. п.

Но вернемся к традиционной банной процедуре и рассмотрим некоторые виды старинных славянских бань, многие из которых сегодня забыты.

 

Растительная баня. Одним из вариантов бань ведуновзна харей является сохранившаяся до сих пор процедура оздоровления с помощью обкладывания всего тела больного лекарственными травами. Это так называемая растительная баня.

Все знают, что для оздоровления организма человека от многих болезней требуется создать условия для сильного поте ния. Для этого брали холщовый мешок, наполняли его свежей листвой березы или липы, или ивы, помещали в него больного, мешок затягивали у шеи. Человек таким способом «парился», потел, благодаря своеобразному микроклимату, создаваемому растениями. Такой способ очень эффективен при простуде, выводит шлаки, усиливает потоотделение, снимает «ломоту» и усталость, успокаивает и восстанавливает сон. Этим способом пользовались в древности русичи, кубанские и запорожские казаки.

Наши далекие предки проблему «ароматизации» решали иногда весьма оригинальным способом: они делали бани в виде временных шалашей из веток и листьев разных деревьев. В зависимости от желания получить тот или иной аромат выбиралось и дерево (ветки, листья), чаще всего использовалась липа, потом береза, можжевельник и так далее. Есть версия, что именно банные «шалаши» подсказали нашим предкам создать чудо «банного дела» – веник.

 

Баня‑землянка. В селениях древних славян строились оригинальные по своей конструкции и довольно практичные бани‑землянки и полуземлянки.

В большой яме укрепляли стены, сверху накатывали бревна. Сначала такое помещение использовали как жилище, а когда научились строить рубленые бревенчатые избы, стали использовать ямы для бань. В такой бане заделывались щели перекрытия, и для предотвращения потери тепла насыпалась сверху земля.

Полуземлянка – тоже земляная баня, но над ямой возвышался небольшой сруб, в нем имелось небольшое оконце, затянутое бычьим пузырем или заткнутое соломенной затычкой. Внутри устраивался очаг, и топилась такая баня по‑черному, то есть без трубы. Дым выходил через дверь или специальную отдушину.

Использованную воду отводили при помощи отводного желоба, над которым настилался пол из полубревен. В земляной бане устраивали два полка, один для парения, другой – для мытья. Дверь всегда открывалась внутрь для предотвращения потери тепла, да и откопаться от завалившего зимой баню снега легче. Очаг топился, разогревал камни. Затем горячие камни бросали в кадки с водой. Пар получали, брызгая на камни, и при помощи веника парились.

В настоящее время наступает бум возрождения баньземлянок – появились проекты строительства на дачных участках новых индивидуальных парных бань полуземляного типа. Если территория имеет сильный перепад местности, то землянки получаются очень дешевым видом дачных бань. Новые технологии, строительные материалы могут дать долгую жизнь такой, казалось бы, устаревшей конструкции, как землянка.

 

Песчаная славянская баня. Сегодня в области курортологии возрождается оригинальный вид лечения – псаммотерапия, лечение песком. Считается, что это очень перспективное направление оздоровления. Хотя в недалеком прошлом во многих южных районах России с целебной целью использовались песчаные бани, они обеспечивали если не полное излечение, то улучшение состояния здоровья. Сведения о них сохранились как в устном творчестве южных народов, так и в воспоминаниях казаков Дона, Кубани.

В псаммотерапии используется морской, озерный, речной песок, в состав которого входят кварц, полевой шпат, слюда и другие породы. Песок с темным отблеском за счет высокого содержания железа очень сильно нагревается и хорошо удерживает тепло. В зависимости от величины песчинок песок может быть крупнозернистым (более 0,5 мм), среднезернистым (от 0,5 до 0,25 мм) и мелкозернистым (от 0,25 до 0,1 мм). Для лечения больше всего подходит среднезернистый песок.

Сегодня учеными доказано, что целебный эффект его обусловлен и температурным, и механическим воздействием. Песок прекрасно удерживает тепло, плохо его проводит и медленно отдает поверхности тела человека, вызывая благоприятную ответную реакцию со стороны нервной, сосудистой и других систем организма.

Покрывая тело, песок нежно массирует кожу и подлежащие ткани. Будучи сухим и пористым, песок хорошо впитывает обильно выделяющийся пот, поэтому тело не перегревается и жар песка переносится легко.

Песчаную баню делают так. Обнаженного больного закапывают в горячий песок, нагретый летним солнцем. Песком засыпают все тело, оставляя только лицо. Процедура длится 20–30 минут.

Во время сеанса необходимо постоянно поддерживать водный режим, то есть давать пить маленькими глотками горячую воду или лечебный настой.

Общий прогрев, обильное потоотделение такой бани эффективно лечит паралич, невралгию и многие заболевания опорно‑двигательной системы: артрозы, артриты, ревматизм, миозиты различного происхождения.

Способы использования целебных свойств песчаных ванн могут быть в виде как общих, так и местных процедур.

Для самостоятельного проведения общих песочных ванн (когда воздействию песка подвергается большая часть тела человека) необходимо соблюдать следующие условия. Взрослым следует проводить процедуру при температуре воздуха не ниже 20 °C, детям – не ниже 23 °C. Кожу перед процедурой нужно вытереть насухо. Лечь нужно лицом вверх, в предварительно вырытую в песке размером с человеческое тело яму. Голова должна находиться в тени. Под голову следует положить полотенце, на лоб – смоченную в прохладной воде салфетку (ее следует менять по мере нагревания), тело засыпать слоем горячего песка толщиной 5–6 см, причем в области живота он не должен превышать 1–2 см. Область сердца необходимо оставить свободной.

Местная псаммотерапия проводится на пораженных областях: конечностях, пояснице, отдельных суставах. Продолжительность сеанса псаммотерапии достигает одного часа.

 

Деревенская баня по‑черному

 

К древнейшим обрядово‑культовым сооружениям славян относится парная баня, которую сначала топили по‑черному. Это небольшой сруб на мху, низкая избушка с небольшим оконцем, низкой дверью и очень высоким порогом, в бане по‑черному без трубы. В такой бане жар держится у пола. Внутри сложена печь‑каменка из крупных валунов, сверху насыпался более мелкий булыжник. Гранитные и известняковые валуны не использовали – это опасно, так как при попадании воды на сильно нагретый камень он может расколоться на части.

При нагревании печи используют большое количество дров, топят до «красных» камней. Затем делают горячую воду, помещая в чан с водой раскаленные камни, как в бане‑землянке. Рядом с горячей всегда имеется емкость с холодной водой.

Вдоль стены за каменкой располагается полок, а вдоль другой стены – лавки для мытья. Для парения ложатся на полок ногами к каменке. Иногда делают полок со ступенями и приступами для мытья.

Для слива воды пол мостили всегда со щелями или с уклоном к двери. Париться в такой бане можно сразу после прогревания. Во время топки, поскольку трубы не имеется, дым из каменки идет через дверь. Все в такой бане внутри – потолок, стены, лавки – становится со временем от дыма черного цвета, поэтому баня и называется «по‑черному».

Когда дрова в каменке прогорали, топка становилась алой и обдавала жаром, ход в нее закрывали большим камнем или заслонкой. Поддавали один ковш воды, для пара на камни, обязательно при открытой двери для выхода угарного газа. Только после этого можно закрывать дверь.

Обычно поддают в черной бане настоями на мяте, хрене, хвойных ветках.

В баню входят мыться, раздевшись снаружи, со временем для этой цели появился предбанник. Дверь бани должна открываться внутрь.

Такую баню топили 2–3 раза в неделю, а если кто заболевал, то и каждый день. В дополнение в процедуре здоровые люди обливались холодной водой или окунались в водоем, зимой катались по снегу и растирались им.

 

Деревенская баня по‑белому

 

Бездымная баня, или баня по‑белому, отличается от черной только наличием трубы. Дым не циркулирует свободно по всему помещению, а выходит через трубу наружу.

Поэтому и называют такую баню бездымной, белой. Первое упоминание о белых банях в российских документах относится к 1802 году.

Бани ставились на задах огородов во избежание пожара, но чаще всего по берегам речек, прудов. Обычно это строение представляло собой пятистенок с трубой, под единой крышей с предбанником, моечной и парилкой.

Пятистенок – это рубленый сруб, у которого кроме четырех стен по периметру есть и пятая стена, расположенная внутри сруба.

Она также рубленая из тех же бревен одинаковой толщины. За счет нее образуются два помещения.

В русской парной бане одно помещение использовалось под парилку, другое под моечную. Крыша чаще всего устанавливалась двухскатная, чтобы удерживала тепло в бане и защищала трубу печи от быстрого охлаждения. Потолок со стороны чердака тщательно замазывался глиной, застилался толстым слоем сухой листвы или сухими еловыми иголками.

Предбанник – одно из новшеств и в отличие от традиционной бани по‑черному – помещение при бане, дословно «перед баней», холодная часть русской парной бани, обязательно имеет свою входную дверь. Именно в предбанник выходит входная дверь бани, а иногда и топка печи.

 

 

Предбанник является местом, где раздеваются и хранят уличную одежду, веники, дрова.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.