Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Откуда взялась система самбо? 1 страница




Часть первая

СПОРТИВНЫЙ РАЗДЕЛ: САМБО

 

Глава 1

 

Эта глава была написана на основе архивных материалов, с которыми работал мой первый учитель Георгий Николаевич Звягинцев, его личных воспоминаний (а он был знаком со многими из тех, о ком здесь пойдет речь), поэтому вам будут встречаться ремарки с подписью «Прим. Г.З.»).

Возникшая в 90‑х годах прошлого столетия мода на восточные единоборства тем не менее не привила многим, кто стал заниматься этими видами спорта, глубокого отношения к философской их стороне. Зачастую дело ограничивалось лишь изучением голой техники. Система, лишенная духовной подоплеки становилась далекой от первоисточника. Тренеры, сами не очень глубоко разбиравшиеся в восточной философии, заставляли учеников слепо копировать не свойственную европейскому человеку ритуальность. Самое страшное в этих школах было то, что они плодились как грибы в дождливую погоду и были никому не подконтрольны. Доходило порой и до откровенной уголовщины. Сейчас, похоже, ситуацию берет под контроль государство и общественные спортивные организации.

Нет ни одного народа на земле, представители которого не обладали бы техникой какого‑то единоборства. В силу человеческой анатомии и физиологии все приемы рукопашной схватки строятся на одних и тех же принципах:

– использование силы и инерции противника для проведения приема;

– рывки;

– скручивания;

– воздействие на уязвимые места человеческого тела;

– использование в качестве оружия конечностей и головы.

Система САМБО вобрала в себя все лучшее, что создало человечество в сфере рукопашного боя. Любой вид спортивного и боевого искусства прекрасно способствует физическому развитию человека и одинаково хорошо учит держать равновесие, перемещаться, экономно расходовать силы, быстро реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию, а главное, делает бойца устойчивым психологически и совершенствует его морально‑волевые качества. Навыки, приобретенные в процессе тренировок, могут быть эффективно использованы в любой непростой ситуации. Несомненно, некорректно обсуждать вопрос, кто победит в схватке борца вольного стиля с боксером или самбиста с каратэистом. Сразу следует оговориться, что нужно учитывать многие факторы – уровень мастерства бойцов, их весовые категории, место схватки, их одежду и тому подобное…

К сожалению, сегодня люди в мире мало знают о том, откуда взялся этот вид единоборства. Вот что рассказал об истории САМБО мне Георгий Николаевич Звягинцев – человек, с именем которого связано многое, что позволило САМБО приобрести авторитет на международном уровне.

В начале XX века в России в моде были книжки по дзю‑дзютцу, или, как его называли в Европе, «джиу‑джитсу», написанные иностранными и отечественными авторами. Особой популярностью пользовались книжки и брошюры Ганкока, Кара, Асикого, Ходзио, Солоневича, Короновского, Яковлева, Буценко и других… Слабая техническая подготовка большинства отечественных теоретиков и плохие переводы с иностранных языков низводили эти издания до бульварного уровня и лишали какого‑либо смысла (что, кстати, можно наблюдать и сегодня – история повторяется). Борьба в стойке основывалась главным образом на использовании «рычагов», то есть на приемах, выворачивающих суставы рук в противоестественном направлении, которые в условиях настоящего рукопашного боя применить практически невозможно. Француз Джозеф Рено в своей книге «This is judo» писал: «Существуют преподаватели, которые, демонстрируя рычаги в стоике, претендуют на преподавание джиу‑джитсу, однако вы имеете право им не доверять».

А в это время в обществе «СПОРТ» г. Владивостока молодой военный переводчик организовал кружок экзотической борьбы в одежде – ДЗЮУДО. Звали его Василий Сергеевич Ощепков. Откуда взялся этот самородок, в совершенстве знавший приемы и тактику восточного боевого искусства? В 1892 году у крестьянской вдовы, заключенной в Александрийскую тюрьму острова Сахалин, родился сын. В одиннадцать лет мальчик остался сиротой. После Русско‑японской войны с группой детей‑сирот, отцы которых погибли, тринадцатилетний подросток был направлен в Японию, в русскую колонию при православной миссии города Киото. Юные миссионеры учились в обычной японской школе. Там и обратил внимание на смышленого мальчишку учитель ДЗЮДО, которое преподавалось наряду с другими обязательными дисциплинами. Он стал заниматься с Василием дополнительно. Когда русский паренек научился почти всему, что умел сам учитель, тот посоветовал ему поступить в институт ДЗЮДО – КАДАКАН, под большим секретом сообщив один из основных принципов отбора. А заключалось испытание в том, что юные соискатели должны были не шелохнувшись в течение нескольких часов выслушать вступительную речь создателя системы ДЗЮДО Дзигаро Кано. Говорил учитель негромко и монотонно. Кто‑то засыпал, кто‑то, не выдержав, начинал смотреть по сторонам, а кто‑то – шептаться. Василий не отрываясь смотрел в глаза учителя, стараясь не пропустить ни одного слова. Надо сказать, что ученики сидели по‑японски – на коленях. Долго находиться в такой позе европейцу, привыкшему сидеть на стуле, очень трудно. Когда закончилась нескончаемая речь учителя, он, проходя по рядам, пальцем указывал на тех, кто может быть допущен к экзаменам. Василий оказался среди них. Но он так отсидел ноги, что перестал их чувствовать и не смог встать, а повалился на бок. Поступив в кадакан, юноша упорно постигал нелегкую науку единоборства и в короткий срок стал одним из лучших студентов. По окончании университета он держал экзамен перед строгими экзаменаторами, во главе с создателем этой уникальной системы единоборства. Учителя присвоили ему звание мастера первого дана, и Василий, низко поклонившись, из рук легендарного Дзигаро Кано принял черный пояс мастера. Через два месяца он стал обладателем второго дана. По окончании кадакана в 1914 году В.С. Ощепков вернулся на родину и до 1917 года служил в штабе крепости г. Владивостока. После 1917 года, в штабе полевых соединений, он занимался не спортивной борьбой, а обучал приемам рукопашного боя, которые освоил в кадакане, бойцов партизанских отрядов. Одновременно он преподавал на курсах подготовки бойцов городской и уездной милиции. В 1922 году Василий Ощепков был послан на работу в советское посольство Китая переводчиком. Он ездил по стране и усердно изучал многочисленные системы единоборств и физического воспитания, которых столько же, сколько народностей в Китае. По возвращении во Владивосток в 1925 году при клубе «Спорт» он организовал секцию борьбы вольного стиля дзюудо (так называли ее в России). Она уже несколько отличалась от той спортивной и весьма каноничной борьбы, которой его обучали в кадакане. В.С. Ощепков провел трехмесячные курсы по дзюудо с инструкторами физической культуры города.

15 апреля 1926 года его переводят в штаб Сибирского военного округа на должность переводчика. Он создает секцию по изучению приемов рукопашного боя в школе милиции. В 1930 году, по распоряжению инспектора физподготовки РККА и заместителя председателя ВСФКиС Б.А. Кальпуса, В.С. Ощепков переведен в Москву, где ему было поручено заняться популяризацией совершенно неизвестной в СССР спортивной борьбы вольного стиля – дзюудо. На базе спортивного отдела ЦДКА была создана секция и организованы двухмесячные курсы по подготовке инструкторов для работы с начинающими спортсменами в секциях частей Московского гарнизона и учебных заведений Москвы. В марте 1931 года по приглашению руководства и студенческого актива Государственного центрального института физической культуры В.С. Ощепков прочитал доклад о дзюудо и продемонстрировал приемы этой неведомой никому борьбы. Он рассказал о двух частях дзюудо – спортивной и прикладной. Спортивная часть представляет собой вольный стиль борьбы, в которой разрешается проводить любые броски, включая подножки, а в партере применять болевые приемы и удержания. Докладчик подчеркнул, что дзюудо наравне с французской борьбой и боксом улучшает физические и морально‑волевые качества человека, вырабатывает подвижность, быстроту, выносливость, хладнокровие и решительность. Борец этого стиля с честью может выходить из самых затруднительных положений даже при внезапном нападении. Прикладная часть дзюудо – рассказывал В.С. Ощепков состоит из трех разделов:

1. Борьба невооруженных – в стойке и лежа, когда применяются все приемы, в том числе запрещенные в спортивной борьбе: нанесение ударов руками, ногами, головой, удушающие захваты, контрприемы против любых приемов нападающего.

2. Борьба невооруженного против вооруженного – когда противник, вооруженный ножом, палкой, саблей, револьвером, винтовкой со штыком, обезоруживается и против него проводится сковывающий захват, бросок, или ему наносятся удары.

3. Борьба вооруженных – предусматривает использование приемов дзюудо в момент сближения противников (нож – против ножа, винтовка – против винтовки и другие комбинации).

Подводя итог, В.С. Ощепков охарактеризовал дзюудо как хорошо разработанную систему рукопашного боя, базирующуюся на борьбе вольного стиля. Выступление произвело такой фурор, что общее собрание студентов и преподавателей ГЦИФК высказалось за включение в программу обучения студентов физкультурных ВУЗов и техникумов системы дзюудо. И в учебный план на 1931/32 учебный год была включена новая дисциплина, преподавать которую был приглашен В.С. Ощепков. Он стал кумиром студентов благодаря своим человеческим качествам и преподавательскому таланту. Новый вид спорта стал повальным увлечением. В залах борьбы появились макеты ножей, пистолетов, саперных лопаток, винтовок со штыками, увенчанных мягкими наконечниками. Была придумана специальная обувь, защищавшая от травм пальцы, лодыжки и голеностопный сустав. Шаровары, не очень удобные при борьбе лежа, заменили трусы или борцовские трико. Объявили конкурс на специальный костюм, которому следовало заменить архаичное кимоно. Была принята куртка, предложенная первым помощником Василия Сергеевича по Институту физической культуры Н.М. Галковским. Она напоминала кимоно‑дзюдогу, но выполнялась из более плотной ткани и имела пришивные пояса. Это делало захваты более жесткими, а борьбу более силовой.

К 1930 году в стране наметился общий рост физкультурного движения. В массовых видах спорта были введены специальные нормативы – комплекс ГТО (готов к труду и обороне). В 1932 году вышел комплекс ГТО‑2‑й ступени с более высокими нормативными требованиями по основным видам спорта – гимнастике, легкой атлетике, лыжам, плаванию и др. В комплекс входили также нормативы по рукопашному бою – проведение вольной схватки (для мужчин пятиминутной, для женщин – трехминутной). Прием нормативов и подготовка к их сдаче требовали большого количества специалистов по рукопашному бою и вольной борьбе дзюудо. Всесоюзным советом по физической культуре и спорту был издан приказ об обязательном преподавании этих дисциплин во всех высших и средних физкультурных учебных заведениях страны. В этот период В.С. Ощепкову и студенческому активу ГЦИФК пришлось много потрудиться: были разработаны комплексы упражнений для подготовки к рукопашному бою и вольной борьбе дзюудо для ГТО‑2‑й ступени: комплексы для подготовки разрядников (1, 2, 3 разрядов), Помимо показанных на соревнованиях результатов, туда входила обязательная сдача норматива по рукопашному бою. Были разработаны правила соревнований, введены весовые категории. Проводилось много показательных выступлений и открытых соревнований в парках Москвы, заводских и институтских клубах. Были введены комплексы по рукопашному бою для РККА, центральных высших школ милиции, ОГПУ. Конечно, нельзя говорить, что до этого никто никогда не занимался в войсках рукопашным боем. Начало развитию боевого раздела самообороны без оружия было положено в организациях Всевобуча, когда изучением приемов самозащиты и ближнего боя стали заниматься в процессе подготовки бойцов Красной армии (приказ Реввоенсовета Республики № 2009, август 1918 года) и с 1923 года этим разделом стали заниматься во вновь созданном ДСО «ДИНАМО», где занимающихся обучали лишь отдельным приемам, взятым из дореволюционных, плохо систематизированных, полицейских наставлений.

Но вернемся к началу 30‑х годов. При многих учебных заведениях и спортивных клубах крупных предприятий открывались секции дзюудо. Требовались специалисты‑преподаватели по этому виду спорта. В.С. Ощепков и его помощники работали, не зная отдыха, – готовили инструкторов для низовых заводских и вузовских коллективов. В 1933–1934 годах заработали секции дзюудо в Ленинграде, Саратове, Харькове, Киеве, Ростове‑на‑Дону, Баку, Тбилиси и других городах страны. Возглавляли эти секции ученики В.С. Ощепкова: Р.А. Школьников, И.В. Васильев, Кузовлев, Дашкевич (имен‑отчеств, увы, не помню. – Прим. Г.З.). В 1932/33 учебном году ГЦИФК выпустил «Сборник материалов по учебным дисциплинам». В предисловии сказано: «Недостаток и часто полное отсутствие учебников по дисциплинам физической культуры – факт, с которым постоянно приходится иметь дело специальным учебным заведениям по физкультуре. Молодой возраст многих дисциплин и непрерывное их развитие не позволяют еще дать законченные учебники. Нужно сейчас вооружать учащихся, хотя бы и не вполне законченным пособием, но все же являющимся подспорьем при прохождении курса… и пользоваться им по окончании института в своей педагогической работе… Помещаемый в сборнике материал в большей части печатается впервые, с сохранением за всеми авторами прав рукописи».

В этом сборнике, в пределах предоставленного места, была кратко изложена история развития дзюудо, системы рукопашного боя, техника самозащиты. В этой части сборника были даны организационные и методические указания, схема тренировок, подготовительные упражнения, техника страховки и самостраховки при падениях. Собственно, впервые были продемонстрированы приемы самообороны без оружия – против невооруженных и против вооруженных противников. В этом разделе сборника также был напечатан комплекс приемов дзюудо, вошедший в ГТО‑2‑й и правила спортивных соревнований, которые в большинстве положений действуют до настоящего времени: оценка приемов и положений в борьбе, свободные захваты (в том числе и опорной ноги), определение победителя и т. п.

В предварительных замечаниях официальных правил соревнований по борьбе вольного стиля (дзюудо), написанных В.С. Ощепковым и утвержденных заместителем председателя ВСФКиС Б.А. Кальпусом в декабре 1936 года, сказано: «Борьба вольного стиля – «дзюудо» – представляет собой сравнительно новый, пока еще мало распространенный в нашей стране вид спорта. Именно потому, а также учитывая огромное значение этой борьбы как одного из видов физического воспитания нашей молодежи (не говоря уж о прикладности всех ее приемов), мы считаем необходимым предпослать настоящим правилам несколько предварительных замечаний. Коротко о самой системе. «Дзюудо» в том виде, в котором она начинает распространяться в СССР, представляет собою в значительной степени переработанную тов. В.С. Ощепковым весьма распространенную в Японии борьбу вольного стиля. «Мы должны взять от системы «дзюудо» все, что в ней есть полезного, как для физического воспитания нашей молодежи, так и для дела обороны нашей великой Родины».

Участник первого чемпионата города Москвы по борьбе вольного стиля «дзюудо» Л.Б. Турин в предисловии своей книги «Борьба самбо» (издательство «Советская Россия», 1964 год, с. 4–5) пишет: «Первым большим официальным соревнованием по борьбе самбо (борьба вольного стиля «дзюудо»), проведенным в нашей стране, следует считать первенство Москвы, разыгранное в конце 1935 года. В следующем году были проведены соревнования на первенство городов: Ленинграда, Киева, Харькова, Саратова и ряда других».

К 1935 году была выработана законченная стройная система, объединившая приемы спортивной борьбы и самозащиты. Новый вид борьбы некоторое время назывался дзюудо… Однако, очень скоро стало видно, что его техника значительно богаче и разнообразнее дзюудо, а сложившиеся в ней правила во многом отличаются от тех, что действуют в борьбе дзюудо, распространенной за рубежом… Но и после того, когда оказалось очевидным то, что неправильно называть новый вид борьбы дзюудо, она все же не сразу получила свое настоящее название – самбо, а стала называться борьбой вольного стиля…» С 1938 года она получила официальное название «вольная борьба. С 1945 года в СССР стала культивироваться международная вольная борьба. Через некоторое время новый вид спортивного единоборства стали называть САМБО, что расшифровывалось как «САМозащита Без Оружия».

 

 

Письмо зам. председателю Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при Совете народных комиссаров СССР и его резолюция.

 

Но вернемся в тридцатые годы. До 1936 года спортивной работой в городах, республиках и Союзе руководили инспектора по видам спорта. Они составляли календари соревнований, положения соревнования, проводили совещания с преподавателями ДСО, судейскими коллегиями, тренерами, которых подбирали для работы в ДСО. Сведения о проделанной работе шли в отчеты этих комитетов и в настоящее время найти их в архивах очень трудно. Бурное развитие в СССР всех видов спорта вынуждает ВКФКиС перейти на новую форму руководства спортивной работой. 20 апреля 1936 года вышло Положение о спортивных секциях по видам спорта, которые создавались при комитетах физкультуры и спорта различных уровней для руководства спортивно‑массовой работой. Московская секция по борьбе вольного стиля дзюудо создана в мае 1936 года. Председателем был избран Н.М. Галковский, который в октябре был освобожден от должности в связи с избранием его заместителем председателя Всесоюзной секции. В.С. Ощепков был избран почетным членом секции.

11 октября 1936 года проведено первое организационное заседание секции дзюудо Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта, на котором избран президиум в составе: председатель – В.С. Ощепков; зам. председателя – Н.М. Галковский; секретарь – В.В. Сидоров; члены секции: А.М. Рубанчик, В. Дудник, Ф.И. Жамков, В.В. Щеголев, И.В. Васильев. На этом же заседании постановили:

а. Поручить В.С. Ощепкову и Н.М. Галковскому составить план работы секции на 1937 год и представить на утверждение инспекции к 16.10.36.

б. Поручить Н.М. Галковскому разработать календарный план спортивных мероприятий на 1937 год и представить на утверждение инспекции к 14.10.36.

в. Представленные В.С. Ощепковым правила утвердить, внеся следующие изменения (см. дело 291, лист 73, Протокол № 4 заседания секции дзюудо ВКФКиС при СНК СССР от 24.11.36):

1. Об изменениях в правилах соревнований по дзюудо, согласно указаниям главного инспектора тов. Распевина (докладчики: В.С. Ощепков и инспектор А.В. Бухаров).

2. Об утверждении комплекса приемов самозащиты по системе дзюудо, разработанного тов. В.С. Ощепковым (докладчик‑автор)…

…4. Об изучении борьбы вольного стиля дзюудо в ВУЗах и техникумах физической культуры (докладчик В.С. Ощепков)…

…6. Об утверждении 1‑го спортивного комплекса приемов борьбы вольного стиля дзюудо, разработанного тов. В.С. Ощепковым.

 

 

Письмо от секции дзюудо в комитет по делам ФиС и при СНК СССР.

 

7. Об утверждении комплекса боевых приемов по системе дзюудо для РККА, разработанного тов. В.С. Ощепковым.

Председатель Ощепков Секретарь Сидоров

По календарному плану ВКФКиС на ноябрь‑декабрь 1937 года планировалось проведение первенства СССР по борьбе дзуюдо в городе Москве…

 

В ночь с 1 на 2 октября 1937 года В.С. Ощепков был арестован как «враг народа» и японский шпион. Это известие привело соратников и учеников Василия Сергеевича в полное оцепенение… За какие провинности он арестован?.. Что ждет каждого из них?!. В ДФК «Крылья Советов» прошел слух, что Ощепков специально создал секцию дзюудо для заводской молодежи, чтобы собирать данные о секретной военной продукции завода. Полная растерянность царила и среди членов президиума Всесоюзной секции дзюудо. Измышления и небылицы не только об В.С. Ощепкове, но и о его соратниках, тех, кто у него учился, кто был просто близок с ним, стали заполнять кулуары президиума Всесоюзной секции дзюудо. Для того чтобы имя Ощепкова было предано забвению, все документы, планы, комплексы упражнений, правила соревнований и другие бумаги за 1937 год были спешно переделаны или уничтожены. Однако, несмотря на все эти события, новый вид борьбы продолжал бурно развиваться. Требовались новые и новые квалифицированные специалисты. При Высшей Тренерской школе ГЦИФК было открыто отделение дзюудо. Наладилась работа Всесоюзной секции дзюудо. Председателем был избран А.М. Рубанчик, который и возглавлял ее до 1946 года. В то время он работал преподавателем Центральной школы милиции и имел много неприятностей от ЦС «Динамо» за приверженность к дзюудо.

Многое сделал для становления самбо Анатолий Аркадьевич Харлампиев – ученик В.С. Ощепкова. Его отец, А.Г. Харлампиев, был заведующим кафедрой тяжелой атлетики (борьба, бокс, дзюудо, штанга). Предвидя предстоящую борьбу за место преподавателя в открывающемся отделении борьбы дзюудо при Высшей Тренерской школе ГЦИФК, Василий Сергеевич за год до выпуска прикрепил для прохождения производственной практики студента Анатолия Харлампиева к созданной им секции при ДФК «Крылья Советов», хорошо обеспеченной материально и прекрасно укомплектованной. В комиссии по распределению выпускников 1936 года на вопрос, почему тов. Ощепков рекомендует Харлампиева в низовой заводской коллектив, Василий Сергеевич ответил: «Для низового коллектива на данном этапе развития дзюудо будет полезен наставник с хорошими организаторскими способностями, а они у Харлампиева есть. Он получает место тренера в лучшем по стране ДФК, укомплектованном настоящими любителями дзюудо, с прекрасным залом борьбы, оборудованным по всем правилам». Вскоре А.А. Харлампиев, у которого, и в самом деле, были прекрасные организаторские способности, был избран председателем Московской городской секции дзюудо. Как раз в это время В.С. Ощепков был занят подготовкой к изданию правил соревнований, комплексов для разрядных нормативов, пособия по вольной борьбе дзюудо и рукопашному бою, которое должно было выйти осенью 1937 года. Как‑то с занимающимися у него в ДФК Андреем Будзинским и Анатолием Неведомским в начале сентября А.А. Харлампиев навестил приболевшего учителя. Пока Василий Сергеевич подбирал фото, Будзинский рисовал бросок «Мельница» (он и изображен на обложке 4‑го и всех последующих изданий книги А.А. Харлампиева «Борьба самбо». – Прим. Г.З.). Харлампиев с Неведомским знакомились с рукописью книги «Борьба вольного стиля дзюудо», которая должна была обсуждаться на заседании Всесоюзной секции дзюудо (в октябре) и сдаваться в издательство. После ареста Василия Сергеевича весь его архив, в том числе рукопись книги, большое количество специальной литературы по дзюудо и джиу‑джитсу на японском и английском языках, оказался у А.А. Харлампиева и надо сказать, Анатолий Аркадьевич использовал их со стопроцентной пользой для развития нашего вида спорта. В восьмидесятых – девяностых годах прошлого столетия не утихали споры о том, кто создал САМБО. Ученики и последователи В.С. Ощепкова утверждали, что А.А. Харлампиев воспользовался наработками учителя и издал книги за своим именем, чего не должен был делать, присвоив себе право называться создателем системы, в чем ему помогли ничего не знавшие о самбо журналисты. Ученики Анатолия Аркадьевича возражали (и довольно убедительно), что он спас архивы учителя и мало того, что не дал погибнуть замечательной системе самообороны и физического воспитания, но и со своими учениками углубил и значительно дополнил ее. Споры эти разгорелись уже после смерти А.А. Харлампиева и сегодня раздаются голоса, что они уже не имеют принципиального значения. Ведь наш вид спорта сегодня назван национальным и это результат огромного труда многих тренеров и спортсменов. Но во времена репрессий упоминание о том, что борьба вольного стиля связана с именем Ощепкова, могло стоить свободы, а может быть и самой жизни. Новая борьба становилась все более популярней, а говорить правду о том, откуда она взялась, было опасно. Можно было стать пособником «врага народа», а это даром не проходило никому. Из этого затруднительного положения быстрее всех нашел выход лидер московских дзюудоистов. В своем докладе на ученом совете ГЦИФК 08.06.37 он сказал: «Вольная борьба дзюудо имеет много общего с национальными видами борьбы многих республик СССР и способствует подъему и развитию этих видов борьбы…» Поскольку новая борьба имела много общего с национальными видами борьбы, значит, она была составлена из отдельных приемов этих видов. Эта остроумная идея была выдержана в хорошем политическом стиле: СССР – страна многонациональная. Все народы живут единой, дружной семьей, в которой все общее: традиции, культура, борьба вольного стиля…

Намечавшийся на 1937 год сбор тренеров состоялся только в 1938 году. Он проходил с 7 июня по 4 июля. Участники в своем большинстве были членами секции ДФК «Крылья Советов» и представителями Ленинграда, Киева, Баку, Казани, Душанбе. На сборе изучали технику борьбы и правила судейства, технику безопасности – страховку и самостраховку, обсуждали, как организовать учебно‑тренировочные занятия и соревнования. Начальником сбора был председатель Всесоюзной секции дзюудо А.М. Рубанчик. Материальное обеспечение было возложено на Московский комитет ФКиС. Старшим тренером сбора был назначен председатель Московской городской секции дзюудо А.А.Харлампиев. Сборы проводились в хорошо оборудованном зале ДФК «Крылья Советов», где участникам были продемонстрированы макеты винтовок, ножей, пистолетов и другого оружия. Большинство участников приехало с периферии и слабо представляло себе, что такое дзюудо. Поэтому начались занятия с азов борьбы: демонстрации страховки, самостраховки, бросков, болевых приемов, удержаний и изучения правил соревнований. По окончании сборов 5–6 июля 1938 года состоялась первая научно‑техническая конференция по борьбе вольного стиля (дзюудо), на которой присутствовали все участники сбора и спортсмены ДФК «Крылья Советов».

У Георгия Николаевича Звягинцева было свое мнение по поводу указанных сборов, которое он, пока был жив, всегда декларировал. Далее я цитирую его рукопись, которую он никогда не публиковал: «Ни преподаватели ГЦОЛИФК, ни тренеры спортивных обществ, ни спортсмены Москвы участия в конференции не принимали. В Высшей школе тренеров ГЦИФК в 1937 году было открыто отделение борьбы вольного стиля, где обучались представители многих республик и городов РСФСР: по три человека из Грузии и Украины, по два из Ростова‑на‑Дону, Рыбинска, по одному из Белоруссии, Владивостока, от немцев Поволжья, Воронежа, Загорска, Коломны, Электростали. Десять мест было за москвичами. Их готовили, как специалистов по вольной борьбе дзюудо, причем специалистов высшей квалификации. Кому бы, как не им, на научно‑методической конференции нести передовые научные идеи в массы. Организаторы сбора тренеров и конференции отлично знали о существовании отделения борьбы вольного стиля в Высшей школе тренеров и о задачах, стоящих перед его слушателями. Однако на конференцию были приглашены делегаты, которые, в основной своей массе, никогда потом борьбой вольного стиля не занимались. Вся техника борьбы вольного стиля прикладного раздела была переведена на русский язык В.С. Ощепковым и так существует до настоящего времени. Это можно проследить по всем комплексам упражнений, составленных им с 1931 по 1937 годы. Конечно же на конференции были делегаты, которые отлично знали, откуда и как пришла на нашу землю борьба вольного стиля, но возражать лектору не решились. Это было опасно. Сейчас часто приходится слышать: «А что же они молчали тогда?!» Отвечу: «За своих близких боялись. И не знаю, кто может осудить этих людей, лишенных элементарного человеческого права – сказать правду».

Георгий Николаевич лично знал многих тех, о ком идет речь, он был человеком чести и долга, бесстрашным и принципиальным. Многое в жизни воспринимал и позиционировал через призму своего жизненного опыта и отношения к делу и людям. Он был эмоциональным и искренним, и я всегда бесконечно верил ему, потому что высшего авторитета в этой жизни для меня не существовало. Я до сих пор благодарен судьбе за то, что она приблизила меня к Георгию Николаевичу и я был рядом с ним долгие годы, мог видеть его ежедневно и слушать, слушать, слушать… Последние его месяцы, недели и дни я был рядом с умирающим учителем, до последнего мгновения боровшимся за жизнь, и я в который раз был потрясен мужеством своего кумира. Прошло уже много лет, как не стало Георгия Николаевича и я понял, что его взгляд на историю САМБО не всегда был объективен. Многие события были мне неизвестны. И если честно, не было и нет у меня права обличать и клеймить людей, которые создали то, что в конечном итоге создало меня самого таким, каков я есть сейчас. Однако, не сказать вслух о том, как видел все изложенное он, я не могу. И то, что Георгий Николаевич считал важным и принципиальным, я вынес на страницы книги, которая задумывалась и готовилась к изданию прежде всего им. На позициях Георгия Николаевича сегодня стоит еще один очень уважаемый мной человек, известнейший писатель и журналист, человек, который написал несколько хороших книг о самбо и его ярких представителях, мой, я бы сказал, литературный учитель – Михаил Николаевич Лукашов. Ему я благодарен за то, что он, будучи уже в весьма почтенном возрасте с юношеской страстью ищет истину и отстаивает свое мнение. Достается от него и мне. В моих рукописях, которые я делал на основании воспоминаний и работы Георгия Николаевича в архиве, он находит неточности. А еще он нелицеприятно высказал неодобрение того, что я не вынес на обложку этой книги фамилию Георгия Николаевича. Но вся книга, собственно, и посвящена ему и написана прежде всего о нем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.