Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Это важно




Не все периоды сна одинаковы по своей сути!

 

Если второй ребенок мало спит, матери могут сделать неверный вывод, что они делают что‑то не так.

Если родители могут быть источником проблем, нарушающих правильный дневной сон ребенка, то почему же они не могут сделать так, чтобы он спал дольше? Этот вопрос служит хорошим примером асимметрии между сном и бодрствованием. Сон – это не просто отсутствие бодрствования; на самом деле головной мозг автоматически и активно запускает процесс сна и одновременно отключает процесс бодрствования. Вы и ваш ребенок можете насильственно заменить сон бодрствованием, но не способны заменить бодрствование сном. Вы и ваш ребенок можете мотивировать или принудить себя и его к более активному состоянию бодрствования, но не в ваших силах заставить кого‑либо спать более глубоким сном. Итак, сон и бодрствование – это разные, но не противоположные состояния. У родителей есть возможность разрешить ребенку спать максимально долго; это количество сна отражает его подлинную потребность. Как я уже говорил, режим дневного сна у детей преимущественно индивидуален и остается стабильным примерно до 21‑го месяца.

Доказательства того, что эта характеристика индивидуальна, можно почерпнуть из исследований близнецов, и они говорят в пользу того, что контроль над сном у младенцев во многом определяется генетически. Это становится очевидным в тех случаях, когда для одного из близнецов характерен короткий дневной сон, а для другого – долгий; подробнее мы поговорим об этом позже. В 21 месяц средняя продолжительность сна у ребенка составляет чуть меньше двух с половиной часов, но разброс здесь достаточно широк – от одного до четырех часов. В этом возрасте некоторые дети, которые изначально спали днем мало, начинают спать дольше, а те, кто спал долго, – наоборот, меньше. Я полагаю, что это объясняется тем, что к 21‑му месяцу дневной сон перестает определяться в первую очередь биологическими особенностями организма; большую роль здесь начинают играть социальные факторы. К примеру, такие события, как рождение второго ребенка в семье, начало посещения старшим ребенком дошкольного учреждения или участие самого малыша в какой‑то организованной и осуществляющейся по определенному графику деятельности, могут сократить дневной сон у тех детей, которые от рождения имели потребность в более долгом сне. Во многих случаях это не вызывает никаких проблем, если дать ребенку возможность высыпаться в другие дни, а также пораньше укладывать его вечером.

Также важно время дня, в которое ребенок спит. Исходя из данных ряда исследований, можно предположить, что ранний дневной сон – в утренние часы – качественно отличается от более позднего, послеполуденного. Как уже говорилось ранее, во время первого дневного сна преобладает фаза БДГ, а во время второго – наоборот, фаза медленного сна. Итак, дневной сон в разное время различен! Даже у взрослых, уснувших в более раннее время, он оказывается менее глубоким и не настолько восстанавливающим, как послеобеденный, состоящий в основном из медленного сна.

После долгого дневного сна в правильное время ребенок просыпается отдохнувшим. Уровень кортизола – гормона, который более интенсивно выделяется при стрессе, значительно падает во время дневного сна, что свидетельствует о снижении уровня стресса в организме. В отсутствие необходимого дневного сна этот стресс накапливается. Слишком короткий или не синхронизированный с другими биологическими ритмами дневной сон не дает адекватного отдыха. Однако даже короткий дневной сон лучше его полного отсутствия. Он в любом случае оказывает положительное воздействие на умственную и физическую активность.

Детей можно научить правильному дневному сну. Сон нельзя запустить и остановить подобно тому, как можно выключить и включить свет. И в дневном, и в ночном сне имеется три периода: время, требующееся на засыпание, собственно сон и время, требующееся на пробуждение. Один отец как‑то жаловался мне: «Я никак не могу заметить, когда он начинает подавать сонные сигналы», т. е. он испытывал трудности с распознаванием падения уровня активности или начала торможения, предшествующего сну.

 

 

КОЕ‑ЧТО ИЗ ПРАКТИКИ

Не стоит рассчитывать, что ваш ребенок после четырех месяцев будет хорошо спать не в своей кроватке. Если вы не будете обеспечивать ему правильный режим сна, может возникнуть его дефицит.

 

В последующих главах я покажу вам, как увидеть эти сонные сигналы и научить ребенка засыпать.

Если ребенок плохо спит днем, ему это дорого обходится. У детей в возрасте от четырех до восьми месяцев, которые плохо спят днем, ниже концентрация внимания, и они менее настойчивы при выполнении каких‑либо действий. К трем годам дети, которые вообще не спят днем или спят очень мало, часто плохо адаптируются и даже становятся гиперактивными. Адаптивность считается очень важной чертой для успешного обучения в школе.

Одна мама такого плохо адаптирующегося ребенка, смеясь, говорила, что каждое утро молится «богу дневного сна», чтобы он подарил ей перерыв. И наоборот, другая мама говорила, что ей всегда легко справиться со своим сыном, если поблизости имеется постель. Он был таким «фанатом дневного сна», что ей казалось, что ее ребенок больше всего на свете любит оставаться наедине с самим собой. Еще одна мама называла своего хорошо спящего днем ребенка «королем‑соней».

Иногда создается впечатление, что детям более старшего возраста необходимо ровно полтора дневных сна. Одного недостаточно, а уговорить ребенка на второй невозможно. Такие дети становятся очень конфликтными в конце дня или ранним вечером, но родители могут временно и частично компенсировать недостаток сна, иногда пораньше укладывая их спать.

Раннее укладывание становится необходимостью, когда ребенок переходит на однократный дневной сон, в период между 15‑м и 21‑м месяцем. Укладывая ребенка пораньше, вы можете избежать скандалов, снизить вероятность ночных и очень ранних утренних пробуждений, а также отрегулировать и увеличить длительность дневного сна. Почему же многие родители не желают укладывать своих детей спать, когда у них начинают проявляться признаки вечерней усталости, хотя очевидно, что головной мозг очень чувствителен к качеству и количеству сна? Во‑первых, родителям свойственно естественное желание общаться и играть с детьми. Во‑вторых, они боятся, что, если уставшего ребенка рано уложить спать, он слишком рано проснется на следующее утро. В‑третьих, из‑за того, что я рекомендую не только пораньше класть ребенка спать, но и не вставать к нему ночью, кроме как для кормления, родители боятся, что он будет долго плакать после того, как его уложат в постель в середине ночи. Эта боязнь возможного плача заставляет родителей отказаться от идеи более раннего укладывания.

Вот рассказ о семье, которая начала приучать к этому восьминедельного ребенка. Он не переутомлялся и не страдал от перевозбуждения или коликов, так что переход оказался легким. Для тех 20 % детей, которые страдают от чрезмерного перевозбуждения и коликов, такое беспроблемное изменение распорядка дня в возрасте восьми недель не представляется возможным.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.