Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувство самоуважения




 

Как развивается у человека чувство самоуважения? Подлинное самоуважение вырастает из уверенности в себе и в том, что вы все делаете правильно. Самоуважение – это истинное ощущение себя как кого‑то достойного заботы и защиты. Оно позволяет нам расти и развиваться. Если ваше самоуважение поддерживается извне, чувство уверенности ведет к его дальнейшему повышению. Эта позитивная спираль начинает медленно раскручиваться и сама себя подкрепляет. Таков универсальный процесс, происходящий у обоих родителей и у ребенка.

«Когда нужно кормить ребенка?», «Хватает ли ему молока?», «Должна ли я взять его на руки?», «Как прекратить этот плач?» Все эти вопросы – начало игры, в которую вовлекаются родители и ребенок. Используя свой опыт, природные способности и интуицию, матери и отцу становится все легче найти ответы на эти вопросы, и у них появляется уверенность в себе. Благодаря опыту и знаниям воспитывать второго и третьего ребенка им часто оказывается проще. Итак, наши малыши растут, и, соответственно, повышается наша компетентность как родителей.

Дети рождаются со способностью к накоплению собственного опыта и повышению уровня навыков по мере своего развития. Головной мозг ребенка запрограммирован на работу в направлении увеличения опыта и эффективности. Эта способность развивается по мере того, как малыш знакомится с новыми ситуациями и привыкает к более широкому спектру стимулов. Ребенок должен исследовать мир при участии любящего воспитателя. Регуляция физиологических функций, понимание разных эмоций и появление интереса к миру означают, что ребенок растет. Если он хорошо спит и хорошо питается, то способен лучше исследовать окружающий мир.

Дети реагируют на причины и следствия. Когда отец или мать разговаривает с ребенком, он улыбается и издает в ответ какие‑то звуки. Продолжающиеся родительские ответы на них способствуют дальнейшей тренировке, готовящей ребенка к произнесению первых слов. Прямой визуальный контакт с младенцем тоже поощряет диалог.

Один детский психиатр говорил о том, что каждому ребенку нужен воспитатель, «настроенный» на него. Эмоциональная настройка – это трехступенчатый процесс. Во‑первых, воспитатель путем сравнения называет и определяет ощущения ребенка: он голоден, устал, ему грустно. Затем следует понимание того, что внутренние ощущения отличаются от внешнего поведения, например плача. И наконец, воспитатель реагирует, объясняя ребенку его эмоции: «Ты плохо себя чувствуешь, потому что хочешь кушать». Настройка – это не взгляд в зеркало, которое имитирует поведение («Ты плачешь»); скорее, это прочтение знаков, передающих эмоциональное состояние: да, ребенок плачет, и этот плач что‑то означает. Мать шестинедельного младенца, слыша его плач, знает, что он свидетельствует о голоде. Когда ребенок ощущает ее запах и чувствует, что мать собирается его кормить, он быстро успокаивается, зная, что сейчас поест. Путем повторения определенных последовательностей, которые выучивают мать и отец, создается определенный ритм. Плач из‑за мокрого подгузника можно отличить от «голодного» плача. Воспитатель реагирует на сигналы ребенка, а тот становится более организованным, начинает осознавать причины и следствия и чувствует себя более уверенно.

Дети по‑разному реагируют на отца, мать, братьев и сестер и приходящую няню. Ребенок растет под влиянием поведения родителей, которые стараются как можно лучше его понимать и сочувствовать ему и тем самым помогают развивать сильные стороны и формировать идеалы. В самом раннем возрасте ребенок впитывает похвалы. «Мой малыш самый красивый, умный, сильный», – слышит он хор голосов вокруг себя. Удовлетворение его потребностей с нежной улыбкой – часть этой атмосферы любви.

Ребенок является важной частью этого уравнения, так как рождается с собственным уровнем устойчивости и возможностями для стимуляции и возбуждения. У всех детей разные способности и темпы развития. Такая вариабельность порождает различия в восприятии самых первых и последующих событий в жизни. У отца и матери, в свою очередь, тоже неодинаковые способности и возможности. О ребенке могут заботиться самые разные люди в самых разных сочетаниях, и такое окружение создает для ребенка социальную среду. Это объединение людей меняет каждого из них.

Давайте вернемся к истории о том, как Эсме просила еще одну сказку на ночь.

 

 

«Еще одну сказку» (продолжение)

Мне нужно было разобраться, у кого на самом деле проблемы с укладыванием – у меня или у дочери. Может быть, это мне сложнее уложить ее, чем ей – улечься и заснуть?

Может быть, это я держу Эсме и не хочу отпускать, когда она больше всего нуждается в том, чтобы я приучила ее легко совершать переход от дня к ночи, от игры – к отдыху, от общения – к одиночеству, переход, необходимый для нас обеих ради здорового отдыха и здоровой самостоятельности? Меня вдруг поразило осознание того, что это я не хочу класть этот теплый уютный комочек в кроватку, отпустить дочурку, сказать ей «Спокойной ночи!», закрыть дверь и оставить ее; что это я страдаю от страха разлуки. Мысли у меня смешались. Когда же я перестала воспринимать укладывание как полезный, необходимый, мирный перерыв во времени, которое я провожу с дочерью, и оно стало для меня трудным расставанием?

Когда я все это поняла, все встало на свои места. Существовал миллион причин – одни очень простые, другие – более сложные. Эсме стала старше, и мне все интереснее проводить с ней время. Каждый день она узнает что‑то новое, каждую секунду есть что‑то такое, что моя дочка может узнать, рассмотреть, показать, произнести. Дочка обожает книжки и бросает любую игрушку, если вместо игры можно почитать. Я так же прихожу в волнение и восхищаюсь ее развитием, как и она сама. Поскольку я очень горжусь тем, сколько знаний она впитывает, просьба «Еще одну сказку, мамочка» втайне меня радует.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.