Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оформление контрольной работы

Муром


УДК 94 (47)

ББК 63.3 (2)

О

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Муромского института (филиала)

Владимирского государственного университета

 

 

О Отечественная история. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / сост. И.В. Кузнецов. – Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2008. – 28 с.

 

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения и содержат необходимые материалы для написания контрольных работ по отечественной истории студентами-заочниками. Приводятся варианты заданий, требования к оформлению и содержанию контрольной работы, список рекомендуемой литературы. Список литературы составлен с учетом возможностей учебной библиотеки МИ ВлГУ.

 

УДК 94 (47)

ББК 63.3 (2)

 

 

  © Муромский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет»

Цели и содержание контрольной работы

 

Контрольная работа по отечественной истории, которую должен выполнить студент-заочник, является важным видом самостоятельной работы, одной из форм изучения дисциплины, предусмотренной учебным планом и Государственным образовательным стандартом. Она способствует углубленному усвоению курса, помогает студентам лучше подготовиться к экзамену и приобрести навыки работы по сбору материала и его грамотному изложению.

Контрольные работы выполняются студентами по вариантам, приведенным ниже. Номер варианта соответствует номеру студента в списке группы. Если номер по списку группы превышает 25, то студент берет вариант по порядку из начала списка вариантов (например, номеру по списку группы 26 соответствует вариант 1, номеру 27 – вариант 2 и т.д.). Каждый вариант содержит три вопроса, на которые студент должен дать развернутые ответы. Оптимальный размер контрольной работы – 6-10 страниц рукописного текста на каждый вопрос.

По каждому из вариантов даются рекомендации, которые помогут вам лучше раскрыть содержание включенных в них вопросов. Этих рекомендаций следует придерживаться при ответе.

Отвечая на вопросы контрольной работы, желательно пользоваться учебными пособиями и литературой из рекомендованного списка. Допускается привлечение других источников, доступных студенту, в том числе материалов из сети Интернет. Не следует просто переписывать текст учебника, постарайтесь самостоятельно изложить найденный материал. Самостоятельность ответа и полнота раскрытия вопроса являются главными критериями оценки работы.

 

Контрольная работа выполняется в рукописном виде, в школьной тетради. Почерк должен быть аккуратным и разборчивым. При написании контрольной работы следует оставлять поля с внешней стороны страницы для замечаний преподавателя.

Первый лист контрольной работы является титульным. Он не нумеруется. Второй лист – оглавление, в котором должны быть приведены все составные части работы с обязательным указанием страниц их начала. Оглавление также не нумеруется.

Основную часть работы составляют ответы на предложенные вопросы. Нумерацию основной части следует начинать с третьей страницы. Ответ на каждый из вопросов контрольной работы следует начинать с новой страницы.

Все источники, использованные при выполнении контрольной работы, должны быть обязательно отражены в списке литературы в конце работы. Приводимые в работе цитаты, заимствования, цифровые данные, взятые из работ других авторов, должны иметь ссылки на источники (сноски). Сноски приводятся на тех страницах, к которым относятся, и имеют общую порядковую нумерацию. Размещение сносок в конце работы нежелательно. Обратите внимание на правильность оформления списка литературы и сносок.

Контрольная работа выполняется студентом в течение учебного семестра и должна быть сдана преподавателю на проверку до начала экзаменационной сессии. Успешное выполнение контрольной работы является условием для допуска студента к экзамену.

 


Варианты заданий для выполнения контрольной работы

 

Вариант 1.

1. Восточные славяне в древности.

Покажите основные точки зрения ученых на происхождение славян и заселение ими Восточно-европейской равнины. Дайте характеристику занятий славянских племен, опишите их общественный и политический стой, раскрыв понятия "родовая община", "соседская община", "военная демократия".

2. Сословно-представительная монархия в России.

Раскройте сущность сословно-представительной монархии как формы правления. Расскажите о порядке формирования и функциях основных органов государственного управления: Боярской Думы, приказов, Земских Соборов.

3. Консервативное направление общественной мысли в России в первой половине XIX в.

Опишите условия, в которых развивалась общественно-политическая мысль в России в первой половине XIX в. Покажите, что защита самодержавия стала главной задачей идеологов консерватизма в этот период. Раскройте взгляды Н.М. Карамзина и его критику в адрес проектов конституционных реформ. Раскройте содержание теории «официальной народности» и назовите ее автора.

 

Вариант 2.

1. Монголо-татарское иго и его влияние на Русь.

Покажите, в чем заключалась система господства Золотой Орды в русских землях. Отвечая на вопрос о влиянии ордынского ига на развитие Руси, покажите, что сегодня существуют различные точки зрения, раскройте их содержание. Покажите сложный характер взаимодействия Руси и Орды, постарайтесь дать собственную оценку.

2. Крестьянская война под руководством Степана Разина.

Какими причинами была вызвана Крестьянская война 1670-1671 годов? Какие социальные силы приняли в ней участие? Какие требования выдвигали восставшие? Покажите, что восстание С. Разина имело более выраженный антифеодальный характер, чем движение Болотникова. Каковы итоги Крестьянской войны 1670-1671 годов?

3. Хозяйственная политика Н.С. Хрущева.

Покажите объективную необходимость проведения экономических реформ в середине пятидесятых годов XX в. Какие отрасли промышленности получили преимущественное развитие в этот период? Расскажите о реформе хозяйственного управления 1957 года, ее достоинствах и недостатках. Каких успехов добились в этот период отечественные наука и экономика? Охарактеризуйте основные меры советского руководства в области сельского хозяйства, покажите их противоречивый характер. Рассмотрите итоги экономического развития во второй половине пятидесятых – начале шестидесятых годов и дайте оценку хозяйственной политике Н.С. Хрущева.

Вариант 3.

1. Опричнина Ивана Грозного.

В чем состоит сущность опричнины? К каким изменениям в государстве она привела? Покажите, что в опричный период террор превратился в основное средство решения проблем общественного развития. Дайте оценку влияния опричнины на развитие страны, покажите ее связь с началом Смуты.

2. Губернская реформа Екатерины II.

Укажите, какими причинами была вызвана губернская реформа 1775 года, какие цели она преследовала. Какие изменения она внесла в систему местного управления? В чем выразилось участие дворян в формировании органов местного управления? Расскажите об организации городского управления и Уставе благочиния 1782 года. Как повлияла губернская реформа на развитие судебно системы?

3. Столыпинские реформы.

Покажите связь столыпинских реформ с революцией 1905-1907 годов. Раскройте цели этих реформ, покажите их буржуазно-реформистский характер. Расскажите об аграрной реформе и основных ее направлениях: разрушении крестьянской общины, переселении крестьян, деятельности Крестьянского банка. В чем заключались положительные итоги реформы? С какими проблемами столкнулась ее реализация? Дайте оценку столыпинских реформ.

Вариант 4.

1. Государственный строй Киевской Руси.

Дайте общую характеристику политического строя Древнерусского государства, раскройте функции основных органов управления - князя, боярского совета, дружины, веча. Особое внимание следует уделить организации княжеской власти. Раскройте содержание принципа родового старшинства и лестничной системы престолонаследия. Как исследователи решают вопрос о соотношении княжеской власти и вечевой демократии в Древней Руси?

2. Русско-польские отношения в XVII в.

Опишите итоги борьбы с польской интервенцией по Деулинскому перемирию 1618 года, покажите, возвращение потерянных земель стало одной из главных задач русской внешней политики. Расскажите о Смоленской войне и русско-польской войне 1654-1667 годов. Чего добилась Россия в этих войнах? Чем было вызвано последующее сближение с Польшей и подписание Вечного мира 1686 года?

3. Революционное народничество в России.

Укажите предпосылки формирования народнической идеологии в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов XIX в., кто сыграл ведущую роль в ее складывании. Раскройте основные положения идеологии народничества, расскажите о трех направлениях в революционном народничестве и назовите их лидеров. Расскажите о «хождении в народ», деятельности «Черного передела» и «Народной воли». Почему народнические организации не смогли достичь своих целей?

Вариант 5.

1. Владимиро-Суздальское княжество в XII-XIII вв.

Раскройте предпосылки быстрого социально-экономического развития Владимиро-Суздальской земли и превращения ее в одно из сильнейших княжеств Руси. Какими причинами было обусловлено усиление здесь княжеской власти? Покажите роль князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо в этом процессе.

2. Церковный раскол.

В чем состояла сущность реформ патриарха Никона, послуживших причиной раскола? В чем заключалась позиция его противников, кто стал их духовным лидером? Покажите, что для различных слоев общества идеология раскола стала формой протеста против ухудшения своего положения. Как складывались отношения государственной власти с патриархом Никоном и с раскольниками? Какое значение имел раскол для последующего развития страны?

3. Участие России в наполеоновских войнах.

Покажите, что войны, которые вел Наполеон Бонапарт, определяли международные отношения в Европе в конце XVIII – начале XIX вв. Опишите участие России в антифранцузских коалициях Александре I. Почему Александру I пришлось заключить с Наполеоном Тильзитский мир, и чем он был невыгоден для России? Раскройте причины вторжения Наполеона в Россию в 1812 году, кратко опишите ход военных действий, покажите народный характер Отечественной войны. Расскажите о заграничных походах русской армии 1813-1814 годов и Венском конгрессе.

Вариант 6.

1. Присоединение Поволжья и Западной Сибири во второй половине XVI в.

Перечислите основные задачи внешней политики России на восточном направлении в указанный период. Как развивались отношения с Казанским, Астраханским и Сибирским ханствами. Каких успехов добилась Россия на этом направлении? Покажите прогрессивное значение присоединения Поволжья и Западной Сибири к России.

2. Развитие общественной мысли в правление Екатерины II.

Покажите, что политика просвещенного абсолютизма в начале правления Екатерины II благоприятствовала распространению идей Просвещения и развитию социально-политической мысли в России. Назовите главных представителей консервативного, либерально-просветительского и радикально-демократического направлений и охарактеризуйте их позиции по наиболее острым вопросам общественного развития. Почему в конце своего правления Екатерина II начала преследовать свободомыслие?

3. Российский парламент в начале XX в.

Почему вопрос о самодержавии стал одним из главных в первой русской революции 1905-1907 годов? Что такое «булыгинская Дума»? Раскройте содержание Манифеста 17 Октября и Основных Государственных Законов 23 апреля 1906 года. Какие изменения в систему государственного управления они внесли? Как избирались депутаты Государственной Думы в начале XX в., какие полномочия они имели? Как формировался, и какие функции выполнял Государственный Совет? Покажите ограниченность российского парламентаризма и подчиненное положение Государственной Думы по отношению к монарху и правительству.

Вариант 7.

1. Внешнеполитическая деятельность первых русских князей.

Покажите, как развивались отношения Киевской Руси с соседями в X в. Раскройте содержание договоров князя Олега и князя Игоря с Византией и их значение для развития русско-византийских отношений. Расскажите о военных походах князя Святослава и их итогах.

2. Уложенная комиссия Екатерины II.

Расскажите, с какой целью, и каким образом была созвана Уложенная комиссия 1767 года. Рассмотрите Наказ Екатерины II, подготовленный для депутатов комиссии, выделите в нем положения, соответствующие принципам просвещенного абсолютизма. Каковы были итоги деятельности Уложенной комиссии, почему она не смогла выполнить свои задачи?

3. Коллективизация сельского хозяйства в СССР.

Чем был обусловлен переход к политике сплошной коллективизации в конце двадцатых – начале тридцатых годов XX в.? Покажите, что создание колхозов носило форсированный характер и сопровождалось массовыми нарушениями прав крестьян. Расскажите о политике раскулачивания и ее последствиях. Охарактеризуйте положение колхозов по Примерному Уставу сельскохозяйственной артели 1935 года. Расскажите об итогах коллективизации, покажите связь коллективизации и массового голода 1932-33 годов.

Вариант 8.

1. Ливонская война.

Раскройте причины Ливонской войны, расскажите об ее ходе. Почему в войну с Россией вступили Польша, Литва и Швеция? Каковы были итоги войны, почему России не удалось добиться поставленных целей? Какое влияние оказала Ливонская война на внутреннее положение в стране?

2. Экономическая политика Петра I.

Укажите основные цели экономической политики Петра I. Раскройте содержание принципов меркантилизма и протекционизма, как они повлияли на экономические реформы Петра? Покажите достижения Петра I и недостатки его экономической политики.

3. Контрреформы Александра III.

Расскажите о причинах контрреформ в правление Александра III. Кто стал их идейным вдохновителем, и на какие цели они преследовали? Опишите основные контрреформы, проведенные в восьмидесятые – начале девяностых годов XIX в., покажите, как они ограничивали демократические принципы реформ Александра II. Каковы были результаты контрреформ Александра III?

Вариант 9.

1. Реформы Избранной Рады.

Раскройте содержание понятия "Избранная Рада", расскажите о проведенных ею в середине XVI в. преобразованиях в системе государственного и местного управления, военной и финансово-налоговой сферах. В чем состоит значение этих реформ? Почему прекратилась деятельность Избранной рады?

2. Государство и церковь в XVIII в.

При ответе на этот вопрос необходимо показать как абсолютистское государство на протяжении XVIII в. ограничивало самостоятельность Русской православной церкви. Опишите изменения, которые произошли в положении церкви при Петре I. Какое значение имела ликвидация патриаршества? Что такое секуляризация церковных земель, проведенная Екатериной II, как она отразилась на положении духовенства?

3. Гражданская война в России.

Дайте определение гражданской войны. Когда началась гражданская война в России, какими причинами она была вызвана? Что такое белое движение, кто были его руководители? Укажите этапы гражданской войны и их основные события. Почему белое движение потерпело поражение? Каковы были итоги гражданской войны?

Вариант 10.

1. Крещение Руси

Раскройте предпосылки крещения Руси и факторы, определившие выбор православной веры. Как происходило распространение христианства на Руси, какую роль сыграли в этом процессе княгиня Ольга и князь Владимир.

2. Положение дворянства в XVIII в.

Покажите, как изменилось положение русского дворянства при Петре I. Какие преимущества получили дворяне, и в чем государство ограничивало их права и свободу? Кто и когда отменил принцип единонаследия и обязательную службу дворян? Рассмотрите Жалованную грамоту дворянству 1785 года и охарактеризуйте положение дворянства как свободного привилегированного сословия в конце XVIII в. Почему правление Екатерины II получило название «золотого века русского дворянства»?

3. СССР и страны Восточной Европы в послевоенный период.

Покажите, что победа Советского Союза в Великой Отечественной войне привела к формированию социалистической системы. Расскажите об образовании СЭВ и Организации Варшавского Договора. Покажите, что образование советского блока сопровождалось навязыванием странам Восточной Европы советской модели развития, что послужило источником целого ряда конфликтов внутри социалистического лагеря. Расскажите о конфликте Сталина с югославским руководством, событиях в Венгрии 1956 года и Чехословакии 1968 года. Какими причинами был вызван распад советского блока в конце восьмидесятых годов XX в.?

Вариант 11.

1. Русская церковь в XV - начале XVI вв.

Какое положение занимала православная церковь в Московском государстве? Как изменились ее отношения с константинопольским патриархом после Флорентийской унии 1439 года? В чем суть споров нестяжателей и иосифлян в конце XV в., дайте характеристику позиций обеих сторон. Как государственная власть относилась к этим спорам?

2. Присоединение Украины к России.

Покажите причины и ход национально-освободительной борьбы украинского народа под руководством Б. Хмельницкого в 1648-1652 годах. Чего добился Хмельницкий в борьбе с Польшей? Почему возникла необходимость обращения за помощью к России? Расскажите о Переяславской раде 1654 года и дайте ее оценку.

3. Славянофилы и западники.

Чем вызвано возникновение этих двух направлений в русской общественной мысли? Назовите основных идеологов каждого из них. Покажите, в чем состояли главные идеи славянофильства и западничества. В чем их представители различались, а в чем их взгляды были схожи? Покажите оппозиционный характер обоих течений по отношению к политике самодержавия.

Вариант 12.

1. Новгородская республика в XII-XV вв.

Покажите особенности социально-экономического развития Новгородской земли и факторы, определившие слабость княжеской власти. Опишите систему государственного управления в Новгороде и покажите ее отличие от других русских земель. Какими причинами было вызвано падение Новгородской республики?

2. Восстание Болотникова.

Покажите причины начала антиправительственного движения под руководством И. Болотникова. В чем заключались особенности этого движения, почему к нему примкнули южнорусские дворяне? Расскажите об основных событиях крестьянской войны, раскройте причины поражения восставших.

3. Русско-турецкие войны в первой половине XIX в.

Покажите связь русско-турецких войн с восточным вопросом. Каковы были итоги войн России с Турцией в 1806-1812 и 1828-1829 годах? Почему Ункяр-Искелесийский договор 1833 года стал крупным дипломатическим успехом России? Что стало причиной и поводом для Крымской войны 1853-1856 годов? Расскажите об основных событиях этой войны, раскройте причины поражения России. Чем был невыгоден для нашей страны Парижский мирный договор 1856 года? Как повлияла Крымская война на внутреннее положение в стране?

 

Вариант 13.

1. Возвышение Москвы в конце XIII - первой половине XIV в.

Раскройте объективные и субъективные предпосылки превращения Москвы в центр объединительного процесса. Какое значение имела политика первых московских князей для победы Москвы над Тверью в борьбе за великокняжеский ярлык?

2. Внешняя политика Петра I.

Назовите основные задачи внешней политики России в конце XVII – начале XVIII вв. С какой целью были организованы Азовские походы? Какое значение имело Великое посольство в Европу в 1697-1698 годах? Рассмотрите цели, основные события и итоги Северной войны 1700-1721 годов. Чем закончились для России Прутский и Каспийский походы Петра I? Дайте общую оценку его внешнеполитической деятельности.

3. Отмена крепостного права в России.

Раскройте предпосылки Крестьянской реформы 1861 года, опишите процесс ее подготовки. Кто сыграл ведущую роль в ее организации? Какие права получили крестьяне после отмены крепостного права? Как происходили наделение крестьян землей и выкупная операция? Как было организовано крестьянское самоуправление, какие вопросы оно решало? Покажите, в чем состояло значение Крестьянской реформы для капиталистического развития страны, и какие феодальные пережитки она сохранила в деревне.

Вариант 14.

1. Образование государства у восточных славян.

Используя сведения о социально-экономическом развитии славянских племен, покажите, что к IX в. у них сложились необходимые предпосылки для возникновения государственности, перечислите эти предпосылки. Раскройте сущность споров между сторонниками норманнской и антинорманнской теорий. Как современные исследователи решают вопрос о роли варягов в создании Древнерусского государства?

2. Городское население в XVIII в.

Покажите, что экономическое развитие России в XVIII в. привело к росту численности и значения городского населения. Каково было его положение при Петре I? Рассмотрите Жалованную грамоту городам и охарактеризуйте положение мещанского сословия при Екатерине II. Какими привилегиями оно обладало? Покажите, что городское население оставалось в рамках феодальной сословной структуры, и что это сдерживало формирование класса городской буржуазии в России.

3. Создание Советской государственности в 1917-1918 годах.

Расскажите об Октябрьской революции 1917 года и II Съезде Советов. Какие решения принял съезд о формировании органов Советской власти? Рассмотрите первые декреты Советской власти, в чем состоит их значение? Расскажите о созыве и роспуске Учредительного Собрания. Дайте характеристику Конституции РСФСР 1918 года, раскройте ее классовый характер.

Вариант 15.

1. Языческие верования Древней Руси

Отвечая на вопрос, покажите характерные черты языческой религии древних славян, опишите систему языческих божеств, организацию языческих культов и роль жрецов в жизни древнерусского общества. Почему в X в. язычество уступило место монотеизму?

2. Борьба с иностранными интервентами в начале XVII в. Первое и второе ополчения.

Что стало причиной открытой военной интервенции в Россию в период Смуты, какие страны приняли в ней участие? Покажите, что стремление семибоярщины опереться на Польшу в попытке преодолеть Смуту противоречило национальным интересам России. Как возникло первое ополчение, почему оно потерпело неудачу? Расскажите о втором ополчении, покажите общенациональное значение освобождения Москвы от польских интервентов.

3. Хрущевская «оттепель» и реабилитация жертв сталинских репрессий.

Что такое «оттепель»? В чем выражалась либерализация советской системы в области науки и культуры во второй половине пятидесятых годов XX в.? Какое значение имела для духовной жизни страны критика культа личности на XX съезде КПСС? Расскажите о реабилитации жертв репрессий, покажите, что она носила противоречивый и незавершенный характер. Почему в начале шестидесятых годов «оттепель» сменяется ужесточением идеологического контроля?

Вариант 16.

1. Русь и степные кочевники в X-XII вв.

Расскажите о печенегах и половцах и угрозе, которую они представляли для южнорусских земель. Покажите роль Ярослава Мудрого в отражении печенежской угрозы и деятельность Владимира Мономаха по организации борьбы с половецкими набегами.

2. Городские восстания в Москве в XVII в.

Расскажите о причинах, движущих силах и итогах Соляного и Медного бунтов в Москве.

 

3. Политика «военного коммунизма».

Дайте определение «военного коммунизма», покажите, что эта хозяйственная политика, с одной стороны, определялась условиями экономическими трудностями гражданской войны, а с другой, - являлась первым вариантом социалистического строительства. Расскажите об основных направлениях политики «военного коммунизма», раскройте понятия «национализация промышленности», «главкизм», «продовольственная диктатура», «продразверстка», «ликвидация товарно-денежных отношений», «всеобщая трудовая обязанность», «милитаризация труда». К каким результатам привел «военный коммунизм»?

Вариант 17.

1. Феодальная война в Московском государстве во второй трети XV в.

Раскройте причины начала феодальной войны между Василием II Темным и Юрием Звенигородским с сыновьями. Почему эта война завершилась победой великого князя, несмотря на то, что противники дважды изгоняли его из Москвы? Какие последствия имела феодальная война?

2. Экономическая политика Русского государства во второй половине XVII в.

Раскройте причины активизации экономической политики Российского государства при царе Алексее Михайловиче. Как отразились на развитии экономики такие меры как увеличение цен на соль и массовая чеканка медных денег? Рассмотрите, как правительство пыталось способствовать развитию внутренней торговли и защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции с помощью протекционистских мер.

3. Образование СССР.

Назовите основные принципы национальной политики большевиков. Какие предпосылки для складывания военно-политического союза советских республик возникли в годы гражданской войны? Почему появилась необходимость в новых формах объединения? Расскажите о двух моделях создания союзного государства и покажите их принципиальные различия. Когда был создан СССР, и какие республики подписали Декларацию и Договор об образовании СССР? Дайте краткую характеристику Конституции СССР 1924 года.

Вариант 18.

1. Закрепостительная политика феодального государства в XV-XVI вв.

Раскройте причины мер по закрепощению крестьян в XV-XVI вв., покажите их связь с развитием поместной системы и фискальными интересами государства. Раскройте сущность Юрьева дня, Заповедных лет, Урочных лет и их значение в оформлении крепостного права в России.

2. Экономическая политика Екатерины II.

Раскройте принципы, которыми руководствовалась в своей экономической политике Екатерина II. Почему императрица ограничила государственное вмешательство в экономику и в чем выражалась либерализация экономической деятельности? Покажите основные мероприятия Екатерины II. Какие результаты дала ее экономическая политика?

3. Реформы государственного управления при Александре I.

Укажите предпосылки проведения реформ в сфере государственного управления и появления проектов преобразования России в конституционную монархию в начале XIX в. Расскажите о министерской реформе 1802 года и ее результатах. Раскройте содержание конституционного проекта М.М. Сперанского. Почему этот проект не был реализован? Расскажите об учреждении Государственного Совета в 1810 г., порядке формирования и функциях этого органа власти. Покажите, что реформы Александра I не внесли кардинальных изменений в форму государственного управления и привели к росту бюрократического аппарата.

Вариант 19.

1. Предпосылки и последствия крещения Руси.

Раскройте объективные и субъективные предпосылки крещения Руси в правление князя Владимира. Чем был обусловлен выбор православия в качестве государственной религии? Что такое двоеверие? Покажите значение христианизации для развития древнерусского общества и его культуры.

2. Соборное Уложение 1649 года и развитие сословного строя в России.

Расскажите о причинах появления Соборного Уложения. Дайте характеристику положения основных групп населения (вотчинники, помещики, посадские люди, крестьяне, холопы) по Соборному Уложению. Покажите феодальный характер этого правового акта.

3. Политические партии в России в начале XX в.

Когда в России появились первые политические партии, с чем связано их формирование? Укажите отличия образования политических партий в России от аналогичного процесса в Западной Европе. Рассмотрите программы основных российских политических партий начала XX в.: социал-демократической (большевиков и меньшевиков), эсеровской, кадетской, октябристской и Союза русского народа (черносотенцев). Назовите лидеров этих партий. Какую роль они играли в политической жизни страны в начале XX в.?

Вариант 20.

1. Борьба Руси с монгольским нашествием в XIII в.

Назовите причины завоевательных походов монголов в XIII в. Когда произошло первое столкновение русских князей с монголами и чем оно закончилось? Расскажите о Батыевом нашествии 1237-41 годов. Почему русские княжества оказались не в состоянии отразить нападение монголов? Какие последствия имело монголо-татарское нашествие для Руси?

2. Самозванцы в России в начале XVII в.

Охарактеризуйте политическую и социально-экономическую обстановку в России в начале XVII в., раскройте причины появления самозванцев. Кто такой Лжедмитрий I, и почему ему удалось добиться успеха и занять русский престол? Как появился Лжедмитрий II, почему его поддержала часть русского общества? Покажите авантюристический характер политики самозванцев и ее связь со скрытой польской интервенцией.

3. Новая экономическая политика.

Назовите причины смены экономической политики советского правительства в 1921 году. В чем состоит сущность новой экономической политики (НЭП)? Расскажите об основных направлениях реализации НЭП: замене продразверстки продналогом, разрешении свободной внутренней торговли, изменении системы хозяйственного управления, создании хозрасчетных трестов, денационализации мелких и средних предприятий, концессиях, денежной реформе 1922-1924 годов, формировании свободного рынка труда. В чем заключаются достижения НЭП? Раскройте внутренние противоречия новой экономической политики и укажите причины отказа от нее.

Вариант 21.

1. Политический и общественный строй Московского государства при Иване III.

Покажите, какие перемены произошли в политической системе Русского государства на завершающем этапе объединительного процесса. В чем проявлялось усиление монархической власти? Что такое система кормлений? Как изменились отношения князя и бояр-вотчинников? Покажите, что этот слой феодалов по-прежнему сохранял большое влияние и привилегии. Какие преимущества давал родовитым боярам принцип местничества? Что такое поместная система, и с какой целью она создавалась?

2. Внешняя политика Екатерины II.

В чем состояла сущность восточного вопроса, какое значение он имел для России? Расскажите о русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 годов и их итогах. Чем были вызваны разделы Польши в 1772, 1793 и 1795 годах, какие территории получила Россия? Как складывались отношения Екатерины II с Францией? Покажите положительные и отрицательные стороны внешней политики Екатерины II.

3. Социалистическая индустриализация в СССР.

Какое место занимала индустриализация в планах советского руководства в конце двадцатых годов XX в.? Расскажите о разработке первого пятилетнего плана. Какими методами осуществлялась индустриализация в СССР? Назовите главные стройки первых пятилеток, раскройте изменения, которые произошли в советской экономике в этот период. Покажите положительные и отрицательные стороны форсированного развития тяжелой промышленности. Какое значение имело создание планового хозяйства для развития советского общества и формирования тоталитарного режима?

 

Вариант 22.

1. Общественный строй Киевской Руси.

Покажите переходный характер древнерусского общества, наличие в нем элементов доклассовых и классовых отношений. Расскажите о формировании вотчинного землевладения и раскройте характерные признаки вотчины. Охарактеризуйте положение зависимого населения: холопов, закупов, смердов.

2. Новые явления в русской экономике XVII в.

Охарактеризуйте состояние экономики Российского государства в XVII в. Какие изменения происходили в сельском хозяйстве? Покажите, как развивались в этот период торговля и промышленность, какими новыми явлениями характеризуется их развитие? Раскройте особенности мануфактурного производства в России по сравнению с Западной Европой. Покажите, что экономика страны в XVII в. сохраняла феодальный характер. Какие причины мешали развитию в ней капиталистических элементов?

3. СССР и страны Запада в годы «холодной войны».

Что такое «холодная война»? Когда она началась и какими причинами вызвана? Расскажите о формировании военно-политических блоков и противостоянии мировых сверхдержав в Корейской войне 1950-1953 годов. Покажите, что после смерти Сталина произошла некоторая нормализация отношений между СССР и Западом, но в начале шестидесятых годов она сменилась новым обострением. В связи с этим расскажите о Берлинском кризисе 1961 года и Карибском кризисе 1962 года. В чем проявилась политика разрядки в конце шестидесятых – начале семидесятых годов? Почему в конце семидесятых в отношениях СССР и США начался новый этап «холодной войны»?

Вариант 23.

1. Предпосылки и последствия феодальной раздробленности на Руси.

Назовите и раскройте причины распада единой раннефеодальной монархии на самостоятельные княжества. Покажите, что политическая раздробленность была неизбежным следствием развития феодального способа производства в условиях натурального хозяйства. Расскажите о характерных чертах политического и социального развития Руси в этот период. Покажите, в чем заключалось положительное и отрицательное влияние раздробленности на развитие русских земель.

2. Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева.

Какими причинами была вызвана Крестьянская война 1773-1775 годов, какие социальные силы приняли в ней участие? Чем эта война отличалась от остальных? Расскажите о ходе Крестьянской войны и требованиях восставших. Почему она завершилась поражением?

3. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.

Охарактеризуйте международную обстановку в конце тридцатых годов XX в. Расскажите о возникновении очага войны на Дальнем Востоке и отношениях СССР и Японии. Рассмотрите попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Почему англо-франко-советские переговоры в 1939 году в Москве закончились безрезультатно? Расскажите о пакте Молотова-Риббентропа и его современных оценках, а также о присоединении к СССР Западной Украины и Белоруссии, Прибалтики и Молдавии. Какие цели ставил Советский Союз в советско-финской войне 1939-1940 годов, и каковы были ее результаты? Дайте общую оценку советской внешней политики в этот период.

Вариант 24.

1. Борьба с монголо-татарским игом.

Отвечая на этот вопрос, покажите различные формы сопротивления русского народа ордынскому господству. Расскажите о городских восстаниях, Куликовской битве, покажите тесную связь между борьбой против ордынского ига и процессом объединения русских земель вокруг Москвы. Какие события привели к освобождению Руси от монголо-татарского ига?

2. Реформы государственного управления при Петре I.

Укажите причины и цели реформ в сфере государственного управления, проведенных Петром I. Какие новые органы власти были созданы в ходе этих реформ? Покажите порядок формирования и функции Сената и коллегий. В чем состояло их отличие от органов управления предшествующего периода? Какие правовые акты регулировали работу государственного аппарата и государственную службу? Что стало итогом реформ?

3. Экономическая политика С.Ю. Витте.

В чем заключается сущность политики капиталистической индустриализации, проводившейся С.Ю. Витте, какие экономические районы она затронула в первую очередь? Опишите меры, которыми правительство поддерживало развитие тяжелой промышленности. В чем состояла финансовая реформа Витте 1897 года, и какие цели она преследовала? Покажите достижения российской экономики к концу XIX в. и те экономические и социальные проблемы, которые породила индустриализация. Что такое «рабочий вопрос»?

Вариант 25.

1. Борьба с немецко-шведской агрессией в XIII в.

Раскройте причины борьбы Новгорода с немецко-шведскими феодалами за влияние в Прибалтике. Какими причинами была вызвана активизация немецко-шведской агрессии в 1240-х годах. Покажите роль Александра Невского в отражении агрессии, расскажите о Невской битве и Ледовом побоище и их значении.

2. Формирование предпосылок абсолютизма в политическом развитии России во второй половине XVII в.

Раскройте содержание изменений, происходивших в системе государственной власти при царе Алексее Михайловиче, покажите, как и почему приходила в упадок система сословно-представительных органов и возрастала личная власть монарха. Какие изменения произошли в этот период в местном управлении?

3. Крестьянский вопрос в первой половине XIX в.

Раскройте сущность кризиса феодально-крепостнической системы в начале XIX в. Покажите, какие меры предпринимали Александр I и Николай I для решения крестьянского вопроса. Расскажите об Указе о вольных хлебопашцах 1803 г., Указе об обязанных крестьянах 1842 г., реформе государственных крестьян 1837-1841 гг. Почему вопрос об отмене крепостного права в первой половине XIX в. так и остался нерешенным?


Рекомендуемая литература

 

1. Верт Н. История Советского государства 1900-1991гг. / Н. Верт. – М.: Прогресс-Академия, 1992. – 480 с.

2. Исаев И.А. История государства и права России: Полн. курс лекций / И.А. Исаев. – М.: Юристъ, 1996. – 447 с.

3. Исаев И.А. История Отечества. Учеб. пособие для поступающих в юридич. вузы / И.А. Исаев. - М.: Юристъ, 1997.-231 с.

4. История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX - нач. XX в. / Сост. С.В. Мироненко. – М.: Политиздат, 1991. – 365 с.

5. История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории Сов. государства / Сост. В.А. Козлов. – М.: Политиздат, 1991. – 364, с.

6. История политических партий в России: учебник для студентов вузов / Под ред. А.И. Зевелева. – М.: Высшая школа, 1994. – 446 с.

7. История России с древнейших времен до 1861 г.: Учебник для вузов / Н.И. Павленко, Н.Л. Андреев, В.Б. Кобрин / Под ред. Н.И. Павленко. - М.: Высш. шк., 1996.- 558 с.

8. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник для вузов / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева / Под ред. А.С. Орлова. – М.: Проспект, 1999. - 544 с.

9. История России: в 3-х тт. / Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: Изд-во «АСТ», 1996.

10. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учеб. для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: ИНФРА-М-Норма, 1997. – 592 с.

11. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. – СПб.: Кристалл, 1997.-838 с.


содержание

Цели и содержание контрольной работы ………………………... 3

Оформление контрольной работы ………………………………... 4

Варианты заданий для выполнения контрольной работы ……. 5

Рекомендуемая литература ……………………………………….. 27

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы для подготовки к экзамену | Введение. Владимир Абрамович Егиазаров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.15 сек.