Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гендеризованные родители, гендеризованные дети




Как ни удивительно, другой причиной снижения семейного счастья стали дети. Именно из-за

них семейное счастье часто идет на убыль. Пары, которые остаются бездетными, имеют более

высокий уровень брачного удовлетворения, чем семьи с детьми. Такая семья лучше

образована, вероятнее всего, живет в городе, и жена занята своей карьерой. Семья имеет

больше сбережений и инвестиций и более склонна к покупке дорогого дома в возрасте за

пятьдесят лет. Ощущение брачного счастья слабеет с появлением первого ребенка и не

усиливается, даже когда он идет в школу, а, наоборот, еще больше падает, когда ребенок

становится подростком. По словам социолога Мэри Бебин, муж начинает чувствовать себя

лучше в браке, когда детям исполняется 18 лет, а жена не чувствует себя лучше в браке до тех

пор, пока дети не оставляют дом31. Но дети, уход за ними и их воспитание являются смыслом

и одной из главных целей семьи, последним доводом в пользу ее существования. Если одна из

основных целей семьи — поддержание тендерного неравенства и тендерного различия между

родителями, то другая ее главная цель состоит в гарантировании того, чтобы

L

гендерно сформированная идентичность отца или матери была передана детям, т.е.

 

следующему поколению. Именно в семье впервые сеются семена тендерных различий,

именно там мы впервые понимаем, что быть мужчиной или женщиной, мальчиком или

девочкой означает разные вещи и что положения эти неравны. Тендерная социализация

начинается с рождения ребенка и продолжается в течение всей его жизни. Как родители

влияют на формирование тендерных различий в детях? Родители обладают набором идей

тендерного характера по поводу того, в чем их дети нуждаются, а это значит, что сами

родители уже социализированы в определенных стереотипах насчет того, какими должны

быть девочки и мальчики различных возрастов. С помощью курсов в колледжах и учебников,

популярной прессы, руководств по воспитанию детей, «рассказов бабушек», замечаний друзей

и родственников, информации, полученной от других родителей, и пословиц (типа: «Из чего

сделаны хорошие девочки? Из сахара, специй и всего вкусного»; «Из чего сделаны маленькие

мальчики? Из лягушек, улиток и щенячьих хвостов») они конструируют не просто «ребенка»,

но «мальчика» и «девочку», по отношению к которым существуют разные ожидания.

Конечно, у родителей есть надежды и желания насчет того, какими взрослыми станут их дети,

какие типы ролей они будут играть (как бы туманно они себе это ни представляли), и идеи о

том, какие взрослые «индивидуальные» характеристики являются наиболее ценными, чтобы

человек смог эффективно играть свою роль в обществе. Кроме того, родители следят, чтобы

их ребенок демонстрировал «типичное поведение» девочек или мальчиков его возраста. В

детстве тендерное различие и тендерное неравенство создаются и укрепляются с помощью

игр, СМИ \- школы.

Тендерное формирование личности начинается даже прежде рождения ребенка. До

амниоцентеза (медицинская техника, используемая для обнаружения генетических дефектов,

так же как и пола плода) или сонограммы (которая также может показать пол ребенка)

родители проводят часы, размышляя о поле будущего ребенка и часто делая предположения,

основанные на количестве ударов ножкой и другого внутриутробного поведения плода.

Родственники и друзья говорят о том, «большой» ребенок или «маленький», и делают

комментарии вроде: «Такой активный — это должен быть мальчик!» В тех случаях, когда

амниоцентез не используется, и в тех странах, где эти медицинские возможности недоступны,

родители все еще проводят время в размышлениях о поле своего ребенка.

Объявление о рождении ребенка утверждает его тендер: «Это — мальчик!» или «Это —

девочка!» Прежде всего, вы узнаете пол своего ребенка (в роддоме его пишут на специальной

табличке). Потом уже — все остальное, включая имя, основную информацию о его

физических данных, и часто — кто его родители. Удивленные замечания посетителей рожени-

цы в первые дни после родов повторяют те же самые гендерно сформированные чувства.

Некоторые могут чувствовать, что тендерная стереотип и за ция неуместна, но в большинстве

случаев с мальчиками все еще возможны комментарии типа «Кто знает, однажды он может

стать президентом», или «Такой большой — станет футболистом», а для новорожденной

девочки более вероятны такие комментарии как: «Она красива, и мальчишки по ней будут

сходить с ума!» или «Время пролетит, и она тоже станет матерью».

Во время младенчества представления о том, как следует обращаться с ребенком того или

иного пола, непосредственно влияют на поведение родителей и других взрослых. Большое

количество исследований на эту тему уже обеспечило массу информации, которую я лишь

кратко обобщу здесь. В первые шесть месяцев жизни младенца мать имеет тенденцию

присматривать за девочкой и говорить с ней больше, чем с мальчиком, быстрее отвечать на

крик девочки. Фактически такое поведение прослеживается в первые два года жизни ребенка.

Мальчиков, с другой стороны, чаще, чем девочек, трогают, берут на руки, качают и целуют в

первые несколько месяцев их жизни, но ситуация полностью меняется после того, как

мальчику исполняется полгодика. В течение первого года жизни девочкам позволяется (их

даже поощряют к этому) больше сидеть «на ручках» и вообще находиться в непосредственной

близости от матери, чем мальчикам. Потом, в более поздние годы жизни, девочек поощряют к

самостоятельности, но никогда так сильно, как мальчиков. Эта разница объясняется

заинтересованностью родителей в развитии автономии или независимости. Из-за тендерных

стереотипов матери полагают, что, в отличие от девочек, мальчики должны расти

независимыми, и поощряют их быть самостоятельными, чтобы те позже могли исследовать

 

окружающий мир исправляться с ним. Многие матери отучают сына от физического контакта

раньше, чем дочь. И в целом родители создают больше ограничений для дочери, с самого

раннего возраста ребенка сужая диапазон приемлемого поведения.

Такие старания родителей преподать ребенку «надлежащую» тендерную роль, скорее, не

являются сознательными, но

L

отражают тот факт, что сами родители воспринимают общие социальные роли мужчин и

женщин. Хотя это уже не универсальное правило, часто с сыновьями обращаются так, словно

они по природе крепкие и активные. С ними играют грубее, их приветствуют улыбками и

другими признаками удовольствия, когда они отвечают соответственно. Девочки, по мнению

родителей, более тонкие и нежные существа, поэтому их милое поведение и послушание,

вероятно, получат родительское одобрение.

Другие взрослые укрепляют эти различные стереотипы родительского поведения.

Исследователи обнаружили, что взаимодействие людей с младенцами основывается больше

на их предположениях о том, что именно соответствует определенному тендеру, чем на

непосредственных характеристиках ребенка. Например, водном эксперименте младенцам

последовательно давали гендерно маркированные игрушки (куклы для девочек, молотки для

мальчиков), но взрослым не сказали про пол младенцев. Для описания младенцев, пол

которых они не знали, респонденты использовали гендерно маркированные прилагательные

— «сильный» и «большой» для мальчиков и «мягкий» и «симпатичный» для девочек.

(Очевидно, в таком эксперименте у участников были одинаковые шансы угадать или

ошибиться, и поэтому они описывали детей, скорее, в контексте полученной информации о

них, чем в результате прямого за ними наблюдения.) В другом эксперименте была показана

видеозапись реакции девятимесячного ребенка на чертика из коробочки, куклу, игрушечного

медвежонка и гудок Половине участников эксперимента говорили, что ребенок мальчик, а

другой половине — что это девочка. На вопрос о том, как ребенок выражал гнев, страх и

удовольствие, наблюдатели отвечали по-разному, так как «видели» различные эмоции. Когда

ребенок играл с чертиком в коробочке, то был взволнован и даже кричал. Те, кто думал, что

перед ними мальчик, считали, что «он» сердится; те, кто «видел» перед собой девочку,

думали, что «она» боится32.

Как показали исследования, в период перехода ребенка от стадии младенца к стадии малыша,

в возрасте одного-двух лет, тендерное формирование усиливается. Мальчику говорят, что

«мальчики не цепляются за свою мать» и «большие мальчики не плачут». Независимость

мальчика, его агрессивное поведение и подавление эмоций вознаграждаются, а отказ

подчиниться приносит возрастающее родительское неодобрение. Девочку же поощряют, если

она выражает эмоции, и контролируют

ее агрессию, ей дают больше возможностей быть зависимой; ей разрешают и поплакать

дольше, чем мальчику.

Игрушки, в которые играют дети, изначально созданы как игрушки для девочек и игрушки

для мальчиков. Девочке дают кукольные домики и куклы; мальчик подучает грузовики и

конструкторы. Ему же взрослые объясняют, что он станет «бабой», если хочет играть в

игрушки для девчонок. Эти ярлыки приходят к детям первоначально от взрослых, поскольку

было отмечено, что в два с половиной года многие мальчики предпочитают играть в

кукольные домики и куклы, они отказываются от них только потому, что родители считают

эти игрушки девчачьими. Родительские реакции очень быстро усваиваются детьми, которые

затем уже проявляют совершенно разные предпочтения при выборе игр и игрушек. Рекламные

объявления, продавцы и другие агенты социализации все вместе усиливают значение

подсказок, полученных от родителей, и дети приходят к соответствующему пониманию самих

себя. Игрушки также воспринимаются как воплощение некоторых эмоциональных черт,

соответствующих мужским или женским. Лотт утверждает, что игрушки для девочек

 

поощряют зависимость от других, в то время как игрушки для мальчиков направлены на

развитие способностей к решению проблем и независимости33.

С очень раннего возраста физический внешний вид привязан к социальным определениям

мужественности и женственности. Девочку вознаграждают за ее внешность и

привлекательность, в то время как мальчика чаще хвалят за физические достижения и

активность. Эти различия продолжаются и в юности. Девочку учат использовать свою

симпатичную внешность и скромность, а также смотреть в зеркало и искать отражение себя в

реакции других. Мальчик приходит к пониманию того, что спортивные способности и

достижения являются главными в его будущей

мужской жизни.

Самые ранние отношения ребенка с другими детьми становятся ареной, на которой ребенок

выражает и использует тендерные ожидания, воспринятые от родителей и окружающего мира.

Исследователи обнаружили, что уже после первого года в школе у ребенка развивается

тенденция выбирать приятелей по принципу принадлежности к одному и тому же полу.

Психологи Элеонор Маккоби и Кэрол Джаклин указывают, что дети, независимо от тендера,

предпочитают играть с другими детьми, подобными себе. Их изучение двух- и трехлетних

детей поднимает интересные вопросы. Они сделали так, чтобы пары

детей (одного пола или обоих полов) играли вместе и были одеты одинаково. Наблюдатели не

смогли определить, кто из этих детей является мальчиком и кто — девочкой, даже если пара

состояла из мальчика и девочки. (Конечно, сами дети могли определить пол друг друга.)

Результаты подтвердили, что пары одного пола играли более мирно, чем пары из детей обоих

полов34.

Экспериментальные исследования показывают, что мальчики и девочки очень рано начинают

развивать две тендерные культуры, резко отличные друг от друга. Хотя ребенок не начинает

свою жизнь с игр, ориентированных лишь на один из полов, постепенно он предпочитает

играть с детьми своего пола. В таких играх мальчики изучают опытным путем те модели

поведения, которых от них ожидают как от будущих мужчин, включая и поведение, которое

характеризует сексуальные ожидания взрослого мужчины. В то же самое время девочки

обучаются моделям поведения, требуемым от них как от будущих женщин, также включая и

сексуальные ожидания, В играх мальчиков происходит больше драк, и они более

соревновательны, т.е. созданы так, что в них есть победители и проигравшие. Мальчики

пытаются влиять на направление игры прямыми требованиями; девочки используют более

тонкие и косвенные методы в своих усилиях влиять друг на друга. Мальчики играют, чтобы

заполучить власть; девочки играют, чтобы удостовериться, что все хорошо провели время35.

В мире игры мальчики и девочки принимают тендерные идентичности различными

способами. Девочкам часто «запрещается» участие в некоторых спортивных состязаниях и

разрешается играть в другие игры с более простыми правилами (тач- или флаг-футбол)*. Даже

когда о.чи принимают участие в спортивных состязаниях одновременно, мальчики и девочки

не состязаются вместе. Когда их спрашивают о причине подобного разделения, они отвечают,

нередко с удивлением: «Разве вы не знаете, что мальчики не играют с девочками?» — как

будто поражаясь, что взрослые eaje не знают этого правила.

Вообще мальчики склонны обретать мужественность, избегая всего женского и непосредственно

подражая мужчинам. Наоборот, действия и идентичности девочек кажутся выстроенными, скорее,

на прямой имитации, чем на отталкивании




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.