Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тоническая система стиха




Силлабо-тоническая система стихосложения

Силлабическая система стихосложения

Система построения стиха, в основе которой лежит одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура - внутри стиховая пауза. Эмоциональное движение в стихе почти не наблюдалось, ибо в основной своей массе произведения были религиозно-моральной направленности и имели поучающий характер, яркий пример чему - творчество белорусского поэта Симеона Полоцкого.

Принцип равносложия был присущ поэзии тех народов, в языках которых ударение закреплено за определенными слогами в слове (во французском - за последним, в польском - за предпоследнем, в чешском - за первым и т.д.). Но для языков, в которых, как в русском языке, ударения падали на различные по месту их нахождения слоги (так называемое беглое ударение), силлабическая система оказалась малопригодной: подлинной ритмической соизмеримости стихов она создать не могла.

 

Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. В основе лежит принцип строения русского народного стиха: соизмеримость стихов по количеству и расположению ударных слогов. Ритмическими единицами в силлабо-тоническом стихе, как и во всяком другом, являются соотносимые между собой стихотворные строки - стихи. Соизмеримость же их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями ударных и безударных слогов. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний выступают стопы. Деление на стопы в русском силлабо-тоническом стихе (стопа здесь - сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными) в известной степени условно. Особенности русского языка не позволяют строго выдержать это деление, так как слова русского языка весьма неоднородны как по количеству слогов, так и по месту ударений.

Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры.

Итак, основных размеров русского классического стиха пять: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

 

Система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое, где учитывается также расположение ударений в стихе. В русской терминологии 18-го века под тоническим стихосложением подразумевали силлабо-тонику, как систему, отличную от силлабического стиха.

 

14. Основные уровни и категории содержания литературного произведения

Литературное произведение можно представить как многоуровневую систему.

1 уровень – концептуальный (идейно-тематический, содержание)

-Тематика

-Проблематика и конфликт

-Пафос

-Идея, концепция

2 уровень – «внутренняя форма» (художественный мир произведения)

-Персонажи (субъектная организация произведения)

-время и пространство

-Суюжетно-фабульные отношения

События становятся средством и способом показа изменения персонажа и мира.

Могут быть внешними и внутренними.

-Жанровая форма

Жанр – завершающий элемент.

3 уровень – «внешняя форма» (речевая организация произведения)

Этот уровень мы воспринимаем непосредственно. Речь – материал, с помощью которого создается произведение.

-Речь – лексика, грамматика, синтаксис

-Ритм

Все три уровня находятся в системных отношениях.

Концептуальный уровень произведения – это содержание произведения, т.е. то, о чем автор хочет сказать.

Однако в литературе можно выделить «несколько содержаний», т.к. любое произведение многозначно и имеет множество занчений, смыслов.

Выделяют несколько «ступеней смыслов» (Эткинд)

*Непосредственное, прямое содержание

*Метафорический смысл, иносказательный

глубинные архетипы (смыслы)

1.Символический

При чтении читатель совершает восхождение от конкретного, общего к символическому.

Элементы:

1)Тема

Предмет изображения в литературном произведении. Возникает в самой действительности. Автор лишь заимствует ее. Темой может быть некое событие. («Капитанская дочка» - Пугачевское восстание). Темой может быть некое противоречие («Отцы и дети» - столкновение поколений). Однако задача автора не сводится к тому, чтобы решить противоречие. Темой может быть явление природы, а также неживой природы. Тема может быть метафорой, т.е. предмет изображения не совпадает с действительностью.

Есть Объективные и Субъективные факторы выбора темы

О-факторы:

Культурная и экономическая обстановка в стране

Тема возникает как реальный отклик на окружающие события.

С-факторы:

1.Мировоззрение

2.Социальные особенности

3.Эстетические пристрастия

4.Жизненный опыт писателя

Разновидности тем

В любом литературном произведении нет одной темы, но есть главные (генеральные) и второстепенные, способствующие раскрытию главной темы. «Капитанская дочка»: Главная – тема чести и достоинства, Второстепенная – тема любви.

Можно выделить вечные темы (архетипы) 1)Жизнь и смерть

2)Любовь

3)Добро и зло и др.

Однако в каждую эпоху получают разную интерпретацию.

Личные темы – темы, к которым писатель обращается неоднократно, связаны с личными установками.

Проблематика

Часто путают с проблемой. Проблема – всего лишь противоречие, проблематика - это точка зрения на тему. (Например, тема любви у Чехова и Бунина).

Виды проблематики

1.Социальная

2.Философская

3.сихологическая и т.д.

Идея

Идея - основная мысль произведения, она отражает авторскую позицию по отношению к миру. "Зимнее утро" Пушкина - идея в восхищении жизни, прославлению ее. Нет произведений без идеи, но есть те, в которых автор намеренно выдвигает ее на первое место и открыто выражает свою позицию.

Пафос

Общий строй чувств произведения. Наиболее субъективный элемент содержания.

Виды пафоса:

 Трагический

 Сатирический

 Комический

 Идеологический

 Героический

 Иронический

 

Внутренняя форма произведения – средство воплощения содержания в различных образах. Модель мира, которую автор воссоздает в своем произведении. Самым главным элементом художественного мира является персонаж.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.