Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. Задания на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений (В5)




Задания на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений (В5)

Комментарий.

Комментарий.

В данном примере нам следует выбрать из имеющегося перечня ряд признаков понятия «социальная сущность человека». Нам известно, что социальная сущность – это то, что приобретено человеком в обществе и не дано ему от рождения, как биологическому существу. Зная определения перечисленных понятий-признаков, мы без особого труда выясняем, что задатки и наследственность – это «подарок» природы, все остальное приобретается человеком только в обществе. Если определения понятий подзабыты, можно поступить еще проще. Проведем аналогию между человеком как биологическим существом и животным. Допустим, у вас есть кот. Это биологическое существо.

1) Есть у кота интересы, например, к игре в теннис? Нет.

2) Есть у кота задатки? Да. Например, кот умеет хорошо прыгать, и его этому никто не учил.

3) Есть у кота умения? Например, он осознанно обучился играть на гитаре? Нет.

4) Обладает ли кот наследственностью? Да, он, как и его мама-кошка, рыжей масти.

5) Есть ли у кота знания? Нет, он нигде не учился.

6) Есть ли у кота общественные ценности? Во всяком случае, мы с ним этот вопрос никогда не обсуждали.

А теперь по той же аналогии вернемся к человеку и исключим все, что есть общего между ним и котом, двумя биологическими существами. Остаток, т.е. проявления социальной сущности человека, и составят ответ: 1356.

 

Пример 3:

 

Найдите в приведённом списке примеры отношения к человеку как к фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны

1) садовод-любитель

2) рабочий

3) высококвалифицированный юрист

4) жена

5) токарь

6) бабушка

 

Одним из факторов производства является труд. Это понятие включает показатель готовности человека трудиться, создавать материальные или нематериальные блага. Причём эта готовность должна распространяться на производственную сферу или непроизводственную общественно полезную трудовую деятельность человека.

Деятельность садовода-любителя не относится непосредственно с сфере общественного производства, жена – статус замужней женщины, неизвестно, работающей или нет. Бабушка – статус женщины, имеющей внуков. Все остальные имеют непосредственное отношение к общественно полезному производительному труду или к непроизводственной сфере.

Ответ: 235.

 

Задания В5 обычно требуют умения распознавать суждения разного вида, в основном оценочные и фактические. Под фактом в науке понимают высказывание о фрагменте реальной действительности, имевшем место в прошлом или происходящем в настоящем. По содержанию факт противостоит гипотезе, мнению, оценке.

Мы знаем, что факты образуют эмпирическую, чувственную основу познания. Научно установленный факт является базисом науки, он признаётся как истинное знание. А вот интерпретировать, истолковывать факты, относится к ним, оценивать их можно по-разному. Факт объективен, его нельзя оспорить, мнение субъективно, поскольку оно опирается на личный опыт человека, его систему ценностей. Именно этот подход лежит в основе разделения фактического и оценочного суждений. Фактические суждения обычно являются суждениями описательного характера, отражающими объективную действительность. В языке описательные суждения выражены повествовательными предложениями. Факт нейтрален, неэмоционален, описателен, нередко содержит конкретные данные: цифры, имена, названия.

В некоторых случаях к фактическим суждениям обществоведы относят суждения нормативные, утверждающие, «так есть», «так должно быть» или «при наличии таких-то и таких-то условий происходит то-то». Этим выражается достигнутый наукой высокий уровень развития, позволяющий с высокой степенью достоверности утверждать что-либо (Завтра будет полнолуние). Иногда подобные утверждения опираются на нормы права, планы и пр. (Согласно действующему законодательству Вася Иванов будет призван в армию в октябре текущего года). С точки зрения общей логики невозможно утверждать, что будет завтра, но в обществознании подобные утверждения нередко относят к разряду фактических. Поэтому в спорном случае следует обратиться в апелляционную комиссию.

Суждения оценки связаны с высказыванием позиции человека по тому или иному вопросу, с его отношением к факту, определением ценности объекта. Они предполагают употребление формул: «хорошо», «плохо», «безразлично», «лучше», «хуже» и др. Кроме прямых оценок к оценочным суждениям относятся стандарты, образцы, правила, нормы, конвенции, советы, пожелания, традиции, предостережения и др. («служит примером», «создает надёжную основу»). Высказывания оценочного характера могут содержать своего рода слова – «опорные сигналы», намекающие нам, что суждение субъективно: плохо, хорошо, прогрессивно, реакционно, позитивно и т.п., а также в более широком плане – демонстрирует личностное отношение к явлению (служит примером, создает надёжную основу, не вызывает сомнения и т.п.).

Теоретические утверждения являются способом выражения теоретического знания. Теоретические утверждения включают идеализированные понятия, т.е. понятия, отражающие знания не о конкретных предметах, явлениях, фактах, а о максимально обобщенные знания о них или их свойствах: точка, прямая, центр тяжести. Основными формами теоретических утверждений являются аксиомы и законы. Теоретические утверждения в тексте могут быть строго аргументированы, могут быть проиллюстрированы примерами, могут быть приведены без дополнительной аргументации. Если эмпирические обобщения основываются на знании фактов, то теоретические утверждения базируются на определенном количестве эмпирических закономерностей, позволяющих, позволяющих максимально обобщить имеющееся знание.

Сравним три высказывания: 1. Количество владельцев компьютеров и пользователей Интернета в России в последние годы все больше растет. 2. Возможно, развитие компьютерной техники и средств связи будет осуществляться еще более скорыми темпами. 3. Компьютеризация является важнейшим компонентом современного научно-технического прогресса. В первом случае констатируется факт, во втором – высказывается субъективная позиция, которая может быть оспорена, будучи общим прогнозом. В третьем случае высказывание носит характер теоретического утверждения, поскольку оно основано на максимально теоретизированном материале, т.е. использует преимущественно теоретические, абстрактные понятия, не содержит оценки как второе высказывание и претендует на выявление закономерности развития общественного явления.

 

Пример 1:

 

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А)Три крупнейшие в стране химические компании заявили о своем слиянии. (Б)Это вызвало значительный рост курса акций данных компаний. (В)Однако вряд ли в условиях мирового финансового кризиса рост курса акций нового объединения будет носить стабильный и долговременный характер. (Г)Скорее всего, владельцы акций химического гиганта играют на повышение на фондовом рынке. (Д)Акции являются важнейшим из современных финансовых инструментов.

 

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

 

А Б В Г Д
         

 

Первые два суждения не содержат конкретных данных, но и не носят оценочного характера. В них описывается то, что уже состоялось. Третье суждение содержит намёк на субъективность («вряд ли») и содержит вероятностный прогноз. Мы же знаем, что фактическое суждение не распространяется на будущее. Четвёртое высказывание носит характер интерпретации поведения владельцев акций и потому также не может быть признано фактическим суждением. Ответ: первые два суждения носят фактический характер, последующие два – оценочные суждения. Последнее высказывание максимально абстрактно и претендует на уровень теоретического обобщения.

 

Пример 2:

 

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А)Каждый человек играет в своей жизни немало социальных ролей. (Б)Сущность социальной роли состоит в том, что она выступает своего рода моделью ожидаемого обществом поведения человека. (В)Вряд ли кто-то станет утверждать, что даже на работе в течение дня человек хотя бы раз не меняет социальную роль, превращаясь из начальника в подчиненного или наоборот. (Г)Многие психологи считают, что исполнение социальной роли в известной степени вытесняет из сознания человека его личное «Я», его индивидуальность. (Д)Несомненно, в обществе существует дефицит некоторых ролей.

 

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

 

А Б В Г Д
         

 

Вряд ли стоит оспаривать фактический характер первого утверждения. Второе суждение нам придётся отнести к теоретическим утверждениям.

В третьем суждении мы снова сталкиваемся с вероятностным прогнозом, который отнесём к суждениям-оценкам. То, что часть психологов не имеет определённого мнения о влиянии исполнения социальной роли на нивелирование личности, также свидетельствует о субъективном характере четвёртого высказывания. Пятое суждение также содержит мнение.

 

Пример 3:

 

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А)Исследование вопроса о восприятии истории представителями разных поколений на постсоветском пространстве проводилось в рамках проекта «Евразийский монитор». (Б)Удивительно, но восприятие событий прошлого «отцами» и «детьми» не различаются значимо. (В)Исключение составляет Молдова. (Г) Социологи полагают, что это вызвано тем обстоятельством, что реально одна треть мужского населения постоянно отсутствует из-за выезда на заработки и фактор влияния старшего поколения на молодежь ослабевает. (Д)Взаимодействие поколений является необходимым условием формирования национального менталитета.

 

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 

Первое предложение констатирует, что проводились определённые исследования, какой-либо оценки исследований или порядка их проведения мы не встречаем. Во втором предложении автор высказывает удивление полученным результатом исследования. Это не оценочное суждение, но и никак уж не фактическое. Мы договаривались при рассмотрении заданий В5 скорее придерживаться принципа «факты и не-факты», не вдаваясь в подробности специфики группы так называемых «оценочных» суждений. Поэтому отнесём данное высказывание к оценочным. Третье предложение – короткая констатация факта. Четвёртое предложение представляет описание мнения социологов (социологи полагают), это суждение не относится к фактам, а значит, является оценочным. Последнее высказывание выполняет функцию теоретического обобщения изложенного выше текста и претендует на характер теоретического утверждения.

Ответ:

 

А Б В Г Д
         

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.