Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прежде всего, следует внимательно прочесть инструкцию к заданию С9




Она выглядит примерно следующим образом: «Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт».

2. Выбор темы. При выборе темы следует исходить из следующего: предпочтительным является материал наиболее хорошо усвоенной вами темы, уверенное владение соответствующей терминологией, способность подобрать убедительные аргументы для возможных утверждений. Для облегчения работы при подготовке можно специализироваться на 1-2 направлениях, например, социологии и социальной психологии.

3. Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но общепринятой практикой является выполнение заданий С1-С8 на одной стороне бланка №2, а С9 – на другой при полном использовании его площади. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4. При необходимости, выдаются дополнительные листы.

4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания (С9.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т. Фуллер)). Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд.

5. Интерпретация, т.е. истолкование цитаты. Прежде всего, нужно объяснить, как следует понимать высказанную в цитате мысль с точки зрения той общественной науки, к которой цитата отнесена. Это позволит вам и проверяющему чётко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займёт несколько предложений. Упомяните, кем являлся цитируемый, если вам это известно. Неправильное понимание цитаты может привести к наложению запрета на дальнейшую проверку работы.

6. Далее не будет лишним выразить своё отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы займет также два-три предложения. Если не хотите усложнять свою работу, от высказывания своего отношения к проблеме можно отказаться.

7. Теоретическая аргументация. Основная часть работы – ваше рассуждение с применением знаний по курсу. Теоретическое рассуждение обычно состоит из выдвижения каких-либо предположений (тезисов) и их обоснования. Иногда авторы в своей работе выбирают другую направленность: сначала приводят ряд примеров, затем обобщают их. При этом рекомендуется уместно использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически. Два-три основных из них следует расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Не нужно чрезмерно увлекаться толкованием понятий и превращать эссе в словарь. Напомним ещё раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике.

8. Фактическая аргументация. Рассуждение должно подкрепляться фактическими аргументами. В качестве фактических аргументов могут применяться факты из общественной жизни, научной практики, публицистики, примеры из художественной литературы. Можно использовать и бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, общественной жизни или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац.

9. Многоаспектность проблемы (темы). Что такое аспект? Аспект – точка зрения, с которой рассматривается какое-либо понятие, явление, перспектива. В нашем случае речь идет о социальных явлениях, процессах. Их многоаспектность связана с тем, что любое социальное явление, событие, процесс, социальный объект могут рассматриваться с разных точек зрения, позиций: правовой, социально-психологической, политической, психологической и пр. Например, проблема низкой рождаемости может рассматриваться с научной точки зрения (как научная проблема), социальной (как проблема, влияющая на развитие общества в целом), с экономической (как фактор потери ресурсов), с позиции стратегической безопасности страны (как фактор утраты контроля за огромной территорией страны). Помимо этого универсального подхода возможно рассмотрение темы и с точки зрения интересов различных социальных групп, людей, стран. Многое в выборе принципа рассмотрения многоаспектности проблемы зависит от самой темы. Можно сказать, что истолкование понятия многоаспектности иногда диктуется самим материалом. При рассмотрении различных аспектов темы не следует чрезмерно увлекаться, иначе экономическая тема может незаметно трансформироваться в политологическую или правовую. Рассмотрение проблемы в многоаспектном ключе не является обязательным требованием к эссе.

10. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает своё понимание высказанной мысли. Только не нужно повторять уже сказанное. Вывод должен подтверждать справедливость рассуждения, но не механически дублировать слова цитируемого или автора эссе. В крайнем случае, следует хотя бы перефразировать сказанное выше в одном-двух предложениях. Вывод может «рисовать» перспективу, «оптимистично» обещать и другие проблемы, давать оценку и пр. После этого работу можно считать логически завершенной.

11. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов, критериям. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.

В эссе можно выделить три раздела с соответствующими компонентами:

1. Введение, включающее такие элементы, как определение темы, интерпретация цитаты.

2. Основная часть: теоретическое рассуждение с приведением фактического материала как аргументации тезисов.

3. Заключение.

Остановимся подробнее на отдельных этапах работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.