Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скарабей — род навозного жука, священный «тотем» древних египтян




Суть «Эдипова комплекса», по Фрейду, состоит в сексуальном влече­нии мальчика к матери и агрессивном отношении к отцу как к сопер­нику. Вытесняемый по мере взросления организма в сферу бессозна­тельного, «Эдипов комплекс» становится основой «Сверх-Я» — вме­стилища моральных ценностей субъекта.

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психиатр и психолог, один из ближайших учеников и сподвижников Фрейда, также, подо­бно Юнгу, порвавший со своим учителем из-за несогласия с «сексу­ альной теорией» последнего.

слишком долгое время были достоянием врача, вынужден­ного по роду деятельности заниматься индивидами, чьи не­отложные личные проблемы интересовали его в первую очередь.

Поначалу Фрейд совершенно не имел возможности за­даваться вопросом о глубинных основах собственной тео­рии и размышлять над неизбежно возникающими при этом проблемами исторического порядка. Его естественнонауч­ная подготовка, равно как и его практическая деятель­ность, принесли мало пользы, когда он пытался разобрать­ся в общих предварительных условиях любого психологи­ческого знания. Вот почему он совершенно пренебрег срав­нительной психологией (впрочем, полной сложных и неясных моментов) и с ходу занялся такой зыбкой, осно­ванной на предположениях областью, как первобытная ис­тория психической субстанции человека. Покинув твердую почву, он обошел своим вниманием этнологию и историю, и почти непосредственно перенес знания, приобретенные в процессе лечения современных невротических больных, в обширную сферу первобытной психологии. Фрейд не впол­не отдавал себе отчет в том, что под другими широтами, в других условиях могут господствовать другие ценности и действовать другие психические доминанты.

Фрейдовская школа осталась верна эдиповской теме, то есть архетипу инцеста — чисто сексуалистской концепции, не учитывающей, что «Эдипов комплекс» свойствен только мужчинам, что сексуальность — не единственная возмож­ная доминанта психической деятельности, и что инцест, будучи неразрывно связан с религиозным инстинктом, мо­жет представлять собой не столько причину его возникно­вения, сколько способ его выражения. По данному вопросу я могу указать свою работу «Метаморфозы души и ее сим­волы», которая, впрочем, для многих остается книгой за семью печатями. Сам Фрейд, открывший «Эдипов комп­лекс», не последовал за мной в направлении, начало кото­рому было положено им самим, и не оказался готов при­знать правоту моей точки зрения. Его «психоаналитиче­ская» школа так и осталась в плену сексуальной теории.

Безусловно — и это следует подчеркнуть — сексуальная гипотеза обладает большой убедительностью, поскольку она затрагивает один из важнейших инстинктов. То же

 

 

относится и к гипотезе о воле к власти, апеллирующей не только к импульсам отдельных личностей, но и к полити­ческим и социальным устремлениям. И все же напрасно было бы искать в современной науке попытки сопоставить или примирить эти две фундаментальные, но противоре­чащие друг другу точки зрения. Впрочем, как представля­ется, существует лишь одна возможность разрешения про­тиворечий; это — признание понятия «Самость», благода­ря своей особой природе охватывающего как личность, так и общество. Опыт показывает, что архетипы обладают свойством трансгрессивности

(«переходности»), то есть способностью в некоторых случаях проявлять себя так, как если бы они принадлежали в равной мере и обществу, и личности. Вот почему они нуминозны и заразительны (то есть легко переходят от одного индивидуума или группы индивидуумов к другому индивидууму или группе). Спо­собностью волновать обладает лишь тот, кто сам взволно­ван до глубины души. В некоторых далеко не редких слу­чаях именно трансгрессивность определяет полные смысла совпадения, то есть синхронные, не имеющие общей при­чины феномены; об этом свидетельствуют исследования Райна в области экстрасенсорного восприятия 1.

Инстинкты — составная часть живой целостности. Они интегрированы в эту целостность и подчинены ей. Их ос­вобождение и превращение в автономные сущности приво­дит к хаосу и нигилизму, так как при этом единство и це­лостность личности разрушаются, а в итоге разрушается и сама личность. Высшая задача психотерапии заключается как раз в том, чтобы сохранить, а в случае нужды восста­новить единство и целостность личности. Не следует пола­гать, что целью воспитания является подготовка рациона­листов, материалистов, «техников», короче говоря — лиц, которые, не осознавая своих корней, обречены на метания в современном обществе, внося таким образом свой вклад в раскол и расщепление социального организма. Одновре­менно никакая психотерапия не может претендовать на достижение удовлетворительных результатов, ограничи-

1) Дж. Б. Райн (Rhine) — американский психолог, основоположник экс­ периментальной науки о сверхчувственном восприятии, автор фунда­ментальных трудов по парапсихологии: Extra - Sensory Perception, 1934; New Frontiers of the Mind, 1937.

вая свое поле деятельности тем или иным изолированным, отдельным аспектом. Но тенденция к ограничениям, ха­рактерная для нашей современной цивилизации (интен­сивность которой исчерпывает силы даже самых стойких людей), влечет за собой крайне серьезную опасность утра­ты инстинктов. Проявления любого инстинкта должны ис­следоваться и фиксироваться с большой тщательностью, поскольку они составляют часть целостного образа челове­ческого существа; следует четко уяснить себе, что они не­обходимы для сохранения равновесия.

Таким образом, сексуальный аспект НЛО по праву дол­жен привлечь наше внимание, ибо благодаря ему стано­вится ясно, что в структуре явления определенная роль принадлежит мощному сексуальному инстинкту. По-види­мому не случайно в одном из снов обнаруживается жен­ский, а в другом — мужской символ (чечевица и сигара): появление символа одного из полов на вполне «законных» основаниях может быть дополнено появлением символа противоположного пола.

Итак, видение, явившееся во сне, представляет собой символ, который не просто черпает свои элементы из на­деленных репрезентативной силой архетипических форм, но и добавляет к ним элементы инстинктивной природы. Совокупность тех и других позволяет ему с полным осно­ванием претендовать на «реальность»: символ перестает быть только «историческим» и становится актуальным и динамичным. Итак, символ обращается не только к созна­тельному техническому воображению человека или к его философским спекуляциям; он также поражает его «нут­ро», глубины его «животного» существа. Именно поэтому истинный символ столь желанен: он охватывает и выража­ет всего, или почти всего, человека. Даже если интерпре­тация, ограниченная сексуальной точкой зрения, кажется неполной и огрубленной (как в разбираемом случае), ее все равно нельзя отбрасывать или недооценивать; напро­тив, мы должны отвести ей подобающее место.

Инстинкт власти также не теряет своих прав ни в одном из двух анализируемых снов. Рассказчице предоставлена привилегия находиться в уникальной ситуации — наблю­дать событие с близкого расстояния; она оказывается избранным существом, чье лицо обжигает божественный

 

 

 

 

огонь. Но обе точки зрения — как сексуальная, так и ос­нованная на воле к власти — в той мере, в какой они пре­тендуют на свою исключительность, неизбежно изгоняют из поля зрения символический смысл обоих снов и сосре­доточиваются не на самом субъекте, а только на инстинк­тивном проявлении. В очередной раз демонстрируется ни­чтожество личности по сравнению со всемогуществом ин­стинкта. Конечно, для любого, кому не удавалось наблю­дать хрупкость человеческого существа перед лицом импульсивной брутальности инстинкта, подобная конста­тация явилась бы впечатляющей новостью. Но наша рас­сказчица — отнюдь не наивное существо с ограниченным кругом представлений, и поэтому сводить весь смысл ее снов только к инстинктивной стороне было бы совершенно неправомерно. Как раз наоборот, она относится к числу со­временных людей, хорошо понимающих и чувствующих значение устранения личности; обусловленное этим устра­нением парализующее чувство никчемности и потерянно­сти компенсируется сном, в котором рассказчица, единст­венная из всего своего окружения, противостоит панике и способна уяснить ее причину. Именно на нее направляет свое внимание внеземной объект; именно ее он отмечает своим пылающим знаком, давая ей тем самым возмож­ность ощутить свою силу. Таким образом, она оказывается единственной «избранницей». Естественно, подобная ак­ция бессознательного имеет полезный смысл только для то­го индивидуума, который вследствие неполноценного ха­рактера своей жизни рискует погрязнуть в чисто функци­ональном существовании.

 

Приведенный случай — образец проявления страха и не­уверенности, столь характерных для нашей эпохи. В то же время он служит примером компенсации, проистекающей из бессознательного.

 

ТРЕТИЙ СОН

Третий сон представляет собой часть более обширного контекста. Он был зафиксирован примерно в 1952 г. у пациентки сорока двух лет, никогда ничего не слышавшей ни о НЛО, ни о чем-либо подобном.

Рассказчица видит себя в собственном саду. Внезапно она слышит над собой гул мотора. Она устраивается на садовой ограде, чтобы разглядеть, что происходит. По­является черный металлический летательный аппарат и кружит над ней; он выглядит как большой металличе­ский летающий паук с большими темными глазами. Ап­парат имеет округлую форму; это — новый самолет, единственный в своем роде. Из тела «паука» исходит торжественный, ясный и сильный голос, произносящий молитву, которая содержит некое важное сообщение, предостережение для всех тех, кто находится на земле, а также для пассажиров «паука». Смысл молитвы сво­дится к следующему: «Веди нас вниз и держи (храни) нас внизу… Вознеси нас на небо!».

Непосредственно с садом соседствует большое админи­стративное здание; здесь принимаются решения на меж­ дународном уровне. На необычном бреющем полете «па­ ук» едва не касается окон здания, явно намереваясь своим голосом воздействовать на его обитателей и указать им путь, ведущий к установлению мира, а именнок та­ инственной внутренней гармонии. Таким образом, они обязаны принять миротворческие решения. В саду есть и другие зрители. Рассказчица испытывает чувство не­ловкости, так как она не вполне одета.

КОММЕНТАРИЙ К ТРЕТЬЕМУ СНУ

В части сна, предшествующей изложенному отрывку, го­ворится о том, что кровать рассказчицы стоит у садовой ограды. Таким образом, рассказчица спит под открытым небом, на лоне природы, что с психологической точки зре­ния означает ее открытость во сне коллективному бессо­знательному: ведь последнее представляет собой своего ро­да психологический эквивалент окружающего мира и поэ­тому постоянно проецируется на него. Ограда указывает на границу, отделяющую близкий рассказчице мир, ее привычное окружение, от более далеких сфер (админист­ративное здание). Появляется округлый металлический летательный аппарат, уподобляемый летающему пауку. По описанию это — НЛО. По поводу отождествления аппарата с пауком следует вспомнить распространенную

гипотезу, будто НЛО — это инопланетные насекомые с блестящей металлической скорлупой (сходный вид имеет отливающий металлическим блеском хитиновый панцирь скарабеев 1

). По этой гипотезе каждая «летающая тарелка» является самостоятельным живым существом 2.

Я должен признаться, что читая многочисленные опуб­ликованные сообщения, я также пришел к выводу о бро­сающемся в глаза сходстве единственного в своем роде по­ведения летающих тарелок с поведением некоторых насе­комых. Отдавшись воле воображения, можно представить себе, что в других жизненных условиях природа вполне способна выразить свое «знание» совершенно непривыч­ным нам образом; например, вместо светляков она могла бы создать существа, обладающие «антигравитацией». Во всяком случае, наша техническая изобретательность часто очень отстает от изобретательности природы.

Все предметы нашего опыта подвержены действию гра­витации; единственное исключение — психическая суб­станция, которая как вещь «в себе» принципиально лише­на тяжести. Представляя себе отсутствие тяжести, мы не­пременно ссылаемся на психическую субстанцию, душу; желая «овеществить» психическое содержимое, мы прихо­дим к неизбежному выводу, что в рамках наших представ­лений постулируемый «психический объект» и гравитация несовместимы, они отличаются друг от друга своей самой глубинной сущностью. Психическая субстанция — это единственная известная нам «антигравитация» в точном смысле слова. Эти размышления могут быть подтверждены опытом парапсихологии — например, левитацией и дру­гими психическими явлениями, которые заставляют нас признать относительность наших концепций времени и пространства и отрицаются ныне только несведущими

2) Э. Зиверс (Е. Sievers) в своей работе Flying Saucers ьber Sьdafrika (с. 157) приводит гипотезу Джералда Херда (Heard), согласно кото­ рой летающие тарелки могли бы быть марсианской разновидностью пчел (Is another World Watching? The Riddle of the Flying Saucers. — London, 1950). В работе: Harold Т. Wilkins. Flying Saucers on the Attack рассказывается о падающих с неба нитях, выпущенных каким-то не­известным пауком (прим. автора).

 

людьми. «Летающий паук» из разбираемого сна явно отно­сится к плодам бессознательного воображения этого рода. Кстати, в литературе о НЛО есть упоминания о летающих пауках как о возможном источнике «дождя нитей», имев­шего место в Олороне и Гайяке 1. Нужно упомянуть и о возможных ассоциациях из области современной техниче­ской фантазии (новый и уникальный «самолет»).

Психическая природа «паука» проявляется в его «голо­се», который может принадлежать только существу, име­ющему черты сходства с человеком. Этот своеобразный фе­номен заставляет вспомнить результаты наблюдений за психически больными, слышащими «голоса» предметов. «Голоса», подобно видениям, представляют собой автоном­ные психофизические проявления, рожденные активно­стью сферы бессознательного. В литературе о НЛО упоми­наются «голоса», доносящиеся из «эфира» 2.

Не следует забывать и об упомянутых рассказчицей гла­ зах. В них проявляется способность и стремление видеть; говоря обобщенно, они выражают некое испытующее на­мерение. Преднамеренность выражается и в голосе, обра­щенном с одной стороны к жителям Земли, а с другой сто­роны — к пассажирам «паука». Допущенная здесь неболь­шая непоследовательность намекает еще на одну возмож­ность: летательный аппарат — больше не живое существо, а просто машина, перевозящая пассажиров. Последние, очевидно, должны походить на людей, так как им адресо­вано то же обращение, что и людям. Вот почему допусти­мым кажется предположение о том, что они просто оли­цетворяют другой аспект человека: эмпирический человек находится на земле, а духовное существо — в небе.

Таинственное обращение в форме молитвы произносится одним голосом, по всей видимости принадлежащим чтецу или проповеднику. Оно адресовано руководящим и ответ­ственным инстанциям, то есть также и «пауку». Хорошо известно, что в наших широтах паук — животное вполне безопасное. Тем не менее у многих с ним связаны страхи

1) См.: A. Michel. The Truth about Flying Saucers (прим. автора) (Олорон и Гайяк — небольшие города на юго-западе Франции).

2) См.: Н. Т. Wilkins. Flying Saucers on the Attack, p. 138 (прим. автора).

 

 

и суеверия (утренний паук — неприятность, вечерний па­ук — надежда). О «тронутом» человека по-немецки гово­рят: «У него на потолке паук», «У него на чердаке паути­на». Наш соотечественник Иеремия Готтхельф 1

в своей книге «Черный паук» великолепно описал тревогу, кото­рую могут внушить человеку пауки. Подобно любым хо­лоднокровным животным и животным, не имеющим цереб­роспинальной нервной системы, они входят в ряд онириче­ских

(связанных с видениями и галлюцинациями) симво­лов, представляющих в высшей степени чуждый человеку психический мир. Насколько я могу судить, они обычно выражают такое содержимое, которое, будучи действен­ным, тем не менее еще долго не сможет стать осознанным; это содержимое как бы не входит в сферу цереброспиналь­ной нервной системы и остается на более глубоко скрытом уровне симпатической и парасимпатической нервной сис­темы.

Мне вспоминается сон одного пациента, испытывавшего большие трудности и оказывавшего активное противодей­ствие, когда он пытался вызвать в собственном представ­лении идею психической субстанции как высшей, всеорга­низующей целостности. Эту идею он почерпнул, читая одну из моих книг; характерно, что он оказался не в сос­тоянии различить понятия «Я» и «Самость». Наслед­ственность пациента была отягощенной, вследствие чего он был подвержен опасности патологической инфляции 2. В такой ситуации ему приснился следующий сон:

«В поисках какого-то предмета я рылся на чердаке сво­его дома. В слуховом окошке я обнаружил замечательную паутину с большим пауком-крестовиком в центре. Тело паука было синего цвета и сверкало, подобно алмазу».

Этот сон произвел на пациента большое впечатление. Фактически он представляет собой яркое изображение опасности, подстерегающей личность, которая отождеств-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.