Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзальтированность




 

Проверьте себя: на последующие суждения надо дать ответ «да» или «нет».

 

Вы склонны к экзальтированности, если:

1. В принципе способны восторгаться, восхищаться чем‑нибудь или кем‑нибудь.

2. Бывает так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас.

3. Вы впадаете в глубокое отчаяние при каких‑либо разочарованиях.

4. Вы можете сказать о себе: могу полюбить до безумия и могу возненавидеть до глубины души.

5. У вас есть любимые животные, при виде которых вы испытываете чувство трепета, умиления, нежности, волнения.

6. Вы абсолютно не переносите некоторый тип людей (мужчин, женщин, руководителей и т. п.).

7. Неожиданная подмеченная деталь в человеке может резко изменить ваше мнение о нем.

8. Творчество какого‑либо талантливого человека (художника, артиста, поэта, музыканта и т. п.) вызывает восторг, потрясает вас.

9. Трагический фильм, пьеса или роман может растрогать вас настолько, что покатятся слезы.

10. В вашем окружении есть люди, которых вы ненавидите или глубоко презираете.

11. Вы уверены, что большинство людей уступает вам в каком‑либо‑отношении настолько, что не может сравниваться с вами.

12. Часто ваши вкусы, мнения и оценки существенно расходятся с позициями большинства.

 

Сколько баллов (утвердительных ответов) у вас? Полученные баллы означают: 10–12 – отчетливо выраженная экзальтированность; 5–9 – тенденция к экзальтированности; 4 балла и меньше – экзальтированность как эмоциональный стереотип отсутствует.

 

Интерпретация данных. Очень высокие показатели свидетельствуют о склонности личности проявлять эмоциональные крайности. На факты, события и поступки других экзальтированные особы реагируют слишком открыто, преувеличено однозначно, даже гротесково. Они не чувствуют меру и то, как воспринимают те же обстоятельства окружающие. Имея порой очень спорное мнение по поводу кого‑либо или чего‑либо, они тем не менее выражают его в категоричной форме, где нет полутеней и сомнений. Не терпят возражений, не способны смягчать свои позиции и идти на компромисс.

Если при этом у экзальтированной личности невысокий уровень интеллекта, своеобразие мнений и оценок достигает уровня вызывающей амбициозности. Среди экзальтированных встречаются умные и эрудированные люди; тогда амбициозность облекается в наукообразность и высокий стиль.

При всем богатстве интеллекта его все же недостаточно для самокритичности. Создается впечатление, будто обычная рассудительность таких людей вдруг перетекает из области наблюдения причин и следствий в область словесного высокопарного выражения эмоций. Особенно сложны в коммуникативном плане личности, у которых одновременно завышены показатели экзальтированности и импульсивности. Такие, что называется, рубят сплеча, да с таким упоением, что могут нанести психологическую травму кому угодно – родным, близким, знакомым, коллегам, подчиненным и начальникам.

Средние показатели экзальтированности свидетельствуют о способности личности адекватно откликаться эмоциями и чувствами на происходящее. Каждого нормального человека что‑то радует, что‑то огорчает и он выражает это таким образом, чтобы окружающие могли увидеть соответствующие состояния. Для некоторых профессий необходим широкий спектр эмоций и чувств, чтобы не только реагировать в ответ на происходящее, но и доносить свои состояния окружающим. Не случайно в группе учителей экзальтированность выше, чем у других обследованных нами групп, например, врачей, бухгалтеров.

Слишком низкий показатель экзальтированности является признаком скованности эмоций и чувств, а так же лености ума, который не способен делать открытия, находить предмет для восхищения и радости, для отвержения и восхищения. Так, группа безработных, желающих получить профессию в области страховой медицины, набрала наименьшее количество баллов по данному показателю.

В плане профилактики и диагностики эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно‑психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно‑психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами.

 

Нервно‑психическая устойчивость

 

Предлагаемая ниже методика «Прогноз» разработана в Санкт‑Петербургской военно‑медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.

 

Проверьте себя: прочтите утверждение и дайте ответ «да» или «нет».

 

Ваша нервно‑психическая устойчивость

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что я сержусь.

10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего‑нибудь добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.

13. Самая трудная борьба для меня – борьба с самим собой.

14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. Запоры у меня бывают редко.

22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянен – я не полнею и не худею.

25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого‑нибудь из моей семьи были неприятности из‑за нарушения закона.

27. С моим рассудком творится что‑то неладное.

28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

29. Когда я пытаюсь что‑то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек обреченный.

33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

34. Бывает, что я с кем‑нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38. Моя внешность меня в общем устраивает.

39. Я вполне уверен в себе.

40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

41. Кто‑то управляет моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

44. Счастливей всего я бываю, когда один.

45. Кто‑то пытается воздействовать на мои мысли.

46. Я любил сказки Андерсена.

47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

48. Меня злит, когда меня торопят.

49. Меня легко привести в замешательство.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Часто мне хочется умереть.

52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что‑нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии я отношусь равнодушно – они не занимают меня.

55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывали периоды, когда из‑за волнения я терял сон.

60. Я человек нервный, легко возбудимый.

61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни и мне не хочется жить.

74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают головные боли и головокружения из‑за переживаний.

76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

78. Если в моих неудачах кто‑то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79. В детстве я был капризный и раздражительный.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

82. У меня есть судимые родственники.

83. В юности я имел приводы в милицию.

84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

 

Обработка данных. Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих «ключу»:

 

«ДА» – вопросы: 3, 5, 7,10, 16, 20, 26, 27, 29,32,35,37,40, 41,42, 44,45, 47,48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

 

«НЕТ» – вопросы: 2,12,13,14,19, 21, 23, 24, 28,30,33,37,38,39,46,49, 54, 55, 58, 61, 68.

 

Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:

 

«ДА» – вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

 

Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.

 

Интерпретация результатов. Нервно‑психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ; она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно‑психическая устойчивость.

 

 

Завершая обзор эмоциональных реакций и состояний, следует отметить следующее.

 

1. Дезорганизующие эмоциональные состояния, относимые либо к психической норме, либо к психопатологическим, не разделены между собой жестко и однозначно. Вполне здоровый человек может хотя бы изредка переживать самые разные эмоции.

• В поведение личности вкрапливаются оттенки любых эмоциональных реакций и состояний, в том числе фрагменты расстройств эмоциональных реакций и настроений.

 

2. Различные эмоциональные реакции и состояния проникают друг в друга, что свидетельствует о единстве психики и посреднической роли эмоций.

3. Степень эмоциональной дезорганизации зависит от мощности энергии, не нашедшей выхода по тем или иным причинам (органические поражения мозга, дефект нервной системы, нарушение связи между интеллектом и эмоциями, социальный контроль, подавление естественных форм поведения и др.).

4. Любое из дезорганизующих эмоциональных проявлений можно наблюдать в динамике, по нарастающей шкале (Жмуров В. Л. Психопатология, 1994).

Градации апатии примерно таковы: эмоциональное уплощение – эмоциональная монотонность – безучастность.

Шкала подавленного настроения могла бы выглядеть следующим образом: безрадостное настроение – печаль – тоска с переживанием душевной боли и утраты смысла – отчаяние, безысходность – тоскливое возбуждение (раптус) или депрессивный ступор.

Шкала приподнятого настроения может быть представлена таким образом: безмятежное настроение (эйфория) – веселое настроение с повышенной смешливостью – радость, переживание счастья – восторг, ликование – экстаз с хаотическим возбуждением или ступор.

Шкала тревоги выглядит приблизительно так: внутреннее волнение – напряжение, неясное предощущение неприятностей – выраженное беспокойство, предчувствие катастрофы – смятение, растерянность, возбуждение или оцепенение.

• Интенсивность страха колеблется в широком диапазоне: опасение, боязнь, испуг, ужас, панические реакции.

 

5. Практически все упомянутые выше расстройства эмоциональных реакций и состояний способны усложняться и переходить в негативные проявления личности. В таких случаях возможны:

1) невротизация и неврозы;

2) психопатические расстройства личности;

3) психопатические типы личности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.