Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

За кл ю чение




ЗА К ЛЮ Ч Е Н И Е




 


положений пользоваться изолированными примерами. В этих случаях для того, чтобы читателю было легче оценить место того или иного приема во всем произведении, мы старались вновь и вновь возвращаться к уже упомянутым текстам.

Литературное произведение, как и всякое другое произве­дение искусства, содержит информацию, полученную писате­лем из внешнего мира и им переработанную. Будучи опублико­вано, оно уже получает самостоятельную ценность и отдельное от автора существование, поэтому наряду с анализом генезиса произведения и замысла автора правомерен и анализ самого произведения и его воздействия на читателя.

При декодировании неизбежна утрата некоторой части информации. Эти потери зависят от ряда причин; главными из них являются различие содержания памяти кодирующего и де­кодирующего и возможные изменения в коде. Борьба с потерей информации осуществляется в литературе с помощью многооб­разного выдвижения тех или иных смыслов. Выдвижение может иметь вид стилистических конвергенции и в основном базиро­ваться на различных типах расхождения ситуативно и традици­онно обозначающего.

Наряду с потерями возможно и возрастание информации1. Подлинно художественное произведение вызывает у читателя поток мыслей, ассоциаций, чувств, т.е. заставляет его самого творить в резонанс писателю, обогащает его личность, помо­гает ему лучше понять окружающих его людей, делает его бо­лее чутким.

Очевидно, что такое сотворчество читателя и автора возмож­но только при условии наличия у читателя необходимого предварительного запаса информации, складывающегося из ранее прочитанного, услышанного, пережитого. Если этот пред­варительный запас недостаточен, т.е. если читатель интеллек­туально и эмоционально неразвит, то не будет получена и ос­новная информация, заключенная в литературном произведе­нии. Полноценное восприятие, даже в случае произведений, на­писанных современниками и соотечественниками читателя, тре­бует известной подготовки. Тем более необходима специальная подготовка для произведений, написанных на чужом языке, пред­ставителями другой нации и, может быть, другой эпохи.


Перемены в индивидуальном и общественном сознании ме­няют ценность художественной информации произведения. Пе­речитывая в разные периоды своей жизни одно и то же произ­ведение, мы реагируем на него по-разному, оно вызывает но­вые мысли и новые эмоции или, напротив, может потерять интерес. То же самое происходит и в более широком масштабе. Произведения, принадлежащие культурному наследию прошло­го, в разные исторические периоды то приобретают острое со­временное звучание, то начинают казаться далекими и неин­тересными.

Мы уверены, что, читая художественную литературу после получения некоторой минимальной подготовки по стилистике декодирования, читатель, даже не повторяя предложенных здесь процедур анализа, будет замечать и понимать в тексте много больше, чем до такой подготовки.

Подобное понимание текста принято называть «сотворче­ством». Важно подчеркнуть, что под сотворчеством не следует понимать возникновение в сознании читателя точно такого же понимания каждого слова, образа, характера или даже идейно-тематического содержания, какое могло быть у автора. Уже давно было сказано, что читать Шекспира глазами Шекспира мы не можем и не должны. Чем значительнее произведение, тем бо­гаче возможности различного его понимания разными людьми, но эти различия должны быть обоснованы текстом и ничего общего не имеют с произвольным фантазированием и предвзя­тым пониманием.


1 О возрастании информации при чтении см.: Волькенштейн М. Стихи как сложная информационная система // Наука и жизнь. — 1470.-№ 1.


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ



 


Абзац

Автология

Аккумуляция

Актуализация

Акромонограмма

Актуальное членение

Аллегория

Аллитерация

Аллюзия

Аиадиплозис см. Подхват

Анаколуф

Анафора

Антитеза

Антономасия

Апозиопезис

Апострофа

Асиндетон

Ассонанс

Вероятностное прогнозирование

Выдвижение

Выразительные средства

Газетный стиль Гипербола


Голофразис

Графические стилистические сред­ства

Диалектизмы

Заглавие

Звуковые повторы Звукопись Звукоподражание Зевгма

Избыточность

Изобразительные средства

Инверсия

Инструментовка

Интертекстуалыюсть

Информация

Ирония

Иррадиация

Каламбур

Квантование

Код

Конвергенция


Конвергенция синтаксическая

Коннотативное значение, конно­тация

Контекст Контраст

Лексические связи Лингвостилистика Литота

Метатекстовое включение

Метафора

Метонимия

Минус-прием

Многоголосие

Многосоюзие

Норма

Обманутое ожидание

Образ, теория образов

Обратная связь

Оксюморон

Олицетворение

Ортология

Отражение

Остранение

Отрицательная экспрессивность

Парадокс Парономасия Пауза Перенос


Перечисление

Перифраз

Повтор

Подтекст

Подхват

Полисиндетон

Полуотмеченные структуры

Поэтика

Предсказуемость и непредсказуе­мость

Ритм

Риторические фигуры Риторический вопрос Рифма

Сверхфразовое единство

Сигнал

Сильная позиция

Силлепсис

Символ

Синекдоха

Синестезия

Синоним

Ситуация

Сленг

Смена речевых субъектов

Сопоставительная стилистика

Стилистика восприятия; стилис­тика декодирования

Стилистическая функция Стилистический прием Сцепление


 



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.