Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиология формирования двигательных навыков




Двигательные умения -это способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения, они в наибольшей мере проявляются в ситуационных видах спорта, где необходимо умение оценивать возникшую ситуацию быстро и эффективно перерабатывать поступающую информацию, выбирать условия дефицита времени адекватную реакцию и формировать наиболее результативные действия.

Двигательные навыки -это освоенные и упорядоченные действия, которые могут осуществляться без участия сознания (автоматически) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи.

Двигательные акты осуществляются специальной функциональной системой нервных центров.

В деятельность этой системы включают следующие процессы:

1)Обработку информации из внешней и внутренней среды

2)Учет доминирующей мотивации(предпочтение действий)

3)Использование памятных следов(арсенала движений и изученных тактических комбинаций)

4)Формирование моторной программы и образа результата действий

5)Внесение коррекций в программу, если результат не достигнут

Комплекс нейронов обеспечивающих формирование двигательных навыков становится доминантой. Он подавляет деятельность посторонних, нервных центров и соответственно лишних скелетных мышц, в результате движения выполняются все более экономно при включении лишь самых необходимых мышечных групп, те моменты, которые нужны для его осуществления, происходит экономизация энергозатрат.

Порядок возбуждения доминирующих центров закрепляется в виде определенной системы условных и безусловных рефлексов и сопровождающих их вегетативных реакций, образуя двигательный, динамический стереотип. Каждый предшеcтвующий двигательный акт в этой cиcтеме запуcкает cледующий, это облегчает выполнение целостного упражнения.

Этапы формирования двигательных навыков:

1)Возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий. Они формируют общий план осуществления движений, в сознании создается определенный эталон требуемого действия. Имея представление о требуемой модели движения, человек может осуществить ее разными мышечными группами.

2)Заключается в выполнении разучиваемого движения.

Протикает в 3 стадии:

1)Стадия генерализации(иррадиации возбуждения)

Создание движений принимает участие большое количесво нейронов, различных отделов Ц.Н.C. Вовлечение большого количества нейронов необходимо для поиска наиболее нужных из низ. Этот процесс обеспечивается широким распространением возбуждения по различным зонам мозга. В результате этого возникает напряжение большого числа оптивированных скелетных мышц, их продолжительное сокращение, одновременное вовлечение в движение мышц антагонистов. Все это нарушает координацию движений, делает их закрепощенными, приводит к значительным энергозатратам, выраженным вигитативным реакциям.

2)Стадия концентрации

Концентрация возбуждения в необходимых для этого зон Ц.Н.С. в посторонних зонах активность подавляется одним из видов условного,внутреннего торможения. В результате этого включаются лишь необходимые мышечные группы и только в нужные моменты движения. Рабочие энергозатраты снижаются. Двигательный навык на этой стадии уже сформирован, но он не прочен и нарушается при любых новых раздражениях.

3)Стадия стабилизации и автоматизации

В результате многократного повторения навыков в разнообразных условиях помехаустойчивость рабочей доминанты повышается, появляется стабильность и надежность навыков, снижается сознательный контроль за его элементами, то есть возниквает автоматизация навыка. Внешние раздрожения на этой стадии лишь подкрепляют рабочую доминанту не разрушая ее.

Процесс автоматизации не означает выключения коркового контроля за выполнением движений, в процессе тренировки происходит постоянное слечение созданной модели навыков и реальных результатов его выполнения. Важные значения в отработке двигательных навыков имеют обратные связи. Информация, поступающая в нервные центры по ходу движения служит для сравнения полученного результата с имеющимся эталоном. При их несовпадении в мозговых центрах возникают импульсы и в программу движения вносятся поправки-сенсорные коррекции. В системе обратной связи выделяют внутренний контур регуляции движений, он передает информацию от двигательного аппарата и внутренних органов. Внешний контур-он несет сигналы от экстрорецепторов(зрительные и слуховые).

Процесс обучения двигательному навыку ускоряется при дополнительной информации об успешности выполнения упражнений. Особое значение в процессе формирования двигательного навыка имеет речевая регуляция движения, в высших отделах мозга расположены командные нейроны, которые реагируют на словестные приказы и запускают нужные действия. Самоприказы обеспечивают усиление рабочей доминанты и налаживание моторных и вегетативных компонентов навыка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 3952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.