Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое путь боевых искусств.




(Вместо заключения)

 

Вы часто говорите в своем журнале «Путь боевых искусств», а по существу об этом Пути как таковом – ни слова! Почему? Сами не знаете?

(Из письма читателя автору)

 

 

Говоря кратко, Путь боевых искусств – это процесс превращения обычного человека в воина. А как выразился Карлос Кастанеда, «стать воином – значит сознательно выработать в себе набор специфических качеств и соответствующее этим качествам поведение». Мае Ояма сказал по существу то же самое, но иными словами: «путь боевых искусств сводится к обретению истинного смысла жизни через воинскую практику».

Проблема Пути боевых искусств изрядно запутана тем, что, обсуждая ее, чаще всего говорят о другом. Например, начинают рассказывать о принципах «инь‑ян», о пяти первостихиях и восьми триграммах, либо цитируют христианских Отцов и Учителей Церкви. То и другое не имеет особого смысла. Не так‑то просто связать даосскую натурфилософию или христианскую догматику с жестокой резней и мордобоем. Лучше всего это получается у тех людей, которые любят глубокомысленно рассуждать о реализации в бою принципа ненасилия, о просветленном сознании бойца, о бесовских искушениях и других интересных вещах из области мистики.

Личное общение с некоторыми из них убедило меня в том, что к подобным рассуждениям наиболее склонны теоретики, никогда не вступавшие в кровавые столкновения с полупьяными субъектами, вооруженными кастетами или разбитыми бутылками (не говоря уже о рукопашных схватках на войне). Именно теоретики преувеличивают значение мистических изысканий и недооценивают критическую роль практики.

Путанице также способствует то обстоятельство, что изложение теории Пути боевых искусств традиционно пытаются осуществлять через легенды, исторические анекдоты, всякого рода притчи и афоризмы. Однако современный человек, лишенный классического гуманитарного образования, не приученный думать своей собственной головой, в большинстве случаев не в состоянии извлечь из этих сказок хоть что‑то полезное для себя. Ему требуется ясное объяснение сути проблемы, своего рода инструкция по использованию собственного тела и духа, похожая на памятку для автолюбителя или владельца компьютера.

Лично мне кажется, что для начала надо понять, чем вообще привлекает людей искусство рукопашного боя сегодня, когда имеется столько огнестрельного, химического и электрического оружия.

 

Видимо, дело в том, что боевые искусства (конечно, как и некоторые другие виды увлечений) позволяют удовлетворять глубинные потребности, определяющие все наши поступки. Эти потребности разделяются у людей на три основные группы: витальные, социальные и идеальные (или духовные). Удовлетворение витальных потребностей обеспечивает биологическое существование индивида; признание со стороны себе подобных связано с социальными потребностями. Что же касается третьей группы, то именно здесь скрыта причина творчества, поисков истины, добра, красоты, справедливости, всего того, что в совокупности составляет смысл жизни.

Так вот, прикладной аспект боевых искусств, то, что в японском Будо называют «дзюцу» (техника, приемы) отвечает инстинкту самосохранения, присущему человеку как виду живых существ. Практика соревновательных поединков, показательных и трюковых выступлений («сиай») соответствует той стороне человеческой натуры, которая нуждается в признании окружающими ее достижений и личных качеств. Наконец, третий аспект боевых искусств, именуемый «до»(путь) связан с совершенствованием личности, с поиском смысла жизни, с обретением духовных ценностей. Принципиально важно то, что в рамках одних школ эти стороны боевых искусств сливаются воедино, в других же реализуются по отдельности (только техника реального боя, только спорт, только психофизическое совершенствование).

Ведя разговор о человеческих потребностях, следует особо подчеркнуть, что человек отличается от животных не витальными и даже не социальными потребностями, а идеальными. Иными словами, в каждом из нас тем больше человеческого, чем сильнее наши поступки определяются стимулами духовного плана. В конечном счете (потому что на первый взгляд это совсем не очевидно) жажда материального благополучия и сексуальных наслаждений, стремление к власти или к славе – все это в людях от первобытного стада человекообразных обезьян.

В самом деле, к чему фактически сводятся мечты пресловутого «среднего человека», которого антропологи красноречиво называют «голой обезьяной»? К тому, чтобы как можно реже напрягаться умственно и физически, как можно чаще отдыхать и развлекаться. А в процессе отдыха и развлечений наиболее значимыми являются для него положительные физиологические ощущения, особенно сексуальные и пищевкусовые. Короче говоря, огромная масса людей больше всего на свете жаждет «ловить кайф»! Сладко пить, вкусно есть, сношаться с лицами противоположного пола, нежиться в теплой водичке, валяться в мягкой постели или на горячем песке…

Что здесь такого, чего нет у животных? Чем подобное поведение – в принципе – отличается от поведения свиньи, которая нажралась до отвала, залезла в корыто с теплой водой, нагревшейся на солнце, разлеглась там и хрюкает от удовольствия. Почему я об этом говорю? Да потому, что бесполезно призывать к самоограничению, к самодисциплине, к обузданию ненасытной плоти (то есть к нравственности) тех, чей идеал в том, чтобы как можно чаще «хрюкать от удовольствия». Однако, если говорить о Пути боевых искусств, то следует отчетливо понимать: «голой обезьяне» он недоступен.

Конечно, для того, чтобы «пройти школу» в смысле освоения какой‑то техники рукопашного боя, требуются лишь здоровье, время и старание. Можно при этом быть верующим или атеистом; можно соблюдать диету, не прикасаться к рюмке и сигарете, а можно есть все подряд, периодически напиваться и выкуривать пачку в день; можно не прикасаться к женщине, соблюдать некий моральный кодекс, либо напротив, блудить, лгать, красть, предавать и продавать… Для овладения «голой» техникой, приемами нападения и защиты образ жизни адепта, наличие либо отсутствие у него совести и прочих духовных качеств не имеют никакого значения. Хватило бы ему только «дыхалки», то есть ресурсов сердечно‑сосудистой и дыхательной систем организма.

Но для того, чтобы все три аспекта боевых искусств соединить в одно целое, чтобы пойти значительно дальше технического минимума конкретной системы – для этого преображение психики (и тела тоже!) через аскетизм, нравственный образ жизни, непрерывный психический и физический тренинг абсолютно необходимо. В результате человек будет оставаться грозным бойцом до глубокой старости, а не до обычных 30–35 лет. Но гораздо важнее то, что повседневная жизнь станет для него непрерывно длящимся счастьем! Один индус (Калидаса) много веков назад красиво Сказал: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай свою жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг горько плакали». Может ли так прожить свою жизнь «голая обезьяна»? Более чем сомнительно.

Талантливые писатели, эти знатоки человеческих душ и жизни вообще, много раз уже излагали превосходные жизненные программы. Их цитирование заняло бы целую книгу. Поэтому ограничусь всего одним высказыванием:

 

 

«Мы не знаем, и никогда не узнаем, что нас ждет за последним вздохом. Так или иначе – ты живешь. Так или иначе – неизбежно умрешь. Есть ли смысл бояться неизбежного? Наоборот, именно поэтому следует жить разумно, смело и весело, как то подобает человеку. На удар отвечай ударом, на улыбку – улыбкой. В любви и в дружбе иди до конца и все, что не оскорбляет других людей, позволяй себе в полной мере. Гордо живи и бестрепетно умирай!»

(Ал. Грин)

 

Кто‑то может сказать, что мысли такого рода не имеют никакого отношения к Пути боевых искусств. Мне искренне жаль тех, кто так думает. Ибо давно уже известно: «сначала человек, потом мастерство».

 

Итак, путь, о котором идет речь, представляет собой служение высшим идеалам. Его протяженность равна всей сознательной жизни. Следовательно, это путь для немногих («для избранных»), особенно в нынешнюю эпоху с присущей ей верой в чудеса, с ее презрением к духовности, ненавистью к честной трудовой жизни, с чудовищным развратом, обжорством и пьянством. Наконец, с ее всеобщей ленью, бесхребетностью и надеждой на счастливый случай. Но только эти «избранные» и могут идти по Пути боевых искусств. Остальные навсегда останутся на «поле чудес в стране дураков».

Понятно, что не имеет смысла тратить несколько десятков лет лишь для того, чтобы научиться ловко драться. При наличии в обществе гор оружия это было бы нерациональной тратой времени, просто глупостью. Но в том‑то и дело, что серьезная практика боевого искусства нацелена на физическое, психическое и нравственное совершенствование человека, а не воспитание «киллера». Совершенный человек на порядок превосходит обычных людей во всем: в работоспособности, в сообразительности, в настойчивости, в самых разнообразных знаниях и умениях. Его превосходство проявляется также и в столкновениях с двуногими хищниками. Но это лишь следствие его совершенства, а не цель. Цель, повторю еще раз, заключается в преображении собственной духовной и телесной природы.

Стремление к ней открывает врата в принципиально иную жизнь, нежели у «голых обезьян». Идти по Пути – значит быть не таким, как «все». Например, посещение идиотских вечеринок, дискотек и концертов заменять созерцанием вечной красоты природы; не отравлять себя алкоголем, а наслаждаться вкусом хорошего чая; ежевечернему сидению у телевизора предпочитать медитацию; вместо бесконечной возни с автомобилем – тренироваться; мясо и сладости из сахара с маргарином навсегда заменить пищей из натуральных продуктов… Необходимо научиться слушать музыку, прошедшую испытание временем, понимать поэзию и философию, обрести знания в истории и психологии. А самое главное, узнать на собственном опыте, что человек, посмевший вырваться из стада, фактически обречен на одиночество, даже если им восхищаются. Пожалуй, это труднее всего: научиться быть одиноким среди людей, но радостным и счастливым в своей душе!

Чтобы не скулить от тоски, не переполняться отвращением к самому себе, ненавистью или раздражением к окружающим, есть только один метод, верный для всех эпох: истово заниматься тем делом, которое предназначено каждому его судьбой. Если так получилось, что главным для тебя стало боевое искусство, то посвяти ему себя полностью. Не обязательно превращаться в профессионального тренера. Инженер ты или офицер, рабочий или врач, фермер или художник, не имеет значения. Надо лишь одно – чтобы твое любимое занятие в самом деле было для тебя важнее всего на свете. И чтобы это отражалось во всех твоих поступках, независимо от «обстоятельств».

Тогда неважно, сколько часов в день уходит на работу и бытовые заботы, сколько – на физические упражнения и психотренинг. Это в стаде «настоящая жизнь» начинается лишь после окончания рабочего дня или в выходные дни, которых так страстно ждут и так бездарно проводят. Во‑первых, дух и тело можно закалять всегда и везде, не только во время специальных тренировок. Во‑вторых, важны не фактические затраты времени, а внутренние приоритеты. На первом месте в сознании должно стоять любимое дело, понимаемое как способ существования в мире. Именно тогда оно дает чувство смысла жизни, полноты и радости бытия.

Разумеется, в современном обществе практика боевых искусств в определенном смысле является игрой, но что такое игра с позиций философии? Как утверждает Герман Гессе, это та «форма, которая объединяет сферы духа и материи, созерцания и действия. Созерцание – это как бы вдох, действие – как бы выдох, И человек, не владеющий в совершенстве тем и другим, не вполне еще человек».

 

Вернусь к началу своих рассуждений, О каких специфических качествах и о каком поведении там говорится?

По мнению Кастанеды, важнейшая черта поведения настоящего воина заключается в том, что он заранее считает себя умершим, поэтому ему нечего терять и нечего бояться. В самом деле, что может испугать мертвеца? И зачем ему какие‑то выгоды или награды? Воин верит в свой успех не веря, не имеет никаких привязанностей, встречает любую опасность с чувством радости и абсолютной свободы. Таким образом, воин сохраняет невозмутимость духа в любом месте, в любой момент, даже тогда, когда все вокруг разваливается и гибнет.

В то же время, двигаясь по Пути боевых искусств, воин приобретает так называемое «знание тела», позволяющее интуитивно ощущать грозящую опасность и адекватно реагировать на нее, осуществляя необходимые действия без помощи рассудка. Кроме того, это «знание» открывает дверь в кладовую резервных (скрытых) возможностей своего организма.

Мнение Оямы аналогично: «путь воина является путем познания смерти». Подразумевается достижение через экстремальные ситуации, связанные с реальной угрозой жизни, дзэнского «пустого» сознания. Такое сознание идеально отражает все происходящее вокруг. Не задерживаясь ни на чем конкретно («ни к чему не привязываясь»), оно готово к чему угодно. Ояма специально подчеркивал, что «истинно готов тот, кто кажется ни к чему не готовым».

С понятием «пустого сознания» неразрывно связано понятие «духовного меча справедливости». Оно означает следующее. Когда чья‑то агрессия нарушает гармоническую безмятежность воина, он, совершая акт возмездия в соответствии с мерой нарушения своего внутреннего покоя, действует без каких‑либо эгоистических или садистских побуждений. Подобно ветру, вырывающему сопротивляющееся дерево с корнями, воин просто восстанавливает «естественную гармонию бытия».

Наконец, Путь боевых искусств дает человеку возможность преодолевать извечный разлад между телом и разумом. Что больше всего препятствует единству духовного и физического? Ответ известен давно: мешает «зажатость» человеческого ума множеством норм, понятий, условностей, привычек и догм. Мешает все то, что составляет интеллектуальное начало в человеке (животные всегда ведут себя естественно, но у них нет абстрактно‑логического мышления).

Для того, чтобы стать естественным, раскрепощенным, спонтанно действующим существом, руководствующимся в экстремальных ситуациях интуицией, а не логикой, и в этом смысле похожим на дикого зверя (но в то же время по‑прежнему оставаясь человеком), необходимо ослабить цивилизованное, культурное начало, и дать приоритет биологическому, природному началу. Именно в этом заключается подлинный смысл «слияния с природой», а не в смене внешних условий жизни. Иначе можно уйти в горы или в леса, и прожить там целую жизнь, ни на шаг не приблизившись к желаемой цели!

 

Теперь сделаем общий вывод: Путь боевых искусств – это такой образ жизни, главную роль в котором играет повседневная практика конкретного вида единоборства и психической саморегуляции. В процессе многолетней серьезной практики боевого искусства и психической саморегуляции недочеловек («голая обезьяна») постепенно превращается в человека совершенного, а в отдельных случаях даже в сверхчеловека!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.