Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 1




Конец ознакомительного фрагмента.

 

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Стоимость полной версии книги 100,00р. (на 07.04.2014).

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картойами или другим удобным Вам способом.

 

ПАМЯТНИКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОТ "РИГВЕДЫ" ДО "ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ".

1.1. Узнать текст и составить комментарий: объяснить подчеркнутые слова и смысл отрывка.

"Благой Господь сказал:

Хорошо! Так смотри же, сын Притхи,

Мои тысячевидные формы:

дивным красок многообразьем

и цветов они здесь воссияют.

 

Посмотри! Во Мне адитьи, васу,

рудры, ашвины, также маруты,

чудеса многотрудные, прежде

недоступные зрению смертных.

 

Неподвижный и движимый мир весь

в этом теле сейчас будет явлен;

всё, о чем только, Партха, помыслишь,

ты во Мне лицезреть это сможешь.

 

Но своим человеческим оком

ты увидеть Меня не способен:

Я дарю тебе новое зренье

властью йоги Моей чудесной. (…)

 

И тогда изумленный Арджуна,

божеству поклонившись всем телом,

руки вместе сложив, промолвил,

ощущая восторга трепет:

 

Вижу богов я в Твоем, Боже, теле,

вижу существ разновидные толпы,

вижу на лотосе Брахму-владыку,

вижу провидцев, божественных змиев.

 

Многоутробного, и многорукого,

и многоликого, и многоглазого-

вижу Я весь мир в Тебе, Вишварупа!

Нет ни конца у тебя, ни начала.

 

Диск с булавою подняв, о безмерный,

Ты, труднозримый, в короне сияешь,

блеск Ты, сияние, жара лавина,

ярость огня, всепалящее солнце.

 

Ты – цель познанья, Ты- вечность бессмертья,

Ты – высочайшая мира обитель!

Ты – вечной Дхармы хранитель нетленный!

Ты – вечносущий Пуруша! – так знаю. (…)"

 

 

1.2.Узнать текст, назвать его и составить комментарий: объяснить подчеркнутые слова и общий смысл отрывка.

Арджуна сказал:

Те, кто жертву приносят с верой,

но не так, как предписано в шастрах,-

какова у них, Кришна, основа:

гуна саттва? иль раджас? иль тамас?

 

Благой Господь сказал:

Троевидна у воплощенных

вера, их рождена природой:

в светлой – саттва преобладает,

в страстной – раджас, а в темной – тамас.

 

О сын Бхараты! Вера тварей

сообразна их внутренней сути;

человек состоит из веры:

какова его вера – таков он.

 

Люди саттвы – богам несут жертвы,

люди раджаса – демонам, якшам;

упырей, привидений гнусных

люди тамаса чтут приношеньем.

 

Если люди тапас жестокий

совершают, шастрам противный,

лицемерия полные, страсти,

грубой похоти, самости, силы;

 

если мучают голодом тщетно

всю толпу элементов телесных

и Меня в этом смертном теле, -

знай, асуры им так внушают. (…)

 

Если жертвуют по предписаньям,

со вниманьем, плодов не желая,

с одной мыслью: "Жертвовать должно" –

эта жертва бывает саттвичной.

 

Для плодов если жертвуют, Партха,

либо лишь напоказ, лицемерно,-

бык из Бхаратов! – эта жертва

преисполнена гуны раджас."(…)

 

1.3.Узнать, назвать текст и составить комментарий: объяснить выделенные слова и общий смысл отрывка.

"Ныне – слушай Высшее Слово!

Вот моя запредельная тайна!

Я тебе передам это благо,

ибо ты – Мой избранник любимый.

 

Бхакт мой! Будь лишь во Мне всем сердцем!

Жертвуй Мне! Только Мне поклоняйся!

Так ко Мне ты придешь, Мой любимый,

Я тебе обещаю неложно.

 

Невзирая на прочие дхармы,

лишь ко Мне иди за спасеньем!

Не скорби: Я тебя избавлю

от грехов твоих, всех без остатка.

 

Это слово Мое ты не скажешь

никогда никому – кто не бхакт Мой,

но лишь тем, кто Меня не злословят,

лишь подвижникам, лишь послушным.

 

Кто же эту великую тайну

сообщит Моим бхактам верным –

тот, почтив Меня этой любовью,

без сомненья, Меня достигнет.

 

Средь людей нет такого, кто мог бы

угодить Мне больше, чем этот:

на земле и не будет иного,

кто бы Мне был, Арджуна, дороже.

 

И когда человек повторяет

этот наш разговор о дхарме –

жертву знаньем он Мне приносит:

таково Моё, Партха, решенье".

 

1.4. Узнать текст, назвать его и составить комментарий: объяснить выделенные слова и общий смысл отрывка.

"Учитель сказал: "Учиться и в подходящее время применять /то, чему ты выучился/ на практике. Разве не это доставляет радость? Разве вы не радуетесь, встретив друга, прибывшего из дальней страны? Разве не является совершенным мужем (цзюнь цзы) тот, кто не печалится, что его не знают другие люди?"

Ю-цзы сказал: "Среди людей мало таких, кто. будучи почтительным к родителям и уважительным к старшим родственникам, был бы склонен выступать против вышестоящих, но любил бы устраивать беспорядки. Совершенный муж старательно закладывает основы своей личности. Когда же заложены основы, тогда и рождается Дао- путь. Что же касается почтительности к родителям и уважительного отношения к старшим родственникам, то разве не эти принципы являются основой гуманности совершенного мужа?

Учитель сказал: " Сколь редко бывают гуманными те, кто искусен в речах и с приятной наружностью". (…)

 

1.5. Узнать текст, назвать его и составить комментарий: объяснить выделенные слова и общий смысл отрывка.

Учитель сказал:" Молодые люди! Почему никто из вас не изучает " Книгу песен"? "Книга песен " может дать душевный подъем, расширить кругозор, научить общительности и тому, как сдерживать обиду. Если говорить о ближайших делах, то "Книга песен" может научить служить отцу. Если говорить о дальних замыслах, то "Книга песен" может научить служить государю. Кроме того, из неё можно многое узнать о зверях и птицах, деревьях и травах различных названий".

Обращаясь к своему сыну Бо Юю, Учитель сказал: "Изучал ли ты разделы "Книги песен" " Чжоу нань" и "Шао нань "? Человек, который не изучал "Чжоу нань" и "Шао нань", подобен тому, кто стоит, повернувшись лицом к стене. Не так ли?".

 

1. 6.Узнать текст, назвать его и составить комментарий: объяснить выделенные слова и общий смысл отрывка.

 

Учитель сказал:" Когда говорят: ритуал, ритуал, то разве говорят лишь о подношении яшмы и шелка? Когда говорят: музыка, музыка, то разве говорят лишь о колоколах и барабанах?"

Человек с выдающейся наружностью, но слабый внутри подобен низкому человеку. Он похож на разбойника, тайно приникшего в чужой дом".

Учитель сказал: "Честная деревенщина – это разбойники по отношению к благой силе дэ "

Учитель сказал: "Говорящий на улице об услышанном на дороге – это отступник от благой силы дэ".

 

1. 7. Узнать текст, назвать его и составить комментарий: объяснить выделенные слова и общий смысл отрывка.

" Учитель сказал: " Есть грубую пищу, запивать её простой водой и спать на согнутой руке вместо изголовья – во всем этом также есть своё удовольствие. Для меня богатство и знатность, полученные не должным образом, подобны плывущим облакам."

Учитель сказал: " Если бы мне добавили несколько лет, то в пятьдесят лет я стал бы изучать " Книгу перемен ", и тогда, может быть, смог бы избежать крупных ошибок в своей жизни". Что касается "правильных слов", то Учитель считал, что они содержатся в "Книге песен". "Книге документов" и в записях о надлежащих нормах поведения".

1. 8.Узнать текст, назвать его и составить комментарий: объяснить выделенные слова и общий смысл отрывка.

" Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть – разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего.

Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть - разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступная тень.

(…)

Того, кто живет в созерцании удовольствий, необузданного в своих чувствах, неумеренного в еде, ленивого, нерешительного, - именно его сокрушает Мара, как вихрь – бессильное дерево.

Того, кто живет без созерцания удовольствий, сдержанного в своих чувствах и умеренного в еде, полного веры и решительности, - именно его не может сокрушить Мара, как вихрь не может сокрушить каменную гору."

1.9. Узнать текст и составить комментарий: объяснить выделенные слова и смысл отрывка.

"Малоподвижное - легко удержать в руках. Ещё не проявившееся – легко направить. Хрупкое – легко разбить. Мелкое – легко рассеять. Действовать надо там, где ничего ещё нет. Наводить порядок надо тогда, когда ещё нет смуты. Дерево в обхват рождается из крошечного ростка, башня в девять ярусов вырастает из кучки земли, путь в тысячу ли начинается под ногами.

Кто действует – проиграет, кто имеет – потеряет. Поэтому мудрец не действует – и не проигрывает, не имеет – и не теряет. Затевая дела, люди часто терпят неудачу при их завершении. Тот, кто кончает так же осмотрительно, как начал, неудачи не потерпит. Поэтому мудрец стремится к бесстрастию, не ценит редкие вещи, учится у неученых и вновь проходит путь, пройденный другими. Он следует естественности вещей и не осмеливается действовать.

В древности те, кто умел следовать Пути, не просвещали народ, а оставляли его в невежестве. Когда народ много знает, им трудно управлять. Поэтому тот, кто, правя страною, мудрствует, - действует ей во вред; тот же, кто правит, не мудрствуя, - действует ей на пользу. Постигший эти две вещи будет примером для всех…"

1. 10. Узнать текст, назвать его и составить комментарий: объяснить выделенные слова и общий смысл отрывка.

" (…)

Знай! Я ученица блаженного Будды,

Шествующая путем восьмеричным.

Выдернув стрелу, от язв исцелившись,

По безлюдным местам брожу, ликуя.

 

Я видела, помню, деревянную куклу,

Размалеванную пестро и ярко.

Когда её подергивали за нитки,

Она танцевала так забавно!

 

Но попробуй вынуть из неё колья,

Развязать и выбросить все нитки,

И она разлетится на кусочки!

Что в ней тогда может пленять сердце?

 

Таково же, по мне, и это тело,

Ведь оно не живет без частей отдельных.

А раз оно не живет без частей отдельных,

Что в нём, скажи, может пленить сердце?

 

Ах, сколь бесполезна людская мудрость!

Смотришь на одно, другое – видишь;

Как если бы вдруг за живое принял

Рисунок, сделанный на стене охрой. (…)"

1.11. Узнать текст, назвать его и составить комментарий: объяснить выделенные слова и общий смысл отрывка.

"Не было тогда не-сущего, и не было сущего.

Не было ни пространства воздуха, ни неба над ним.

Что двигалось чередой своей? Где? Под чьей защитой?

Что за вода тогда была – глубокая бездна?

 

Не было тогда ни смерти, ни бессмертия.

Не было признака дня или ночи.

Нечто одно дышало, воздуха не колебля, по своему закону,

И не было ничего другого кроме него.

 

Мрак был вначале сокрыт мраком.

Всё это было неразличимой пучиною;

Возникающее, прикровенное пустотой,-

Оно одно порождено было силою жара.

 

Вначале нашло на него желание.

Это было первым семенем мысли.

Проистеченье сущего в не-сущее открыли

Мудрецы размышлением, вопрошая в сердце.

 

Поперек была протянута их бечева.

Был ли низ тогда? Был ли вверх?

Были плодотворители. Были силы растяжения

Порыв был внизу. Удовлетворение наверху.

 

Кто воистину ведает? Кто возгласит это?

Откуда родилось, откуда это творение?

Потом появились боги, ибо создавали боги мир,

Так кто же знает, откуда он появился?

 

Откуда это творение появилось?

То ли само себя создало, то ли нет,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.