Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Опыт убеждает, что успех в личной жизни и профессиональной деятельности человека во многом зависит от того




Опыт убеждает, что успех в личной жизни и профессиональной деятельности человека во многом зависит от того, знает ли он психологические особенности личности; понимает ли влияние психолого-педагогических явлений на жизнедеятельность человека, его развитие; способен ли он учитывать их в повседневной жизни при разрешении проблемных ситуаций. Эти знания и умения отражают сущность психолого-педагогической культуры молодого специалиста.

Психолого-педагогическая культура личности – это совокупность тех психолого-педагогических знаний и средств, с помощью которых человек сознательно, целенаправленно и свободно создает и реализует самого себя, организует свое взаимодействие с другими в процессе деятельности и общения. В структуре психолого-педагогической культуры выделяются две составляющие – психологическая и педагогическая, которые обеспечивают человеку достойное бытие в социуме, способствуют достижению успеха в избранной трудовой деятельности.

Психологическая культура выпускника вуза в целом включает:

· знание самой психологической науки; ее разделов и понятий, принципов и методов; понимание их значения для практики жизни;

· представление о природе психики человека; представление о психологии групп людей, особенностях поведения человека в группах;

· умение давать психологическую характеристику личности, группе;

· умение использовать психологические возможности для достижения успеха и самореализации;

· умение интерпретировать собственные состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

· умение использовать приемы психологической техники речи, неречевого общения, наблюдения;

· знания психологических особенностей труда, трудового коллектива, умение их учитывать в различных ситуациях при принятии решений;

· владение психологическими приемами, методами работы с подчиненным персоналом;

· установка на непрерывное совершенствование своей профессионально-психологической подготовки;

 

Педагогическую культуру специалиста составляют следующие знания и умения:

· знание предмета педагогики, ее науч­ных разделов и основных категорий, методологических подходов педагогики и ее мето­дов исследования;

· понимание зависимости собственного успеха, от собственного уровня образованности, воспитанности, обученности и развитости;

· знание психолого-педагогических условий обеспечения здорового образа жизни;

· умения осуществлять педагогический анализ различных ситуаций и оценивать уровни образованности, воспитанности, развитости конкретного человека;

· умение использовать основные методы обучения и воспитания, приемы педагогической техники в работе и общении с людьми;

· умение осуществлять самовоспитание, самообразование и саморазвитие;

· понимание зависимости эффективности труда от сформированности педагогических способностей участников производственного процесса;

· знание педагогических основ управления;

· умение использовать педагогический инструментарий (средства, методы, приемы, технологии) для решения производственных задач.

Вышепредставленная совокупность знаний и умений характеризует психолого-педагогическую культуру специалиста любой отрасли. Средством эффективного формирования у студентов психолого-педагогической компетентности выступает реализация личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе, предполагающих использование активных, проектно-исследовательских форм и методов обучения, которые обеспечивают овладение будущими специалистами не только знаниями, но и способами профессионального мышления и деятельности, а так же стимулируют их к саморазвитию и самосовершенствованию. Важными факторами развития психолого-педагогической культуры студентов являются комплексное воздействие на них учебных и внеаудиторных форм и методов обучения, активное включение их в социально-значимую работу (волонтерские бригады, клубы по интересам, летние отряды и др.), которые направлены на формирование у будущих специалистов ценных социально-педагогических умений и навыков. Изучение курсов психологии и педагогики в системе профессионального образования на разных ступенях не может быть абсолютно стандартным и должно осуществляться дифференцированно. Содержание психолого-педагогической подготовки студентов определяется, прежде всего, требованиями их будущей профессиональной деятельности. Можно в самом общем виде выделить четыре группы профессий и соответственно им четыре основных вида психолого-педагогической подготовки студентов.

Первый вид — обязательная минимальная психо­логическая и педагогическая подготовка. Она необходима любому человеку для осуществления профессиональной деятельно­сти. Нет таких людей и профессий, которые не были бы связаны в определенной степени с вопросами и проблемами психологи­ческой и педагогической природы.

Второй видуглубленная функциональная психо­логическая и педагогическая подготовка. Есть немало профессий, которые наряду со специальными функциями реализуют и психоло­го-педагогическую. Кроме того, эта функция имеет и самостоятельную личностную ценность; она необходима в политической и социальной деятельности. Эта углубленная функциональная психолого-педагогическая подготовка осуществляется посредством освоения студентами непедагогических специальностей дополнительных спецкурсов по психологии и педагогике.

Третий вид – дополнительная образовательная психологическая или педагогическая подготовка. Существуют профессии, которые по названию не являются психологическими или педагогическими, но по главным профессиональным целям и задачам работы, определяются по существу как психологиче­ские или педагогические. К ним следует отнести преподавателей высшей школы, учебно-вспомогательный персонал в вузах, некоторых работников кадровых служб, работников профилактических учреждений, правоохранитель­ных органов и др.

Четвертый видосновное (базовое) психологиче­ское или педагогическое образование. Оно необходимо специали­стам с высшим образованием, занимающимся профессионально психологической или педагогической деятельностью. Это учителя, воспитатели дошкольных и иных учреждений, психологи, социальные педагоги и работники.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.