КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 4. Опыт убеждает, что успех в личной жизни и профессиональной деятельности человека во многом зависит от того
Опыт убеждает, что успех в личной жизни и профессиональной деятельности человека во многом зависит от того, знает ли он психологические особенности личности; понимает ли влияние психолого-педагогических явлений на жизнедеятельность человека, его развитие; способен ли он учитывать их в повседневной жизни при разрешении проблемных ситуаций. Эти знания и умения отражают сущность психолого-педагогической культуры молодого специалиста. Психолого-педагогическая культура личности – это совокупность тех психолого-педагогических знаний и средств, с помощью которых человек сознательно, целенаправленно и свободно создает и реализует самого себя, организует свое взаимодействие с другими в процессе деятельности и общения. В структуре психолого-педагогической культуры выделяются две составляющие – психологическая и педагогическая, которые обеспечивают человеку достойное бытие в социуме, способствуют достижению успеха в избранной трудовой деятельности. Психологическая культура выпускника вуза в целом включает: · знание самой психологической науки; ее разделов и понятий, принципов и методов; понимание их значения для практики жизни; · представление о природе психики человека; представление о психологии групп людей, особенностях поведения человека в группах; · умение давать психологическую характеристику личности, группе; · умение использовать психологические возможности для достижения успеха и самореализации; · умение интерпретировать собственные состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции; · умение использовать приемы психологической техники речи, неречевого общения, наблюдения;
· знания психологических особенностей труда, трудового коллектива, умение их учитывать в различных ситуациях при принятии решений; · владение психологическими приемами, методами работы с подчиненным персоналом; · установка на непрерывное совершенствование своей профессионально-психологической подготовки;
Педагогическую культуру специалиста составляют следующие знания и умения: · знание предмета педагогики, ее научных разделов и основных категорий, методологических подходов педагогики и ее методов исследования; · понимание зависимости собственного успеха, от собственного уровня образованности, воспитанности, обученности и развитости; · знание психолого-педагогических условий обеспечения здорового образа жизни; · умения осуществлять педагогический анализ различных ситуаций и оценивать уровни образованности, воспитанности, развитости конкретного человека; · умение использовать основные методы обучения и воспитания, приемы педагогической техники в работе и общении с людьми; · умение осуществлять самовоспитание, самообразование и саморазвитие; · понимание зависимости эффективности труда от сформированности педагогических способностей участников производственного процесса; · знание педагогических основ управления; · умение использовать педагогический инструментарий (средства, методы, приемы, технологии) для решения производственных задач. Вышепредставленная совокупность знаний и умений характеризует психолого-педагогическую культуру специалиста любой отрасли. Средством эффективного формирования у студентов психолого-педагогической компетентности выступает реализация личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе, предполагающих использование активных, проектно-исследовательских форм и методов обучения, которые обеспечивают овладение будущими специалистами не только знаниями, но и способами профессионального мышления и деятельности, а так же стимулируют их к саморазвитию и самосовершенствованию. Важными факторами развития психолого-педагогической культуры студентов являются комплексное воздействие на них учебных и внеаудиторных форм и методов обучения, активное включение их в социально-значимую работу (волонтерские бригады, клубы по интересам, летние отряды и др.), которые направлены на формирование у будущих специалистов ценных социально-педагогических умений и навыков. Изучение курсов психологии и педагогики в системе профессионального образования на разных ступенях не может быть абсолютно стандартным и должно осуществляться дифференцированно. Содержание психолого-педагогической подготовки студентов определяется, прежде всего, требованиями их будущей профессиональной деятельности. Можно в самом общем виде выделить четыре группы профессий и соответственно им четыре основных вида психолого-педагогической подготовки студентов.
Первый вид — обязательная минимальная психологическая и педагогическая подготовка. Она необходима любому человеку для осуществления профессиональной деятельности. Нет таких людей и профессий, которые не были бы связаны в определенной степени с вопросами и проблемами психологической и педагогической природы. Второй вид – углубленная функциональная психологическая и педагогическая подготовка. Есть немало профессий, которые наряду со специальными функциями реализуют и психолого-педагогическую. Кроме того, эта функция имеет и самостоятельную личностную ценность; она необходима в политической и социальной деятельности. Эта углубленная функциональная психолого-педагогическая подготовка осуществляется посредством освоения студентами непедагогических специальностей дополнительных спецкурсов по психологии и педагогике. Третий вид – дополнительная образовательная психологическая или педагогическая подготовка. Существуют профессии, которые по названию не являются психологическими или педагогическими, но по главным профессиональным целям и задачам работы, определяются по существу как психологические или педагогические. К ним следует отнести преподавателей высшей школы, учебно-вспомогательный персонал в вузах, некоторых работников кадровых служб, работников профилактических учреждений, правоохранительных органов и др.
Четвертый вид – основное (базовое) психологическое или педагогическое образование. Оно необходимо специалистам с высшим образованием, занимающимся профессионально психологической или педагогической деятельностью. Это учителя, воспитатели дошкольных и иных учреждений, психологи, социальные педагоги и работники.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |