Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выписка из ВОС




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.1.2 «Теоретическая педагогика»

(индекс дисциплины по учебному плану, название дисциплины)

 

Профиль: «Математика и информатика», «Физика и информатика», «Информатика», «Информатика и английский язык»

Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Согласовано:

декан факультета КузГПА,

председатель ученого совета факультета

Тимченко И.И.

«___» ______________ 201_ г.

 

 

Разработчик:

И.А.Чиркова,

доцент кафедры педагогики,

кандидат педагогических наук

 

 

Новокузнецк 2013 год

 

На обороте титульного листа

 

Лист внесения изменений

 

Дополнения и изменения в рабочей программе на 201/ учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1.

2.

3.

 

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры "" 201 г.

 

 

Внесенные изменения утверждаю

Заведующий кафедрой

Декан

"" 201 г.

 

 

Рабочая программа

 

Индекс по ВОС Наименование дисциплины и её содержание Трудоемкость по ВОС
Б3.Б.1.2 «Теоретическая педагогика» Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методология педагогической науки и деятельности. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Методы педагогических исследований. Теории целостного педагогического процесса. Теории обучения и воспитания. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения. Многообразие образовательных программ. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Управленческая культура руководителя. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации. 5\144

 

1. Цель и задачи дисциплины

Раздел «Теоретическая педагогика» имеет теоретико-методологический характер и является базовым по отношению к другим разделам педагогики. Содержание раздела направлено на формирование у будущих учителей представлений о педагогике как научной дисциплине, о целостном педагогическом процессе и его закономерностях, о современных подходах к организации обучения и воспитания (Цель). При изучении данного курса реализуются связи педагогики с философией, психологией, социологией.

Задачи:

1. Формирование у студентов знаний о современном состоянии и тенденциях развития современной теории и практики образования.

2. Бакалавры должны иметь четкое представление об объекте, предмете и задачах педагогической науки, о месте педагогики в системе наук о человеке, ее внутренней структуре и связях с другими науками; о сущности целостного педагогического процесса; о современных подходах к пониманию и организации обучения и воспитания; об основных принципах конструирования содержания образования

3. Освоение основных педагогических категорий, раскрывающих сущность образования («образование», «воспитание», «обучение», «педагогический процесс», «образовательная система» и др.); понимать, чем вызвана разница в подходах к пониманию педагогических категорий;

4. Ознакомление с ведущими педагогическими парадигмами, теориями, концепциями и формирование представлений о многообразии педагогической реальности;

5. Формирование представлений о целостном подходе к организации педагогического процесса;

6. Знать сущность и основные положения ведущих подходов к проектированию педагогических явлений и процессов;

7. Овладение начальными умениями конструирования содержания образования при выполнении конкретных педагогических проектов и при решении различных педагогических задач.

8. Становление положительной мотивации к научной и практической педагогической деятельности.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

­ категориально-понятийный аппарат педагогики;

­ место и роль педагогики в системе гуманитарных знаний и наук о человеке;

­ подходы к организации образовательного процесса;

­ методы педагогического исследования и критерии их выбора;

­ сущностные характеристики педагогического процесса;

­ современные теории и системы обучения: история развития дидактических идей;

­ отечественные и зарубежные дидактические системы.

 

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

­ описывать, объяснять и прогнозировать педагогические явления: образовательный, педагогический процессы, процесс обучения;

­ оперировать категориально-понятийным аппаратом педагогики и выстраивать логику образовательного процесса;

­ анализировать педагогический процесс с позиций методологических подходов и теорий обучения;

­ осуществлять выбор образовательных программ в соответствии с интересами и способностями;

­ разрабатывать образовательную программу по курсу, тематический план, план урока;

­ формулировать образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока, планировать уроки различных типов и форм;

­ отбирать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения;

­ анализировать содержание управленческой деятельности в образовании.

 

Студент, изучивший курс, должен владеть:

­ умением видеть и формулировать педагогические проблемы;

­ умением конструировать систему занятий по теме или разделу на основе различных дидактических систем;

­ умением давать оценку и самооценку эффективности проводимых занятий;

­ способами организации учебно-познавательной деятельности, формами и методами контроля качества образования.

 

2. Требования к усвоению дисциплины

Студент, изучивший дисциплину «Теоретическая педагогика»

…………………………….

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Виды учебной работы Объем (кол-во час.)
Аудиторная работа (всего)  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Лабораторные занятия -
Самостоятельная работа  
Общая трудоемкость  

 

4. Семестры и вид отчетности по дисциплине

 

Семестр Форма итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа)
1 курс  
2 семестр зачёт

 

5. Содержание дисциплины

5.1 Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы

 

  №   Разделы, темы   Лекции (кол-во час.) Практические (семинарские) занятия (кол-во час.)   Лабораторные занятия (кол-во час.)   Самостоя-тельная работа (кол-во час.)
  Раздел 1 «Общие основы педагогики»          
1. Педагогика в системе наук о человеке   - -  
2. Методология и методы педагогических исследований   - -  
3. Целостный педагогический процесс -   -  
  Раздел 2 «Теория обучения»        
1. Обучение в структуре целостного педагогического процесса     -  
2. Закономерности и принципы процесса обучения     -  
3. Средства методов обучения   - -  
4. Формы обучения     -  
5. Методы обучения     -  
6. Урок — основная форма учебного процесса обучения     -  
7. Контроль в процессе обучения     -  
  Деятельность учителя и учеников в различных видах обучения -   -  
  Раздел 3 «Теория воспитания»        
1. Воспитание как социальная функция и педагогический процесс     -  
2. Закономерности и принципы воспитания   - -  
3. Методы и формы воспитания     -  
4. Цель и содержание воспитания в общеобразовательной российской школе     -  
5. Виды воспитательной деятельности     -  
6. Воспитательная система школы. Методика воспитательной работы классного руководителя -   -  
7. Коллектив как средство воспитательного воздействия школы -   -  
  Раздел 4 «Управление образовательными системами»          
1. Понятие управления и педагогического менеджмента     -  
2. Функции педагогического управления     -  
3. Методическая работа в школе     -  
  Раздел 5 «Нормативно-правовое обеспечение образования»     -  
1. Нормативно-правовое регулирование деятельности педагога     -  
2. Права участников образовательного процесса. Международное образовательное право     -  
-3. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования РФ -   -  
  Итого:     -  

5.2 Тематическое планирование.

  №   Раздел ГОС   Лекции (тем №…)   (кол-во час.) Практические занятия (тема №…)   (кол-во час.) Лабораторные работы (тема №)   (кол-во час.)
1. Раздел «Общие основы педагогики»   тема №1 тема №2     тема №3 -   - -   -
  Раздел «Теория обучения» тема №1 тема №2 тема №3 тема №4 тема №5 тема №6 тема №7 - - Тема№1 тема №2 - тема №4 тема №5 тема №6 тема №7 тема №8 - -   -
3. Раздел «Теория воспитания» тема №1 тема №2 тема №3 тема №4 тема №5 - -   тема №1 - тема №3 тема №4 тема №5 тема №6 тема №7   - -
4. Раздел «Управление образовательными системами» тема №1 тема №2 - - - - тема №1 тема №2 тема №3 -   - -
5. Раздел «Нормативно-правовое обеспечение образования» тема №1 тема №2 - - - - тема №1 тема №2 тема №3   - - -

 

5.3 Содержание дисциплины и результаты ее изучения

 

№ п/п   Тема и её содержание Интерактивные формы проведения   Результаты обучения, формируемые компетенции
1. Педагогика в системе наук о человеке Понятие-педагогика. Объект и предметпедагогической науки. Функции педагогической науки. Задачи педагогической науки. Система педагогических научных дисциплин. Лекция с использованием м\м сопровождения ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
2. Методология и методы педагогических исследований Категориальный аппарат педагогики. Понятие - метод, методология, исследования, педагогические исследования Лекция с использованием м\м сопровождения ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
3. Целостный педагогический процесс Педагогический процесс как целостная система. Принцип целостности – основа педагогического процесса. Структура целостного педагогического процесса. Движущие силы. Закономерности педагогического процесса. Принципы. Проблемное обучение   Контекстное обучение ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4. Обучение в структуре целостного педагогического процесса Понятие и сущность обучения. Функции обучения. Структура процесса обучения. Сущностная характеристика преподавания как деятельности. Учение как познавательная деятельность учащегося. Объяснительно-иллюстративное (сообщающее) обучение. Проблемное обучение. Программированное обучение. Теория поэтапного формирования умственных действий. Теории развивающего обучения. Зарубежные концепции обучения. Методы обучения, их классификация и характеристика. Лекция с использованием м\м сопровождения   Проблемное обучение   Контекстное обучение   ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5. Закономерности и принципы процесса обучения Понятие закономерности обучения. Объективные закономерности. Воспитывающий характер обучения. Единство обучения, воспита ния и развития личности. Познавательная активность, условия ее развития. Соотношение целей обучающихся и целей обучающего. Субъективно выраженные закономерности. Зависимость уровня усвоения учебной информации от уровня обученности школьника. Познавательный опыт. Качество усвоения учебного материала. Понятие принципа обучения. Правила обучения. Соотношение принципов и закономерностей обучения. Ценностные ориентиры в обучении, связь обучения с жизнью, практикой совершенствования экономических, общественно-исторических отношений. Гуманизация и демократизация процесса обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Наглядность, научность, доступность, последовательность, непрерывность и систематичность обучения. Сознательность, творческая активность и трудность в обучении, прочность усвоения учебного материала Лекция с использованием м\м сопровождения   Проблемное обучение   Контекстное обучение   ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6. Средства методов обучения Средства обучения как категория дидактики. Разнообразие средств обучения. Средства обучения, заданные в естественной, вербальной и материализованной форме. Наглядные и практические средства обучения. Современные технические средства обучения (ТСО). Функции средств обучения. Педагогические требования, предъявляемые к средствам обучения. Лекция с использованием м\м сопровождения   ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
7. Формы обучения Форма обучения как внешнее проявление дидактических отношений в обучении. Коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная и индивидуально-групповая формы обучения. Урок – основная форма организации обучения. Типы уроков и их разнообразие. Типологии уроков. Структура урока. Требования к современному уроку. Неурочные формы обучения. Лекция с использованием м\м сопровождения   Лекция с использованием м\м сопровождения   Проблемное обучение ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
8. Методы обучения Понятие и структура метода обучения. Разнообразие и классификации методов обучения. Источники и способы получения знаний обучающимися. Влияние характера познавательной деятельности на способы усвоения учебного материала. Словесные, наглядные и практические методы обучения. Дидактические цели и методы обучения. Приемы обучения. Эффективность методов и приемов обучения. Лекция с использованием м\м сопровождения   Проблемное обучение   Опережающая самостоятельная работа ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
9. Урок — основная форма учебного процесса обучения Структура урока. Его основные компоненты и их характеристика. Типы и типологии уроков. Требования к современному уроку. Дидактический анализ урока. Неурочные формы обучения. Их дидактическая характеристика. Лекция с использованием м\м сопровождения   Проблемное обучение   Опережающая самостоятельная работа ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
10. Контроль в процессе обучения Возможные уровни усвоения содержания образования, средства и способы оценки его качества. Функции учебного контроля. Типы и формы учебного контроля. Тестовый контроль знаний школьников Лекция с использованием м\м сопровождения   Проблемное обучение   Опережающая самостоятельная работа   Работа в команде ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
11. Деятельность учителя и учеников в различных видах обучения Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения. Предмет деятельности ученика в процессе обучения.Содержательный, операционный и мотивационный компоненты. Проблемное обучение   Контекстное обучение   Деловая игра ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
12. Воспитание как социальная функция и педагогический процесс Воспитательный процесс – это движение воспитания к своей цели. Структура целостного воспитательного процесса. Стадий воспитательного процесса. Диалектика воспитания. Движущая сила процесса воспитания.Противоречия воспитательного процесса. Лекция с использованием м\м сопровождения   Проблемное обучение   Контекстное обучение   ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
13. Закономерности и принципы воспитания Гуманистическое воспитание как концепция воспитания в современной России. Критерии эффективности процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Самовоспитание и перевоспитание, коррекционная педагогика. Лекция с использованием м\м сопровождения   Проблемное обучение   Контекстное обучение ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
14. Методы и формы воспитания Понятие об общих методах воспитания, их классификация. Связь методов воспитания с закономерностями, принципами, моделями воспитания. Характеристика основных методов воспитания: убеждение, упражнение, пример, наказание, поощрение. Комплексный и индивидуальный характер использования методов воспитания, условия их выбора и применения. Лекция с использованием м\м сопровождения   Проблемное обучение   Контекстное обучение   ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
15. Цель и содержание воспитания в общеобразовательной российской школе Цели воспитания в школе. Содержание и программы воспитания в современной школе. Подходы к определению содержания воспитания: традиционный, ценностный, на основе базовой культуры личности. Характеристика содержания воспитания по его отдельным задачам, направлениям. Лекция с использованием м\м сопровождения   Проблемное обучение   Контекстное обучение   ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
16. Виды воспитательной деятельности Умственное воспитание. Проблема развития ума, способностей, теории умственного развития и воспитания. Формирование мировоззрения. Нравственное воспитание, Понятие о морали, ценностях, теории нравственного развития и воспитания, пути формирования нравственности. Гражданское воспитание. Политическая культура и ее формирование в школе. Правовая культура учащихся, ее формирование, законопослушность. Права человека, права ребенка. Поликультурное и патриотическое воспитание, пути формирования, толерантности, культуры межнациональных отношений. Трудовое воспитание школьников. Труд в жизни школьников и в системе работы школы. Профессиональная ориентация в школе, вне ее. Эстетическое воспитание. Эстетическая культура, пути ее формирования в школе. Влияние массовой культуры на эстетическое развитие молодежи. Эстетическая деятельность учащихся. Физическое воспитание школьников. Здоровый образ жизни, валеологический подход в воспитании. Санитарное просвещение школьников. Половое воспитание детей и подростков Антинаркотическое, антиалкогольное воспитание подростков. Лекция с использованием м\м сопровождения   Проблемное обучение   Контекстное обучение   ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
17. Воспитательная система школы. Методика воспитательной работы классного руководителя Типология форм воспитательной работы. Характеристика наиболее распространенных форм работы. Различные методики (технологии) проведения воспитательных дел. Методика коллективного творческого дела. Проблемное обучение   Контекстное обучение   Деловая игра ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
18. Коллектив как средство воспитательного воздействия школы Понятие о средствах воспитания как о независимых источниках педагогического воздействия. Главные средства воспитания: деятельность, общение, природа, режим, объекты культуры, материальные ценности, игрушки, технические приспособления и др. Условия их включения в педагогический процесс. Коллектив как средство воспитания. Понятие о коллективе, теория воспитания в коллективе. Педагогические условия воспитания в коллективе. Межличностные отношения в классе. Проблемное обучение   Контекстное обучение   Деловая игра   Работа в команде ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
19. Понятие управления и педагогического менеджмента Понятие управления. Методы управленческой деятельности. Парадоксы школьного управления Лекция с использованием м\м сопровождения   Проблемное обучение   ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
20. Функции педагогического управления Педагогический анализ. Целеполагание и моделирование. Планирование управления. Организационная функция управления. Лекция с использованием м\м сопровождения   Проблемное обучение   ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
21. Методическая работа в школе Структура научно-методических служб в школе. Система методической службы в школе. Основные проблемы современной школы Проблемное обучение   Контекстное обучение   Деловая игра   Работа в команде ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
22. Нормативно-правовое регулирование деятельности педагога Закон РФ «Об образовании» содержит нормы трудового права в статьях. Определение педагогической деятельностью в образовательных учреждениях в действующем законодательстве тарифно-квалификационными характеристиками. Должностные обязанности. Лекция с использованием м\м сопровождения   Проблемное обучение ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
23. Права участников образовательного процесса. Международное образовательное право Конституционные права и обязанности участников образовательного правоотношения в Российской Федерации. Отраслевой статус участников образовательного правоотношения. Индивидуальный правовой статус. Международный правовой статус субъектов образовательного права. Права детей, установленные в Конвенции о правах ребенка 1989 г. Лекция с использованием м\м сопровождения   Проблемное обучение ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
24. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования РФ Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы. Пути модернизации системы образования отражены в документах. Проблемное обучение   Контекстное обучение   Деловая игра   Работа в команде ОК-1 ОК-14 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4

6. Виды самостоятельной работы студентов

 

№ п/п Название раздела, темы Самостоятельная работа студентов Формы контроля
Количество часов в соотв. с тематическим планом Виды самостоятельной работы Сроки выполнения
1. Раздел 1 «Общие основы педагогики»   Выбрать и законспектировать статью из любого периодического журнала педагогического содержания 3 неделя Собеседование
2. Раздел 2 «Теория обучения»   Конспект из специальной литературы 4-9неделя 2 конспект
3. Раздел 3 «Теория воспитания»   Конспект из специальной литературы 10-14 неделя 2 конспект
4. Раздел 4 «Управление образовательными системами»   Конспект из специальной литературы 15-16 неделя Собеседование
5. Раздел 5 «Нормативно-правовое обеспечение образования»   Выбрать и законспектировать статью из любого периодического журнала педагогического содержания 17-18 неделя Собеседование

 

7. Содержание текущего и итогового контроля

Текущий контроль.

Формы контроля:

контрольная работа,

коллоквиум

Содержание контрольных мероприятий:

Контрольная работа (темы)

1. Образование как объект правового регулирования. Законодательство, регулирующие отношения в области образования

2. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации

3. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности

4. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

5. Правовое регулирование отношений в системе образования и правовой статус участников образовательного процесса

6. Нормативно-правовое обеспечение модернизации образования в Российской Федерации

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.