Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура дисциплины




Содержание разделов дисциплины

Содержание и структура дисциплины (модуля)

Требования к результату освоения содержания курса

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

I. Цели и задачи освоения дисциплины

Основной цель: содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования через формирование целостного представления о современных проблемах педагогической реальности, их осмысления, на основе понимания структуры и сущности педагогического процесса, умения его проектировать и осуществлять при решении профессиональных задач.

 

Задачи курса:

1. Стимулировать формирование общекультурных компетенций бакалавра через: развитие у него культуры мышления, умения анализировать проблемы разного уровня (мировоззренческие, социальные, личностные); овладение способами и технологиями взаимодействия; работой с информацией.

2. Содействовать формированию общепрофессиональных компетенций бакалавра через осознание значимости будущей профессии; овладения им системой теоретических и практических знаний гуманитарной и социальной направленности; готовности к решению профессиональных задач в сфере образования.

3. Способствовать формированию профессиональных компетенций бакалавра в области педагогической деятельности через содействие овладению умениями проектировать, осуществлять, диагностировать и сопровождать учебно-воспитательный процесс, используя при этом возможности образовательной среды; взаимодействовать с субъектами образовательного процесса в конкретных условиях образовательного учреждения.

Дисциплина «Педагогика» предполагает междисциплинарные связи с философией, психологией, историей, методикой обучения и воспитания, является одной из базовых дисциплин для дисциплин и курсов вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра и в соответствии с профилем подготовки. Дисциплина Педагогика школы относится к базовой части профессионального цикла Б3. Она изучается параллельно с дисциплинами базовой части профессионального цикла.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

Данный курс способствует ( вместе с другими дисциплинами и курсами профильного цикла, а также всей основной образовательной программы) формированию и развитию следующих компетенций: ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-9, ОК-13, ОК-16, ОПК-1, ОПК-3, ПК- 1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПК-9, ПК-11.

Проверяемыми компетенциями по результатам освоения данного курса выступают ОК-16, ПК-6:

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).

В результате изучения курса бакалавры приобретут:

· знания о методологии педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации); ценностных основах реализации профессиональной деятельности в сфере образования; сущности и структуре образовательных процессов, особенностях реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества; теориях и технологиях обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса; о способах педагогического изучения обучающихся; о способах взаимодействия педагога с субъектами педагогического процесса; об особенностях социального партнерства в системе образования; о способах профессионального самопознания и саморазвития;

· умения различать иучитывать различные контексты, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; анализировать и обосновывать выбор образовательных концепций; использовать методы педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; учитывать в педагогическом взаимодействии особенности учащихся; бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

· овладеют способами реализации проектной и инновационной деятельности в образовании; осуществления психолого-педагогической поддержки, сопровождения, установления контактов и взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, в том числе в условиях поликультурной образовательной среды; способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.), совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды.

 

Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
       
1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке Тема 1. Возникновение и развитие педагогики. Категориальный аппарат педагогики. Система педагогических наук (отрасли педагогики). Связь педагогики с другими науками. Тема 2. Понятие «методология педагогической науки». Уровни методологии: философский, общенаучной, конкретно-научный, технологический. Организация педагогического исследования. Система методов и методик педагогического исследования. Входной контроль
2. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры Тема 3. Образовательный процесс как целостное явление. Основные аспекты целостности образовательного процесса: содержательно-целевой, организационно-процессуальный, социально-технологический Тема 4. Сущность содержания образования и его исторический характер. Факторы, детерминирующие содержание образования; критерии отбора содержания образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющая содержания образования. Различные способы структурирования содержания образования. Документы, регламентирующие содержание образования. Учебные планы, учебные программы, государственные образовательные стандарты. Тема 5. Многоаспектность содержания воспитания школьников. Развитие сущностных сил, формирование готовности к социальным отношениям, формирование базовой культуры личности. Содержание воспитания и направления воспитательной работы.   Эссе
3. Закономерности, принципы и функции обучения и воспитания. Тема 6. Сущность процесса обучения. Структура процесса обучения, логика учебного процесса. Дидактические принципы. Функции обучения Тема 7. Воспитание как управление развитием личности, компонент социализации человека. Закономерности и принципы воспитания. Аннотированный каталог
4. Педагогическое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе. Тема 8. Сущность и структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Развитие взаимодействия педагогов и учащихся. Субъект-субъектная основа организации процесса обучения, его индивидуализация и дифференциация. Сравнительная таблица по типам взаимодействий или индии-и и диффер-и
5. Содержание и базовые концепции воспитания. Воспитательные системы.     Тема 9. Классические теории воспитания. Отечественные теории: антропологическая, теория воспитательного коллектива, коллективного творческого воспитания. Зарубежные концепции: Вальдорфская педагогика, педоцентризм и др. Тема 10. Современные концепции воспитания и воспитательно-образовательная политика России. Традиционные и инновационные подходы к воспитанию: культурологический, деятельностный, ценностный и др. Воспитание отношений как процесс личностного развития. Социальные отношения (гражданская позиция, моровоззрение), нравственные отношения, отношения, связанные с эстетической культурой, лтношения, составляющие различные стороны физической культуры. Тема 11. Воспитательные системы. Сущность, составляющие и этапы развития воспитательных систем. Разработка замысла воспитательной системы.
6. Становление и развитие дидактических систем. Авторские школы. Тема 12. Характеристики современной дидактической системы: гуманизация, демократизация, вариативность и др. Концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин,. Ф.Талызина). Программированное обучение: виды принципы, средства. Проблемное обучение. Организация проблемной ситуации на уроке. Развивающее обучение (Л.С.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин). Концепция личностно-ориентированного обучения (А.Н.Алексеев, В.В.Сериков, ЕВ.Бондаревская, ИС.Якиманская и др.). Педагогика сотрудничества (Ш.А.Амоношвили, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов и др.). Инновационные образовательные процессы. Тема 13. Авторские школы: адаптивного обучения (Е.А.Ямбург), школа диалога культур (В.С.Библер) школа Завтрашнего Дня Ховарда, зарубежные школы П.Петерсена, С.Френе и др. Компендиум по выбранной теме
7. Организация учебно-воспитательного процесса. Тема 14. Формы организации обучения: определение, история развития. Классификация современных моделей обучения. Элементы модели: цель обучения; деятельность учителя и учащихся, имеющая определенный характер; средства этой деятельности; результат, связанный также с совершенствованием личности ученика. Ведущие, сопутствующие и вспомогательные формы организации обучения (Б.Т.Лихачев). Технология и структура урока. Тенденции развития современного урока. Специальные формы обучения (курсы по выбору, элективные курсы), реализующие Концепцию профильного обучения. Тема 15. Понятие «формы воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы, выбор форм воспитательной работы. Диалоговые формы воспитания. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах Взаимодействие школы, семьи, общественности План-конспект дискуссии / круглого стола.   Эссе
8. Общие методы обучения и воспитания Тема 16. Понятие метода обучения. Классификации методов обучения: по источнику знаний, по характеру учебной деятельности и др. Выбор методов обучения, их сочетание. Средства обучения, их функции. Классификации средств обучения, требования к их использованию. Метод обучения – способ взаимодействия обучающего и обучающихся с целью усвоения содержания образования (В.В.Краевский, И.Я.Лернер). Тема 17. Понятия: метод, прием, средства воспитания. Проблема классификации методов воспитания и различные подходы к ее решению. Методы формирования сознания (убеждение, пример, беседа и др.); методы организации деятельности (упражнения, педагогическое требование, приучение, поручение, воспитывающие ситуации и др.); методы стимулирования и коррекции поведения (поощрение, наказание, метод естественных последствий и др.; методы самовоспитания. Проблема выбора методов и стратегии воспитания.   Рубежный контроль
  Социально-педагогические системы. Образовательное учреждение как педагогическая система и объект научного управления   Тема 18. Управление как деятельность, направленная на выработку решений. Организация, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Внутришкольное управление как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование (взаимодействие участников целостного образовательного процесса) с целью достижения оптимального результата. Менеджмент как руководство людьми и использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем, приводя сотрудников к успеху и самореализации. Тематический словарь
  Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве РФ.   Тема 19. Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования. Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере образования. Основные законодательные акты в области образования. Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Смежные законодательные акты, затрагивающие область образования. Структура и виды нормативных правовых актов, особенности их применения в образовательной практике Российской Федерации.   Каталог Интернет-ресурсов

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3зачетных единицы(108 часов)

Вид работы    
4 Семестр Всего  
Общая трудоемкость      
Аудиторная работа:      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа:      
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)[1]      
Расчетно-графическое задание (РГЗ)      
Реферат (Р)      
Самостоятельное изучение разделов      
Контрольная работа (К)[2]      
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, рубежному контролю и т.д.)      
Подготовка и сдача экзамена[3]      
Вид итогового контроля Зачет    



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.