Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет педагогической науки. Ее основные категории




Наука — одна из форм человеческого сознания наряду с ис­кусством, религией. Наука — это и сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний, их систематизацию, создание теорий в области своего предмета.

Известно, что каждая наука имеет свой предмет исследова­ния. Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция че­ловеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание ус­ловий (материальных, духовных, организационных) для усво­ения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производитель­ному труду. Категория «воспитание» — одна из основных в пе­дагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформиро­вать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспи­тание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (напри­мер, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).

Будучи сложным социальным явлением, воспитание явля­ется объектом изучения ряда наук. Философия исследует онтологические и гносеологические основы воспитания, формулиру­ет наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конк­ретные средства.

Социология изучает проблему социализации личности, вы­являет социальные проблемы ее развития.

Этнография рассматривает закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития, суще­ствующий у разных народов «канон» воспитания и его специфи­ческие особенности.

Экономическая наука определяет роль воспитания в росте эффективности общественного производства, финансовые и ма­териально-технические ресурсы, необходимые для создания оптимальной инфраструктуры системы воспитания.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные особен­ности и закономерности развития и поведения людей, что слу­жит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания.

Педагогика же исследует сущность воспитания, его законо­мерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно свя­занное с социально-экономическим, политическим и культур­ным уровнем общества и государства.

На ранних стадиях развития человечества воспитание было слито с социализацией, т. e. осуществлялось в процессе участия детей в жизни взрослых (производственной, общественной, ритуальной, игровой). Оно ограничивалось усвоением жизненно-практического опыта и житейских правил, передававшихся из поколения в поколение.

С усложнением труда и жизнедеятельности увеличился объем знаний, умений, навыков, которые должен был усвоить человек. Это привело к выделению воспитания в особую сферу обществен­ной жизни. Все более важную роль начинает играть системати­ческое обучение, основная функция которого заключалась в отбо­ре системы знаний и их целенаправленной передаче.

С развитием производственных отношений воспитание ста­новится одной из важнейших функций государства. Ставя пе­ред воспитанием задачи эффективного формирования необхо­димого для него типа гражданина, государство все более последовательно занималось совершенствованием системы воспитания. Становление и развитие системы общественного вос­питания обусловили начиная с XVII в. интенсивное развитие науки о воспитании — педагогики и интерес к ее проблемам в ряде других наук. Появились различные концепции воспита­ния (авторитарного, свободного, естественного, «нового» и др.), разработанные на принципиально различных теоретических основаниях.

Современная педагогическая наука, занимаясь интенсивны­ми исследованиями проблем содержания, форм, методов вос­питания, конструируя различные технологии, в центр исследо­ваний ставит развитие личности на основе общечеловеческих ценностей. Достижение этой задачи требует признания приоритетной роли воспитания в социально-экономической политике государства, гуманизации и демократизации его.

Важнейшая функция воспитания — передача новому поко­лению накопленного человечеством опыта — осуществляется через образование. Образование представляет собой ту сторону воспитания, которая заключает в себе систему научных и куль­турных ценностей, накопленных предшествующими поколениями. Через специально организованные образовательные учреж­дения, которые объединены в единую систему образования, осу­ществляются передача и усвоение опыта поколений согласно це­лям, программам, структурам с помощью специально подготов­ленных педагогов.

В буквальном смысле слово «образование» означает созда­ние образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. В этом смысле образова­ние трактуется как результат усвоения человеком опыта поко­лений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. В образовании выделяют процессы, которые обозначают не­посредственно сам акт передачи и усвоения опыта. Это ядро об­разования — обучение.

Обучение — процесс непосредственной передачи и усвое­ния опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемо­го. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение, как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразова­ние и использование. На схеме 2.1 процесс обучения представ­лен следующим образом.

Схема 2.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.