Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы обучения в высшей школе




Одна из важнейших проблем дидактики — проблема мето­дов обучения — остается актуальной как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от ее ре­шения находятся сам учебный процесс, деятельность препода­вателя и студентов, а следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, И. Ф. Харла­мов дает следующее определение сущности этого понятия: «Под методами обучения следует понимать способы обучающей рабо­ты учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направ­ленных на овладение изучаемым материалом».

Ю. К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности препода­вателя и обучаемых, направленной на решение задач образова­ния».

Т. А. Ильина понимает под методом обучения «способ орга­низации познавательной деятельности учащихся».

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения (табл. 3. 2).

 

Таблица 3.2

Классификация методов обучения

Основания Группы методов
1. Источник знаний Словесные, наглядные, практические
2. Этап обучения Подготовки к изучению нового, изу­чения нового, конкретизации, углуб­ления, приобретения умений и навы­ков, контроля и оценки
3. Способ руководства Объяснения педагога, самостоятельная работа
4. Логика обучения Индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические
5. Дидактические цели (по Ю. К. Бабанскому и В. И. Андрееву) Организации деятельности, стимулирования и релаксации, проверки и оценки
6. Характер деятельности обучаемых (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину) Объяснительно-иллюстративный, ре­продуктивный, проблемного изложе­ния, частично-поисковый, исследовательский

Остановимся еще на одной классификации — классифика­ции методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктив­ную классификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обу­чения в решающей степени зависит от направленности и внут­ренней активности обучаемых, характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важ­ным критерием выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каж­дом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает (табл. 3.3).

Таблица 3.3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.