Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проектирование описательного учебного текста лекции




Структурные уровни учебного текста

 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ОПИСАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА (НЕПО­СРЕДСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ изучаемого объекта):
- информативные единицы и возможные способы их организации; - абстрактные единицы описания (положения); - иллюстративные единицы описания (примеры); - ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (цепочка логических суждений, умозаключений, выводов); - ЛОГИКО-РЕФЛЕКСИВНЫЕ УРОВНИ (указывают на смену уровня абстракции, на смену точек рефлексии: от описания целостного объекта, к описанию его функ­ций → его составных частей → функций и внутрен­ней структуры составных частей и т. п.); - СХЕМАТИЧЕСКИЙ (графические схемы синтезиру­ют информацию в простое и удобное системно-струк­турное изображение изучаемого материала)
НАДСТРОЕЧНЫЕ УРОВНИ (сами по себе не описывают объект, но обслуживают процесс описания, управляют процес­сом понимания базового текста):
- ОБЪЯСНЕНИЯ — если предполагается ситуация не­понимания, необходимо дать дополнительные знания; - ССЫЛКИ на уже полученное знание или отсылка к определенному источнику знаний; - ИЛЛЮСТРАЦИИ — демонстрация абстрактного поло­жения в ситуации предполагаемого непонимания, если абстракция сама по себе вызывает затруднения в по­нимании; - КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ — контрольные вопросы раз­личных типов

Приступая к педагогическому проектированию дисциплины и ее теоретической лекционной части, т. e. курса лекций, препо­даватель прежде всего отбирает из соответствующей науки (фи­зики, математики, гуманитарных, отраслевых наук) ту необхо­димую и достаточную информацию, без которой чтение курса невозможно, — так называемый базис дисциплины. Затем пи­шет тематический план лекций в логической последовательности. Далее составляется рабочая программа в соответствии с требуе­мыми профессиональными умениями и навыками, которые не­обходимо сформировать у студентов в процессе изучения дис­циплины, в ней планируются и практическая часть курса (фор­мы, содержание) и формы контроля. Курс разбивается на моду­ли. Каждый модуль может содержать 1—2 лекции и 2—3 практических занятия. Число лекций и практических занятий может быть произвольным и зависит от специфики предмета, но каж­дый модуль заканчивается одной из форм контроля. Внутри модуля как такового различают познавательный модуль, т. e. лекционную часть, и профессиональный модуль, т.e. практи­ческую часть. Мы уже упоминали об этом в разделе о рейтинго­вой форме контроля. Нас в данном контексте интересует позна­вательный модуль как часть лекционного курса, конкретный раздел, содержащий логически законченную часть учебной ин­формации. Готовить лекционный материал целесообразно для полного модуля. Подготовив текст для лекций одного модуля, можно переходить к следующему.

Говоря о лекционном тексте, мы будем иметь в виду типо­вую информационную лекцию, независимо от того, планирует­ся модульное обучение по данной дисциплине или нет. В основу методологии проектирования лекционного курса в виде текста лекций положены принципы системности, информативности, наглядности и понятности.

Учебный текст строится на основе реферативно перерабо­танных научных текстов, системно изложенных. Лекция пред­ставляет собой звено единой замкнутой системы, состоящей из модулей. Целое и его части связаны между собой так, что не могут существовать друг без друга — система распадется, пере­станет быть таковой. Системные связи суть структурно-логи­ческие связи элементов системы в их взаимодействии и взаимо­обусловленности. В тексте каждой лекции существуют внутренние системные связи между ее разделами, представляющими дидактические блоки. В каждом блоке заключено несколько ди­дактических единиц (явление, закон, факт и т.д.), которые в свою очередь могут быть расчленены на графы, степень сложности которых зависит от уровня понимания и трудности материала. Через графы (наименьшие единицы информации) реализуется принцип понятности.

 

МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ОПИСАТЕЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТЕКСТА 1. Задать язык описания 2. Изобразить объект как нерас­члененное целое 3. Описать функцию объекта в бо­лее широком целом 4. Исходя из его функции, рас­членить его на существенные части 5. Описать части объекта с точки зрения функций, которые они реализуют в целом 6. Построить функциональную структуру целого (описать все его части, их функции с точки зрения реализации функции целого объекта) 7. Описать материальную конст­рукцию со стороны реализации ею определенной функции   8. Составную часть принять за це­лое и повторить цикл из 1—7 шагов КОНТРОЛЬ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА Вопрос о: 1 — природе целостного объекта 2 — о функции целого (для чего целое?) 3 — о частях, их особен­ностях, различиях 4 — об обосновании, по ко­торому объект разбива­ется на части 5 — о функциях частей в целом 6 — о структуре объекта 7 — о функциональной структуре объекта 8 — о процессах, которые реализует функцио­нальная структура 9 — заданы место, функция, нужно подобрать мате­риал, в котором она реализуется, и т. д. 10 — заданы материал, кон­струкция, нужно найти его функцию

Как реализуется в работе над текстом лекции принцип ин­формативности? Существует определенная методика проектиро­вания учебно-описательного текста. Прежде всего задается язык описания. Преподаватель разрабатывает вербальный текст лек­ции, проектирует графический текст, число и виды формул. Он четко должен спланировать, где, когда, сколько, какие форму­лы, схемы и графики следует предъявить аудитории в подтвер­ждение и доказательство вербальной информации.

В разделе 4 главы 6 «Интенсификация обучения и проблем­ное обучение» изложены педагогические приемы, способствую­щие повышению информативности лекции за счет содержания (отбор, структурирование информации и др.). При проектирова­нии текста лекции можно использовать дедуктивный либо ин­дуктивный методы изложения. Практика показывает, что чаще преподаватели используют дедуктивный метод (от общего к ча­стному). Индуктивный метод может применяться в проблем­ной лекции. Дедуктивно излагаемый описательный текст стро­ится по типовой схеме:

· описание параметров и функций объекта;

· расчленение объекта на существенные части-блоки;

· описание их функционирования;

· описание деталей блока и их назначения.

Особое внимание следует уделять выводам в конце раздела и итоговым выводам в конце лекции. В текст следует включить контрольные вопросы к узловым моментам лекции, дидакти­ческим блокам и единицам, предлагаемым студентам для ак­тивного усвоения. Вопросы могут иметь проблемный характер, могут иметь вид теста, предполагающего выбор правильного ответа, или ответы типа «да—нет».

Принцип наглядности реализуется в процессе чтения лек­ции, однако лектор при проектировании текста должен заплани­ровать все средства визуализации информации, будь то TCO (слайды, «Лектор»), схемы, плакаты, планшеты, раздаточный иллюстративный материал или вербальные средства (примеры, аналогии, сравнения и т. п.), их форму, количество, очередность демонстрации. Следует также решить заранее, когда применять TCO, требующие зашторивания аудитории, так как недостаток освещения затрудняет конспектирование.

Использование аппарата «Лектор» позволяет без зашторива­ния проецировать на экран выполненные на фолиях блок-схе­мы, демонстрирующие системные связи между отдельными блоками информации, что способствует ее целостному восприя­тию и формированию системных знаний.

Лингвистические параметры лекции можно свести к сле­дующим главным требованиям: текст лекции должен быть пре­дельно насыщен смыслом, не допускать разночтений. Все не­знакомые слова и термины нужно объяснять аудитории. Не сле­дует перенасыщать его терминологией и иностранными слова­ми, «наукообразность» языка затрудняет смысл сказанного, вы­нуждает слушателей вначале расшифровывать информацию, чтобы понять ее. Текст лекции должен быть логичен, ясен и прост и вербальными средствами реализовывать дидактические принципы системности, информативности, иллюстративности, понятности. Следует помнить о том, что учебная лекция — это канва, опорный материал, с которым обучаемый может твор­чески работать. Лекционный курс представляет тот минимум спрессованной и систематизированной информации, которая дополняется практическими занятиями и самостоятельной ра­ботой студентов.

Написанный и отредактированный текст лекции желатель­но отпечатать в компьютерном варианте и хранить в специаль­ных папках типа альбомов для фотоснимков, где каждый лист заключен в двойную пленку, предотвращающую его преждевре­менный износ и утрату. Такой конспект может служить приме­ром для подражания и воспитывать у студентов дизайнерскую культуру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.