Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное восприятие и понимание людьми друг друга




 

Схема 3.29

 

Схема 3.30

 

Схема 3.31

 

Схема 3.32

 

Глава 4. Психология профессионального образования

1. Психологические основы профес­сионального самоопределения*

* § 4.1, 4.3 подготовлены совместно с канд. психол. Наук А. В. Черной.

 

Выступая отраслью педагогической психологии, психоло­гия профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессиональ­ного образования. Под термином «профессия» понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником материального обеспечения существования человека. Профессия также характеризуется как система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку. Понятие «профессиональное образование» отождеств­ляется со специальным образованием и может быть получено в профессионально-технических, средних и высших образова­тельных учреждениях. Профессиональное образование связано с получением определенных знаний и навыков по конкретной профессии и специальности. Таким образом, профессиональ­ное образование осуществляет подготовку специалистов в об­разовательных заведениях начального, среднего и высшего про­фессионального образования, а также в процессе курсовой под­готовки и послевузовского образования, образующих систему профессионального образования.

Профессиональное образование должно быть ориентирова­но на получение профессии, что делает необходимым исследо­вание таких проблем профессиональной подготовки, как профес­сиональное самоопределение или выбор профессии, профессио­нальное самосознание, анализ этапов профессионального развития субъекта и связанных с ним психологических проблем со­провождения профессиональной деятельности;

Организация профессионального образования должна под­чиняться ряду принципов:

· принцип соответствия профессионального образования со­временным мировым тенденциям специального образования;

· принцип фундаментализация профессионального образова­ния требует связи его с психологическими процессами при­обретения знаний, формирования образа мира (E.A. Климов), с постановкой проблемы приобретения системных знаний;

· принцип индивидуализации профессионального образования требует изучения проблемы формирования профессиональ­но важных качеств, необходимых представителю той или иной профессии.

Исходя из этих положений, предметная область психологии профессионального образования включает в себя:

- изучение возрастных и индивидуальных особенностей лич­ности в системе профессионального образования;

- изучение человека как субъекта профессиональной деятель­ности, его жизненного и профессионального пути;

- изучение психологических основ профессионального обуче­ния и профессионального воспитания;

- изучение психологических аспектов профессиональной дея­тельности.

Будучи призванной изучать строение, свойства и закономер­ности процессов профессионального обучения и профессиональ­ного воспитания, психология профессионального образования использует в своем арсенале те же методы, что и в других вет­вях психологической науки: наблюдение, эксперимент, методы беседы, анкетирования, изучения продуктов деятельности.

Среди методов, направленных на изучение трудовой деятель­ности человека, широко используется метод профессиографии, описательно-технической и психофизиологической характерис­тики профессиональной деятельности человека. Этот метод ори­ентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материа­ла о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В результате профессиограммирования составляются профессиограммы или сводки данных (технических, санитарно-гигиенических, технологических, психологических, психофизи­ологических) о конкретном процессе труда и его организации, а также психограммы профессий. Психограммы представляют собой «портрет» профессии, составленный на основе психологи­ческого анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества (ПВК) и психологические и психофизиологические составляющие, актуали­зируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполне­ние. Важность метода профессиографии и психологии профес­сионального образования объясняется тем, что он позволяет моделировать содержание и методы формирования профессио­нально важных качеств личности, заданных той или иной про­фессией и строить процесс их развития, исходя из данных на­уки.

Профессиональное образование, выполняющее функции про­фессиональной подготовки, отождествляемое с понятием «спе­циальное образование», предполагает два пути его получения — самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Важным психологическим мо­ментом, определяющим успех профессионального образования, является своеобразная «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Выбор профес­сии, осуществляемый человеком в результате анализа внутрен­них ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профес­сии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психо­логическом плане представляет собой двухаспектное явление: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой — то, что выбирают (объект выбора). Обладая множеством харак­теристик, и субъект и объект выбора определяют неоднознач­ность выбора профессии. Выбор профессии — это не одномо­ментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжи­тельность которых зависит от внешних условий и индивидуаль­ных особенностей субъекта выбора профессии.

Возникновение профессионального самоопределения охва­тывает старший школьный возраст, однако ему предшествуют этапы:

- первичного выбора профессии, для которого характерны ма­лодифференцированные представления о мире профессий, ситуативные представления о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профес­сиональных намерений. Этот этап характерен для учащихся младшего школьного возраста, когда еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки;

- профессионального самоопределения (старший школьный возраст). На этом этапе возникают и формируются профес­сиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

- профессиональное обучение как освоение выбранной профессии осуществляется после полученяя школьного образо­вания;

- профессиональная адаптация характеризуется формирова­нием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений;

- самореализация в труде (частичная или полная) связана с выполнением или невыполнением тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Итак, профессиональное самоопределение рассматривает­ся как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизы­вает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, пе­реломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими этапами профессионального само­определения.

В психологической литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придержива­ются точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельно­сти. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понима­ния профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбо­ра является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Ряд авторов придерживаются взгляда на вы­бор профессии как на частный случай социального самоопреде­ления, т.е. выбор профессии — социально заданное явление, определяемое прежде всего социальными характеристиками про­фессии.

Наиболее продуктивным является подход к выбору профес­сии как одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опы­том личности, а процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании обще­го образа «Я» человека, определяя течение его жизни.

Рассматривая выбор профессии как систему субъект объект­ных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии — того, что выбирают, так и субъекта — выбирающего.

Традиционно общая схема описания профессии подразуме­вает четыре аспекта:

- социально-экономический (краткая история профессии, ее роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, пре­стижности профессии);

- производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);

- санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факто­рах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказани­ях);

- психофизический (требования профессии к особенностям пси­хических процессов и свойствам личности).

E.A. Климовым предложена четырехъярусная обзорная клас­сификация профессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда (схема 4.1).

Схема 4.1

Классификация профессий (по E.A. Климову)

 

Первый ярус выделяет типы профессий.

По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей), по A. H. Леонтьеву. Соот­ветственно E. А. Климов определяет пять схем профессиональ­ной деятельности: «Человек—природа», «Человек—техника», «Человек—знак», «Человек—образ», «Человек—человек».:

1. «Человек — живая природа» (П). Представители этого типа профессий имеют дело с растительными и животными орга­низмами, микроорганизмами и условиями их существования (мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог).

2. «Человек — человек» (Ч). Предметом интереса, обслужива­ния, распознавания, преобразования здесь являются соци­альные системы, сообщества, группы населения, люди раз­ного возраста (продавец, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель, социальный работник).

3. «Человек— техника» (Т) и неживая природа. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь-сборщик, техник-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог).

4. «Человек — знаковая система» (3). Естественные и искусст­венные языки, условные знаки, символы, цифры, форму­лы — вот предметные миры, которыми занимаются пред­ставители этого типа профессий (оператор фотонаборного ав­томата, программист, чертежник-картограф, математик, ре­дактор издательства, языковед).

5. «Человек — художественный образ» (X). Явления, факты ху­дожественного отображения действительности — вот что занимает представителей профессий этого типа (художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, ак­тер драматического театра).

Таким образом, условно обозначим 5 типов профессий ПТЧЗХ. В пределах каждого типа профессий Е.А.Климовым выде­лены их классы по признаку целей (второй ярус):

- гностические профессии (Г);

- преобразующие (П);

- изыскательные (И).

По признаку основных орудий, средств труда в рамках каж­дого класса выделяют четыре отдела (3-й ярус):

- профессии ручного труда (P);

- профессии машинного труда (M) (машины с ручным управ­лением используются для обработки, перемещения, преоб­разования предметов труда, поэтому типичными професси­ями в этом подразделении являются водитель, машинист и т.д.);

- профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А) — операторы машин с ЧПУ и т.д.;

- профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).

По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы (четвертый ярус в приведенной схеме):

- работа с условиями микроклимата, близкими к бытовым, «комнатным» (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;

- работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (0): агроном, монтажник стальных и железо­бетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции;

- работа в необычных условиях (на высоте, под землей, под водой, при повышенных и пониженных температурах (H): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный);

- работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей (M) — взрослых или детей, свя­занная с большими материальными ценностями (воспита­тель детского сада, учитель, врач, следователь). Анализируя состав действий для каждого типа профессий,

E. А. Климов наметил четыре их группы:

1. Двигательные (действия перемещения, расположения, по­ворота и т. д.).

2. Познавательные (гностические) действия, куда входят дей­ствия восприятия, воображения и логические действия.

3. Действия межличностного общения; диагностирующие, дей­ствие-требование, действие по информационному управле­нию партнером.

4. Действия по согласованию усилий.

 

Что же определяет выбор профессии? Отвечая на этот воп­рос, E. А. Климов намечает восемь основных факторов, опреде­ляющих профессиональный выбор: 1) позиция старших, семьи; 2) позиция сверстников; 3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т. д.); 4) личные профессиональные и жизненные планы; 5) способности и их проявления; 6) притязание на общественное признание; 7) ин­формированность о той или иной профессиональной деятельно­сти; 8) склонности.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обыч­но называют следующие: интересы (познавательный, професси­ональный интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в опреде­ленном виде деятельности); темперамент; характер. Эти факто­ры часто относятся к субъективным. Следующая группа факто­ров (их можно назвать объективными ) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информирован­ность о мире профессий. Выделяют также социальные характери­стики: социальное окружение, домашние условия, образователь­ный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с ода­ренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.

K.M. Гуревич выделил три типа профессий в связи с опре­делением требований, предъявляемых к работнику:

- профессии, где каждый здоровый человек может достичь об­щественно приемлемой эффективности деятельности;

- профессии, в которых далеко не каждый человек может до­биться нужной эффективности;

- профессии, которые по своей сущности требуют достиже­ния высших степеней мастерства, они предъявляют специ­фические требования к индивидуальным особенностям че­ловека (профессии, требующие абсолютной профессиональ­ной пригодности).

Каждый тип профессии предъявляет определенные требова­ния к тем или иным способностям и качествам человека.

Психологические требования профессий типа «человек-природа» к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные фак­торы; поскольку результаты деятельности выявляются по про­шествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных услови­ях, в грязи и т. п.

Большинство профессий «Человек—техника» связано: 1) с созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специа­листы проектируют, конструируют технические системы, уст­ройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдель­ных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их); 2) с эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транс­портом, автоматическими системами); 3) с ремонтом техничес­ких устройств (специалисты выявляют, распознают неисправ­ности технических систем, приборов, механизмов, ремонтиру­ют, регулируют, налаживают их).

Одно и то же техническое устройство может быть предме­том труда для разных специалистов (табл. 4.1).

 

Таблица 4.1

Техническое устройство Монтаж, сборка Эксплуатация Ремонт
Станок с чис­ловым про­граммным управлением Слесарь меха­носборочных работ Оператор стан­ков с ЧПУ, на­ладчик станков с ЧПУ Слесарь по ре­монту про­мышленного оборудования
Энергетическая установка Электро­монтажник Оператор элек­тропульта Слесарь по ре­монту электро­оборудования
Прибор Радиомон­тажник Радиотехник Слесарь по ре­монту радио­аппаратуры
Фотокино­аппаратура Слесарь-сбор­щик кинофото­аппаратуры Киномеханик, фотограф Слесарь по ре­монту кинофо­тоаппаратуры

Психологические требования профессий «Человек-техника» к человеку: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение пе­реключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

Большинство профессий типа «Человек—знаковая система» связано с переработкой информации и различается по особенно­стям предмета труда. Это могут быть: 1) тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, дело­производитель, телеграфист, наборщик); 2) цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик); 3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист); 4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звуко­оператор).

Психологические требования профессий «человек—знаковая система» к человеку: хорошая оперативная и механическая па­мять; способность к длительной концентрации внимания на от­влеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и пе­реключение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логи­ческое мышление.

«Человек—художественный образ». Большинство профес­сий этого типа связано: 1) с созданием, проектированием худо­жественных произведений (писатель, художник, композитор, мо­дельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); 2) с вос­произведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-красно­деревщик); 3) с размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифов­щик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий этого типа к чело­веку: художественные способности; развитое зрительное воспри­ятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

«Человек—человек». Большинство профессий этого типа свя­зано: 1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер); 2) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня); 3) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер); 4) с информационным об­служиванием (библиотекарь, экскурсовод, лектор); 5) c защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий). Многие должности: директор, бригадир, начальник цеха — связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководи­телям предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий типа «Человек—человек».

Психологические требования профессий этого типа к чело­веку: стремление к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдерж­ка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать по­ведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимо­отношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ста­вить себя на место другого человека, умение слушать, учиты­вать мнение другого человека; способность владеть речью, ми­микой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

 

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возмож­ностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное само­определение требует высокой активности субъекта, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуля­ции, степени развития контрольно-оценочной сферы. Важными факторами в профессиональном самоопределении являются:

- способность адекватно оценивать свои качества как факторы выбора профессии;

- способность изучать мир профессий, опираясь на неслучай­ные факторы, формировать адекватное представление о нем;

- способность выделять главное для себя при выборе профес­сии, т.е. сформировывать индивидуальную иерархию фак­торов, максимально адекватно оценить ситуацию выбора профессии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.