Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о средствах обучения




Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существу­ет независимо от учебного процесса, да и в учебном про­цессе может участвовать как предмет усвоения, либо в ка­кой-нибудь другой функции.

Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на каче­ство знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам отно­сятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, сред­ства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудова­ние учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

Идеальные средства обучения — это те усвоенные ра­нее знания и умения, которые используют учителя и уча­щиеся для усвоения новых знаний. Л. С. Выготский (Собр. соч. Т. 1. С. 103) приводит такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др. В общем случае идеальное средство — это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей. Усвоенная ин­формация, ставшая знанием, является также и "перво­начальным арсеналом" средств обучения. Из нее учащийся черпает способы рассуждения, доказательства, расчета, за­поминания и понимания.

В процессе систематического обучения усвоенное зна­ние становится средством усвоения новых знаний, разви­тия эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности. Некоторые из них оказывают существенное влияние преимущественно на интеллектуальное развитие учащихся. Эти интеллектуальные средства обучения иг-

рают ведущую роль в умственном развитии учащихся. Они могут быть даны учителем в готовом виде в процессе объ­яснения темы урока (например, правила поведения, реше­ния задач, написания букв, анализа строения предложения и т. п.), но могут быть и сконструированы учащимися са­мостоятельно или в совместной деятельности с учителем на уроке.

Идеальные средства — это "мысли о мыслях"; чтобы учитель или учащийся мог их изложить, необходимо пред­ставить их в соответствующей форме. Одна из таких форм — вербализация — речевое изложение средств рассуждения, анализа, доказательства и т. п. Другая форма — материализа­ция - представляет эти средства в виде абстрактных симво­лов: графиков, таблиц, схем, условных обозначений, ко­дов, чертежей, диаграмм. К ним же относятся опорные конспекты, изобретенные известным ученым и учителем В. Ф. Шаталовым. Творчески работающие учителя разраба­тывают такие свои средства материализации, которые да­ют положительный эффект. Материализованные средства оказывают положительное влияние на мотивацию, успеш­ность обучения и умственное развитие учащихся.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняет друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся много­сторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства — с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния матери­альных и идеальных средств нет четких границ: часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.

Идеальные средства используются первоначально для общения, в речи учителя и учащихся как краткое, симво­лическое обозначение предметов. Учитель воздействует материализованными средствами на сознание учащихся, добиваясь понимания материала. Затем учащиеся исполь­зует материализованные средства в совместной деятель­ности, общении, объяснении и взаимопомощи в решении тренировочных задач. Материализованные средства ста­новятся также и вербализованными. Далее следует само­стоятельная познавательная деятельность по решению за-

дач, в ходе которой речь сокращается, автоматизируется и превращается в мысль. Внешние, материализованные средства в результате интериоризации становятся сред­ствами мышления учащихся.

Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и мето­дами обучения. Связь средств и методов обучения не­однозначна: средства обучения чаще всего могут ис­пользоваться в сочетании с различными методами и на­оборот: для использования одного метода можно подо­брать несколько адекватных (соответствующих) средств. Это обусловлено, в частности, развитием технических средств обучения (ТСО), разработкой унифицирован­ных (единообразных, многоцелевых) стендов для де­монстрационного эксперимента и лабораторных прак­тикумов.

Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Так, ТСО су­щественно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать развитие явле­ний, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они по-новому, нежели с помощью печатных пособий, организуют и направляют восприятие учащихся, объективируют содержание; вы­полняют функции источника и меры учебной информа­ции в их единстве; стимулируют познавательные инте­ресы учащихся; создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе; позволяют проводить контроль и само­контроль знаний. Обучение на базе персональных ком­пьютеров — это новый вид учебного процесса, в кото­ром используются новые методы и средства преподава­ния и учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мульти­пликации.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума — к средствам учения. Средствами преподавания пользуется в основном учи­тель для объяснения и закрепления учебного материала,

а средствами учения — учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства используют­ся как в преподавании, так и в учении.

Средства преподавания имеют существенное значе­ние для реализации информационной и управляющей функции учителя. Они помогают возбудить и поддер­живать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более до­ступным, обеспечивают более точную и полную инфор­мацию об изучаемом явлении, интенсифицируют само­стоятельную работу и позволяют вести ее в индивиду­альном темпе. Их можно разделить на средства объяс­нения нового материала, средства закрепления и повто­рения и средства контроля.

Средства преподавания могут сочетаться с различ­ными методами обучения. Например, при объяснении логически сложной темы более эффективно после рас­сказа продемонстрировать опыт, иллюстрирующий тео­рию; рассказ о технологическом процессе (развитии яв­ления) лучше сопровождать демонстрацией, которая становится источником визуальной информации; в про­блемном обучении демонстрация опыта предшествует объяснению; она выполняет функцию средства позна­ния, учащиеся должны сформулировать гипотезу, на­блюдая за опытами. Зрительное восприятие учащихся во время демонстрации также должно быть организо­вано: человек запоминает лучше то, на чем был зафик­сирован его взгляд. Поэтому необходимо точно указы­вать, что демонстрируется: какие индикаторы и в какой момент подлежат наблюдению, последовательность включения цепей и т. д.

Высокие требования предъявляются к поведению преподавателя во время демонстрации. Он должен сто­ять лицом к классу сзади объекта или сбоку от него, чтобы не загораживать пособие и видеть поведение класса. При этом он должен одновременно показывать, объяснять и следить за работой и поведением каждого учащегося. Показывать элементы пособий надо указкой, следя боковым зрением за правильностью ее движения. Если же преподаватель стоит лицом к прибору и, сле­довательно, спиной к классу, то слуховое восприятие речи учителя затруднено и учащиеся не слышат, что го­ворит учитель; некоторые учащиеся могут не увидеть

показаний приборов за спиной учителя, что создает условия для нарушения дисциплины. Неправильное по­ведение учителя может спровоцировать шум и другие нарушения дисциплины, осложнить восприятие мате­риала, породить неправильные образы и представления в сознании учащихся.

Некоторые современные средства обучения созда­ются авторами в расчете на применение определенных методов обучения. Если средство обучения является источником учебной информации, то методы изложе­ния его учителем становятся зависимыми от методов изложения в источнике. Если раньше учитель был "монополистом" в информировании учащихся, то в на­стоящее время многие учащиеся получают знания из различных источников, что влечет за собой изменение функций учителя, необходимость учета и анализа раз­личных позиций, гипотез и концепций.

В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые законо­мерностями обучения. Так, отсутствие или недостаточ­ное количество средств наглядности снижает качество знаний, уменьшает познавательный интерес, затрудняет образное восприятие. Однако большое количество де­монстраций создает развлекательное настроение уча­щихся. Оптимальным считается 4—5 демонстраций за урок при изучении трудной темы, считая средства для самостоятельной работы и средства контроля.

Демонстрируемые предметы и рисунки на доске должны быть хорошо видны с последних мест. При пя­тиместных рядах экспонаты на доске должны быть не менее 5 сантиметров в длину и 1 в ширину. Если объ­екты меньших размеров, то необходимо организовать их теневую проекцию, либо оптическое увеличение изоб­ражения, либо использовать раздаточный материал, ли­бо пересадить учащихся на время демонстрации за пер­вые столы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.