Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы шкал в маркетинговых исследованиях




Операция предопределение переменной заключается в преобразовании данных для создания новых переменных либо изменения существующих с тем, чтобы они точнее соответствовали основным задачам исследования. «Шкалирование» отражает попытку определить количественные измерители субъективных и иногда абстрактных понятий. Через «шкалирование» мы выражаем свое отношение к изучаемому объекту. Компонентами построения отношения к объекту выступают:

- познавательная компонента - мнение людей или информация об объекте;

- эмоциональная компонента;

- поведенческая компонента - склонность к действию или предрасположение к объекту.

Преобразование шкалы заключается в манипулировании значениями измерительной шкалы с тем, чтобы иметь возможность сравнивать ее с другими шкалами либо другим образом преобразовывать данные и делать их подходящими для анализа. Рассмотрим используемые измерительные шкалы. Любое измерение в маркетинговых исследованиях показывает, что измеряются характеристики объекта, а не сам объект. Необходимо определить свойства характеристик и присвоить им количественную оценку таким образом, чтобы они правильно отражали свойства этих характеристик.

Выделяют 4 типа шкал, при помощи которых характеристики могут быть измерены, а именно: номинальную, порядковую, интервальную и относительную.

1. Номинальная шкала (шкала наименований) используется в измерениях, при которых числа присваиваются объектам или классам объектов только с целью их идентификации. Например, К какому полу вы относитесь?

-женский;

-мужской.

Ваш социальный статус?

-руководитель предприятия;

-руководители служащих;

-домохозяйки;

-студент;

-служащие.

В качестве меры характеризующей основную тенденцию или среднюю величину выступает – статистическая мода.

2. Порядковая шкала используется для измерения, при котором числа присваиваются данным на основе некоторого порядка объектов (например, предпочтение потребления определенных марок сигарет, пива, конфет и т.д.). Например. Проранжируйте фирмы поставщики в соответствии с системой вашего предпочтения. Поставьте фирме - лидеру цифру 1, следующей за лидером цифру 2, фирме – аутсайдеру последнее число из сравниваемых фирм и т.д. В качестве меры средней величины в порядковой шкале выступает –медиана.

3. Интервальная шкала используется для измерений, при которых присвоенные числовые значения разрешают проводить сравнения величины различий как между членами одного ряда, так и между разными рядами данных, например, температурная шкала, возрастная шкала, шкала крепости алкоголя, потребления некоторого продукта питания на душу населения и т.д..). В качестве меры характеризующей основную тенденцию интервальной шкалы выступает ее среднее значение.

4. Относительная шкала необходима для измерения естественных, или абсолютных величин и является единственной шкалой использующей нулевую точку. Использование такой шкалы позволяет вести анализ ситуаций связанных с соотношением исследуемых величин. Шкалу можно сжимать или растягивать, используя правила масштабирования. Например, потребитель может в 2 раза больше потреблять некоторой продукции, в 1,5 раза чаще отдыхать за границей, в 3 раза чаще менять автомобиль и т.д. В качестве меры средней величины используется геометрическая или гармоническая средняя.

Другой разновидностью шкал являются несравнительные шкалы, которые подразделяются на непрерывные и детализированные рейтинговые шкалы. При использовании несравнительных шкал респонденты применяют любые нестандартные оценки. По ним не сравнивают исследуемый объект с конкурентом, а просто дают свою оценку объекту.

Непрерывная рейтинговая шкала используется для расстановки экспертами баллов по оцениваемому объекту исходя из собственных умозаключений. При использовании непрерывной шкалы респонденты оценивают объекты, ставя отметку в соответствующей точке отрезка, соединяющего крайние значения критерия. Например, фрагмент оценки рекламы товара.

Как Вы оцениваете рекламу товара?

Вариант 1.

Ужас Средне Восторг

·

Вариант 2. Как разновидность непрерывной шкалы выступает шкала “восторг – ужас”:

Ужас · Восторг

1 2 3 4 5 6 7

 

Каждое число шкалы имеет свое качественное обозначение: (7) – восторженно; (6) – удовлетворенно; (5) – хорошо; (4) – пополам; (3) – разочарованный; (2) –несчастливый; (1) – ужасно.

Детализированная рейтинговая шкала содержит числа и краткое описание, связанное с каждой категорией отношения к объекту исследования. Расположение категорий на шкале определенным образом упорядочено. Для одномерных методов шкалирования характерно ограничение одним, чаще всего эмоциональным, компонентом маркетингового исследования.

В качестве вида детализированной шкалы используется Лайкерт-шкала (рис. 7.1.). Данная шкала используется при экспертной оценке маркетинговых явлений. Обычно каждый пункт шкалы имеет пять категорий для ответа от «абсолютного несогласия» до «полностью согласен». Для проведения маркетингового анализа каждому утверждению присваивается количество баллов от –2 до +2 или от 1 до 5. Анализируются оценки по отдельным пунктам (профильный анализ) с подсчетом итогов.

Утверждение: Реклама сигарет и алкоголя – это вредно для россиян!

1 2 3 4 5

 

 

Рис. 7.1. Пример Лайкерт-шкалы

Путем суммирования результатов необходимого количества таких вопросов делается заключение об отношении опрашиваемого к предмету исследования.

Разновидностью детализированной шкалы выступает семантический дифференциал, т.е. семибальная шкала с противоположными отметками в крайних точках (табл. 7.2). Полученные данные анализируются с помощью профильного анализа, когда для каждой рейтинговой шкалы рассчитываются средние или медианные значения и затем сравниваются с помощью построения графика или статистического анализа.

Таблица 7.2

Семантическая дифференциальная шкала для представления о потребителях и продуктах

Минимум Цифровая оценка (1–7 баллов) Максимум
Грубый   Утонченный
Восхищающий   Спокойный
Неудобный   Удобный
Доминирующий   Второстепенный
Бережливый   Расточительный
Приятный   Неприятный
Современный   Несовременный
Организованный   неорганизованный

 

Шкала семантического дифференциала - метод оценки сильных и слабых сторон продукта, предприятия путем парного сравнения Она используется для сравнения торговых марок, продуктов, рекламы, имиджа фирм и т.д.

Порядково-рейтинговые шкалы. Они являются некоторой комбинацией базовых шкал. Наиболее известная шкала, прямо связывающая определенное состояние исследования с числовым значением, называется рейтинг-шкала. Порядково-рейтинговые шкалы требуют, чтобы респондент установил рейтинг множества объектов в соответствии с некоторым критерием. Различают следующие виды рейтинговых шкал:

- графические рейтинговые шкалы (респондент должен выбрать точку на графике, соответствующей его отношению к объекту исследования);

- точечная рейтинговая шкала - респондент выбирает ответ из ограниченного числа порядковых категорий. Например, шкала Джастера - отражает намерение совершить покупку:

10 - уверен, практически уверен (99 из 100)

9 - почти уверен (90 из 100)

8 - очень возможно (80 из 100)

7 - возможно (70 из 100)

6 - хорошая возможность (60 из 100)

5 - довольно хорошая возможность (50 из 100)

4 - достаточная возможность (40 из 100)

3 - некоторая возможность (30 из 100)

2 - незначительная возможность (20 из 100)

1 - очень незначительная возможность (10 из 100)

0 - нет (1 из 100)

Если 30% ответили выше пункта 5, то новый товар можно выводить на рынок. Другой разновидностью выступают:

- процентная шкала - характеризующая степень удовлетворенности от приобретения или от обладания некоторым объектом

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%;

- шкала улыбающихся лиц L K J;

- ранжированная шкала - респондент сравнивает одну позицию с другими и ранжирует их, например, К1>К4>К8>К1;

- шкала парного сравнения - респондента просят выбрать одну из двух позиций в группе каких-либо критериев;

- шкалы постоянной суммы - респондента просят разделить определенную сумму (100) среди двух и более характеристик по степени важности с точки зрения респондента между двумя или большим числом объектов (табл. 7.3):

Таблица 7.3

Пример шкалы постоянной суммы

  А В С
Цена      
Экономичность      
Надежность      
Безопасность      
Комфорт      
Стиль      
Всего      

С помощью приведенных шкал можно установить место каждого исследуемого признака на множестве критериев маркетинговой оценки рассматриваемого явления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.