Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чрезмерно контролирующая мать




САМОПОНИМАНИЕ

Неуправляемый ребенок

 

Был случай, когда я предложил матери, работавшей с шестилетней дочерью, позволить участвовать в игровом занятии и младшему брату. Причиной тому было то, что, казалось, Клару переполняют недобрые чувства к брату, Крейгу. Мать Клары, Рамона, рассказала, что девочке нравится, когда Крейг участвует в занятии, потому что тогда она командует им и ощущает себя самой главной. На занятии она сообщила брату правила и сказала, что он не должен делать то-то и пользоваться тем-то. Рамона возразила Кларе и сказала, что Крейг может делать то, что хочет. Тогда Клара — несомненно, поняв, что придется быть более гибкой — взяла на себя роль учительницы, а маме и брату отвела роль учеников. Потом она устроила представление и сказала, что оно должно называться: «Мальчик, который ненавидел папу и маму»! В представлении мальчик убежал из дома. Клара спросила, будет ли братишка участвовать в занятии на следующей неделе, и когда мама ответила утвердительно, Клара сказала: «Хорошо».

Разница между Кларой, у которой кукла-девочка колотит куклу-мальчика, и Кларой, которая третирует младшего брата, — это самая большая разница на свете. На этом занятии враждебность к брату вышла наружу. Когда на занятии присутствует больше одного ребенка, оно приобретает свободу — и сложность — групповой игровой терапии. На следующем занятии (к сожалению, последнем, так что не было возможности для дальнейшего исследования) Клара изображала строгую учительницу и сыпала замечаниями в адрес Крейга по любому поводу, а потом направила всю агрессию на мать. И именно на такое поведение Клары жаловалась Района в самом начале, вовсе не на неприязнь к брату! Один из приемов, которыми пользовалась Клара в игре — это грубые слова. Хотя на игровом занятии это разрешалось, она таким образом проверяла, как далеко ей можно зайти с матерью, и это могло быть предвестником реальных проступков на последующих занятиях.

Мораль этой истории: игровые занятия в группе являются гораздо более жизненными (то есть дети в большей степени остаются сами собой), более сложными, более благодарными и более изнуряющими, чем игровые занятия с одним ребенком. Их нужно приберечь к концу цикла или даже посвятить им еще один десятинедельный курс — «курс усовершенствования». Родителям редко рекомендуют попробовать игровые занятия в группе, потому что они требуют большого напряжения и часто становятся испытанием даже для очень опытных психотерапевтов.

 

 

 

Одна из матерей знала, что она «любит покомандовать», как она выразилась, но только рассказывая на семинаре о своем первом игровом занятии, она увидела, что никогда не прекращает контролировать сына. Ниже приводится отрывок из протокола.

Хелен: Фред казался очень взволнованным при виде игрушечного городка, который я купила. (Родители иногда добавляют игрушки к рекомендованному списку. В связи с этим могут возникнуть трудности, как у Фреда, который, как мы увидим ниже, не знал, как пользоваться некоторыми игрушками. Рекомендуемые предметы являются простыми и неструктурированными и предназначены для того, чтобы стимулировать творческое воображение и спонтанную деятельность ребенка.) Он был счастлив и много фантазировал, когда строил город. Я ничего не делала. Я не знала, что делать, поэтому я просто смотрела. Я думала, может, он пригласит меня в игру, но он был занят. Он не знал, что делать с некоторыми деталями, и я сказала, что, может, он построит из нескольких блоков дом, и он увидел, как это можно сделать, и построил несколько домиков.

Предлогом для вмешательства, по ее разумению было то, что Фред не знал, что делать с некоторыми деталями. Я решил, не откладывая, указать на то, что она делала. (Не знаю, почему я включился так быстро. Обычно я немного выжидаю, и, наверное, здесь тоже следовало бы подождать, потому что она стала защищаться).

Д-р Крафт: Почему вы это предложили?

Хелен: Потому что мне надоело не участвовать. Я просто там сидела.

Хотя это и было правдой, это была только часть истории. Мне же хотелось докопаться до ее желания взять верх над ребенком.

Д-р Крафт: Вы хотите сказать, что вам кажется, будто вы реагировали на собственное беспокойство, не на его?

Хелен: Ну, он-то был вполне доволен. Он был занят и счастлив, а я смотрела, и — да, я хотела участвовать в игре.

Д-р Крафт: Вы хотели участвовать в игре?

Хелен: Да, действительно. И я думала, что мое предложение было очень хорошим — делать домики. (Вот она, разгадка: она просто хотела использовать собственные идеи.) Знаете, эти полчаса я очень старалась сидеть тихо, что не в моем характере — я очень старалась следить за собой. (То есть она знала, что склонна к чрезмерному контролю и старалась сдерживаться, потому что, согласно указаниям, на игровом занятии ведущая роль должна была принадлежать ребенку — но она не могла сдержаться, как сильно она ни старалась.) И еще у нас было несколько пластмассовых поездов, которые еще не были собраны. (Еще одна вещь, которой не было в списке. Кроме того, все игрушки должны были быть распакованы и собраны, если требовалась сборка.) Я велела ему взять колеса из коробки и надеть их. И он это сделал, поиграл с ними какое-то время, а потом играл с марионетками. У нас была кукла-лупоглазка и кукла-пират. И я ему вовсе не говорила, во что играть.

В этом последнем заявлении и было стремление себя защитить, о котором упоминалось выше. По-видимому, я уже открыл ей глаза на то, что она стремится управлять действием.

Хелен: Он сказал, что поставит кукольный спектакль. Я думала, что мы должны будем взаимодействовать, ну, не то, чтобы должны, но я сказала, что я буду Лупоглазка, а он будет пират, и таким образом мне удастся увидеть что-то новое.

«Я сказала, что я буду Лупоглазка» и т. д. Снова она взяла на себя инициативу. Матери рассмеялись.

Хелен: Нет, он сказал, что поставит спектакль для меня. И он перешел на другую сторону стола и уселся на пол, и сказал: «Привет!» — и я сказала: «Привет! Как тебя зовут?» (Этим вопросом — незаметно — она опять перехватила инициативу.) И мы ходили туда-сюда. И я сказала: «У тебя есть братья или сестры?» (И опять! Я больше не мог сдерживаться.)

Д-р Крафт: Вы перехватили инициативу.

Хелен: Нет, нет, нет! Он сказал: «Привет!» И как вы говорили про телефон, так я и сделала. (Я сказал однажды, когда рассказывал о правилах ведения занятия, что не надо удивляться, если ребенок возьмет игрушечный телефон и скажет: «Алло!» — родитель может ответить: «Алло!», и больше ничего не говорить, просто подождать несколько секунд и повесить трубку. Мать все больше переходила в оборону по мере того, как я делал ее лидерство предметом обсуждения.) Так я должна была что-то сказать, и мне не хотелось говорить что-то существенное, поэтому я просто спросила: «У тебя есть братья и сестры?» — и еще: «Сколько тебе лет?» — и все в таком духе, чтобы посмотреть, что он предложит, и потом, я старалась вслушиваться в то, что он на самом деле говорит, но не могу сейчас вспомнить ничего оглушительного. Просто он много хихикал.

Д-р Крафт: Почему?

Хелен: Ну, он был очень счастлив и получал удовольствие, и он ничего не пытался вложить в этот спектакль — такое у меня впечатление.

Д-р Крафт: Это было довольное хихиканье — в отличие от хихиканья взволнованного.

Хелен: Он думал, что стал немножко другим, когда изображал этот большой спектакль там, на полу. Потом, как мне показалось, ему не хватило материала, тогда я хлопнула в ладоши, давая понять, что теперь моя очередь. (И еще раз она сделала это! Она думала, что он испытывает неловкость, не зная, что делать дальше, поэтому взяла инициативу в свои руки.)

Смех в группе.

Хелен: Я много узнаю о себе... (Смех в группе помог ей понять, что она снова перехватила инициативу. Она начинала понимать, до какой степени она управляет Фредом.) Я знаю, что у меня есть эта проблема. Меня переполняют идеи.

На следующем занятии мать заметила, что муж сказал ей, что она все время командует.

Итак, что же произошло? Мать поняла, до какой степени она контролировала сына — помогло ли ей это овладеть собой и дать Фреду шанс? К исходу десяти недель — немножко. Совсем немножко. Вот чем кончилось мое давление. И еще я получил только одно письмо- отклик в свою коллекцию, в котором говорилось, что вся программа в целом была пустой тратой времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.