Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллективный характер педагогической деятельности




Если в других профессиях группы "человек — человек" резуль­тат, как правило, является продуктом деятельности одного чело­века — представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т. п.), то в педагогической профессии очень труд­но вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источни­ков воздействий в качественное преобразование субъекта деятель­ности — воспитанника.

С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход по­нятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогиче­ский коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком — круг тех педагогов, которые имеют непосредст­венное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.

Большое значение формированию педагогического коллекти­ва придавал А. С. Макаренко. Он писал: "Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, еди­ного точного подхода к ребенку, там не может быть никакого вос­питательного процесса"2.

Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. - М., 1981. - С. 68. 2 Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. Т. V. - М., 1958. - С. 179.

Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название пси­хологического климата коллектива.

А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педа­гогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформирован­ности педагогического коллектива. "Единство педагогического кол­лектива, — считал он, — совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллек­тиве, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, кото­рый идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опас­нее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее"'. А. С. Макаренко ут­верждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе.

Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирова­ния педагогического коллектива внес В. А. Сухомлинский. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришел к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В. А. Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитан­ников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. В. А. Сухомлинскому принадлежит мысль, которая, надо полагать, и в настоящее время еще не до конца осознана руководителями школ и органов обра­зования: если нет педагогического коллектива, то нет и коллек­тива ученического. На вопрос, как же и благодаря чему создается педагогический коллектив, В. А. Сухомлинский отвечал однознач­но — его творят коллективная мысль, идея, творчество.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.