Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие целостности педагогического процесса




Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы — его способность к выполнению соци­ально обусловленных функций. Однако общество заинтересова­но в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уров­ню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в це­лостном педагогическом процессе.

Целостность — синтетическое качество педагогического про­цесса, характеризующее высший уровень его развития, резуль­тат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическо­му процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непре­рывно происходят движение, преодоление противоречий, пере­группировка взаимодействующих сил, образование нового каче­ства.

Целостный педагогический процесс предполагает такую орга­низацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалан­сированное воздействие на все сферы личности: сознание, чув­ства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эс­тетическими элементами, вызывающая положительные пережи­вания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к

явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс несводим к единству про­цессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т. е. как обратное све­дение в единый поток механически вырванных частей из едино­го целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между це­лостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности. Основные аспекты целостности педагогического процесса

В содержательном плане целостность педагогического процес­са обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий;

умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмо­ционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развиваю­щих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

В организационном плане педагогический процесс приобрета­ет свойство целостности, если обеспечивается единство лишь от­носительно самостоятельных процессов-компонентов:

1) процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

2) процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанни­ков по поводу содержания образования, усвоение которого по­следними — цель взаимодействия;

3) процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

4) процесса освоения воспитанниками содержания образова­ния без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Как видно, первый и четвертый процессы отражают пред­метные отношения, второй — собственно педагогические, а тре-

тий — взаимные, а следовательно, и охватывают педагогический процесс в его целостности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы исторические предпосылки научных представлений о пе­дагогическом процессе как целостном явлении?

2. Дайте характеристику основных компонентов педагогической системы.

3. Сравните определение понятия "педагогический процесс" в раз­личных научно-педагогических источниках.

4. Назовите основные этапы и условия построения целостного пе­дагогического процесса.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Закон Российской Федерации "Об образовании". — М., 1992. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. / Под ред. А. М. Ар-сеньева. - М., 1989.

Бабанский Ю. К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М. Ю. Ба­банский. - М., 1989.

Ильин B. C. Формирование личности школьника (целостный процесс). — М., 1984.

Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. — М., 1972. Макаренко А. С. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т 1. — М., 1977. Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. — М., 1993. Сокольников Ю. П. Системный подход в воспитании. — М., 1988. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. — М., 1979. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Пед. соч.: В 6 т. Т. 1. — М., 1988.

Глава 11. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса

• Специфика проявления законов диалектики в педагогике • Законы и закономерности педагогического процесса • Понятие о принципах педагогического процесса • Принципы организации педагогического процесса • Принципы управления деятельностью воспитанников

§ 1. Специфика проявления законов диалектики в педагогике

Педагогика, писал А. С. Макаренко, самая диалектическая нау­ка. Подтверждением тому является ярко выраженная противоре­чивость педагогического процесса, что является отражением диа­лектического закона единства и борьбы противоположностей. Пе­дагогические противоречия возникают и проявляются там, где наблюдается отставание практической педагогики от требований жизни; там, где обнаруживается несоответствие традиционных, устаревших представлений, концепций, взглядов, подходов изме­нившимся условиям социального развития и усложняющимся требованиям жизни к формирующейся личности.

В педагогическом процессе отчетливо проявляется действие закона перехода количественных накоплений в качественные из­менения. Все интегративные личностные характеристики пред­ставляют собой результат постепенного накапливания, наращи­вания количественных изменений. К ним относятся убеждения, ценностные ориентации, мотивы, потребности личности, ее ин­дивидуальный стиль деятельности, умения и навыки. Целенаправ­ленные последовательные и планомерные педагогические воздей­ствия не сразу обнаруживают свою результативность, а лишь по прошествии определенного времени; в результате многократно повторенных действий, упражнений то или иное качество про­является как устойчивое личностное образование.

Переход количества в качество происходит по механизму от­рицания, т. е. диалектического "снятия", сохранения существен­ных свойств и признаков на последующих этапах развития. Так, сложные психические новообразования вбирают в себя все ранее

накопленное психикой. Интегративные качества, прогрессивные устремления и новые формы жизнедеятельности "отрицают" ранее сложившиеся. Наглядным примером периодических диалектических снятий является переход от одного возрастного этапа к другому, где снятие обеспечивается переходом к новому ведущему виду деятель­ности, в которой и разрешаются характерные для того или иного возраста противоречия. Развитие личности и движение коллектива от одного этапа к другому — скачкообразный процесс с неизмен­ным возвращением назад, перерывами постепенности.

Действие механизма отрицания проявляется в процессе фор­мирования учебных навыков, когда на основе многократных по­вторений отдельные действия складываются в систему, выражая сложный навык, например, устного счета, грамотного письма, выразительного чтения и т. п.

Научно обоснованное построение педагогического процесса требует обращения и к диалектическим категориям, выполняю­щим самостоятельные познавательно-преобразовательные функ­ции. Так, категории "часть" и "целое" ориентируют на преодо­ление функционализма, учет того, что отдельные педагогические воздействия, разрозненные мероприятия не оказывают влияния на формирующуюся личность в целом. Категории "общее", "осо­бенное" и "единичное" требуют соотношения общечеловеческо­го, национального и индивидуального в воспитании, формиро­вания общечеловеческих качеств и развития склонностей, способ­ностей и дарований личности, а также тщательного учета специ­фических условий функционирования той или иной педагогичес­кой системы.

Большое значение для организации и осуществления педаго­гического процесса имеет категория "мера". Прежде всего она вводит в педагогическую теорию и практику принцип оптималь­ности, меры в выборе методов, форм и самих педагогических воз­действий. С категорией меры самым непосредственным образом связано явление педагогического такта. За взаимосвязанными категориями "сущность" и "явление" стоит необходимость тща­тельного анализа педагогических фактов в контексте целостной педагогической действительности, с тем чтобы дойти до сути, не ошибиться в выборе мер педагогического воздействия.

Одна и та же сущность имеет множество форм внешнего про­явления. Единство содержания и формы в педагогической прак­тике требует поиска адекватных форм реализации содержания тех

или иных видов деятельности, выбора соответствующей атрибутики, сопровождающей разнообразный мероприятия. Категория "необходимость" приковывает внимание к поиску и четкому сле­дованию закономерностям функционирования педагогического процесса. Не менее значимой является и категория "случай­ность". Как случайные, неуправляемые воздействия отражаются на формировании личности? Какие способы и приемы их ней­трализации наиболее эффективны? Эти и подобные вопросы по­стоянно должны быть в поле зрения педагога. Категория "случай­ность" проявляется и в феномене побочных результатов педаго­гических воздействий, и в явлении стохастичности педагогиче­ских влияний, в соответствии с которым одно и то же педагоги­ческое действие заведомо предполагает вариативность ответных реакций воспитанников и множество путей решения одной и той же педагогической задачи. В последние годы специальному ис­следованию подверглись и специфические условия функциони­рования в педагогике категории "время". Педагогическое время не тождественно его астрономическому исчислению.

§ 2. Законы и закономерности педагогического процесса

Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как обще­ственного явления состоит в обязательном присвоении подрас­тающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса.

С основным законом тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности. Прежде все­го это обусловленность содержания, форм и методов педагогиче­ской деятельности уровнем развития производительных сил об­щества и соответствующих им производственных отношений и надстройки. Уровень образования определяется не только требо­ваниями производства, но и интересами господствующих в обще­стве, направляющих политику и идеологию социальных слоев.

Эффективность педагогического процесса закономерно зави­сит от тех условий, в которых он протекает (материальных, ги­гиенических, морально-психологических и т. п.). Во многом эти условия зависят от социально-экономического положения в стра­не, а также от действий субъективного фактора — руководителей органов образования.

Объективной является зависимость воспитательных результа­тов от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром. Сущность педагогической закономерности состоит в том, что результаты обучения и воспитания зависят от характера деятель­ности, в которую на том или ином этапе своего развития вклю­чается воспитанник. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического про­цесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников.

Для непосредственной практики организации педагогическо­го процесса большое значение имеет уяснение внутренних зако­номерных связей между функциональными компонентами. Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного процес­са закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса опреде­ляются содержанием и т. д.

(




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.