Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологический климат в педагогическом коллективе




Настроение и общественное мнение, эмоциональный тонус и уровень взаимоотношений в коллективе определяются сложив­шимся в нем социально-психологическим климатом. Понятия "психологический климат", "социально-психологический кли­мат" или "микроклимат" — эти понятия скорее метафорические, чем строго научные. По аналогии с климатом географическим благоприятный социально-психологический климат означает, что человеку в коллективе с таким климатом более уютно, тепло, комфортно, здесь он может проявить себя, "расцвести" в лично­стном и профессиональном отношении.

Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана с отношениями между людьми, с их настрое­нием, самочувствием, удовлетворенностью в процессе совместной деятельности и общения, следовательно, для характеристики пси­хологического климата важны эмоциональные оценки. Педагоги­ческий коллектив с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, вза­имной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов. Неслучайно поэтому А. С. Макаренко придавал большое значение мажорному тону (стилю) взаимоотношений в коллективе.

Социально-психологический климат представляет собой сис­тему эмоционально-психологических состояний коллектива, от­ражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Исходя из такого понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные функции. Консолидирующая функция социально-психологического климата в педагогическом коллективе заклю­чается в сплочении его членов, в объединении коллективных уси­лий на решение учебно-воспитательных задач. Стимулирующая функция состоит в создании "эмоциональных потенциалов" кол-

лектива (А. Н. Лутошкин), его жизненной энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности. Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отноше­ний, создает необходимые предпосылки для успешного вхожде­ния в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция про­является в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.

В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного социально-психологического клима­та (Е. С. Кузьмин, А. Г. Ковалев и др.). В одном случае в качестве таких показателей рассматриваются особенности межличностных, нравственных, эмоциональных, правовых взаимоотношений, в другом — выделяются наиболее общие характеристики эффектив­ности коллективной деятельности. К таким характеристикам от­носятся:

удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в

коллективе, процессом и результатами труда;

признание авторитета руководителей, совмещающих призна­ки формальных и неформальных лидеров;

мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе;

высокая степень участия членов коллектива в управлении и

самоуправлении коллективом;

сплоченность и организованность членов коллектива;

сознательная дисциплина;

продуктивность работы;

практическое отсутствие текучести кадров.

Данные признаки положительного социально-психологического климата вполне применимы к оценке педагогического коллектива.

Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. В педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение явля­ются нормой взаимоотношений, опытный или начинающий учи­тель испытывают радость от совместного труда, желание нахо­диться в таком окружении. Там же, где царят равнодушие, фор­мализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профес­сиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуа­ций, к переходу в другой коллектив.

 

 

Выполняя широкий круг профессионально-педагогических обя­занностей, каждый учитель испытывает потребность в обществен­ном признании своей личности и своего труда. Педагоги особен­но восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей, в числе которых могут быть руководители, родители. Положитель­ные оценки стимулируют педагогов, отрицательные — дают осно­вания для пересмотра своих профессиональных позиций и пере­оценки отношения к окружающим, к своей деятельности. Таким образом, одним из путей влияния социально-психологического климата коллектива на личность является объективная оценка лич­ностных, профессиональных качеств педагога, его личного вклада в коллективное дело. Это означает, что отношения в педагогиче­ском коллективе должны быть взаимоуважительными и принци­пиальными, требовательными и доброжелательными.

Механизм влияния социально-психологического климата на личность состоит в подражании — непосредственном заимство­вании личностью мыслей, эмоций других людей. В условиях пе­дагогической деятельности одни учителя способны отражать и переживать эмоциональное состояние своих коллег, другие — склонны к анализу психических состояний и сопоставлению со своими убеждениями, желаниями, и в зависимости от степени соответствия они принимают или не принимают их. Длительная совместная деятельность, симпатии, общность интересов сущест­венно ускоряют процесс позитивного подражания.

Наряду с мотивированным подражанием влияние социально-психологического климата коллектива на личность может осуще­ствляться и на интуитивном уровне восприятия психических со­стояний других людей. Это относится к области эмпатической способности личности, которая определяется жизненным опытом человека, его настроенностью на эмоционально-психологическую волну своих коллег. При этом педагог не только понимает и чув­ствует состояние другого, но и сам способен испытать подобное состояние, найти оптимальное решение в создавшейся ситуации.

Другая сторона взаимного воздействия состоит во влиянии личности на климат коллектива. Оно определяется социально-психологическими свойствами личности, особенностями ее пси­хологических процессов, эмоционально-волевыми качествами. Педагоги, обладающие чувством долга, принципиальностью, от­ветственным отношением к делу, дисциплинированностью, об­щительностью, добротой, тактичностью и др., оказывают сильное

влияние на формирование позитивного климата в коллективе. И наоборот, эгоистичные, бестактные, непоследовательные в пове­дении члены коллектива отрицательно влияют на утверждение

положительного климата.

Общий климат в коллективе зависит от личностных интеллек­туальных, эмоциональных, волевых черт характера его членов. По­знавательная активность, чувство нового, изобретательность отдель­ных педагогов стимулируют педагогический коллектив к инноваци­онной деятельности, к поиску новых технологий и утверждению истинных ценностей. Педагог — руководитель учительского коллек­тива с сильной волей способен повести за собой остальных. И если интеллект, эмоциональность, воля членов коллектива воплощены в педагогическую деятельность, успех ее обеспечен.

Основными способами воздействия отдельного человека на коллектив и его социально-психологический климат являются убеждение, внушение, личный пример. Убеждение направлено на изменение мнений, оценок людей, утверждение норм и правил поведения в соответствии с теми представлениями, которые имеет отдельный конкретный человек — убеждающая личность. При этом убеждающий, используя силу фактов, логику и аргумента­цию, воздействует не только на разум, но и на чувства своих со­беседников. Убеждение достигает своей цели в том случае, если собеседник становится соучастником принятия задуманного ре­шения и формулировки выводов, если он при этом испытывает удовлетворение от найденного пути решения, создавая, таким образом, общий благоприятный климат взаимодействия. В про­цессе внушения происходит произвольное или непроизвольное воздействие одного человека на другого или коллектив в целом. При помощи внушения в педагогическом коллективе создается настроение, утверждаются идеи, ценности педагогической куль­туры. Оно может быть прямым и косвенным, произвольным и непроизвольным. При прямом и произвольном внушении цели, содержание, способы педагогической деятельности должны быть безоговорочно приняты. При косвенном и непроизвольном вну­шении те же цели и содержание принимаются опосредованно, через дополнительную информацию, анализ аналогичных ситуа­ций и др. Эффективным способом влияния личности на фор-

' См.: Бойко В. В., Ковалев А.. Т., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М., 1983. — С. 116 — 124.

 

мирование положительного социально-психологического клима­та в коллективе является пример. Это может быть пример отно­шения к своему труду, к коллегам, к коллективному мнению, к самому себе. Пример всегда конкретен, дает образец деятельности и поведения, позволяет соотнести реальное и идеальное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.