Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательные программы




Факторы отбора содержания образования

Содержание образования

Таксономия целей обучения

С 50-х годов XX века в дидактике есть тенденция формули­ровать цели обучения в терминах поведения, в виде точного описания планируемых перемен в знаниях и умениях учащихся, в конечных результатах, наблюдаемых признаках и действиях, ко­торым можно дать объективную количественную и качественную оценку. В таксономии целей обучения, которую разработал амери­канский психолог Б. Блум, выделено три группы целей: познава­тельные, аффективные, психомоторные.

Перечень целей в познавательной группе, имеющей первое значение в освоении знаний и развитии интеллектуальных уме­ний, выглядит так.

1. Знание. Ученик знает факты, терминологию, теории, ме­тоды, принципы.

2. Понимание. Ученик объясняет связи между явлениями, пре­образует материал, описывает следствия, вытекающие из данных.

3. Применение. Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях.

4. Анализ. Ученик выделяет скрытые предположения, суще­ственные признаки, логику рассуждения.

5. Синтез. Ученик пишет сочинение, делает план экспери­мента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей.

Вот пример формулировки целей обучения в терминах пове­дения: каждая выпускница курсов должна научиться через три месяца печатать на машинке под диктовку со скоростью по крайней мере 200 ударов в минуту, допуская не более двух ошибочных ударов.

Такая постановка целей ориентирует педагогов на достижение конечного результата обучения — состояния ученика, достигаемого планируемым учебно-воспитательным воздействием. Это позволяет точно отбирать содержание обучения, делить его на методические единицы и отдельные уроки. Таким образом, цель образования как компонент ПС определяет другие стороны образования, в первую очередь его содержание.

Образование есть процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, фор­мирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.

Содержание образования — это система научных знаний, уме­ний и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.

В дидактике имеется ряд теорий отбора содержания образо­вания, в которых обосновывается перечень знаний, изучаемых в средней школе, и последовательность их усвоения. Они исходят из определения ряда факторов, детерминирующих содержание образования. К последним относятся следующие.

Социальные, профессиональные, культурные требования об­щества к выпускнику школы. Обучение должно подготовить выпускника к различным видам деятельности: познавательной, профессиональной, общественной, культурной, досуговой, лич­но-семейной. Для подготовки к этому школа должны иметь совокупность предметов обучения.

Вторым фактором отбора содержания образования является степень его удовлетворения принципу научности (соответствие современному уровню научного знания о мире, культуре, техни­ке), а также принципу систематичности, последовательности и ряда других дидактических принципов.

Третий фактор — содержание образования должно соответ­ствовать психологическим возможностям и развитию школьни­ков на разных ступенях обучения: младший, средний и старший школьный возраст.

Четвертым фактором являются потребности личности в об­разовании. Не только общество выдвигает требования к образо­ванию, но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные по­требности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение (см. Закон РФ об образовании). Функции государства состоят в том, чтобы обеспе­чить образование, соответствующее государственным стандар-

там в образовании — обязательному минимальному объему зна­ний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения (Закон РФ об образовании, ст.9, п. 6).

Под образовательной программой понимается содержание образования определенного уровня и направления. По направле­нию имеется общее и профессиональное образование. Общее образование имеет уровни: дошкольная подготовка, начальная школа, основное общее образование (неполная средняя школа), полное среднее общее образование.

Образовательная задача начальной школы — обучение чте­нию, письму, счету и умению учиться, неполной средней школы — формирование знаний по основам наук, полной средней школы — углубление знаний, формирование знаний в соответствии с интере­сами, способностями, подготовка к профессиональному самоопре­делению. Этими задачами обуславливается отбор и совокупность предметов в общеобразовательной школе.

Профессиональное образование имеет целью дать знания и умения в какой-либо профессиональной области, деятельности, обеспечить подготовку специалиста соответствующей квалифи­кации. Его содержание составляют специальные дисциплины, хотя имеются среди них и общеобразовательные. По уровню профессиональное образование делится на начальное, среднее, высшее и послевузовское.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.