КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проверка знаний учащихся 16. 1. Функции, виды и методы контроля
Задания на усвоение и проверку 1. Дайте определения понятия «формы обучения». Текст 15.1 2. Назовите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения. Текст 15.1. 3. Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки. Текст 15.2. 4. Назовите особенности мангеймской системы, Дальтон-плана, плана Трампа. Обсудите с коллегами их достоинства, недостатки, возможность использования в отечественной школе. Текст 15.2. 5. Назовите типы уроков, структуру комбинированного урока. Текст 15.3. Заключительным этапом цикла педагогического процесса является проверка (контроль) знаний учащихся. Будучи составной частью процесса обучения, контроль призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания, умения учеников, в том числе умения решать проблемы, выполнять практические задачи. Контроль также должен выявлять уровень развития учеников, сформиро- ванность заданных личностных качеств. Последнее составляет трудновыполнимую задачу, основная же функция контроля — проверить и оценить знания. Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Назначение текущего контроля — проверка усвоения и оценка результатов каждого урока. Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по большому разделу. Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача — зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Методы проверки знаний: наблюдение, устный контроль, письменная проверка, дидактические тесты, практическая работа.
Наблюдение, то есть систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, осуществляется учителем в процессе ежедневной работы и дает определенные сведения об уровне знаний. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика. Устный контроль, как правило, состоит в ответах учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах. На уроках применяются такие его формы: индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный опрос. Опытные учителя владеют разнообразными техниками опроса, применяя карточки, игры, технические средства. Письменная проверка характеризуется высокой экономичностью и эффективностью, позволяет глубоко и объективно проверить знания учащихся. Современная дидактика и технические средства дают возможность автоматизировать контроль: перфокарты, пособия с печатной основой, дидактические карточки, программированный опрос. Дидактические тесты возникли на основе психологического тестирования и программированного обучения. Дидактический тест (тест достижений) — набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный из предложенных 3—5 ответов; или это утверждения, в которые надо вставить пропущенные слова, незаконченные предложения, которые надо закончить. В данном пособии есть примеры таких заданий. См. тексты 6.8, 11.5 и др. Этот тип заданий проверяет знание фактов, понятий, законов — вызывает репродуктивные ответы. Существуют еще три типа тестовых заданий, проверяющих разные цели-результаты обучения, а именно: умение производить стандартные мыслительные действия на основе знаний (решение задач); умение дать самостоятельную критическую оценку изученного;
умение решать новые конкретные ситуации на основе знаний. Примером последнего задания может служить № 4 из текста 6.8. Преимущества тестового контроля — объективность, так как это отлаженный «прибор», измеряющий уровень усвоения по количеству правильных ответов. Тестовый контроль снимает субъективизм эксперта-учителя, который имеет место в других методах. Однако наука составления тестов достижений сравнительно молода и требует специальной подготовки и совместной работы учителя и специалиста по тестам. Практические методы контроля имеют целью проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение опытов, эксперимента, решение задач, составление схем, карт, чертежей, изготовление приборов и пр. Этот метод проверки важен, поскольку удовлетворяет принципу связи обучения с практикой, с жизнью, ориентирует ученика на применение знаний. В учебном процессе школы используются все методы проверки в указанных выше формах, а также на экзаменах и зачетах. В настоящее время многие школы применяют зачетную систему в старших классах. Зачеты стимулируют более ответственную, глубокую подготовку учащихся, однако при этом ослабляется текущий контроль, что отрицательно сказывается на систематичности в работе учащихся.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |