Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы группировки рабочих профессий




Знание законов профессиональной педагогики облегча­ет усвоение некоторых методологических вопросов профессиональ­ного образования, в частности, блочно-модульного обучения.

Основными направлениями научно-технического прогресса явля­ются стандартизация; типизация; нормализация; унификация; агре­гатирование; комплексная механизация и автоматизация производ­ственных процессов; внедрение гибких автоматизированных систем производства; использование ЭВМ, промышленных роботов, микро­процессорной техники; типовой, групповой и поточной технологии; специализация; кооперация и бригадный подряд; рационализация и изобретательство; техническое творчество рабочих.

На производстве сейчас, как мы уже отмечали в § 1, одинаковые узлы и детали используются в различных отраслях народного хозяйства, на автоматизированных предприятиях средства автоматизации имеют много общего между собой и создаются на одинаковых принципах, име­ют общие конструктивные, технологические и экономические основы.

Принципы действия автоматического оборудования, электронно-вычислительной техники во всех отраслях также имеют общие научно-



технические основы. Общность научно-технических основ производ­ства ведет к интеграции труда и профессий, к более частой смене функций рабочих, к изменению содержания и характера их труда. «Труд выступает уже не столько как включенный в процесс производ­ства, сколько как таковой труд, при котором человек, наоборот, отно­сится к самому процессу производства как его контролер и регулиров­щик».

Общность научно-технических основ различных профессий, труд рабочих разных профессий становится однородным в различных отрас­лях народного хозяйства. Это значит, что общность содержания дея­тельности рабочего по планированию, подготовке работ, контролю и т.д. предъявляет однородные требования к подготовке рабочих и позволяет организовать их обучение по группам родственных профессий.

Группировка объединенных профессий проводится на основе об­щности содержания труда рабочих. Например, общность наблюдает­ся при подготовке рабочих по профессии: машинист бульдозера, скре­пера, грейдера; машинист экскаватора; машинист-крановщик. Об­щность в содержании обучения только специальной технологии для этих профессий составляет свыше 50%, а процент общности в содер­жании специальной технологии для профессии «слесарь-вентиляци-онник по изготовлению деталей вентиляционных систем» и «слесарь-вентиляционник по монтажу системы вентиляции и кондициониро­вания воздуха» — до 90%. Большая общность в содержании специальных предметов (до 61 %) наблюдается при подготовке рабочих по профессии столяра строительного, столяра деревообрабатывающего производства и столяра по производству художественной стильной ме­бели. Наладчики ряда отраслей промышленности имеют научно-техни­ческую общность: сходные по конструкции станки, родственные кине­матические схемы, использование одних и тех же контрольно-измери­тельных инструментов, организационно-технической оснастки рабочего места, сходство условий безопасности труда и др.

Имеется общность и в овладении навыками и умениями при на­ладке станков, выборе режимов резания, измерении обрабатываемых деталей, организации рабочего места, чтении чертежей, пользовании технологическими картами и др.

В рассматриваемых профессиях имеется общность и психологиче­ских особенностей деятельности, заключающейся в общих компонен­тах технического мышления: планирование работы, диагностирова­ние неисправностей, наблюдательность, умение оперировать про­странственными образами. Впервые в периодической печати автором была высказана мысль о группировке рабочих профессий в 1968 г.** Эти статьи явились основой для дальнейшей разработки проблемы.**'

♦Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 46. С. 213.

** Батышев С.Я. Некоторые вопросы совершенствования подготовки квалифициро­ванных рабочих в профтехучилищах. — Профтехобразование, 1968, № 5; По-новому го­товить квалифицированных рабочих. — Там же. 1970. № 5.

*** См.: Научные труды ВНИИ профтехобразования. М.: Высшая школа, 1973. Вып. 2. С. 11.


Основой группировки родственных профессий и специальностей является создание типовой и унифицированной учебно-программной документации на основе общности содержания обучения по темам предметов общетехнического цикла и производственному обучению. Взяв за основу группировки такой подход, можно из 6,5 тыс. профес­сий, функционирующих в народном хозяйстве, составить несколько десятков профессиональных групп, на которые и следует разрабаты­вать учебно-программную документацию.

Подготовка рабочих по группам родственных профессий давно уже осуществляется в ряде стран. Например, в Венгерской Народ­ной Республике будущих строителей обучают профессии «камен­щик-облицовщик-штукатур-маляр-стекольщик»; в США подго­товка рабочих осуществляется по 100 различным группам профес­сий со сроком обучения 4—5 лет; в Швеции будущие рабочие обучаются профессии «каменщик-облицовщик-столяр-плотник-бетонщик»; в Германии рабочие-монтажники должны уметь вы­полнять все работы по возведению здания, а рабочие-отделочни­ки — весь цикл отделочных работ.

В настоящее время во всех отраслях народного хозяйства страны насчитывается, как уже говорилось, свыше 6,5 тыс. профессий. Та­кую широкую номенклатуру профессий исследовать практически не представляется возможным. Для целей анализа профессий прибега­ют к методу аналитических группировок. При этом методе все про­фессии и специальности группируются таким образом, чтобы наи­меньшим числом профессий, входящих в данную профессиональную группу и отражающих родственные связи, охватить наибольшее ко­личество рабочих. Группированием в родственные профессиональ­ные группы профессий, близких по содержанию труда, можно значи­тельно сократить число их наименований, при этом не утратить каче­ственной характеристики. Важным этапом группировки профессий является их объединение на основе общего содержания по предметам общетехнического цикла. В группы объединяются профессии рабо­чих, подготовка которых требует изучения одних и тех же общетех­нических предметов, каждый из этих предметов представлен одина­ковым количеством часов, тематический план учебной программы также имеет общее содержание.

Объем знаний по общеобразовательным предметам и темам обще­технических предметов для всех специальностей данной группы оди­наков. В учебно-программной документации выделяется учебный материал по теоретическому и производственному обучению, подле­жащий изучению обучающимися всех профессий, входящих в одну группу.

Общетехнические предметы определяют наиболее крупные груп­пы профессий. Это базисный модуль обучения*. Специальные пред­меты и производственное обучение служат основой для объединения профессий внутри группы в более мелкие группы. Таким образом,

* См. подробно главу III § 4.


первым этапом группировки является объединение профессий в груп­пы на основе общности содержания подготовки учащихся по предме­там общетехнического цикла. Общность, родство различных профес­сий устанавливается обычно при их анализе. Как показывает практи­ка, за основу следует брать стержневую профессию (при условии, если она является перспективной, т.е. дает широкий круг знаний и умений, предусматривает дальнейший рост квалификации). Для ус­тановления степени общности, родства со стержневой профессией выявляются ее наиболее типичные признаки на основе принципов общности. К ним относятся: сходство используемых в работе орудий труда и основных материалов; содержания выполняемой работы; зна­ний и умений, относящихся к данной профессии; технической доку­ментации; уровня и характера творческого труда; технологических функций; трудовых процессов.

Группировка профессий не затрагивает названия и содержания профессий, принятых Единым тарифно-квалификационным спра­вочником работ и профессий рабочих. В химической промышленно­сти, например, имеется 388 профессий, из них 241 профессия основ­ного производства и 147 вспомогательного. Из 241 профессии основ­ного производства можно выделить около 20 крупных групп, наиболее отвечающих специфике производства. На каждую группу составляется базисный модуль обучения. Основная ведущая профес­сия — аппаратчик. Ее удельный вес по отношению к общей числен­ности профессии отрасли составляет 17%. Группировка аппаратчи­ков по видам химических производств насчитывает около 40. В каж­дую из профессиональных групп входят десятки профессий аппаратчиков отдельных технологических стадий, таких, как аппа­ратчики полимеризации, нейтрализации, регенерации, смешения и др. Это учебные модули обучения. Каждая профессиональная группа (базисный модуль) составляет одну или несколько групп учебных профессий, т.е. учебных модулей (модульных единиц).

Исходя из этого и согласно основной группировке профессий, а также проектов организации рабочего места, на предприятиях разра­батывается квалификационная характеристика рабочей профессии.

Какой бы труд ни взяли, мы найдем в нем такие навыки и умения, которые характеризуются общностью для определенного вида работ. Эти общетрудовые навыки и умения применяются в любой професси­ональной деятельности. Анализируя трудовые приемы, например, при слесарной операции (рубка металлов) и столярной (дробление древесины), мы можем найти здесь очень много общего. Анализ ре-занья металлов и пиления древесины также показывает много общего в конструкции трудовых приемов и движений, в конструкции орудий труда, в характере технологических методов обработки и в предъяв­ляемых требованиях к точности обработки. При обучении учащихся сравнивают эти операции и находят в них общее. При таком подходе они более прочно и осмысленно осваивают первоначальные навыки и умения. Именно общность трудовых приемов позволяет переносить


навыки и умения из одного вида трудовой деятельности в другой. А это имеет чрезвычайно важное значение для преемственности как в трудовом, так и в производственном обучении.

Следует стремиться к группировке профессий, по которым пред­приятиям требуется наибольшее количество рабочих и исключается подготовка по ним учащихся в училищах целой учебной группы. Так, например, целесообразно сгруппировать подготовку зубошлифоваль-щиков и резьбошлифовалыциков в машиностроении; машинистов ав­тогидроподъемников, машинистов телескопических автовышек, ма­шинистов автомобильных погрузчиков и других аналогичных про­фессий в строительстве; сеточников, сушильщиков, прессовщиков в бумажной промышленности.

Можно производить объединение в группу профессий, имеющих ши­рокое распространение на производстве, приняв ее за стержневую с родственными (базисный модуль), но малочисленными профессиями, например: токаря-универсала с профессиями токаря-расточника, тока­ря-карусельщика, токаря-затыловщика. В некоторых случаях целесо­образна группировка профилей подготовки, значительно отличающих­ся по характеру работы, например, для производства цемента — маши­нистов сырьевых мельниц, помощников машинистов цементных мельниц и др., для производства железобетонных и бетонных изделий — машинистов вибропрокатных станов, операторов пультов управления оборудования, мотористов бетонорастворомешалок и смесителей.

Группировка профессий осуществляется как в отраслевом разрезе для технологических профессий, так и в межотраслевом — для про­фессий, повторяющихся в различных отраслях народного хозяйства и производства, например, электромонтеры, электромонтажники, электрослесари, слесари-монтажники, слесари по ремонту производ­ственного оборудования, радиотехники, машинисты землеройных машин и т.д.

Учебная документация, разработанная на группы профессий, не­сколько расширяет, по сравнению с требованиями ЕТКС, профиль под­готавливаемых рабочих, что способствует более быстрому освоению смежных профессий на производстве и лучшему их использованию. Обучающиеся приобретают потенциальную возможность работать по остальным специальностям, включенным в данную группу. Они заранее подготовлены к тем изменениям в технике и организации производства, которые неизбежны в ходе технического прогресса.

Главное в группировке профессий — определение, каким должно быть содержание обучения в профтехучилищах, что нового вносит в профессиональную подготовку научно-технический прогресс, с од­ной стороны, и среднее образование — с другой, как наиболее целесо­образно использовать среднюю общую политехническую подготовку для повышения уровня квалификации.

Таким образом, процесс группировки профессий полагает:

— изучение состава рабочих профессий с целью распределения их по типу трудовых процессов (ручные, машинно-ручные, машинные,


автоматизированные, аппаратурные), т.е. с учетом производствен­ных факторов;

— изучение выделенных групп с целью распределения входящих в них профессий по видам укрупненных трудовых функций: сходство принципов действия оборудования, применяемых инструментов, технологии производства, видов обрабатываемого материала;

— изучение выделенных групп для выявления научно-технической общности профессий и их отбора для включения в учебные группы;

— дидактический анализ сгруппированных для включения про­фессий (сходство знаний, навыков, умений) для выполнения возмож­ностей совместного обучения в рамках учебных групп профессий;

— формирование учебных групп профессий по отраслям.

Группировка рабочих профессий является объективной тенден­цией подготовки рабочих широкого профиля и высокой квалифика­ции и совершенствования номенклатуры профессий.

ТЕОРИЯ СТАДИЙНОГО ОБУЧЕНИЯ

Сущность этой дидактической системы заключается в том, что учебно-воспитательный процесс расчленяется на две ста­дии обучения: основную (стабильную) и специальную (динамич­ную). На данной основе разрабатываются учебные программы. При этом соотношение основного и специального обучения устанавлива­ется в соответствии с конкретными ■требованиями данного профиля подготовки.

Основная (стабильная) стадия производственного обучения — фе­деральный компонент профессионального образования. На этой ста­дии обучающиеся овладевают общетрудовыми навыками и умения­ми. Они приобретают такие знания, навыки и умения, которые не подвержены быстрым изменениям, происходящим под воздействием научно-технического прогресса.

Благодаря приобретению общетрудовых навыков и умений закла­дывается фундамент профессиональных знаний, навыков и умений, и от того, насколько прочно он будет заложен, зависит успех произ­водственного обучения. Общетрудовая политехническая подготовка включает такие предметы, как технология металлов, техническое черчение, техническая механика (в том числе элементы сопротивле­ния материалов и детали машин), электротехника (с элементами электроники), гидравлика, пневматика, допуски, посадки и техниче­ские измерения, организация и экономика производства (в том числе и научная организация труда).

На этой стадии обучающиеся получают сведения о типовых дета­лях машин и механизмов, о машинах-двигателях и орудиях труда, имеющих распространение во всех отраслях промышленности и в сфере обслуживания населения, об основах энергетики, электротех-


ники и промышленной электроники, элементах производственной автоматики (а также кибернетики), об общих принципах совре­менной технологии и конкретных технологических процессах; об основах экономики производства, задачах его планирования и ор­ганизации.

При определении тех знаний, которые должен получить обучаю­щийся в процессе основного обучения, устанавливают типичные сто­роны его будущей деятельности, определяются типичные требова­ния, связанные с его подготовкой, и те средства труда, с которыми ему придется имееть дело на производстве и которые соответствуют со­временному уровню развития производства.

Такая подготовка является основой для последующего изучения специальных предметов и тем. Поэтому обучающиеся должны поль­зоваться знаниями по указанным предметам для решения практиче­ских задач, изучения наиболее типичных технологических процес­сов, машин и механизмов. Это позволяет овладеть навыками и уме­ниями, общими для ряда производств и подвижными в плане их переноса из одной области труда в другую. Следовательно, становит­ся возможным овладеть рядом однородных и родственных профессий. Подготовка на основной стадии обучения дает возможность в случае необходимости перейти от одного рода деятельности к другому в соот­ветствии с быстро меняющимися условиями производства, овладеть усложненными навыками и методами выполнения работ. Ведь навы­ки не являются чем-то неизменным. Они перестраиваются в зависи­мости от изменяющихся условий производства, структуры трудового процесса, степени сложности его частей.

Обучение на основной стадии подготовки заключается в уста­новлении общих закономерностей производственной деятельно­сти обучающегося. Однако такое обучение еще не дает квалифи­кации, а только способствует ее приобретению на специальной стадии обучения.Чем выше уровень обучения на основной ста­дии, тем выше эффективность специальной подготовки и тем бы­стрее приобретается специальность. Обучение на основной ста­дии является базой, на которой осуществляется несколько специ­ализаций. Обучающийся, хорошо подготовленный на основной стадии, легче приобретает профессию, т.е. более профессиональ­но устойчив. У него имеются перспективы дальнейшего профес­сионально-квалификационного роста. Хорошая основная подго­товка дает возможность получить полюбившуюся профессию в условиях производства.

Из всего многообразия тем общетехнических и специальных пред­метов в программу включаются такие (и в таком объеме), которые обеспечивают серьезные и глубокие знания, навыки и умения, дают широкую общетехническую подготовку, воспитывают сознательное отношение к избранной профессии.

Практика показывает, что в настоящее время на широкую обще­профессиональную подготовку необходимо затрачивать не менее


75—85% учебного времени. Тогда обучающийся будет заранее под­готовлен к тем изменениям в технике и организации производства, которые неизбежны в ходе технического прогресса, обучающийся бу­дет обладать высокой валентностью. Основная общепрофессиональ­ная подготовка помогает учащемуся быстро понимать новые задачи, побуждает его к творческой деятельности, дает возможность на осно­ве имеющихся знаний легко усваивать новые, обеспечивает быструю и высокую производственную эффективность.

Продвигаясь от основной стадии к специальной, обучающиеся по­степенно обогащают свою память новыми знаниями, у них возникает потребность в пополнении своих знаний, а это облегчает им решение конечной задачи — овладение профессией во время производственно­го обучения.

Специальная (динамичная) стадия обучения — региональный компонент профессионального образования. Переход от основной стадии к специальной должен быть постепенным. Весь процесс обуче­ния проводится в определенное для этих целей время.

На специальной стадии обучения осуществляется дифференциро­ванная специализация обучающихся с учетом избранной профессии. При этом обучающиеся вооружаются такими знаниями, которые от­вечают требованиям развития техники и технологии данного произ­водства. Однако разрабатываемые в централизованном порядке учеб­ные программы не могут в одинаковой степени удовлетворять все предприятия даже одной отрасли хозяйства. Подготовка рабочих по одним и тем же профессиям в различных отраслях промышленности имеет свои особенности. В одних отраслях изучаются одни виды обо­рудования, одни трудовые приемы и операции, в других отраслях — другие.

Производственное обучение зависит от характера выпускаемой продукции, от применения технологических процессов и техниче­ского оснащения. Разработать программы, которые учитывали бы специфику разных отраслей промышленности и разных произ­водств, практически невозможно. Поэтому такие программы раз­рабатываются на региональном уровне непосредственно предприя­тиями.

Обучающиеся учатся рассчитывать режим работы, мощность и производительность технических средств, с которыми им приходится встречаться в практической деятельности.

Главное в содержании труда учащегося — проникновение в сущ­ность обслуживаемых технологических процессов, определение оп­тимального режима их видения; своевременное выявление узких участков, на которых могут возникнуть нарушения; выявление путей рационализации технологических процессов в обеспечении высокого качества работы.

На специальной стадии обучения изучается 15—25% общего объ­ема материала, предусмотренного учебно-программной документа­цией для получения рабочей специальности.


Каждая тема программы специальной стадии обучения должна излагаться без детализации и перечисления общеизвестных наимено­ваний деталей, инструментов, частей узлов, оборудования. Мастера производственного обучения — это обычно знающие дело специали­сты, поэтому нет смысла детально объяснять им содержание тех или иных понятий. Не следует также включать в программу изучение трудовых приемов, простых инструментов, производственных опера­ций, не нуждающихся в теоретическом обосновании.

Материалы о новой технике, современных технологических про­цессах и методах труда целесообразно излагать в определенной по­следовательности. Вопросы механизации и автоматизации отдель­ных процессов производства включаются в соответствующие темы программы.

На специальной стадии обучения учебный материал распределя­ется с учетом особенностей предприятия таким образом, чтобы обуча­ющиеся были ознакомлены со всеми видами работ и применяли по­лученные знания на практике. Они изучают типичные для данного производства машины и технологические процессы, последовательно приобретают основные знания, навыки и умения. Это дает им воз­можность участвовать в технических и организационных усовершен­ствованиях.

Формирование профессиональных навыков и умений проводится на широкой общетехнической основе. Не рекомендуется ограничи­ваться узкой специализацией, даже если в данное время это отвечает интересам производства. Все изложенное выше дает возможность будущему рабочему работать по своей профессии на любом предпри­ятии.

На специальной стадии мастера производственного обучения опира­ются на те знания учащихся, которые они приобрели на основной стадии обучения. Задача мастеров — помочь обучающимся усвоить теоретиче­ские знания; научить их применять эти знания на практике.

Обучающиеся учатся определять качество и дефекты, виды и свойства сырья, материалов и заготовок, применяемых на производ­стве; подбирать их для выполнения задания, определять степень год­ности заготовок и соответствие их ГОСТам и техническим условиям. Они должны знать технические требования к изготовляемой продук­ции, иметь представление о типичных трудовых приемах и операци­ях, осуществляемых рабочим соответствующей профессии на данном рабочем месте, о производственно-технической документации (чер­тежах, схемах, картах технологического процесса и инструкционных картах), а также об основах технического нормирования, уметь ана­лизировать результаты своего труда. На специальной стадии у обуча­ющихся формируются навыки и умения, связанные с применением инструмента и приспособлений, их установкой, наладкой, регулиро­ванием, ремонтом. В это время они овладевают производственными навыками, необходимыми для выполнения работ в определенном и'мпс с соблюдением технологических требований, учатся приме-


нять наиболее рациональные приемы работы и передовую организа­цию труда на рабочем месте.

Можно сделать вывод о том, что на специальной стадии мастеру производственного обучения предстоит:

1) научить учащегося работать на современном оборудовании, оз­накомить его с наиболее передовыми технологическими процессами и методами организации труда;

2) помочь учащемуся овладеть необходимыми знаниями и умени­ями, научить его выполнять различные операции по осваиваемой профессии и квалификации, используя рациональные приемы. Эти умения должны превратиться в навыки при условии соблюдения тре­бований современной технологии и организации производства;

3) научить учащегося выполнять нормы и работать с творческой инициативой;

4) научить учащегося правильно использовать технологическую до­кументацию, рабочие чертежи и т.п., принятые на данном предприятии;

5) использовать работу учащегося в коллективе предприятия как важное средство воспитания;

6) научить учащегося соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности;

7) привить обучающимся чувство бережного отношения к матери­алам, инструменту, оборудованию, инвентарю, ко всей обществен­ной собственности;

8) дать учащемуся представление о культуре труда, научить его организовывать и содержать рабочее место;

9) подготовить таких рабочих, которые сознательно и активно боролись бы за высокую производительность труда, за честь своего предприятия, за качество работы, за соблюдение трудовой и произ­водственной дисциплины.

ПЕРИОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Разнообразие условий, в которых протекает процесс производственного обучения, и различия в профиле подготовки не позволяют дать общие, универсальные рекомендации по периодиза­ции производственного обучения для всех ПТУ и ОТО предприятий. Для большинства из них можно выделить следующие основные пери­оды: вводный, подготовительный, период овладения трудовыми на­выками и умениями и контрольно-заключительный. Имея условный характер, эти периоды производственного обучения взаимосвязаны. Для каждого из них характерна присущая только ему система произ­водственного обучения.

Вводный период. В это время обучающиеся плохо знают своих мастеров (инструкторов) производственного обучения и друг друга. Мастер изучает индивидуальные особенности учащихся, пробуждает


у них интерес к выбору рабочей профессии, знакомит с условиями работы по профилю подготовки и с общими требованиями к труду. Он вовлекает учащихся в технические кружки, организует встречи с передовиками производства.

С первых же дней мастер старается создать актив группы, сплачи­вает обучающихся в коллектив. Здесь мы пока еще не можем говорить о воспитательном коллективе как таковом. В этот период только на­чинают возникать связи, формироваться организационная структу­ра: избираются органы самоуправления, обучающиеся вступают в деловые межличностные отношения, в рамках которых начинают создаваться микрогруппы по увлеченности совместной деятельно­стью. Устанавливаются контакты, определяется будущий круг дру­зей. Обучающиеся адаптируются в новых условиях труда, определя­ется их новое положение в новой обстановке.

Вводный период связан с осмыслением процесса профессиональ­ной подготовки учащегося в учебной мастерской или учебном цехе предприятия, с характером его взаимоотношений в коллективе и тре­бованиями, которые предъявляются к нему, как к члену этого кол­лектива, а также с включением учащегося в трудовую деятельность.

Вводный период носит ознакомительный характер и никакого от­ношения к системам производственного обучения не имеет. Продол­жительность его около двух недель.

Подготовительный период. Подготовительный период характе­ризуется тем, что обучающиеся уже начали знакомиться с конкрет­ными видами работ. Их учебно-производственный труд носит произ­водительный характер. Уже созданы и работают органы самоуправле­ния и общественные организации, на которые мастер опирается в своей работе. В этот период он решает следующие задачи: организа­ции рабочего места, соблюдения требований безопасности труда и производственной дисциплины, бережного отношения к инструмен­там и материалам, соблюдения правил личной гигиены и производст­венной санитарии, ознакомление с культурой производства и произ­водственной эстетикой.

В этот период уже выявлен и работает актив, способный управлять коллективом группы. Возрастают требования актива к своим товари­щам, усиливается стремление к коллективным действиям. У учаще­гося вырабатывается определенный стиль и режим поведения. Он уже полностью входит в коллектив и в систему производственных отно­шений, ориентируется на нормы и традиции коллектива, постоянно учится соотносить с ним свои действия. Приобщаясь к новым произ­водственным условиям, учащийся переосмысливает самого себя. Это влечет за собой утверждение или перестройку его моральных прин­ципов и представлений.

Применительно к машиностроительному профилю обучения в под­готовительный период учащиеся овладевают основными элементами п ынирования труда, к которым относятся: выбор заготовок, определе­ние последовательности их обработки (продолжается и в других перио-


дах), способы закрепления заготовок, подбор режущего и контроль­но-измерительного инструмента, организации рабочего места и др.

Трудовой процесс учащихся складывается из изучения задания, технической документации, подготовки рабочего места, наладки обо­рудования, проведения отработанных операций с использованием различных приемов контроля за качеством выполняемой работы. Они осваивают типичные трудовые действия, приемы операций в резуль­тате многократного показа и объяснений мастером, а также система­тических упражнений учащихся. У них вырабатываются первичные навыки выполнения отдельных трудовых приемов.

Если обучение осуществляется непосредственно на производстве (в условиях массового производства), то на одном рабочем месте уча­щийся в одном случае может изучить одну-две операции, остальные выполняет рабочий. Затем эти операции объединяются вместе, уча­щийся переходит к другому рабочему на новое рабочее место, здесь он изучает еще одну-две операции, и так до тех пор, пока не освоит все приемы и навыки. Затем учащегося переводят в цех с единичным характером производства, где он выполняет комплексные работы на закрепленном за ним рабочем месте.

Период освоения профессии. После изучения трудовых действий, трудовых приемов и операций переходят к их освоению — совершен­ствованию навыков и умений. Для этого подбираются такие работы, которые содержат как новые, только что изученные приемы, так и изученные ранее. У обучающихся вырабатываются навыки комбини­рования трудовых приемов и операций.

В период освоения профессии мастер решает следующие основные задачи: формирует у учащихся навыки и умения, учит выполнять рабо­ты с соблюдением ритма и темпа, а также технических требований к выполняемой работе; развивает самостоятельность в выполнении зада­ний; воспитывает чувство ответственности за порученное дело.

До тех пор, пока обучающиеся полностью не изучат, не освоят и не закрепят все приемы выполнения работ, им не поручают выполне­ние комплексных работ.

В практике работы многих ПТУ и предприятий поурочным плани­рованием, например, при обучении токарей, первые уроки в период освоения профессий посвящаются совершенствованию операций в следующих сочетаниях: сверление и отрезание; наружная обработка и нарезание резьбы плашками; сверление и растачивание; наружная обточка и сверление; наружная обточка и вытачивание канавок и др. Далее совершенствуются умения в сочетаниях трех и более операций: наружная обточка, прорезание канавок и резьбы; обработка отвер­стий, наружная обточка и нарезание резьбы и т.д.

В период освоения профессии мастер уделяет большое внимание показу передовых методов работы, требует от учащегося овладения скоростными навыками работы.

К концу периода обучающиеся должны подойти к выполнению нормы выработки и уметь обеспечивать необходимое качество рабо-


ты. У них уже формируются навыки, способствующие повышению точности, скорости и самостоятельности в выполнении работы, раз­виваются навыки самоконтроля. Продолжительность этого периода в профтехучилище около двух лет.

Контрольно-заключительный период. Основной задачей конт­рольно-заключительного периода является не только закрепление полученных знаний, навыков и умений, но и их совершенствование на современном оборудовании с применением новых приспособлений и инструментов, а также освоение методов работы передовиков и новаторов производства. У учащихся вырабатывается самостоятель­ность в процессе производственной практики, они приобщаются к ритму трудового коллектива. Усиливается его влияние на воспитание и развитие у учащихся профессиональной самостоятельности.

Именно в этом периоде формирование основных трудовых при­емов осуществляется посредством заданий на самостоятельное пла­нирование работы, разработку элементов технологического процесса обработки изделия, обоснование оптимальных режимов работы обо­рудования, составление и объяснение алгоритмов поиска неисправно­стей и др. В этот период учащиеся уже умеют пользоваться производ­ственной, инструкционной, планирующей и нормативной докумен­тацией. Они самостоятельно выполняют задания, поэтому перед ними ставятся задачи выполнения количественных и качественных показателей. Они принимают участие в техническом творчестве. Те­перь у обучающихся сформированы профессиональные навыки и умения.

В конце контрольно-заключительного периода обучающиеся дол­жны научиться планировать работу и применять передовые методы организации труда и рабочего места; управлять разными типами обо­рудования и применять инструменты и приспособления; пользовать­ся рабочими чертежами и технологической документацией; произво­дить расчет режимов резания и работы оборудования; строго соблю­дать требования к качеству продукции, осуществлять контроль и самоконтроль. Им необходимо уметь добиваться повышения произво­дительности труда; бережно относиться к оборудованию, инструмен­там и приспособлениям, экономить время, сырье, материалы и элек­троэнергию; соблюдать требования безопасности труда, производст-иенной санитарии и пожарной безопасности.

Опыт духовного общения с представителями старшего поколе­ния играет здесь важную роль. Доказано, что существует прямая i вязь между уровнем знаний молодых рабочих и степенью влияния на них старшего поколения. Следовательно, необходимо проводить социальное планирование духовного общения поколений, опреде­лять логическую последовательность форм влияния более старших рабочих на молодежь: посвящение в рабочие, патриотические ве­чера, торжественное вручение молодым именного инструмента ве­теранами труда, слеты поколений, торжественное вручение трудо-111,1 х книжек и т.п.


s СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.